Тематическая статья №8

Планирование и прогнозирование в работе предприятия

Шаховская Н.В.

http://abiturient.ncstu.ru/Science/conf/past/2006/10region/theses/econfin/88.pdf

Планирование всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому надежность планирования зависит от точности и правильности бухгалтерских расчетов прошлого. Любое планирование предприятия базируется на неполных данных. Качество планирования в большей степени зависит от интеллектуального уровня компетентных сотрудников, менеджеров. Все планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, а сами планы взаимоувязывались с имеющимися условиями. Поэтому планы содержат в себе так называемые резервы, иначе именуемые «надбавками безопасности», однако слишком большие резервы делают планы неточными, а небольшие влекут за собой частые изменения плана. В основу составления плана по конкретным направлениям производственных участков предприятия закладываются отдельные задачи, которые определяются как в денежных, так и в количественных показателях. При этом планирование должно отталкиваться от так называемых узких мест: в последнее время это сбыт, финансы или рабочая сила.

Планирование деятельности предприятий стало важной предпосылкой свободногопредпринимательства, распределения и потребления ресурсов и товаров. С переходом к новым условиям хозяйствования предприятия обрели возможность самостоятельно планировать свою деятельность, оценивать ее результаты, распределять ресурсы. Планирование обеспечивает сбалансированность между объемом финансовых ресурсов и их распределением.

Использование финансового планирования на российских предприятиях ограничивается действием ряда факторов:

  • высокая степень неопределенности на российском рынке, связанная с продолжающимися глобальными изменениями во всех сферах общественной жизни;
  • незначительная доля предприятий, располагающих финансовыми возможностями для осуществления серьезных финансовых разработок;
  • отсутствие эффективной нормативно-правовой базы отечественного бизнеса. В этих условиях эффективное финансовое планирование доступно лишь крупным компаниям, обладающим значительными средствами для привлечения высококвалифицированных специалистов, способных вести широкомасштабную плановую работу.

Основными задачами финансового планирования на предприятии являются:

  • обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами;
  • определение направлений эффективных вложений капитала, оценка его использования;
  • выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли;
  • рационализация отношений с бюджетами, банками, страховыми компаниями и организациями;
  • соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;
  • контроль над финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия. Иногда, современные экономические условия диктуют руководителям предприятий необходимость тщательно следить за положением на рынке аналогичной продукции.

Особенно важен этот аспект в условиях малых предприятий, где рентабельность каждой, даже небольшой партии изделий, существенно влияет на экономическое положение предприятия в целом. Оперативный учет и контроль, осуществляемый предприятием, безусловно, является нужным и полезным элементом, однако не решает основной задачи эффективного управления производством – не способствует отбору наиболее рентабельных заказов. Сложившаяся сегодня рыночная ситуация породила интерес руководителей экономических субъектов к постоянному снижению и оперативному регулированию затрат.

Существует несколько подходов к прогнозированию затрат:

1.Опираясь на данные бухгалтерского учета необходимо выделить из общей совокупности затрат их группы (переменные, постоянные, прямые или косвенные). На основе полного ассортиментного перечня выпускаемых изделий выделить затраты, относящиеся к конкретным изделиям.

2. Метод, опирающийся на оценку сложности каждого изделия из ассортимента перечня выпускаемых изделий.

Может показаться, что второй метод более сложный, т.к. требует дополнительных расчетов сложности каждого из выпускаемых изделий, в то время как первый метод использует уже накопленные данные бухгалтерского учета. Рассмотрим подробнее. Во-первых, использование готовых бухгалтерских данных подразумевает ведение полного аналитического учета всех затрат предприятия. Определение характера затрат необходимо выполнять для каждого расчетного периода. Подсчитать переменные затраты на изделие уже возможно с использованием достаточного уровня детализации бухгалтерского учета – выделить сырье и основную заработную плату. Анализ совместных затрат может зайти в тупик при большой номенклатуре и небольших партиях изделий, например, для расчета затрат электроэнергии может потребоваться дополнительный хронометраж операций всего техпроцесса изготовления изделий. Этот метод эффективен для анализа затрат, однако применим для прогнозирования, т.к. опирается на анализ фактических данных.

Суть метода оценки сложности изделия заключается в следующем: на основе конструкции изделия оценивается конструктивная сложность изделия; используя информацию о применяемом оборудовании и типе сырья, определяется технологическая сложность изделия; взяв оба эти параметра, рассчитывается себестоимость изделия.

Для расчета себестоимости на основе критериев сложности применяется следующая зависимость:

C = k1*k2*…*Ck*CT, где k1,k2,… – коэффициенты учитывающие особенности технологического процесса изготовления изделия, Ck – конструктивная сложность, СТ – технологическая сложность.

Этот метод оценки затрат предполагает наличие готовых (выведенных статистически) коэффициентов k1…N. Однако не требует постоянного статистического анализа, что снижает трудоемкость использования данного метода и позволяет применить его на ранних этапах проектирования изделия.

Используя предлагаемый метод оценки сложности изделий возможно не только повысить точность распределения совместных затрат (за счет повышения объективности), но и позволяет проводить планирование затрат на будущий период. Таким образом, планирование является важной составляющей работы любого предприятия.

Очень важно, чтобы на предприятии достигалась непрерывность прогнозирования, т.е. наличие всех временных прогнозов, которые периодически должны пересматриваться, уточняться и продлеваться. Известно около 150 различных методов разработки прогнозов. Наибольшее распространение получили следующие методы: экстраполяции, экспертных оценок, моделирования.

Метод экстраполяции заключается в распространении закономерностей, сложившихся в науке и технике в предпрогнозный период, на будущее. Однако он не учитывает многих факторов, которые могут появиться в прогнозируемом периоде и в значительной мере изменить сложившуюся предпрогнозную закономерность, что существенно влияет на точность прогноза. Этот метод наиболее целесообразно применять для прогнозирования направлений и техники, изменяющихся во времени эволюционным путем.

При прогнозировании новых направлений развития науки и техники более эффективны методы, учитывающие опережающую информацию о новых технических идеях и принципах. К ним относится метод экспертных оценок, который основан на статистической обработке прогнозных оценок, полученных путем опроса высоквалифицированных специалистов в соответствующих областях. Различают несколько методов экспертных оценок. Индивидуальный анкетный опрос позволяет выяснить независимое мнение экспертов. Метод «дельфи» предполагает проведение вторичного опроса после того, как эксперты ознакомятся с первоначальными оценками своих коллег. При достаточно близком совпадении мнений объект выражается с помощью средних оценок. Групповой метод прогнозирования основан на предварительном обсуждении «дерева целей» и выработке коллективных оценок соответствующими комиссиями.

Методы на основе моделирования: логические, информационные и математико-статистические. Данные методы прогнозирования на предприятиях не получили широкого распространения в основном из-за их сложности и отсутствия необходимой информации.

В целом прогнозирование и планирование на предприятии должны осуществляться на основе выработанной стратегии развития предприятия, на далекую перспективу, с учетом реальных финансовых возможностей.