Однако существует и другая точка зрения по поводу происхождения этого загадочного танца. Согласно второй теории «танец живота» вероятнее всего происходит из Индии.

По всей видимости, сильнее всего, на современный египетский стиль Raks Sharqi повлияли 2 направления: Ghawazee и стиль, известный как Baladi. Ghawazee были кочевыми (их как раз и называют в Западном мире цыганами). Во время своих путешествий они впитывали местные традиции, включая и стили танца. Как результат, в то время, как они жили в Египте, их танец уже имел влияние Турции, Северной Африки, Персии и других стран Среднего Востока. Первое значимое упоминание о Ghawazee датировано 18-м веком. Западные путешественники были очарованы танцами, увиденными ими в Египте, и принесли эту новость в Европу.

С середины 19-го века стали популярными всяческие шоу. Восточные танцовщицы участвовали в них в Европе, Франции и Соединенных Штатах. Первое шоу с восточными танцовщицами было показано в Париже в 1889 году. В 1893 танцовщицы появились в Чикаго, и рекламой для них стала французская фраза «Danse du Ventre». Фраза, переводимая как «танец живота», была рекламной уловкой и привела к недопониманию и к искажению смысла танца. После дворцового переворота в 23 году прошлого века в Египте, восточный танец получил своё развитие, как belle танец. Открываются бары, другие увеселительные заведения, где начинает исполнять восточный танец. Стиль Baladi в это время подвергся наибольшим изменениям. Он под влиянием Запада, и танцев Греции, Турции, Северной Африки, Персии (змеевидные руки), Индии (движения головы), других стран Среднего Востока и, возможно, через контакт с Ghawazee превратился в новый танец, известный как Raks Sharqi. Новый танец стал смешением стилей и деталей костюма, приспособленным для индивидуального женского представления. Люди часто, говоря «Raks Sharqi», подразумевают «женский сольный танец». Танец с большим количеством движений бедер теперь ассоциируется с Baladi.

На Западе Raks Sharqi становится известным как «belly dance». Это неправильное название произошло от неверного толкования термина Baladi или от французкой фразы «Danse du Ventre».

В современной форме «belly dance» иногда называется «Cabaret». Обычно этот термин употребляется, когда говорят о выступлении в ресторане или ночном клубе. Костюм для выступлений в стиле «кабаре» по-арабски называется Bedleh. Это лиф, пояс и юбка, украшенные бисером. Этот стиль танца и костюма появился после того, как в Голливуде использовали восточный танец в таком виде, как Восток представляется в Западных фантазиях. Голливуд способствовал популярности Средневосточного танца на Западе в течение 40-х и 50-х годов, и результатом были выпуск большого количества альбомов и, к сожалению, размытие границ между выдумкой и настоящим Средневосточным танцем. Голливудский образ потом был адаптирован профессиональными танцовщицами Среднего Востока и потом опять, уже в таком виде, разошелся по миру.

Хотя Средне Восточный танец должен быть довольно древним, нет никакого документального подтверждения мифа о том, что современный беллиданс имеет какое-то значительное сходство с древним танцем. Множество других мифов возникли среди культурных влияний, которые сформировали современный беллиданс. Эти мифы привели к различным стилям танца и к использованию аксессуаров, таких как змеи и мечи, использование которых в танце не имеет никаких корней в женском Средневосточном танце [2].

Стили восточного танца

Сегодня существует множество стилей восточного танца, и разница между ними, довольно таки существенна. Стиль танца может указать зрителю на происхождение исполнительниц (или на ее учителей, окружение и личные пристрастия). Исполнение «типичных» элементов может помочь танцовщице установить контакт с этнической аудиторией, делая танец 6олее знакомым, уютным и радостным для зрителей. Приведем несколько примеров.

Египетский стиль

Это расслабленный, уверенный танец, много движений бедрами и все же не бешеный ритм. По большей части быстрая, разнообразная музыка. Египетский стиль – это четкая постановка рук и акценты, движения и проходки, очень много взаимодействия с публикой. Полноценное шоу состоит из восточного танца и какого-либо дополнения в виде фольклора, сатиры или еще чего-либо, что дает возможность несколько раз сменить костюм.

Турецкий стиль

Очень живой, яркий и жизнерадостный. Тут присутствует больше «партера», чем в остальных. Турецкие танцовщицы не меняют костюмы так часто, как египтянки, также они не стремятся внести разнообразие в свои номера. Для этого в Турции есть настоящие ансамбли народных танцев.

Ливанский стиль

Более волнообразный, изящные руки, прямое положение корпуса, более резкая работа с бедрами, часто больше медленной музыки, чем в современном Каире. Больше энергии, меньше кокетства. Здесь танцовщицы более склонны носить высокие каблуки, нежели египтянки (то же в Иордании и Сирии). Местные танцовщицы изображают застенчивость и робость, как будто удивляясь: «Я совсем не понимаю, как мое тело это выделывает».

Персидский стиль

На самом деле его называют «ракс-э-ара-би», или «арабский танец». Настоящие персидские/иранские танцы могут включать движения бедрами и грудной клеткой. Большинство позиций принципиально отличается от движений восточного танцевального шага других культур. Здесь используется изящный, скользящий танец, можно исполнять скоординированные движения головой и руками. Танец в персидском стиле отличается невероятной женственностью и деликатностью.

Сегодня известно более 50 видов арабского танца. Существует несколько основных школ, но наибольшее распространение в мире получили египетская и турецкая школы танца живота [3].

Рассмотрим более подробно некоторые стили египетского фольклорного танца и восточного танца в целом.

Александрийский танец

Александрийский танец

Александрийский танец – танец портовых девушек. Танцуется в специальном коротком платье, с шалью-мелайя и с украшением на голове. Александрия – второй большой портовый город в Египте. В репертуаре египетский танцовщиц всегда присутствует этот танец. В переводе на арабский Александрия звучит как «Эскандарани». Стиль танцев Эскандарани очень веселый, зажигательный и игривый. Традиционная одежда для этого стиля платье и накидка (Melaya). Melaya часть национальной одежды женщин Александрии.

Халиджи

Халиджи

Движение танцовщицы напоминают движения верблюда. Халиджи – стиль народного танца, который представляют во всех странах Персидского Залива. Халиджи в переводе означает «залив», и в танцевальном мире этим словом называют музыку и танцевальный стиль из области Персидского залива/Аравийского полуострова: Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн, Катар, ОАЭ, Оман. Этот танец показывается женщинами для женщин и делается акцент на красоте необычного костюма и волос танцовщицы. Движения включают четкие быстрые тряски плечами, хлопки ладонями в разном ритме и разные шаги. Традиционная одежда для этого стиля – Абая (фустан халиги).

Саиди

Саиди

Асая – арабский термин трости. Этот танец пришёл из Южного Египта – региона под названием Саид или Верхний Египет. Традиционно в этой местности мужчины носили с собой длинные палки из бамбука, которые использовали в качестве оружия. Постепенно сложился особый мужской танец – Тахтиб, в котором имитировалось сражение на палках. Женщины переняли манеру танцевать с тростью, но сделали танец более лёгким и игривым, и сделали отдельный стиль – ракс эль асая (танец с тростью).

Дабка

Дабка

Дабка – это зажигательный фольклорный танец из Ливана, непременный элемент народных празднеств с древности и до наших дней. Дабка преимущественно мужской танец. Типичная характеристика стиля — быстрые и разнообразные шаги и подскоки. Традиционным атрибутом дабки считаются четки, которые быстро вращают в руке.

Гавейзи

Гавейзи

Гавэйзи – это цыганское племя, обосновавшееся в Египте. Первое значимое упоминание о Гавэйзи датировано 18-м веком. Когда Гавэйзи были изгнаны из Каира в 1834г., они поселились в Южном Египте. Их музыка, танец и культурные атрибуты заметно отличаются от того, чем известен народ Саиди, исторически населяющий эту область. В танце используют цимбалы. (Стиль Naima Akef.)

Гавейзи

Бэлади

Бэлади в переводе с арабского означает «родина» или «родной город». На египетском слэнге звучит как Ориентал Шааби. Танец Бэллади танцевали во многих деревнях по всему Египту. Обычно его танцевали в доме женщины и для женщин. В основном это были движения бедер. Движения рук были довольно просты и бессистемны. Танцевали босиком. Традиционная одежда для танца – белая голобея с платком на бедрах и платок на голову.

Нубия

Нубия

Нубия – это название города и района на юге Египта. Нубия находится на границе с Суданом. Нубийский танец – это групповой танец. В основном это движения бедер. Красивая система рук. Особенный необычный ритм, в основном быстрый (похож на ритм халиджи). В качестве аксессуаров для танцев используют Доф (бубен), Хус (тарелка из тростника).

Хаггала

Хаггала

Хаггала – это стиль бедуинов, которые живут в оазисах Сахары. Хаггала переводится как «подпрыгивать». Это очень энергичный танец в котором акцент делается на движения бедер. Движения включают хлопки ладонями и прыжки (прыжки в основном используют мужчины). Мужской танец хаггала напоминает Дабку. Традиционная одежда для этого стиля платье + юбка с множеством воланов.

Андалузия

Андалузия

Андалузией называлась южная часть Испании, которая в течение 800 лет была оккупирована арабами. Этот танец сформировался именно там и приобрел характерные черты фламенко. Этот стиль танца исполняется в сопровождении красивой, ритмичной музыки и при этом успокаивающей, соответственно в костюме, который подчеркивает легкость каждого движения.

Танец суфиев

Танец суфиев

Суфийские танцы – танцы дервишей (в Египте известен, как танец «танура») Увидеть настоящие пляски суфийских дервишей можно раз в году в городе Конья (Турция), с 9 по 13 декабря. Дервиши съезжаются на могилу основателя ордена, поэта Джалаледдина Руми, где и происходит церемония. Сначала участники в белых кафтанах и красных фесках по одному проходят мимо шейха, который дает им тайные указания, а потом вступают барабаны и флейты, и дервиши начинают кружиться на месте, все быстрее и быстрее. Шамадан Поднятая правая рука танцующего дервиша получает благословение небес, через опущенную левую руку это благословение передается земле, в чем и состоит смысл ритуала [4].

Шамадан

Shamadan – танец с канделябром. Он – часть древней египетской традиции: большой узорчатый канделябр с зажженными свечами обычно несет на голове танцовщица на свадьбе, освещая молодым дорогу в счастливую семейную жизнь. Характерных особенностей этот танец не имеет. Используются всевозможные проходки, движения бедрами, грудью, животом, кружения. Костюм, традиционный для этого стиля – шаровары и топ или длинное платье с обтягивающим верхом и широким низом [5].


Сегодня танец живота состоит, как правило, из трех частей. Это «таксим», собственно танец и тряска. «Таксим» исполняется под медленную музыку. Во время его исполнения танцовщица обычно стоит на месте и импровизирует, слегка играя телом. B отличие от «таксима», сам танец всегда сопровождается весьма энергичной музыкой и изобилует разными элементами. Тряской же называют такое движение коленями, которое создает вибрацию во всем теле. Каждая часть тела в буквальном смысле слова трясется, хотя реально двигаются только колени. Все элементы танца могут сочетаться в абсолютно разной последовательности [3].

Костюм для восточного танца

Типичный наряд для танца живота – красивый сценический костюм, состоящий из лифа, пояса и лёгкой юбки. Лиф и пояс обычно расшиты множеством мелких украшений: бусинами, стразами, бисером, блёстками, пайетками, монистами. Эти элементы костюма несут не только декоративную функцию, но и позволяют выполнять движения бёдрами и грудью более эффектно.

Сценический восточный костюм – роскошный наряд с ярким, контрастным, объёмным рисунком и обилием блестящих украшений. Самый первый взгляд зрителя оценивает внешний вид танцовщицы ещё до того, как она продемонстрирует своё мастерство. От наряда танцовщицы зависит половина успеха. Грамотно подобранный костюм подчеркнёт достоинства и скроет недостатки фигуры, зрительно увеличит амплитуду движений, поможет создать яркий и запоминающийся образ [6].

Прежде, чем выбрать модель костюма, следует определиться, в каком стиле вы будете танцевать. Для египетского стиля характерны костюмы с различными фасонами юбок. Лишь в фольклорных египетских танцах, таких, как «Белледи», «Саиди», «Шамадан» и др. встречаются шаровары, обтягивающие и бесформенные платья. Турецкие танцовщицы свое искусство демонстрируют чаще всего в шароварах или юбках с очень глубокими разрезами (лепестковые юбки), встречаются узкие брюки расклешенные книзу.

На занятиях же лучше тренироваться в шароварах или рабочих юбках, т.к. они лучше позволяют ощутить амплитуды элементов арабского танца, почувствовать их правильное направление за счет многочисленных фалд, складок и веса ткани. Кроме того, одежда для танца живота не должна быть стесняющей, чтобы тело и душа также проникались легкостью, свободой, творчеством [7].

В общем, костюм для танца живота – это Ваше видение себя в танце, это творчество, полёт фантазии, самовыражение.

Подходит ли Вам танец живота?

Подходит ли Вам танец живота? Вы никогда не узнаете, пока не попробуете.

Я занимаюсь восточными танцами уже 3 года. Этот стиль танца начал привлекать меня еще в школе. Завораживающие движения, яркие костюмы, ритмичная музыка манили меня. Когда я все же записалась в танцевальную группу, окончательно была заворожена им. С тех пор я выучила не мало композиций и выступала на концертах, которые давала наша школа восточных танцев «Фатима» при центре практической психологии «Синтон».

Танец живота это танец для женщин, хотя его прекрасно исполняют и мужчины. Движения танца укрепляют женское тело изнутри, помогают держать себя в форме. Кроме того, по моему мнению, никакой другой танец не позволяет выразить свою женственность и раскрыть себя так, как восточный танец.

Восточный танец – это танец для женщин всех возрастов. Со мной в группе занимаются как школьницы, так и женщины «далеко за 40». Не существует возрастного предела, как не существует и специального типа фигуры. В танце живота такое разнообразие направлений со множеством движений и способов самовыражения, что любая женщина найдет подходящее для себя.

В восточных танцах нет резких движений. После занятия Вы никогда не будете чувствовать себя изможденными, как после тренажерного зала или занятий по аэробике. В танце живота акцент делается на творчество и спонтанность, а не на однообразное повторение одних и тех же движений, поэтому можно забыть, что упражняешься, а просто плыть вместе с музыкой, получая удовольствие от танца.

Восточный танец прекрасно помогает отвлечься от забот и снять умственное напряжение. Особенно хорошо я ощущала это, посещая занятия во время сессии. Раскрепощающие движения, гипнотизирующее влияние восточной музыки приносят пользу не только телу, но и духу, заряжая энергией.

Но, тем не менее, восточный танец достаточно сложный вид танца. Он требует значительной концентрации внимания и постоянных наработок. Необходимо научиться одновременно сочетать движения разного характера. Особенно сложно для меня в первое время было совмещать ритмичные движения бедер с плавными движениями рук. Восточный танец учит управлять своим телом, добавляет пластики и грации в движения. Я считаю, что танцу нужно отдаваться полностью, тогда обязательно достигнешь высоких результатов.

Попробуйте заняться восточным танцем, и Вы почувствуете все его магическое влияние на себе!

Литература

  1. Из истории восточного танца [Электронный ресурс]/ Латифа. Студия восточного танца, – http://www.kam.ru/bellydance/history1/680
  2. Происхождение танца живота [Электронный ресурс]/ Танец живота, – http://www.bellydance.ru/read/origins.shtml
  3. Стили восточного танца [Электронный ресурс]/ Fitness-Studio «Bagira-V», – http://bagira-v.ucoz.ru/index/0-30
  4. Стили восточных танцев [Электронный ресурс]/ Форум портала «Танец живота», – http://bellydance.webtalk.ru/viewtopic.php?id=31
  5. Арабский фольклор и различные стили восточного танца [Электронный ресурс]/ Сайт Сании, танцовщици и преподавательницы восточных танцев, – http://www.saniya-bellydance.com.ua/article2.php
  6. Костюм для восточного танца [Электронный ресурс]/ Сайт «Костюм для восточного танца», – http://hafla.name/
  7. Как сшить восточный костюм [Электронный ресурс]/ Танцевальный коллектив восточных танцев «Belledy» г.Донецк, – http://belledy.narod.ru/files/oops_kost.html

Изображения взяты с сайтов:

  1. Арабский фольклор и различные стили восточного танца [Электронный ресурс]/ Сайт Сании, танцовщици и преподавательницы восточных танцев, – http://www.saniya-bellydance.com.ua/article2.php
  2. Костюмы для танца живота [Электронный ресурс]/ Интернет-магазин «Клеопатра» – Всё для танца живота, – http://www.kleopatra-dance.ru/
  3. Юбки для танца живота [Электронный ресурс]/ Танец живота – самоучитель, – http://www.bellydances.ru/2d.php