Съемка пейзажей

Оказавшись в каком-либо очаровательном уголке земного шара, все мы хотим увезти на память хотя бы несколько кадров, передающих представшие перед нашим взором красоты. Я сам являюсь фотографом, поэтому хочу дать ряд советов по созданию пейзажных фотографий.

Есть лишь три основных фактора, определяющих успех пейзажной фотографии: время, свет и композиция. Время следует учитывать в первую очередь, поскольку если вы не сможете оказаться в нужном месте в нужное время суток, раскрыть красоту ландшафта по максимуму не получится. Что касается света, тут вы всецело зависите от стихии — именно ее капризы могут стать как виной провальных фотосессий, так и одним из слагаемых невиданного успеха, когда причудливая игра света и тени, лучей и бликов вдыхает жизнь в пространство перед вами.

А вот за построение композиции целиком и полностью отвечает фотограф. Именно от выбора ракурса, от более плотного или, наоборот, свободного кадрирования, от умелого применения всевозможных композиционных приемов и того, насколько грамотно вам удастся обыграть объекты, оказавшиеся в поле зрения видоискателя, зависит, получите ли вы просто хороший снимок или сумеете создать работу, претендующую на звание настоящего произведения фотоискусства.

Великолепные пейзажи никого не оставляют равнодушными, а наши советы помогут сохранить воспоминания об увиденных красотах на долгие годы.

Одной из великолепных особенностей пейзажной съемки является тот факт, что она не требует сложной технической подготовки. Достаточно знания базовых приемов, которые быстро освоят даже новички.

ИНТЕРЕСНЫЕ ОБЪЕКТЫ НА ПЕРЕДНЕМ ПЛАНЕ

Строя композицию пейзажа, постарайтесь разместить на переднем плане какой-нибудь интересный объект — он даст ощущение глубины и масштаб, поможет привлечь взгляд зрителя и направить его внутрь кадра, а также добавит зрелищности. Для этой цели подходят любые естественные или рукотворные объекты: камни, упавшие деревья, рельеф пейзажа, рябь на песке, груды камней и лужи, стены, заборы и многое другое. Наибольшего эффекта вы добьетесь с помощью широкоугольного объектива, снимая с близкого расстояния и не забыв максимально увеличить глубину резкости кадра.

СЛИШКОМ МНОГО НЕБА

Когда пустое небо занимает слишком большую часть кадра, это нарушает композицию. Если небо пасмурное или, наоборот, совершенно безоблачное, стройте композицию так, чтобы оно не занимало в кадре лишнего места. Можно даже обойтись без неба вообще, если вы сумеете удачно построить кадр. Для построения более эффектной композиции рекомендуется использовать правило золотого сечения, то есть расположить линию горизонта так, чтобы она делила кадр в пропорции треть к двум третям.

ЛИНИИ, НАПРАВЛЯЮЩИЕ ВЗГЛЯД

Линии помогают строить кадр, поскольку управляют движением взгляда... и усиливают ощущение глубины и масштаба. Если в кадр включить линии, сходящиеся к горизонту, например тропинку, ручеек или железную дорогу, зритель непременно обратит внимание на их направление, и, таким образом, его взгляд пройдет по всей фотографии. Диагональные линии, особенно идущие из левой нижней части снимка в верхнюю правую, очень жестко направляют взгляд, а прерывающиеся или воображаемые линии, создаваемые тенями или рябью на песке, делают композицию более эффектной.

ДИНАМИЧНЫЕ КАДРЫ

Пейзажи, как правило, статичны, и на снимках мы тоже стремимся передать этот покой. Тем не менее в композиции часто присутствуют подвижные элементы — потоки воды, набегающие волны, гнущиеся от ветра деревья, бегущие облака. Не бойтесь усилить ощущение движения, увеличив выдержку. Снимая водопады, устанавливайте выдержку от одной до трех секунд. В сумерках можно увеличить ее до 30 секунд и даже до нескольких минут, чтобы подчеркнуть движение воды, облаков и деревьев. Можно даже попробовать снять пейзаж в свете луны. А если вы снимете ночное небо с выдержкой в несколько часов, то получите снимки со следами движения звезд.

ПОДЧЕРКНИТЕ ФАКТУРУ С ПОМОЩЬЮ БОКОВОГО ОСВЕЩЕНИЯ

Основная сложность при съемке пейзажей заключается в том, что мы стремимся зафиксировать трехмерную сцену на плоскости. Чтобы снимок выглядел убедительно, нужно постараться придать ему глубину. Хорошо работают линии и предметы на переднем плане, но не менее важно направление света. Сцена, освещенная сбоку, на фотографии обычно кажется более объемной — фронтальная подсветка здесь проигрывает. Это происходит из-за того, что длинные тени помогают раскрывать фактуру и форму объектов. Поэтому по возможности всегда выбирайте такие ракурсы, чтобы солнце светило сбоку, — особенно в утренние или вечерние часы, когда оно еще не успело подняться высоко.

ПОИСК НАСТРОЕНИЯ

Удачные пейзажи всегда смотрятся эффектно — в них присутствуют настроение и атмосфера, они передают красоту и величие природы. Этого трудно добиться при голубом небе и ярком солнышке, так что рекомендуем не бояться съемок в ненастную погоду. Интересный эффект дают дымка и туман, а также солнечные лучи до или после бури, когда они прорываются сквозь тучи, освещая пространство перед вами. Хороши и золотые рассветные и закатные часы, когда вся природа купается в мягких солнечных лучах, образующих длинные причудливые тени.

ДО РАССВЕТА И ПОСЛЕ ЗАКАТА

Хотя фотографы и говорят, что восходы и закаты &mdash лучшее время суток, не стоит себя ограничивать. Самым ранним утром, еще до восхода, все пространство пропитано какой-то магией. От горизонта в эти минуты исходит великолепное оранжевое сияние, которое становится все более и более сочным. С восходом солнца все меняется, так что стоит оказаться на месте съемки минут за сорок до восхода, особенно если вы планируете работать недалеко от воды, в которой отражаются эти невероятные цвета. То же касается закатов. Не убирайте фотоаппарат после того, как солнце зайдет за горизонт: оставшись еще ненадолго, вы сможете запечатлеть красивейшую вечернюю зарю, когда садящееся солнце подсветит облака. Снимки сгущающихся сумерек также бывают удивительно интересны.

ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД К БЛИКАМ

Избежать бликов можно, регулярно протирая объектив и фильтры, пользуясь блендой и не включая в кадр солнечный диск, если он слишком ярок. Тем не менее иногда блики работают на снимок, помогая передать интенсивность света и сделать фотографии, снятые против света, еще эффектнее - особенно в пустынях или засне-женной местности. Но если вы забудете почистить оптику, блик будет мутным и бесформенным. Выставьте узкую диафрагму f/16 или f/22, чтобы форма блика напоминала классическую «звездочку». Снимая солнце, не следует за-бывать о безопасности: не смотрите в видоискатель слишком долго — есть риск повредить сетчатку глаза. Ни в коем случае не фотографируйте солнце с телеобъективами, так как они усиливают яркость его света, — лучше обходитесь широкоугольником, блики с ним получаются более интересными.

СИЛУЭТЫ

Силуэты на снимках всегда впечатляют, к тому же их очень просто получить. Нужно всего лишь расположить какой-либо предмет на ярком фоне. Найдите интересное дерево, мачту линии электропередач, мост или шпили церкви и снимите их на фоне яркого неба на закате или восходе. Водная гладь тоже может послужить отличным фоном, особенно если волны мерцают в лучах солнца. Из лодок, парусов и рыбаков получаются интересные силуэты, и вовсе нет необходимости гоняться за слишком крупными фигурами. Выставить экспозицию при съемке силуэта несложно: выберите режим приоритета диафрагмы, определите диафрагму, при которой вы получите достаточную глубину резкости, и снимайте. Как правило, автоматика фотоаппарата правильно экспонирует яркий фон. Главный объект сам по себе превратится в силуэт, и вы получите отличный снимок без дополнительной обработки (если коррекция все же нужна, добиться чисто черного цвета силуэтов можно с помощью уровней и кривых в Photoshop).

ОТВЛЕКАЮЩИЕ ОБЪЕКТЫ

Зачастую в кадр попадают ненужные объекты, например люди с собаками, лодки, машины и следы самолетов в небе. Хотя иногда имеет смысл попросить случайного прохожего занять какое-нибудь место в кадре, чтобы по-казать масштаб композиции.

СМЕНА ТОЧКИ СЬЕМКИ

Странно, что многие фотографы выбирают точку съемки почти сразу же после того, как окажутся в каком–либо понравившемся им месте. И даже не задумываются о том, что всего лишь в 20 метрах от выбранной точки может оказаться гораздо более интересный вид. Отправляясь снимать пейзажи, сделайте несколько снимков с того места, которое вам понравилось изначально, но не задерживайтесь там надолго — обязательно побродите вокруг, осмотрите местность с разных точек. Вы увидите, как всего несколько шагов в сторону могут совершенно удивительным образом преобразить общую картину. Кроме того, в процессе поиска новых ракурсов вы можете заметить более интересные объекты, которые заслуживают того, чтобы стать передним планом ваших снимков. Первое впечатление, безусловно, много значит, но это вовсе не говорит о том, что следует останавливаться исключительно на нем. Чем тщательнее вы исследуете территорию, тем лучше в итоге будут фотографии.

НЕИНТЕРЕСНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ

Для съемки пейзажей крайне важно хорошее освещение, которое к тому же играет заметную роль в компози-ции снимка. В пасмурные дни посвятите время поиску интересных мест, куда можно будет вернуться при более вы-годном освещении.