Тема выпускной работы:

Финансовое обеспечение инновационной деятельности предприятия

Научный руководитель:

Фищенко Оксана Николаевна

Факультет:Экономики

Кафедра:«Экономика предприятия»

Специальность:«Управление инновационной деятельностью»

Государственное финансирование инновационной деятельности в Украине

Автор: Дубинов А.А.

Источник: Труды Одесского политехнического университета, 2004, вып. 2(22)

Ссылка на оригинал статьи: Государственное финансирование инновационной деятельности в Украине

В условиях рыночной экономики политика государства в сфере инновационной деятельности должна заключаться в создании условий для роста научно-технического потенциала страны, определении приоритетных направлений в сфере научно-технической деятельности и поддержании их развития через систему финансово-кредитных и налоговых инструментов. Фактически основной целью государственной инновационной политики является создание таких условий, при которых предприятия сами были бы заинтересованы в ведении активной и эффективной инновационной деятельности.

Основной контроль над реализацией национальных приоритетов инновационного развития возложено на Министерство образования и науки Украины, к целям и задачам которого относятся [1]:

  1. участие в формировании и обеспечении государственной политики в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности и интеллектуальной собственности;
  2. создание условий для получения гражданами полного общего среднего образования;
  3. обеспечение развития образовательного, научного и научно-технического потенциала страны;
  4. определение перспектив и приоритетных направлений развития в сфере образования, научной, научно-технической, инновационной деятельности и интеллектуальной собственности;
  5. содействие функционированию национальной системы научно-технической информации;
  6. обеспечение интеграции отечественной науки и образования в мировую систему с сохранением национальных интересов.

Анализируя изложенное, можно заметить, что Министерство образования и науки Украины осуществляет стратегическое формирование и управление научно-технической и инновационной политикой, определяя приоритетные направления развития страны.

Так же в процессе государственного контроля над инновационной деятельностью участвуют Украинская государственная инновационная компания [2] и Государственное агентство Украины по инвестициям и инновациям [3]. Украинская государственная инновационная компания была создана в 2000 г. как правопреемница ликвидированного Государственного инновационного фонда, в функции которой входят:

Хотя компания не осуществляет формирование государственной инновационной политики, она все же является одним из ключевых элементов механизма, обеспечивающего государственное финансирование инновационной деятельности.

В 2006 г. создано Государственное агентство Украины по инвестициям и инновациям, работа которого координируется непосредственно Кабинетом Министров Украины. В задачи агентства входят:

Исходя из этих задач, агентство подготавливает и предоставляет Кабинету Министров Украины предложения по формированию государственной инновационной и инвестиционной политики, о приоритетных направлениях государственных инновационных программ и необходимых объемах финансирования. В тоже время в функции агентства не входит финансирование каких-либо проектов как за счет средств государственного бюджета, так и за счет привлекаемых средств.

Основной программой государственного финансирования инновационной деятельности является порядок, по которому финансовая поддержка осуществляется путем удешевления долгосрочных банковских кредитов, т.к. зачастую из всех возможных источников финансирования для предприятия наиболее доступным оказываются кредиты коммерческих банков [4]. Ежегодно на конкурсной основе выбираются предприятия, чья инновационная деятельность ведется в приоритетном для государства направлении. Победителям частично компенсируется процентная комиссия по привлеченным кредитам, т.е. сам кредит для предприятия становится дешевле. Этим государство не столько стимулирует предприятие в приоритетных для страны направлениях научной деятельности, но и обеспечивает развитие рынка банковского кредитования.

Негативным является слишком большое количество взаимодействующих организаций: Министерство образования и науки определяет перечень предприятий, имеющих стратегическое значение и участвующих в конкурсе, далее в принятии решения участвуют Министерством экономики, Министерством финансов и Национальный банк Украины, выплату компенсации коммерческим банкам, предоставившим кредит, осуществляет Государственное казначейство. Для реализации данной программы хватило бы одного специализированного фонда, в задачи которого входило бы определение перечня предприятий, получающих компенсацию, а так же, в рамках заранее определенного для данного фонда лимита, и сам размер компенсации. При этом количество участников уменьшается: предприятие-инноватор — фонд — Государственное казначейство — коммерческий банк, что ускоряет время реализации всей схемы получения компенсации и, как следствие, делает банковский кредит еще более привлекательным и доступным для предприятия.

Кроме финансово-кредитных инструментов, государственные институты, регулирующие инновационную деятельность, могут использовать целевое государственное финансирование инновационных проектов, чья успешная реализация может стать ключевым элементом научно- технического потенциала страны. В Украине ежегодно определяется перечень инновационных проектов предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики [5], финансирование которых осуществляется государством, в частности, за счет средств, полученных от приватизации государственного имущества. Перечень финансируемых стратегически важных для государства проектов в 2006 г. разбит на шесть основных категорий:

Фактически данная программа ориентирована скорее на финансирование фундаментальных исследований, чем инновационных проектов предприятий. Средства государственного бюджета сильно ограничены и идут, в основном, на поддержку фундаментальных исследований научных учреждений, но у предприятий тоже есть возможность осуществлять инновационные проекты за счет государственных средств. Например, за счет средств специального фонда государственного бюджета Украины, который обеспечивает предоставление средств в размере 70 % от общей стоимости инновационного проекта, остальные 30 % предприятие финансирует за счет собственных средств [6]. Денежные средства предоставляются на срок до семи лет. Для предприятий, которые регистрируют свои инновационные проекты в предусмотренном законодательством порядке, в качестве стимулирования предусмотрены налоговые льготы, а так же часть импортируемых товаров, сырья и оборудования освобождается от таможенных пошлин. Обеспечением возвратности средств может служить залог, банковская гарантия, договор страхования либо договор поручительства. Основными критериями для выбора финансируемого проекта служат его эффективность, обеспечение увеличения объемов экспорта и снижение объемов импорта, создание на предприятии дополнительных рабочих мест.

Главный фактор, не дающий полноценно реализовывать государственную инновационную политику, — отсутствие единого и единственного центра, функции которого заключались бы не только в формировании государственной политики инновационной деятельности, но также в осуществлении контролирующих и стимулирующих полномочий.

В частности такой институт должен иметь возможность анализировать, контролировать и направлять денежные потоки, идущие на поддержку инновационной деятельности, для чего у данного органа должны быть полномочии, которые в настоящее время присущи Министерству финансов. Единый центр, у которого будет возможность не только формировать инновационную политику, но и осуществлять ее регулирование с помощью доступных ему финансово-кредитных инструментов, будет действовать значительно эффективнее, чем большое количество различных министерств и ведомств.

Единый государственный центр, подчиняющийся напрямую Кабинету Министров Украи¬ны, формирующий инновационную политику в соответствии с национальными приоритетами, осуществляющий контроль и мониторинг ее реализации, а главное, имеющий возможность обеспечивать не только ее информационно-организационную поддержку, но и финансовую, повысит гибкость и эффективность государственной инновационной политики в целом, обеспечит государству лучший контроль за расходованием бюджетных средств.

Литература

  1. Про Міністерство освіти і науки України: Указ Президента України від 08.06.00р. № 773/2000 // CD-ROM «Инфодиск: Законодательство Украины». — 06.2006.
  2. Питання Української державної інноваційної компанії: Постанова КМУ від 15.06.2000 р. № 979 // CD-ROM «Инфодиск: Законодательство Украины». — 06.2006.
  3. Про утворення Державного агентства України з інвестицій та інновацій: Указ Президента України від 30.12.2005 р. № 1873/2005 // http://www.president.gov.ua/documents/3805.html. — 21.10.06.
  4. Про затвердження Порядку надання фінансової підтримки суб'єктам інноваційної діяльності за рахунок коштів державного бюджету шляхом здешевлення довгострокових кредитів: Постанова КМУ від 17.11.04 р. № 1563 // CD-ROM «Инфодиск: Законодательство Украины». — 06.2006.
  5. Про фінансування науково-технічних проектів державних науково-технічних програм (ДНТП) з пріоритетних напрямів розвитку науки і техніки у 2006 році: Наказ МОН від 15.03.2006 р. № 192 // http://www.mon.gov.ua/laws/MON_192_.doc. — 21.10.06.
  6. Про затвердження Порядку використання коштів спеціального фонду Державного бюджету України, що спрямовуються на фінансову підтримку інноваційної діяльності суб'єктів підприємництва: Постанова КМУ від 05.10.2004 р. № 1316 // CD-ROM «Инфодиск: Законодательство Украины». — 06.2006.