Тема выпускной работы:

Финансовое обеспечение инновационной деятельности предприятия

Научный руководитель:

Фищенко Оксана Николаевна

Факультет: Экономики

Кафедра: «Экономика предприятия»

Специальность: «Управление инновационной деятельностью»

Инновационная деятельность предприятий Донецкой области

Автор: Коршикова И. А.

Источник: Экономический вестник Донбасса № 4 (18), 2009

Ссылка на оригинал статьи: Инновационная деятельность предприятий Донецкой области

В современных условиях глобальной конкуренции, развития технологий, увеличивающихся и ускоряющихся потоков информации, растущей сложности бизнеса и резкого сокращения жизненного цикла инновационных товаров требуется разработка и реализация организационных мероприятий по обеспечению непрерывности инновационного цикла и постоянного совершенствования организации.

Изучению проблем, связанных с инновационной деятельностью, посвящены труды многих зарубежных и отечественных ученых. Теоретические основы экономической политики и инноваций разрабатывали такие известные зарубежные ученые и практики, как Г. Александер, Р. Брейли, А. Вебер, Дж. Кейнс, А. Леш, С. Майерс, П. Самуэльсон, У. Шарп, Й. Шумпетер [1]. Огромный вклад в исследование вопросов инновационной деятельности внесен такими отечественными учеными, как В. Амитан, А. Гальчинский, Н. Герасимчук, А. Голиков, М. Долишний, С. Дорогунцов, О. Кухленко, В. Лушкин, В. Симоненко, Л. Шутенко и другие.

По Й. Шумпетеру, инновация — это, по существу, качественно новая комбинация использования экономических ресурсов. «Производить — значит комбинировать имеющиеся в нашей сфере вещи и силы. Производить нечто иное или иначе — значит создавать другие комбинации из этих вещей и сил» [1, с. 132]. И хотя в последнее время вышло несколько посвященных инновациям трудов положение с однозначностью понимания и толкования термина «инновация» остаётся совершенно неудовлетворительным. В частности, этот термин толкуется как 1) перевод с английского «innovation» (нововведение); 2) такое нововведение, которое связано с новой техникой или технологией; 3) нововведение, обеспечивающее достижение мирового уровня выпускаемой продукции; 4) нововведение, достойное патентования; и некоторые другие формулировки.

Поэтому понятие «инновация» может иметь раз- личные значения в зависимости от конкретных задач, поставленных перед ее создателями. Часто оно употребляется для обозначения новых идей, методов или устройств, а также процессов создания новых продуктов и технологий, включая управленческие. Этот термин наиболее широко используется для обозначения изменений в области технологий, отдельных процессов, управления, финансов, а также способов достижения этих изменений.

В менеджменте и маркетинге инновации определяются как создание и предоставление товаров или услуг, которые предлагают потребителям выгоды, воспринимаемые покупателями как новые или более совершенные. Благоприятные возможности для инноваций создаются теми изменениями внешней рыночной среды, которые ведут к появлению новых потребностей или новых способов удовлетворения уже существующих нужд потребителей. Как известно, инновационный потенциал государства зависит от многих факторов. Главными из них являются адекватная концентрация финансовых и организационных ресурсов государства и бизнеса на науке и образовании; наличие для этого соответствующей сети учебных, научно-исследовательских, финансовых организаций, а также институционализированных форм взаимодействия; наличие механизмов стимулирования государством инновационной деятельности; высокая инновационная культура населения в целом и представите- лей бизнеса в частности и т. д.

В Украине существует на сегодня значительное количество предпосылок для достижения высоких показателей инновационного развития. Прежде всего это разветвленная сеть высших учебных заведений с длительны- ми традициями преподавания естественных и технических наук; большая доля лиц с высшим образованием и научной степенью; общая восприимчивость населения к инновациям, точным наукам и технике; наличие значительного количества предприятий, ориентированных на выпуск высокотехнологической продукции, сохранивших уникальные высококвалифицированные кадры, и т. д.

Несмотря на это, показатели инновационного развития Украины являются недостаточным, что обусловлено целым рядом причин. В первую очередь, практически раз- рушена схема взаимодействия между наукой, образованием и производством, что создает ситуацию, когда уникальные изобретения не находят применения в Украине, или архивируются на стадии проекта, или попадают за границу вместе со своими авторами либо без них.

Не менее важными показателями в этой связи являются недостаточные, несмотря на заметное увеличение в последнее время, объемы финансирования академической и отраслевой науки, застарелость материальной базы научно-исследовательских организаций, а также несовершенство механизмов коммерциализации разработок, созданных за счет средств государственного бюджета. Учитывая сказанное, для Украины было бы интересным изучить опыт стран Европейского Союза в сфере создания эффективной сети научно-исследовательских организаций, деятельность которых осуществляется за счет бюджетных средств, и формирования механизмов их взаимодействия с производственным сектором.

Нехватка средств на осуществление научно-исследовательской, опытно-конструкторской и инновационной деятельности ощущается и в частном секторе. Предприятия, инвестирующие в новые разработки и технологии, оперируют прежде всего собственными средствами, объемы которых недостаточны. При этом возможности использования для этого привлеченных средств ограни- чены из-за высокой стоимости кредитных ресурсов, не- развитости рынка венчурного инвестирования, низкого уровня государственной поддержки и т. д.

В настоящее время усиливаются негативные факторы, сдерживающие развитие инновационной деятельности:

Поэтому одним из путей стабилизации экономики Украины является развитие инновационной деятельности. Это позволит обеспечить выпуск качественной высокотехнической продукции, которая должна быть конкурентоспособной как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Но результаты анализа развития этого определяющего направления в Донецком регионе не свидетельствует о том, что здесь все нормально. Показатель инновационной активности промышленных предприятий с каждым годом снижается. Так, если в 1998 г. инновационной деятельностью занималось 151 предприятие Донецкой области, или 19,6 % от общего количества, то в 2000 г., соответственно, 109 предприятий, или 13,5 %, в 2004 г. — 92, или 11,6 %, в 2005 г. — 77, или 9,8 %, в 2006 г. — 61, или 7,9 %, а в 2008 г. — 83, или 10,5 %. Но тем не менее в других промышленных регионах этот показатель в 2008 г. значительно выше: в Харьковской — 13,1 %, Днепропетровской — 8,5 %, Запорожской — 8,9 %, по Украине — 13 % [2, с. 3].

Наиболее активно занимались инновациями большие предприятия, которые имеют развитую материально-техническую базу, соответствующие подразделения с квалифицированными специалистами.

В 2008 г. внедряли инновации 75 промышленных предприятия области или 90 % инновационно-активных предприятий. В среднем по Украине удельный вес таких предприятий составляла 83 %, в Запорожской области — 97,2 %, в Днепропетровской — 82,5 %, в Харьковской — 88,2 %, в Луганской — 96,6 % [2, с. 4].

Показатели инновационной деятельности свидетельствует о том, что для обеспечения экономического роста промышленного комплекса регионов и Украины в целом, достижения его конкурентоспособности на мировом рынке доминирующим должен стать путь развития, который основывается на использовании стратегии технологического прорыва, наращивания инновационного потенциала предприятий.

Учитывая сложившуюся ситуацию в Донецкой области и опираясь на поддержку научных учреждений, прежде всего Национальной академии наук Украины, Донецкая областная государственная администрация разработала первую в Украине Программу научно-технического развития Донецкой области на период до 2020 г., которая в 2004 г. Министерством образования и науки была официально признана региональной программой инновационного развития Донецкой области.

Программа-2020 предусматривает реализацию на протяжении периода до 2020 г. системы мероприятий по формированию инновационной модели развития экономики Донецкой области на основе ускоренного роста научно-технического и производственного потенциала региона.

Но для эффективной реализации инновационной деятельности в регионе сегодня не хватает рычагов, которые позволяют снижать риск от инноваций, повышать престиж отечественных производителей новой техники и технологий. Поэтому возникает необходимость в дальнейшем развитии национальной инновационной системы, в частности на региональном уровне, основная составная которой — инновационная инфраструктура, которая бы могла облегчить связь науки и бизнеса, поддержать на начальном этапе малые высокотехнологические предприятия и оказывать содействие ускоренному внедрению инноваций при непосредственном участии их разработчиков.

Создание и совершенствование региональной инновационной системы должно обеспечить повышение качества жизни населения, достижение экономического роста и формирование при этом экономических, правовых и организационных условий для поэтапного перехода промышленности региона на инновационный путь развития.

Приоритетным направлением для региона является разработка и распространение ресурсои энергосберегающих технологий на предприятиях области. Кроме того, учитывая специфику региона, на научной основе должны решаться вопросы очищения атмосферного воздуха, переработки твердых бытовых отходов и отходов производства.

Отдельно в этом контексте следует обратить внимание на кадровую проблему. Из-за недостаточных объемов финансирования в Украине сокращается количество людей, занимающихся научно-исследовательской деятельностью как своей основной работой. Прямым последствием этого стала эмиграция многих высококвалифицированных специалистов в другие страны, а также увеличение доли иностранных средств в финансирование инновационной деятельности почти до 30 %.

Несмотря на изложенное, Украине удалось в основном сохранить свой кадровый потенциал в научно-технологической сфере, что дает возможность наверстать возможности активного инновационного развития. Поэтому в целях активизации инновационной деятельности необходимо создание организационно-экономического механизма, стимулирующего весь процесс создания нового продукта от разработки идеи до воплощения ее в коммерческом продукте и проникновении на рынок. А все это требует изменения системы управления инновационными процессами в соответствии со следующими требованиями:

Это все создаст новые условия для развития инновационной деятельности в области.

Литература

  1. Шумпетер Й. А. Теории экономического развития. Капитализм, социализм и демократия / Й. Шумпетер. — М. : Эксмо, 2007.
  2. Инновационная деятельность промышленных предприятий Донецкой области в 2008 году: экономическая доклад / / Главное управление статистики в Донецкой области. - Донецк. — 2009. — 11 с.