Тема выпускной работы:

Финансовое обеспечение инновационной деятельности предприятия

Научный руководитель:

Фищенко Оксана Николаевна

Факультет: Экономики

Кафедра: «Экономика предприятия»

Специальность: «Управление инновационной деятельностью»

Направления развития финансово-кредитного обеспечения инновационной деятельности предприятий в Украине

Автор: Айман Альмерай

Источник: Портал Днепровского регионального центра развития.

Ссылка на оригинал статьи: Направления развития финансово-кредитного обеспечения инновационной деятельности предприятий в Украине

Для достижения экономического роста страны необходимо повышать ее конкурентоспособность. При этом государственная политика должна быть направлена на усовершенствование механизма стимулирования инновационной деятельности предприятий путем принятия соответствующих организационных, финансово-кредитных и нормативно-правовых решений.

Украинский рынок инноваций характеризуется невысокой активностью, разрывом между наукой, производственным сектором экономики и учреждениями образования, низким уровнем развития малого инновационного предпринимательства, низкой информационной прозрачностью инновационной сферы, а также отсутствием достаточных финансовых ресурсов.

Финансирование является одной из важнейших составляющих экономического обеспечения инновационной деятельности. К его источникам относятся государственные ассигнования, собственные средства предприятий, кредитные ресурсы, венчурный капитал, частные средства, иностранные средства.

В 2006 г. существовало следующее распределение источников финансирования инновационной деятельности промышленных предприятий: собственные средства предприятий — 84,6 %; кредитные средства — 8,5 %; средства государственного бюджета — 1,9 %; средства инвесторов, др. — 5 % [1]. Таким образом, основным источником финансирования инновационной деятельности выступают собственные средства предприятий.

Анализ опыта развитых стран показывает, что важным фактором финансового стимулирования инновационного развития является соответствующая налоговая и амортизационная политика. Например, в США, Японии, Франции, Канаде, Швеции, Бельгии, Италии, Великобритании затраты на осуществление НИОКР вычитаются из дохода, который облагается налогом. В Германии, где ставки налогообложения и процентные ставки высокие, промышленные предприятия имеют возможность активно заниматься инновационной деятельностью благодаря возможности перечисления прибыли в многочисленные собственные резервные фонды, освобожденные от налогообложения [2]. В Японии промышленные компании, которые осуществляют инвестирование инновационного оборудования для исследований и разработок новой техники, имеют право вычислять из налога на прибыль 7 % размера инвестиций, которые обеспечивают создание новых материалов и электронной техники [3].

Способствует инновационной деятельности предприятий также ускоренная амортизация оборудования для научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, что применяется в Германии, США, Японии, Италии, Бельгии. В Великобритании в первый год эксплуатации списывается полная стоимость инновационного оборудования [3].

До 2003 г. предприятия, которые занимались инновационной деятельностью, имели право на льготное налогообложение и ускоренную амортизацию основных фондов группы 3, а при ввозе в Украину сырья, оборудования, комплектующих и др. товаров для выполнения приоритетного инновационного проекта освобождались от уплаты ввозной пошлины и налога на добавленную стоимость [4]. На данный момент субъекты инновационной деятельности не имеют льготы, стимулирующие их деятельность, которые есть в развитых странах. Осложняет ситуацию проблема недостаточного развития финансово-кредитного обеспечения инновационной деятельности предприятий.

Предлагаются пути развития финансово-кредитного обеспечения инновационной деятельности отечественных предприятий, в т.ч. малого бизнеса Финансово-кредитная система должна обеспечивать финансирование всех этапов инновационного процесса: от стартовых вложений к венчурному и кредитному финансированию на завершающих стадиях.

Одним из главных элементов финансово-кредитной системы являются банки и др. кредитные учреждения, которые предоставляют долгосрочные займы предприятиям. Достаточно весомые объемы финансовых ресурсов можно привлечь путем получения кредитов банков. Однако на данном этапе в стране получить их для реализации рискового проекта на долгосрочный период сложно, к тому же существует высокий уровень кредитных ставок. Таким образом, банковские учреждения слабо выполняют свои кредитные функции. Поэтому с целью поддержки отечественного производства и развития экономики на государственном уровне целесообразно проводить политику привлечения к финансированию инновационных проектов коммерческих банков.

Важность кредитных ресурсов состоит в том, что кредит — это по большей части создание покупательной способности для передачи ее предпринимателю, но не просто передача ему существующей покупательной способности в виде кредитных платежных средств, подтверждающих факт наличия продуктов. Создание покупательной способности, в принципе, характеризует метод, которым осуществляется хозяйственное развитие в открытой экономике. Кредит открывает предпринимателям доступ к народнохозяйственному потоку благ еще до того, как они получат на это обоснованное право; как следствие: в течение некоторого времени видимость права заменяет предпринимателю реальное право. Предоставление кредита в этом значении действует как приказ народному хозяйству приспособиться к целям предпринимателей, поручения (ордера) на получение нужных ему благ, как предоставление ему производительных сил. Только так мог бы состояться процесс экономического развития, если бы он выходил за пределы простого круговорота. Именно эта функция кредита является краеугольным камнем современной кредитной системы [5].

Законом Украины предусмотрено следующее [4]:

Финансовая поддержка предоставляется в пределах средств, предусмотренных соответствующими бюджетами. Но она недостаточна. Содействует развитию инновационной деятельности грантовое финансирование и тендеры (государственные торги). В первом случае отбираются лучшие проекты. Во втором — выбираются на конкурсной основе исполнители для осуществления конкретных приоритетных для страны проектов научно-технического развития. Инвестированием инновационных проектов занимаются инновационные, инвестиционные, венчурные фонды. Инвестиционные фонды широко распространены в США, где их называют “альтернативной американской банковской системой” [6].

Их недостаток в том, что все управление концентрируется в руках небольшой группы менеджеров, которые могут единолично распоряжаться большими средствами миллионов вкладчиков.

Существуют некоммерческие инвестиционные фонды. Они могут быть как государственными (Национальный научный фонд США, Инвестиционный фонд Министерства энергетики США, Японская корпорация по исследованиям и разработкам), так и филантропическими центрами, созданными общественными организациями и частными фирмами.

В Украине работают представительства международных фондов, которые на конкурсной основе дают возможность получить финансирование инновационных проектов.

Мировой опыт свидетельствует, что особенную роль в развитии рынка инноваций играют венчурные фонды, которые финансируют рисковые инновационные проекты и принимают участие в управлении их реализацией. Динамика мирового рынка венчурного капитала показывает ежегодный средний pocт инвестиций 35 %, около 2/3 из них — вложение в отрасли высоких технологий [7]. Венчурный капитал, например, повлиял на развитие следующих отраслей промышленности: информационные технологии, биотехнологии, полупроводниковая электроника.

В Украине венчурное финансирование находится на начальной стадии развития. Венчурные фонды аккумулируют капитал инвестиционных фондов, компаний, банков, пенсионных и др. фондов, страховых компаний, личные сбережения инвесторов, иногда государственные средства. Венчурные инвесторы принимают паевое участие в капитале инновационной компании, предоставляют средства на долгосрочный период на безвозвратной и беспроцентной основе, не требуя гарантий или залога. Средства или следуют в акционерный капитал, или предоставляются в виде инвестиционного кредита, причем чаще всего используется комбинированное венчурное инвестирование, которое совмещает оба вида.

Для стимулирования инновационной деятельности в Украине целесообразно:

Для стимулирования банковско-кредитных учреждений целесообразно освобождать от налогообложения части прибыли банков, полученной ими в результате представления долгосрочных кредитов для реализации инновационных проектов. Также можно позволить коммерческим банкам не осуществлять отчисления в резерв Национального банка Украины на сумму привлеченных ресурсов в объеме кредитов, которые были предоставлены банками под освоение в производстве результатов отечественных научно-технических разработок.

Коммерческие банки, считая лучшим не рисковать, особенно в нестабильной экономической среде, стремятся выдавать кредиты большим и средним предприятиям, которые могут предоставить ликвидный залог, под нерисковые проекты. Но мировой опыт показывает важную роль малого бизнеса для экономического роста стран. Фирмы, которые специализируются на создании новой продукции, с численностью занятых до 300 человек, дают в 2,4 раза больше нововведений на каждый доллар, вложенный в научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, чем большие корпорации с численностью занятых свыше 10 тыс. человек и в 2,5 раза — на одного занятого [6].

Для развития малого инновационного предприятия целесообразно внедрить следующую финансово-кредитную поддержку:

Таким образом, в осуществлении инновационной деятельности предприятий в Украине очень важную роль играет финансирование, оно является одной из основных составляющих экономического обеспечения инноваций. Также довольно важным фактором финансового стимулирования инновационного развития является соответствующая налоговая и амортизационная политика. Для эффективности научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок важную роль играет ускоренная амортизация оборудования.

Главными центрами финансово-кредитной системы являются банки и другие кредитные учреждения, которые и предоставляют долгосрочные займы предприятиям. Именно путем получения кредита можно получить большие объемы денежных средств. Поэтому с целью поддержки отечественного производства и развития отечественной экономики на государственном уровне целесообразно проводить политику привлечения коммерческих банков к финансированию инновационных проектов. Особую роль в развитии рынка инноваций играют венчурные фонды, которые финансируют рисковые инновационные проекты и принимают участие в управлении их реализацией.

Для стимулирования инновационной деятельности необходимо предпринимать ряд мер, включающих в себя увеличение объемов государственного финансирования научной и научно-технической сферы, распространение системы льготного кредитования инновационных проектов, развитие системы страхования инвестиционных рисков в инновационной сфере.

Для развития малого инновационного предприятия необходимо разработать систему налоговых льгот коммерческим банкам, обеспечить низкопроцентное кредитование малого инновационного бизнеса, разработать механизмы гарантийного возвращения кредита для малых инновационных предприятий.

Литература

  1. Источники финансирования инновационной деятельности промышленных предприятий (данные Государственного комитета статистики Украины за 2006 г.) [Электронный ресурс] // Сайт Государственного комитета статистики Украины. — http://www.ukrstat.gov.ua. — 11.08.08.
  2. Захарин, С.В. Активизация инновационной деятельности промышленных предприятий / С.В. Захарин // Финансы Украины. — 2003. — № 1. — С. 13 — 20.
  3. Ткачева, Н.Н. Государственная поддержка инновационного процесса, как фактор повышения конкурентоспособности продукции / Н.Н. Ткачева, Т.А. Гончарова // Экономические инновации. — 2003. — Вып. 15. — С. 51 — 60.
  4. Об инновационной деятельности: Закон Украины № 40-IV от 04.07.2002 // Интеллектуальная собственность. — 2002. — № 10. — С. 63 — 70.
  5. Шумпетер, Й. Теория экономического развития / Й. Шумпетер. — М.: Прогресс, 1992. — 231 с.
  6. Горфинкель, В. Инновационные коммуникации и формы их организации / В. Горфинкель, В. Швандар // Экономист. — 2002. — № 10. — С. 17 — 24.
  7. Антонюк, Л. Л. Инновации: теория, механизм разработки и коммерциализации: Моногр. / Л.Л. Антонюк, А.М. Поручник, В.С. Савчук. — К.: КНЕУ, 2003. — 394 с.