Тема выпускной работы:

Финансовое обеспечение инновационной деятельности предприятия

Научный руководитель:

Фищенко Оксана Николаевна

Факультет: Экономики

Кафедра: «Экономика предприятия»

Специальность: «Управление инновационной деятельностью»

Элементы финансового обеспечения научно-технической сферы

Автор: Григор А.А.

Источник: Научный вестник Академии муниципального управления, 2009, вып. 4(12)

Автор перевода: Богданов Алексей Юрьевич

Ссылка на оригинал статьи: Элементы финансового обеспечения научно-технической сферы

Финансовое обеспечение научно-технической сферы имеет сложную структуру, элементами которой являются: совокупность источников финансирования; формы финансирования инноваций; методы и инструменты аккумуляции денежных поступлений и их вложения в инвестиционные проекты и целевые программы; методы и инструменты контроля за инвестициями в инновационные проекты, включая оценку эффективности их использования и т.д. При этом должны быть учтены и уровня регулирования - предпринимательский, региональный / отраслевой, национальный, межгосударственный / региональный и глобальный. В условиях рыночных отношений финансирования научно-технической деятельности имеет свою специфику и выступает как составной элемент финансовой политики государства. Эта система должна быть направлена на решение следующих задач:

Согласно мировому опыту основными источниками финансирования научно-технической деятельности выступают:

Международный опыт свидетельствует, что в экономике развитых стран финансовые ресурсы научно-технической деятельности формируются как из государственных так и из частных источников. Активное взаимодействие государства и частного бизнеса в финансовой поддержке научно-технического развития создает предпосылки стремительного развития национальной экономики. При этом в развитых государствах происходит увеличение негосударственной доли в общих объемах финансирования. Такие факты относительно ЕС приведены в предыдущих подразделах. Аналогичные процессы происходят и в США.

В этом аспекте отмечают, что в XXI веке, согласно официальным документам, будет осуществляться активная инновационная политика с использованием таких принципов [2, с. 79]:

Финансирование инновационного процесса при значительной разнообразия источников и методов с участием государства и частных компаний дает определенную гибкость в мобилизации и использовании финансовых ресурсов, позволяет объединять прибыльные разработки по неприбыльными (в основном фундаментальными исследованиями). Для взаимодействия государственного финансирования с частным бизнесом широко используется конкурсная система. Это позволяет направлять финансовые ресурсы в перспективные сферы и передавать их исполнителям, способным обеспечить максимум экономического эффекта от вложенных средств. В результате конкурсная система является одним из направлений повышения эффективности финансирования НИОКР.

Отраслевое распределение государственных ассигнований является неравномерным, более того неравномерной является и участие государства в отраслевых расходах на НДККР. Так, в авиакосмической промышленности США 75% всех расходов в этой области принадлежит государству, в электронике и средствам связи - 35%, в производстве конструкционных материалов - 25-30% [3, с. 81]. В Японии основная часть финансовых ресурсов на НИОКР поступает от частных компаний. Крупнейшие японские фирмы имеют собственные научно-исследовательские институты и лаборатории, большой штат научных сотрудников. Доля государственных расходов на НИОКР значительно меньше, чем в США и странах Европы (примерно 25% от всех расходов). Однако по оценкам экспертов доля расходов государства должна возрастать и составит 50% [4, с. 88].

Финансовое обеспечение механизма реализации государственной научно-технической политики является элементом ресурсного обеспечения всего инновационного цикла, включая стадии разработки, промышленного производства и эксплуатационного применения инноваций на основе как прямого финансирования, так и использования методов косвенного регулирования, направленных на абсолютную и относительную экономию финансовых ресурсов участников инновационного процесса.

Особое значение в рамках такого механизма приобретает усиление роли государственного заказа, как одного из инструментов государственной научно-технической политики. Объектом целевого государственного финансирования являются государственные инновационные и научно-технические программы. Их основное содержание составляют отобранные по конкурсу проекты создания конкретных видов новой техники, технологий в ходе комплексных теоретических и экспериментальных исследований. В сочетании с обязательной «прозрачностью» процедур предоставления госзаказа на конкурсной основе с последующим заключением контракта на его выполнение такая практика обеспечивает целевой характер и общее повышение эффективности использования финансовых ресурсов [5, с.89].

Государственная поддержка реализации инновационных программ, прошедших конкурсный отбор, может осуществляться за счет средств государственного бюджета, выделяемых на возвратной основе или на условиях закрепления в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ, или путем предоставления государственных гарантий по возмещению части вложенных инвестором финансовых ресурсов в невыполнении научно-технической программы не по вине инвестора. Государственные гарантии для инновационных программ предоставляются в пределах средств, предусмотренных в государственном бюджете на год.

Инновационные программы можно классифицировать по категориям: программы, обеспечивающие производство продукции, не имеющей зарубежных аналогов, при условии защищенности ее отечественными патентами или аналогичными иностранными документами; программы, обеспечивающие производство экспортных товаров несырьевых отраслей, имеющих спрос на внешнем рынке, на уровне лучших мировых образцов; программы, обеспечивающие производство импортозамещающей продукции с более низким уровнем цен на нее по сравнению с импортированной; программы, обеспечивающие производство продукции, пользующейся спросом на внутреннем рынке.

Негосударственными источниками финансирования инновационных программ выступают: инвестиционные ресурсы коллективных инвесторов, в частности: инвестиционных компаний, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов; инвестиционные ресурсы страховых компаний (страховые резервы).

С целью обеспечения финансовой стабильности и гарантий коллективных инвесторов и страховых компаний инвестирования их средств осуществляется на принципах диверсификации (наличия широкого круга объектов инвестиций с целью уменьшения возможного инвестиционного риска), возвратности (обязательного возврата инвестированных средств в полном объеме), прибыльности ( обязательного получения прибыли от инвестирования средств) и ликвидности (возможности быстрой реализации инвестированных активов при сохранении их номинальной стоимости в случае необходимости выполнения взятых обязательств по страховым выплатам).

Инновационные компании учреждаются только юридическими лицами, а фонды могут учреждаться как юридическими, так и физическими лицами.

К негосударственным источникам можно отнести такие формы привлечения средств, как акционерное финансирование и кредитование. Акционерное финансирование - это форма получения дополнительных инвестиционных ресурсов путем эмиссии ценных бумаг. Оно предусматривает замену инвестиционного кредита рыночными долговыми обязательствами, что сказывается на структуре и стоимости капитала, инвестируемого в программу по их оптимизации. В структуре капитала снижается доля долгосрочных кредитов банков.

Акционерное финансирование включает дополнительные эмиссии ценных бумаг под конкретную инновационную программу, которая обеспечивает инвестору участие в уставном капитале организаций. При этом инвестор имеет возможность осуществить: эмиссию акций и размещения их среди заинтересованных инвесторов, включая государство, других отечественных и иностранных субъектов предпринимательской деятельности; эмиссию долговых обязательств в виде инвестиционных сертификатов, облигаций формирование специализированных инвестиционных компаний и фондов, в том числе паевых, в форме акционерных обществ с эмиссией ценных бумаг и инвестированием полученных средств в инновационные программы.

Необходимость привлечения капитала отечественных и иностранных инвесторов в форме акционерного финансирования устанавливает определенные правила и ограничения на вывоз капитала из страны и лицензионный порядок на осуществление операций, связанных с движением капитала.

Акционерное финансирование является альтернативой кредитному финансированию. Инвестиционные кредиты и заимствования могут осуществляться в виде банковских кредитов и лизинга. Положительными признаками кредитов как источников финансирования инновационных программ являются: достаточно большой объем привлечения; значительный внешний контроль за эффективностью их использования. Негативными признаками могут стать: сложность привлечения и оформления; необходимость предоставления соответствующих гарантий или залога имущества; рост риска банкротства в связи с несвоевременностью погашение полученных ссуд; потеря части прибыли от инвестиционной деятельности в связи с необходимостью уплаты ссудного процента.

Для финансирования инновационных программ, как правило, используются банковский, долгосрочные и краткосрочные кредиты государства, иностранных кредиторов. Причем долгосрочное и краткосрочное кредитование осуществляют не только кредитные организации, но и другие финансовые институты, например, страховые компании в рамках части страховых резервов, негосударственные пенсионные фонды и инновационные фонды с целью наращивания капитала.

Современный рынок лизинговых услуг - один из самых динамичных, постоянно развиваются. В США, например, на долю лизинга приходится почти 25-30% в общей сумме капиталовложений в машины и оборудование.

Современная экономическая мысль под лизингом понимает один из способов эффективной инвестиционной деятельности, вид предпринимательской деятельности, направленной на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств по договору финансовой аренды (лизинга). Арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество у определенного продавца и предоставить это имущество арендатору (лизингополучателю) за плату во временное пользование для предпринимательских целей.

С экономической точки зрения операция лизинга во многом схожа с долгосрочным кредитованием на закупку оборудования и других видов основных производственных фондов. Необходимо подчеркнуть, что для финансового лизинга (в отличие от других его форм) характерно, что срок аренды, как правило, является очень близким к сроку службы оборудования. Главное преимущество лизинга состоит в том, что при наличии рентабельного инновационного проекта является возможность получить оборудование и начать новое производство без крупных единовременных затрат. Это особенно актуально для малых и средних предпринимателей. По окончании срока лизингового договора и выплаты арендаторам полной стоимости имущества и обусловленных процентов это имущество становится собственностью, либо возвращается лизингодателю, если такие условия договора. Лизинг может быть как внутренним, когда все субъекты лизинга являются резидентами страны, так и международным, когда один или несколько субъектов лизинга являются нерезидентами.

Финансирование инноваций всегда связано с риском, т.е. с неопределенностью, принесет вложение капитала прибыль или оно будет убыточным. Рисковые инвестиции - это венчурный капитал, действующий по схеме диверсификации капитала. Он инвестируется в несвязанные между собой проекты в расчете на быструю окупаемость вложенных средств и высокую норму прибыли капитала (обычно не менее 50%). Окупаемость капитала означает, что величина притока денег от вложения капитала становится равной величине вложенного капитала. Она измеряется сроком окупаемости капитала, т.е. показывает промежуток времени, необходимый для возмещения первоначальных затрат капитала.

Для венчурного финансирования создаются специальные фонды венчурного капитала, которые привлекают средства других инвесторов и инвестируют их, покупая акции предприятий-реципиентов. Вложение капитала в инновационные проекты обычно осуществляется путем приобретения части акций предприятия, которое занимается нововведениями. Оно может осуществляться также путем предоставления такому предприятию-реципиенту кредита (займа), в том числе с правом конверсии его в акции. Получая рычаги управления, инвестор готов идти на значительный риск.

Метод рискового финансирования применяется в различных отраслях производства, в том числе и традиционных. Однако основная доля всех рисковых капиталовложений приходится на отрасли высоких технологий. Поэтому такая форма вложений отождествляется именно с деловой активностью в новых областях. Признаков самостоятельного элемента хозяйственной структуры рисковый капитал приобрел только тогда, когда он начал опосредовать информационную революцию, финансируя бизнес в вышеупомянутых областях, и прежде всего в электронике.

Рисковый капитал в структуре всего капитала составляет пока незначительную долю даже в США, где эта форма бизнеса получила наибольшее развитие. Однако его роль в общей системе хозяйственных отношений является несравненной, прежде всего, ввиду особой важности для объекта финансирования - новых исследований и разработок, которые в конечном итоге определяют настоящее и будущее экономики. Кроме того, рисковое финансирование создает новый тип инвестиционного механизма, предоставляя возможность получать значительные экономические эффекты и стимулирует совершенствование не только производства, но и хозяйственных отношений в целом.

Специфика рискового финансирования значительной мере обусловлена своеобразием «развертывания» рисковой дела и воспроизведением вложенного в нее капитала. В первые годы своего существования такое предприятие не приносит определенной прибыли, но требует значительных капиталовложений. И только через 5-7 лет, в случае достижения успеха, предприятие становится прибыльным (для обычных предприятий «стартовый период» до начала их прибыльного функционирования составляет около 3,5 лет.) Таким образом, существует довольно длительный первоначальный период в жизни рискового предприятия и в его финансировании.

В отличие от кредита, финансовые средства для рискового бизнеса предоставляются на основании условий, допускающих возможность провала финансируемого проекта.

Финансирование инновационного предпринимательства промышленными компаниями характеризуется диверсификацией рисковых капиталовложений. Это вызвано как общими причинами, которые побуждают компании к многоотраслевой ориентации (поисков новых рыночных ниш, организации совместных производств), так и стремлением уменьшить инновационный риск. При таком подходе потери от финансирования одного рискового предприятия могут быть покрыты высокими доходами другого. В основном такой бизнес образуется путем отделения от головной компании для самостоятельной разработки научно-технических нововведений. Компания-учредитель держит в своих руках контрольный пакет акций такого предприятия и в случае достижения успеха может снова включить его в свою структуру или продать.

Естественно, что порядок финансирования инновационных проектов в каждом конкретном случае имеет свою специфику и непосредственно связан с характером внедряемых инноваций. Мировой опыт свидетельствует, что самым распространенным средством создания, разработки и внедрения нововведений является инновационная программа. В ее реализации могут принимать участие различные юридические и физические лица, а также государства и международные организации.

Финансирование научно-технической программы предполагает обеспечение ее ресурсами, в состав которых входят не только денежные средства, но и инвестиции, выраженные в денежном эквиваленте, в том числе основные и оборотные средства, имущественные права, права землепользования, нематериальные активы, кредиты, ссуды и залога т.д.

Финансирование инновационных программ может осуществляться с помощью самофинансирования, т.е. использование в качестве источников финансирования собственных средств инвестора (из бюджета и внебюджетных фондов - для государства, из собственных средств - для организаций) или через использование заимствованных и привлеченных средств.

Источники финансирования инновационных программ можно классифицировать: 1) за отношениями собственности, 2) по формам собственности, 3) по уровням собственников.

В первом случае источники финансирования распределяются на собственные, привлеченные и заимствованные. Во втором источники финансирования делятся на государственные инвестиционные ресурсы - к ним относят бюджетные и средства внебюджетных фондов, государственные заимствования, пакеты акций и т.п.; финансовые ресурсы субъектов хозяйствования коммерческого и некоммерческого характера, общественных объединений, физических лиц. Эти инвестиционные ресурсы включают собственные или привлеченные средства предприятий, а также коллективных инвесторов, в частности инвестиционных фондов и компаний, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний и т.д.

К этой группе относятся также инвестиционные ресурсы иностранных инвесторов, среди которых иностранные государства, международные финансовые и инвестиционные институты, отдельные организации, институциональные инвесторы, банки и кредитные учреждения.

По уровням собственников источники финансирования делятся на государственные и источники организаций.

Государственные источники финансирования инновационных программ - это, как правило: собственные средства бюджетов и внебюджетных фондов; привлеченные средства государственной кредитно-банковской и страховой систем; заимствованные средства в виде государственных международных заимствований (внешний долг государства), государственных облигационных, долговых, товарных и других займов (внутренний долг государства.

Источниками финансирования инновационных программ на уровне организации являются: собственные средства (прибыль, амортизационные отчисления, страховые суммы возмещения убытков, иммобилизованные излишки основных и оборотных средств, нематериальных активов и т.д.); привлеченные средства в виде взносов и пожертвований, средств, полученных от продажи акций и др. ; бюджетные, банковские и коммерческие кредиты (на процентной и беспроцентной, платной и бесплатной основе).

Усиление роли государства в экономическом регулировании научно-технической деятельности тесно связано с совершенствованием системы налогообложения. Налоговая политика в инновационной сфере должно ориентировать участников инновационного процесса на проведение работ, реализующих приоритетные направления научно-технического прогресса, создания техники новых поколений. Для этих субъектов хозяйствования нужно предусмотреть возможность освобождения от налогообложения части средств целевого назначения, в частности ассигнований на проведение поисковых и инициативных исследований, развитие опытно-экспериментальной базы, воспроизводства научно-интеллектуального потенциала. Кроме того, для них нужно установить пониженные ставки налогов на прибыль и используемые средства. Наряду с этим следует применять и меры принуждения в виде различных санкций за несоблюдение контрактных обязательств, ненадлежащее качество научно-технической продукции, ее несоответствие требованиям экологии. Однако в каждом конкретном случае выбор экономических инструментов влияния и границы их использования должны учитывать содержание, задачи и специфику объектов стимулирования.

Литература

  1. Основы инновационного менеджмента: Теория и практика / Под ред. П.Н.Завлина и др. – М.: ОАО “НПО “Изд-во “Экономика”, 2000 – 475 с.
  2. Заварухин В. Управление научно-технологическим развитием в США // Проблемы теории и практики управления. – 2000. – № 5. – С. 78-82.
  3. Иванова Н. Финансовые механизмы научно-технической политики (опыт стран Запада) // Проблемы теории и практики управления. – 1997. – № 5. – С.78-85.
  4. Макмиллан Ч. Японская промышленная система. М.: Наука, 1988. – С.148.
  5. Кожевников Р., Дедова И. Государственная инновационная политика и ее финансовое обеспечение // Вопросы экономики. – 1998. – №12. – с.89.