Магистр ДонНТУ Чеботарев Артем Андреевич

Чеботарев Артем Андреевич

Факультет:
Менеджмента
Специальность:
Качество стандартизация сертификация
Кафедра:
Управления качеством
Тема магистерской работы:
Совершенствование контроля качества товаров народного потребления во взаимотношениях торговли и производства.
Научный руководитель:
Доктор экономических наук. Заведующий кафедрой Момот Александр Иванович

СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ. ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ НА УКРАИНЕ

Автор: Чеботарев А.

Источник: Данный доклад не был опубликован

ВВЕДЕНИЕ

Основным недостатком показателей, используемых в практике управления предприятием, является их денежное выражение, что не позволяет раскрыть ряд важных аспектов работы. В этой связи американские ученые Р. Каплан и Д. Нортон в 1990 г. исследовали действие систем измерения результатов хозяйственной деятельности 12 крупных компаний. Эти предприятия хотели расширить свои измерительные системы путем включения показателей немонетарного характера, что позволило бы увеличить информативные возможности. Результаты исследований привели к формированию концепции сбалансированной системы показателей.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Система должна была дать возможность отслеживания самые разные виды деятельности всей организации - клиентские воп¬росы, внутренние бизнес-процессы, деятельность работников и, конечно, те мо¬менты, которые беспокоили акционеров. В течение следующих четырех лет несколько организаций внедрили сбалансированную систему показателей и добились немедленных результатов.

Считавшуюся ранее инструментом, предназначенным исключительно для де¬лового мира, сбалансированную систему показателей модифицируют и эффектив¬но внедряют организации как неприбыльного, так и государственного секторов. Появляется все больше историй ее успешного применения, и, согласно результатам исследований, ССП приносит немалую пользу организациям, принадлежащим к этим секторам.

Метод ССП Каплана и Нортона является стратегическим подходом и системой управления эффективностью, которая позволяет организации привести в действие видение и стратегию компании в 4 аспектах:

  • -Финансовый аспект.
  • -Клиентский аспект.
  • -Аспект бизнес процесса.
  • -Аспект обучения и роста.

1. Финансовый аспект

Каплан и Нортон не пренебрегают традиционной потребностью в финансовых данных. Своевременное и точное предоставление данных всегда будет приоритетом, и менеджеры должны обеспечить его. В действительности, часто в компаниях разбор и процесс обработки финансовых данных больше чем достаточен. С внедрением корпоративной базы данных, ожидается, что большую часть процесса обработки данных можно централизовать и автоматизировать. Но дело в том, что текущий фокус на финансовых вопросах приводит к несбалансированной ситуации по отношению к другим аспектам. Возможно существует необходимость учитывать дополнительные финансовые данные в этой категории, такие как оценка риска и данные сравнения затрат и результатов .

2. Клиентский аспект

Современный менеджмент указывает на увеличивающееся осознание важности ориентации на потребителя и потребительской удовлетворенности в любой компании. Это главные показатели: если клиенты не удовлетворены, то они в конечном итоге находят других поставщиков, которые удовлетворяют их потребности. Плохое исполнение с этой точки зрения главный показатель будущего спада. Даже если текущее финансовое состояние может показаться (все еще) приемлемым. В развитии измерений потребительской удовлетворенности должен присутствовать анализ клиентов. С точки зрения типов клиентов и видов процессов.

3. Аспект бизнес процессов

Это аспект относится к внутренним бизнес процессам. Измерения, основанные на этом аспекте, показывают менеджерам, насколько эффективно функционирует их бизнес, и соответствуют ли продукция и сервисные услуги требованиям клиента. Эти измерения должны быть тщательно разработаны теми, кто знает эти процессы наиболее полно.

4. Аспект обучения и роста

Этот аспект включает в себя обучение сотрудников и корпоративные культурные отношения, касающиеся индивидуального и корпоративного самоулучшения. В организации высококвалифицированных специалистов, люди - это главный ресурс. В текущих условиях быстрого технологического изменения для таких специалистов в области анализа и обработки информации непрерывное обучение становится необходимостью.

Интеграция этих 4 аспектов в один удобный график сделала метод ССП очень успешным как методологию менеджмента.

Первая реализация сбалансированной системы показателей представляет собой сложный проект, структурирование и управление которым должно поручаться группе в составе представителей разных специальностей. План проекта внедрения новой системы может включать следующие этапы (срок исполнения примерно 4 мес.):

План проекта внедрения ССП

  • создание предпосылок для внедрения системы (уровень предприятия);
  • установление принципиальной архитектуры (уровень предприятия);
  • достижение согласованности по стратегическим целям (пилотный уровень);
  • определение единиц измерения и целевых показателей (пилотный уровень);
  • определение программ действий (пилотный уровень);
  • установление плана ввода проекта в действие и свертывание работ.

ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СБАЛАНСИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В УКРАИНЕ

В Украине существуют целые «клубы» по обмену опытом в данной области. Ведущей консалтинговой организацией в Украине, занимающейся внедрением Сбалансированных показателей, является «Инталев-Украина».

Однако по сравнению с активностью в развитых странах (при том, что концепция ССП получила широкое распространение только в 1995 г.) наши достижения выглядят совсем незначительными. Подобные решения (как в Украине, так и в России) внедряются лишь в крупных компаниях - нефтегазовой и телекоммуникационной отраслях, банковской сфере, транспортных фирмах-монополистах.

Необходимо отметить, что сама методика не подразумевает получение быстрого результата, так как ориентирована, прежде всего, на долгосрочную стратегию предприятия. Важно понимание всех отрицательных и положительных ее сторон украинским менеджментом.

Что же мешает внедрению ССП на Украине?

Низкий же уровень практической реализации ССП как системы управления на Украине обусловлен тем, что у нас просто еще не сложилась необходимая культура производственных отношений и наблюдается недостаточное понимание потенциала данной технологии. Но для украинского бизнеса это чрезвычайно прогрессивная и эффективная система, и чем дальше, тем данный инструментарий будет все более актуальным для Украины».

ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК

  • Нивен П.Р. «Сбалансированная система показателей - шаг за шагом» Днепропетровск 2003г. 328с.
  • Нивен П.Р. «Сбалансированная система показателей для государственных и неприбыльных организаций» Пер. с англ. Днепропетровск 2005г. 336с.
  • Журнал «Методы менеджмента качества» №11. 2008г.
  • Антропова Т. Стратегическое мышление. Как создать сбалансированную систему показателей. (http://oracle.ukrsat.com/news/oracle358.html) стр.275
  • Блумфилд Ч. Внедрение сбалансированной системы оценочных индикаторов: методология Microsoft Balanced Scorecard Framework. Официальное описание. Корпорация Insightformation, Inc., 2002. – 31 с. (www.microsoft.com/business/bi/).
  • Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию: Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп–Бизнес», 2003, 304с.