«Просроченный товар есть в каждом магазине»

Автор: Анна Козак

В №№ 20, 22 «Днепровская правда» исследовала различные Е-добавки. В этот раз мы решили узнать, как обезопасить себя от покупки некачественных товаров и куда необходимо обращаться, если вам подсунули испорченные продукты.

 

Штрафы хотят отменить

Постановлением Кабинета Министров с 1 июня 2010 года Управлению защиты прав потребителей запрещено накладывать штрафные санкции на производителей некачественной продукции. В конце документа указывается: привести законодательство в соответствие в течение месяца.

«Согласно этому постановлению, мы имеем право проверить магазин, написать предписание, если обнаружили некачественную продукцию, и дать месяц на устранение нарушений. Через месяц мы обязаны прийти и проверить, выполнил ли он наше предписание. Если нет, то тогда уже облагать штрафом»,— объясняет заместитель начальника Главного управления по делам защиты прав потребителей в Днепропетровской области Нина Перепелица.

Управление пока продолжает работать в прежнем режиме. Принятое Кабмином постановление идет вразрез с существующим законом о защите прав потребителей. Статья 23 этого закона дает четкий расчет финансовых санкций за реализацию просроченного товара, опасного для жизни и здоровья, без сопроводительных документов о качестве продукта, без доступной информации о составе продукта.

Если этот товар просроченный, то с магазина взимается штраф в размере 200% от полученной партии. Если продукция без документов о качестве — 50%. Полученные штрафы поступают в государственный бюджет.

«Раз уж мы выявили нарушения и записали их в акте, мы не имеем права не наложить штрафные санкции. Мы подконтрольная организация. Нас ежегодно проверяет прокуратура на правильность оформления документов и проведения проверки»,— говорит Нина Перепелица.

Данное постановление Кабмина выгодно предприятиям-производителям. Но никак не потребителям, у которых теперь появится значительно больше шансов отравиться.

«В кризис многим предприятиям приходится нелегко. Однако это не дает им права реализовывать вонючую колбасу, некачественный хлеб, драную обувь, которая шьется в подпольных цехах. Человек за свои деньги имеет полное право купить качественную продукцию»,— подчеркивает замначальника.

Нина Перепелица считает, что новое постановление окончательно распустит предпринимателей. По ее словам, за последние несколько лет контроль над ними был ослаблен. Это привело к увеличению некачественных товаров.

«Последние 2 года мы не отбирали образцы продукции на анализ, и предприятия уже стали себя чувствовать вольнее и выпускать продукцию в некоторых случаях опасную для жизни и здоровья. В других случаях цена товара не менялась, но в него недокладывали жира, сахара, уменьшали вес»,— говорит замначальника.

На лабораторные исследования денег нет

За последний квартал управление занималось проверкой круп, хлебобулочных и кондитерских изделий. В результате многим предприятиям запретили реализацию продукции.

Например, на ООО «МІК» (Кривой Рог) управление пишет жалобы постоянно. «То у них информации на упаковке нет, то начинка вытекает. Еще и по массе продукция не соответствует указанной на упаковке»,— рассказывает Нина Перепелица.

Городское ЧП «Нековаль С. М.» реализовывало крупы и кондитерские изделия, например, печенье с наполнителем «Вишня», «Яблоко-киви», круассаны, конфеты шоколадные «Сердце». Их продукция продавалась в крупных супермаркетах города. Во время проверки оказалось, что на предприятии используются технические условия без права собственника, не проводятся анализы по показателям качества и безопасности, не указывается дата изготовления на упаковке.

«Мы запретили им изготавливать и реализовывать продукцию. И если ее увидят потребители в магазинах, пусть не берут, так как неизвестно, из чего она сделана. У них нет входного контроля за сырьем, как можно отвечать за качество исходящего?» — возмущается замначальника.

Проверив куриные яйца 1-й категории Черкасской птицефермы «Перше травня», управление обнаружило, что они не отвечают требованиям ГОСТа по весу. Партия насчитывала 60 тыс. штук, общей стоимостью 25,8 тыс. грн.

«Их надо было продавать как яйца 2-й категории, а не первой. И они должны стоить дешевле»,— объясняет Нина Перепелица.

Выявив некачественную продукцию в магазинах, управление по делам защиты прав потребителей пишет предписание о запрете ее реализации в торговых сетях.

«Изымать продукцию мы не имеем права. Согласно нашему предписанию торговые сети перестают ее продавать. Так как продукция, которая запрещена к реализации, облагается штрафом в 500% от полученной партии»,— говорит замначальника.

Управление может приостановить реализацию, если на упаковке нет маркировки или даты изготовления. Если продукция подгоревшая, помятая, с неприятным запахом, то ее сбыт запрещают.

Выявление некачественных товаров в супермаркетах проводится путем органолептической экспертизы. При этом оценивается внешний вид, форма, вкус, цвет, запах товара.

До 2008 года управление брало образцы продукции для анализа состава. По словам замначальника, во всех салатах из торговой сети была обнаружена кишечная палочка. Лабораторий, которые могли бы делать такую экспертизу, в Днепропетровске достаточно. Только государство не выделяет на это деньги.

«Раньше мы брали анализы за счет хозяйствующего субъекта — платил магазин. В конце 2007 года внесли поправку в закон, согласно которой все исследования должны проводиться за счет государственных средств. Два года мы сидели вообще без денег. В конце прошлого года наша область освоила больше всего денег потому, что получили мы их только в октябре»,— рассказывает Нина Перепелица.

Чтобы сделать экспертизу того же салата, надо взять как минимум килограмм этого продукта. Тогда будет возможность провести все необходимые анализы. Если это сгущенка, то необходимо 5-10 банок.

«В супермаркетах нам просто не разрешат выносить такое количество продукции. Скажут, на каком основании вы забираете товар из магазина на приличную сумму?» — поясняет замначальника.

На очередной сессии облсовета должны были принять решение о выделении денег на лабораторию, которая бы работала при облсовете и занималась исследованиями продуктов питания, в том числе и на ГМО. Однако этот вопрос сессией не рассматривался.

Что не реализовали в городе, продают в селе

Основная задача управления по делам защиты прав потребителей — удовлетворить жалобы людей. Кроме того, осуществлять контроль качества реализуемой продукции в торговых сетях и в заведениях ресторанного бизнеса.

«У нас есть плановые задания, мы работаем по своему плану и по плану госкомитета. В этом квартале мы проверяем качество молочной продукции, сыров и организацию питания детей в школьных и городских лагерях»,— рассказывает Нина Перепелица.

О предстоящей проверке управление должно предупреждать заведения за 10 дней до приезда. За это время магазины могут подготовиться к ревизии и устранить все недочеты.

«И все равно у нас практически в каждом магазине есть просроченный товар, продукция, которая не отвечает требованиям нормативных документов, без доступной и достоверной информации на этикетке»,— утверждает заместитель начальника управления.

Человек, прочитав этикетку, должен получить всю необходимую информацию, чтобы определиться, стоит приобретать этот товар или нет. Там должно быть указано полное название, дата изготовления, состав продукта, условия хранения, ТУ или ГОСТ.

По словам Нины Перепелицы, технические условия каждое предприятие разрабатывает для себя и так, как ему выгодно. Продукт, изготовленный по ТУ, безопасен и не вреден для здоровья. Но в его состав могут входить ненатуральные продукты.

«У нас практически все делается по ТУ. Все торговые марки сгущенки, которые мы взяли на анализ в нашем городе, были с содержанием растительных жиров. А растительные жиры — это, как правило, генетически модифицированные продукты»,— говорит замначальника.

ГОСТ жестче регламентирует качество продукции, поэтому ее так мало. А такие продукты, как сгущенное молоко, должны изготавливаться только по государственным стандартам.

Часто производители умышленно печатают информацию о продукте мелким шрифтом.

«Сейчас вышел новый стандарт маркировки, в котором четко указано, что текст должен быть контрастным и читаемым. За отсутствие полной информации предусмотрены штрафные санкции в размере 30% от полученной партии. Кроме этого, мы отправляем письма в Центр стандартизации метрологии. Там проверяют предприятие и запрещают фасовать в такую упаковку»,— комментирует Нина Перепелица.

Проверку одного торгового объекта разрешено проводить только раз в год. Чаще это делают в тех случаях, если поступила жалоба или есть предписание прокуратуры.

«Около двух недель назад областная прокуратура дала нам задание проверить область. В крупном супермаркете в Криничанском районе мы обнаружили полмагазина просроченных товаров. Все, что в городе не реализуется, быстро вывезли в село. А там можно продать. Магазин оштрафовали больше чем на 2000 грн»,— рассказывает замначальника.

Очень часто в супермаркетах исправляют дату изготовления продукции, если срок реализации уже истек. Поэтому стоит обращать внимание на то, что дата должна быть обязательно пробита или нанесена краской. Лучше не приобретать колбасные изделия с прикрепленным стикером, который можно легко поменять.

«Проверяя когда-то Солонянский район, мы видели поставщика, который выгреб из магазина просроченные в вакуумной упаковке колбасные изделия и сам стоял и снимал эти стикера. Потом наклеил новые и в тот же магазин или в соседний сдал колбасы, которые еще имели товарный вид. На это мы тоже обращаем внимание и стараемся запрещать реализацию таких продуктов»,— утверждает Нина Перепелица.

Булочки с металлической стружкой

В последнее время в управление по делам защиты прав потребителей поступает очень много жалоб на хлебобулочные изделия. Бывало даже такое, что людям металлическая стружка в булочках попадалась.

Не меньше претензий к алкогольным напиткам, в которых присутствует посторонний осадок. А также к растительным маслам (кедровое, оливковое) с несвойственным запахом.

Получив от потребителя жалобу, управление направляет ее в Киев. Там выдают разрешение на проведение проверки предприятия. Ждать этого приходится как минимум 15-20 дней.

«Когда мы придем на проверку, этих продуктов уже просто не будет. Это ж не одежда, обувь или бытовая техника. Поэтому стараемся хоть в телефонном режиме как-то помочь человеку, рассказать о его правах»,— объясняет Нина Перепелица.

Продавая некачественную либо просроченную продукцию, магазин обязан вернуть деньги или поменять ее на аналогичный товар. Это предусмотрено правилами торгового обслуживания. Но для этого при себе необходимо иметь документ, подтверждающий факт покупки.

Огромное количество жалоб поступает на некачественную обувь, даже на ту, которую приобретают в престижных бутиках.

«Если человек видит производственный дефект, он приходит в магазин, а там предлагают бесплатно отремонтировать. Он соглашается. А после этого экспертизу провести уже невозможно. Если это производственный дефект, то продавцы обязаны сразу же вернуть деньги»,— говорит Нина Перепелица.

 

Источник: http://dneprovka.dp.ua/t6170/