Как изменилось качество продуктов питания в период кризиса

Автор: Розничный портал RetailStudio.org

Розничный портал RetailStudio.org провел опрос ритейлеров о качестве продуктов питания, поставляемых в сети отечественными производителями.

Все розничники в один голос утверждают - их потребители продолжают покупать качественные товары благодаря эффективной работе отделов контроля качества сетей. Вашему вниманию - ответы представителей Fozzy, "Наш край", Metro и "ЕКО-маркет".

Михаил Дудник, вице-президент по маркетингу группы компаний Fozzy Group:

- Ухудшилось ли после начала кризиса качество поставляемых в вашу сеть продуктов питания? С чем это связано?
- Нет, не ухудшилось.
- Какие санкции применяются к поставщикам?
- Существуют стандартные условия договора, которые описывают требования к качеству товара. Соблюдение этих условий отслеживается в нескольких точках, в зависимости от схемы поставок.
- Какие меры предпринимает Ваша сеть для контроля качества поступающих к вам продуктов?
- В торговых сетях группы компаний Fozzy Group внедрена и успешно функционирует отдельная служба контроля качества продукции – специальный департамент качества, который занимается системной работой с поставщиками, разработкой внутренних процедур и стандартов компании. Контроль качества традиционно начинается еще на заводе производителя. Крупные поставщики проходят внешний аудит, во время которого предприятие оценивается на предмет соответствия продукции заявленному качеству. Основные моменты, которые проверяются во время аудита производства:
* контроль сырья, которое используется для производства продукции;
* соответствие технологии на производстве международным и национальным стандартам;
* контроль соблюдения температурных режимов и других требований к хранению продукции до вывоза с завода.
Не в последнюю очередь смотрят на то, как производитель работает с рекламациями, то есть насколько он способен быстро выявить проблемные моменты, оперативно предпринять меры по их устранению и в дальнейшем совершенствовать систему менеджмента качества.
Следующий шаг контроля качества продукции – организованная система внутренней логистики группы. Вся продукция поступает в магазины через распределительные центры или посредством прямых поставок непосредственно в магазин. Каждый склад формата «кросс-докер» имеет свой температурный режим, необходимый для отдельных групп продуктов: стеллажный, замороженных и охлажденных продуктов, охлажденной свежей рыбы и для свежей группы овощей/фруктов.
Каждое из этих складских помещений прошло внутренний аудит Департамента контроля качества. Кроме того, на каждом распределительном центре функционирует отдельная служба контроля качества и разработаны детально прописанные инструкции и требования к приемке, хранению и дальнейшей транспортировке товара.
Каждая машина, прибывающая на склад с продукцией, проходит приемку товара по качеству и по количеству. Требования включают в себя: наличие всей необходимой документации, правильная маркировка, целостность упаковки товара, соответствие сроков производства продукции на общей и единичной упаковке датам, которые указаны в документах, соблюдение нужного температурного режима при доставке товара. Уже на этапе нахождения продукции на распределительных центрах, специальная программа следит за оборачиваемостью продукции. Товар редко находится на распределительном центре более 2-х дней.
Непосредственно при департаменте качества функционирует лаборатория, которая проводит плановые проверки качества продукции, прежде всего – собственных торговых марок «Премія» и «Повна чаша». Также здесь делают необходимые анализы в случае необходимости проверки по рекламациям потребителей и других продуктов питания. Если нужно сделать анализ на микробиологические показатели, растительные жиры или наличия ГМО, то продукцию отдают в другие сертифицированные лаборатории.
Виктор Мольченко, генеральный директор сети «Наш край»:
- Ухудшилось ли после начала кризиса качество поставляемых в вашу сеть продуктов питания? С чем это связано? Какие меры предпринимает Ваша сеть для контроля качества поступающих к вам продуктов?
- Для нашего покупателя качество товаров на полках осталось неизменно хорошим, поскольку мы в сети «Наш край» проводим первичный контроль всей продукции еще на стадии поставок. В начале сотрудничества с новым поставщиком для проверки качества продукции, мы проводим дегустации. В дальнейшем, каждая партия поставляемого товара проверяется, как по количеству, так и по качеству нашим контрольно-ревизионным отделом и, в случае обнаружения несоотвествия, проводится возврат поставок. После таких проверок, за последние 10 месяцев, мы увеличили возвраты в сегментах твердых сыров, цельно-молочной продукции и колбасных изделий.
Мое мнение, ухудшение качества может быть связано с разными причинами, в том числе и с ростом цен на сырье, и с отсутсвием жестких госстандартов. Производство же согласно только техническим условиям не всегда дает необходимое качество, да и не все производители добросовестно выполняют данные технические условия, что соотвественно заставляет нашу сеть более избирательно подходить к отбору поставщиков. А ведь хочется расширять ассортимент за счет качественного товара.
- Какие санкции применяются к поставщикам?
- В договорах с поставщиками у нас всегда присутствует пункт о санкциях в случае невыполнения условий поставки.
- Когда вы ожидаете улучшения ситуации с качеством поставляемой продукции? Какие факторы влияют на это?
- Мы надеемся, что с введением госстандартов на мясную продукцию, количество изготовителей качественных товаров увеличится, что соответственно расширит для нас круг партнеров с кем можно будет заключать договора. Пока что мы продолжаем работать с теми компаниями, которые зарекомендовали неизменное качество своей продукции. В противном же случае, мы разрываем договора и ищем других партнеров.
- По вашему мнению, необходимо ли принять общеотраслевые решения для урегулирования ситуации?
- Да, думаю, что необходимо, поскольку отрасль в силе влиять или по крайней мере инициировать изменения в стандартах и принципах работы, каждой компаний, а значит и отрасли в целом.
Людмила Владова, начальник отдела контроля качества «Metro Cash Carry Украина»:
- Ухудшилось ли после начала кризиса качество поставляемых в вашу сеть продуктов питания? С чем это связано?
- Прежде чем отвечать на этот вопрос, я хотела бы прояснить, что такое «качество». Качество – это совокупность характеристик, закрепленных нормативными документами, согласно которых произведена продукция (ГОСТ, ТУ...). Любой из этих параметров заложен с определенным допуском, в рамках которого может варьировать производитель. Во время кризиса производители тоже поставлены на грань выживания. И они решают по-разному вопрос себестоимости продукции. Одни спустились на нижние границы допуска, другие перешли на более дешевое сырье. Качество при этом сохранилось, но могли измениться вкусовые характеристики. В сети центров оптовой торговли Metro по прежнему продается только та продукция, которая полностью соответствует заложенным для нее стандартам качества.
- Если это действительно так, то какая доля поставленной продукции отбраковывается? Какие санкции применяются к поставщикам?
- Мы не меняли процедуры проверки продукции и по-прежнему на наших полках присутствуют товары со всеми необходимыми документами качества, которые подтверждают прохождение необходимых проверок, соответствие параметрам безопасности и качественным характеристикам для данного вида продукции.
При обнаружении отклонений в документах, маркировке по органолептическим показателям продукция не принимается в магазины Metro. Дальнейшее сотрудничество с поставщиком возможно при предоставлении письменных аргументаций отклонений, принятии корректирующих мероприятий для предотвращения подобных случаев в дальнейшем.
- Какие меры предпринимает Ваша сеть для контроля качества поступающих к вам продуктов?
- Для комплексной гарантии качества продукции «Metro Cash Carry Украина» проводит следующие меры: входной контроль непосредственно самой продукции, проверка документов качества, избирательный лабораторный контроль соответствия качества и безопасности продукции с полки магазина, анализ жалоб клиентов, инспектирование предприятий производителей.
- Когда вы ожидаете улучшения ситуации с качеством поставляемой продукции? Какие факторы влияют на это?
- Для того, чтобы ситуация улучшилась необходимо выполнение двух факторов: законодательные решения, которые будут способствовать развитию бизнеса и производственного сектора; создание лаконичных и четких стандартов с учетом новых технологий и продуктов.
- По вашему мнению, необходимо ли принять общеотраслевые решения для урегулирования ситуации?
- Безусловно да. Только специалисты каждой отрасли в состоянии проанализировать ситуацию, назвать причины проблемы и найти пути решения.
Виктор Повница, генеральный директор сети супермаркетов «ЕКО-маркет»:
- Особых изменений в качестве продукции, поставляемой в нашу сеть, с наступлением кризиса мы не заметили. Возможно, причина в том, что «ЕКО-маркет» работал и продолжает работать с проверенными поставщиками, в высоком уровне работы которых мы абсолютно уверены. Это позволяет максимально оградить покупателей нашей сети от неприятных сюрпризов в виде товаров сомнительного качества.
Правда, об общей тенденции снижения качества потребляемой украинцами продукции говорить все-таки можно, но уже в ином контексте. За период кризиса покупательская способность населения значительно уменьшилась: большая часть покупателей предпочитает приобретать более дешевый и, зачастую как следствие, менее качественный продукт. Но это никоим образом не связано с работой поставщиков - ведь сами по себе товары хуже не стали.
Совсем исключить вероятность попадания некачественного товара на полки магазинов просто невозможно. Думаю, с этим не раз доводилось сталкиваться всем, кто работает в сфере розничной торговли. И мы не исключение. Для того, чтоб защитить и наши интересы, и интересы наших покупателей подобные нюансы мы оговариваем при подписании договоров. В соответствии с ними, поставщик несет ответственность за качество своей продукции на протяжении всего срока ее реализации в магазинах сети. Посему, при выявлении бракованного некачественного товара мы возвращаем его поставщику. При системных нарушениях – отказываемся от сотрудничества.
В целом же, если говорить именно об организованной рознице, не думаю, что есть необходимость принятия каких-либо общеотраслевых решений. У каждого из игроков рынка - ритейлера, производителя, поставщика, покупателя и представителя государственных структур - должна быть своя зона ответственности. Так, существуют государственные органы, на которые возложена функция контроля качества товаров, представленных на рынке Украины. И ритейлу не стоит перебирать на себя их обязанности. Не стоит забывать о том, что любая продукция, производимая в Украине или импортируемая, должна сопровождаться сертификатом качества. Следовательно, при адекватной работе контролирующих органов некачественный товар, несоответствующий определенным требованиям, не получит необходимые разрешительные документы. Без них, мы, в свою очередь, не станем работать ни с одним поставщиком. Если в этой системе все составляющие будут работать максимально эффективно, взаимодействуя между собой, – этого будет вполне достаточно для того, чтоб к конечному потребителю попадал качественный продукт.
В любом случае, хотелось бы напомнить одну простую истину: за тот или иной продукт покупатель «голосует» своим кошельком. Если продукция по каким-то причинам – в том числе, и по причине неудовлетворительного качества - не пользуется популярностью у потребителей, любая сеть откажется от нее. Ведь никто не стремится работать себе в убыток или терять лояльность клиентов.

 

Источник: http://rynok.biz/a/2010/02/03/Kak_izmenilos_kachestvo_p