Тема выпускной работы:

Кацюба Наталья Леонидовна

Общая характеристика работы

 
Актуальность исследования

Актуальность исследования определяется существенными изменениями, происходящими в отечественной практике управления предприятиями. Развитие производства неразрывно связано с прогрессом в научно-технической сфере. Для формирования эффективной инновационной деятельности требуется наличие мощной экономической базы, способной обеспечивать потребности инновационного производства всеми необходимыми для этого ресурсами. Инновационные ресурсы, обеспечивающие необходимый инвестиционный потенциал предприятия, представляют собой экономический поток материально-технических, финансовых, информационных и ресурсов. Поэтому использование логистики как функции управления экономическими потоками помогает рационализировать и оптимизировать управление экономическими потоками на всех фазах инновационного процесса на предприятии.

В сфере обеспечения инновационного процесса логистика направляет усилия на создание нового инновационного продукта с соответствующими стоимостными и потребительскими качествами, т.е. обеспечивая высокое качество и минимизацию затрат.

На сегодняшний день сушествуют такие особенности рынка, как частота и непредсказуемость изменений спроса, возникновение новых потребностей и видов продукции, сокращают длину жизненного цикла товаров и время реагирования на изменения рыночной среды, вызывают высокую степень риска нереализации товаров, а потому — неоправданное накопление запасов и роста затрат. Поэтому возникает потребность в эффективном планировании материальных ресурсов, которые будут задействованы в инновационном производстве.

Достаточно большое внимание научно-методическим и практическим аспектам логистики на предприятии уделено в работах отечественных и зарубежных ученых и специалистов. Среди которых можно выделить Е.В. Крикавський, Л.В. Балабанова, Б.А. Аникин, А.М. Гаджинський, Д. Бауерсокс, Дж. Хескетт и др. Логистическому управлению инновационными процессами посвящены работы Чухрай Н.И. Вместе с тем остается нерешенной определенное количество вопросов логистического планирования инновационной деятельности предприятия, что обусловило выбор темы исследования.

 

 
Цель и задачи исследования

Целью магистерской работы является разработка и научное обоснование комплекса теоретико-методологических положений, расширяющих представления о сущности логистического управления, и формирования на его основе методического аппарата планирование логистическими потоками на инновационном предприятии.

Цель исследования определила необходимость постановки и решения следующих задач:

  • Исследовать взгляды отечественных и зарубежных ученых на сущность логистического управления, выявить факторы, влияющие на реализацию принципов управления логистическими потоками в инновационной деятельности предприятия;
  • Раскрыть содержание, определить принципы, предложить типологию и классификацию логистических потоков, а также провести анализ входящего логистического потока в закупочной логистике;
  • Исследовать проблемы методологии и моделей планирования входящих логистических потоков в инновационной деятельности;
  • Разработать методические принципы планирования входящих логистических потоков, позволит осуществить выбор способа доставки ресурсов на инновационном предприятии.

Предметом исследования являются процессы, механизмы и организационные модели планирования входящих логистических потоков.

Объектом исследования являются входящие логистические потоки предприятий инновационной сферы.

Методы исследования. Методологической и теоретической основой исследования являются научные разработки, представленные в трудах зарубежных и отечественных ученых, посвященных актуальным проблемам теории и практики планирования. В процессе работы применялись общенаучные методы: абстракция, классификация видов, сравнения, системный подход, логико-аналитическая оценка параметров, моделирование процессов в экономике, аналогии, экспертных оценок, качественного и количественного анализа. Информационной базой исследования являются данные, представленные в работах отечественных и зарубежных исследователей, национальных и зарубежных периодических изданиях.

 
 
 
Научная новизна

Научная новизна полученных результатов будет заключаться в том, что будет проведено исследование процесса планирования логистических потоков инновационной деятельности предприятий с позиций логистической концепции. Результаты, отражающие научную новизну, заключаются в следующем:

  • проанализирован категориальный аппарат логистической концепции, в результате чего уточнено и конкретизировано содержание понятий «логистика» и «логистический цикл» предприятия;
  • проведен комплексный анализ прикладного аппарата логистики с последующей классификацией и выявлением возможных условий его применения в научной и практической сфере организации производства;
  • проанализирована методика планирования логистического цикла предприятия с позиций системного и процессного подходов и её адаптация к условиям инновационной деятельности предприятий;
  • определены методические подходы, соответствующие меры для создания эффективной организационной структуры управления, в том числе планирование материальными потоками на инновационном предприятии;
  • разработаны методические рекомендации совершенствования планирования материального обеспечения инновационной деятельности предприятия.

Структура и объем работы. Магистерская работа состоит из введения, двух глав, выводов и приложений.

 
 
 
Основное содержание магистерской работы

Раздел 1. Теоретические основы входящих логистических потоков в инновационной деятельности.

В настоящее время актуальность логистики практически ни у кого не вызывает сомнений. К проблемам логистики направлены интересы многих исследователей и хозяйственников. Предприятия тратят на логистику от 5 до 35% от объема продаж в зависимости от типа деятельности, географического масштаба деятельности и других характеристик.

Развитые страны тратят сотни миллиардов долларов на логистику, причем на протяжении многих лет сохраняется тенденция увеличения этих расходов. Порядка 40% логистических затрат приходится на содержание запасов.

Украинская логистика, несмотря на большое количество успешных примеров внедрения логистического подхода на ряде предприятий, находится на низком уровне.

Особенно остро проблема перехода на инновационное развитие проявляется на предприятиях машиностроительного комплекса, так как главный фактор конкурентоспособности машиностроительных предприятий — их технологическое развитие. Технологический прогресс обусловливает развитие машиностроительного комплекса, эффективность взаимодействия отрасли машиностроения с другими отраслями, повышения конкурентоспособности продукции и производительности труда.

Логистическое обеспечение инновационного потенциала происходит в результате взаимодействия. При экономической взаимодействия инноваций и логистики происходит взаимосвязанный и взаимообусловленных влияние между ними, что носит двоякий характер.

Логистическая система выступает необходимым условием существования и функционирования инновационной деятельности предприятия, в качестве целенаправленного экономического потока — потока материальных, финансовых, информационных, трудовых и других ресурсов — являются объектом управления логистики.

Степень взаимодействия определяется степенью проникновения логистики в систему предприятия: способностью, возможностями и готовностью системы предприятия к восприятию логистических методов, принципов и инструментов управления потоковыми процессами.

Рассмотрим уровни взаимодействия точнее эволюцию взаимодействия экономических категорий «инновации» и «логистика». Инновационная логистика создает базу, так называемый «фундамент» взаимодействия инноваций и логистики.

Инновационная логистика определяется как целенаправленная практическая деятельность внедрения инноваций в основные и оборотные средства логистической системы для обеспечения бесперебойного и экономически эффективного выполнения основных функций логистики — процессов физического продвижения материалов и сырья, поддержки запасов, транспортных, манипуляционных, а также для реализации информационных логистических процессов. Инновации на данном уровне взаимодействия выступают в качестве главного источника формирования потенциала логистической системы.

Рассматривая логистику как практическую деятельность по организации и управлению процессами движения материальных, финансовых, информационных и других потоков в системе рыночной экономики, следует все же отметить, что основным объектом управления логистической системы является материальное поток. Для осуществления процессов физического продвижения продуктов и поддержки запасов, а также реализации информационных логистических процессов должны применяться различные технические средства. Эти средства, варианты их использования, а также системы поддержки их трудоспособности создают инфраструктуру логистических процессов. Поэтому наиболее полное использование потенциала логистики в ее прикладном аспекте, распространяется на материальные активы.

Раздел 2. Основные методологические положения логистического планирования инновационного предприятия.

Функция «Планирование» предусматривает решение задач, связанных с установлением оптимальной траектории движения потока, формированием самого потока, установлением его интенсивности, разработкой графика прохождения потока и другое.

Для организации эффективного планирования на предприятии должна существовать система планирования, т.е. упорядоченная структура отдельных видов планирования. Основными требованиями к такой системе являются:

  • документальное обеспечение. Для согласования плановых расчетов и контроля выполнения планов важно, чтобы их основные части были документированы.
  • стандартизация. Составление документации проводится в соответствии с какими стандартами;
  • организованность. Необходим организационный режим, который с одной стороны упорядочивал бы деятельность по разработке планов, а с другой стороны, обеспечивал гибкость системы планирования, возможности проявления импровизации и адаптации к изменяющимся условиям;
  • точность. Необходимо четко и обоснованно определять точность измерения характеристик объектов планирования;
  • согласованность. Все частные планы системы планирования должны согласовываться как между различными уровнями планирования, так и в рамках одного уровня. Необходимо согласовывать цели, прогнозы, меры, средства, действия ответственных лиц, степень необходимости, срочности, иерархию, последовательность, гибкость и т.д.;
  • непрерывность, гибкость и цикличность. Непрерывность заключается в том, что когда одни планы уже разработаны и реализуются, начинают разрабатываться или уточнить другие, некоторые планы разрабатываются параллельно. Гибкость заключается в том, что учитывается возможность возникновения неоднозначных условий и пересмотра планов по их учетом.

Цикличность заключается в систематическом просмотра, уточнения, корректировки с учетом изменившихся обстоятельств целей, задач, мероприятий одних и тех же планов по мере приближения к временным периодам их реализации.

При выборе метода организации планирования потока необходимо выяснить, с каким видом спроса имеет дело организация: зависимым или независимым. Если общий спрос формируется большим количеством отдельных покупателей, каждый из которых независимо от других нуждается в каком товаре, то имеет место независимый спрос. В этом случае делается прогноз и производится планирование требований по ресурсам.

При зависимом спросе становится возможным планирование потребности в материалах (material requirements planning) или MRP. Суть этого подхода заключается в расчете потребностей во всех видах материалов, сырья, комплектующих, деталей, необходимых для производства каждого продукта из основного графика в требуемом объеме, и представление соответствующих заказов на поставку.

Раздел 3. Методические рекомендации усовершенствования планирования логистических потоков инновационной деятельности предприятия.

Разработка методических рекомендаций по планированию материального обеспечения инновационной деятельности производства позволяют учесть изменение расходов, связанных с доставкой, подготовкой и потреблением материальных запасов, величина которых в реальных условиях может быть значительной. Результаты выбора метода поставки не является постоянным и в дальнейшем, при планировании способа материального обеспечения, может изменяться в зависимости от формирования спроса, условий поставки, цен и тарифов.

 
 
 
Список литературы
  1. Новиков О.А., Уваров С.А. Логистика: Учеб. пособие. 2-е изд. — СПб.: Бизнес-пресса, 2000. — 208 с.
  2. Сток Дж.Р., Ламберт Д.М. Стратегическое управление логистикой: Пер. с 4-го англ. изд. — М.: ИНФРА-М, 2005, XXXII, — 797 с.
  3. Гаджинский А.М. Логистика: Учебник. — М.: Маркетинг, 2000. — 375 с.
  4. Логистика: Ученик / Под ред. Б.А. Аникина. — М.: ИНФРА-М, 2000. — 326 с.
  5. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов / Под общ. и научн. ред. проф. В.И. Сергеева. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 976 с.
  6. Крикавський Є.В. Логістика. Основи теорії: Підручник — 2-ге вид., доп. і переробл. — Львів: «Інтелект-Захід», 2006. — 456 с.
  7. Уотерс Д. Логистика. Управление цепью поставок: Пер. с англ. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 503 с.
  8. Окландер М.А. Логістична система підприємства: Монографія. — Одеса: Астропринт, 2004. — 312с.
  9. Фролова Л.В. Логістичне управління підприємством: теоретико-методологічні аспекти: Монографія. — Донецьк: ДонДУЕТ ім.М. Туган-Барановського, 2004. — 161с.
  10. Ларина Р.Р. Логістика: Навч. посібник. — Донецк: «ВІК», 2005. — 335 с.
  11. Ваховська М.Ю. Логістичні потоки: визначення, особливості, параметри. — Національна академія природоохоронного та курортного будівництва, 2008р.
  12. Иванов В.В., Кусакин С.П., Гутарева Е.Ю. Финансовые потоки в логистических системах // Логинфо. — 2001. — №9.
  13. Морозов О.Б. Основы логистической теории в практике успешного ведения современного бизнеса: Лекционные материалы к курсу. — СПб., 2005. — 214с.
  14. Жалило Я.А. Щодо чинників впливу на інноваційну поведінку підприємницьких структур в Україні / Я.А. Жалило // Прометей: регіон. зб. наук. праць з економіки. — 2006. — №3(21). — С. 82-86.
  15. Эффективность логистического управления / Учебник для транспортных вузов под общ. ред. проф. Миротина Л.Б. — М.: Экзамен, 2005. — 482 с.
  16. Пересада А.А. Управління інвестиційним процесом. — К.: Лібра, 2006. — 472 с.
  17. Долгов А.П., Козлов В.К., Уваров С.А. Логистический менеджмент. Концепция логистики фирмы. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005. — С. 26.
  18. Майорова Т.В. Інвестиціна діяльність. — К.: Центр навчальної літератури, 2006. — 376 с.
  19. Теренина И.В. Инновационная логистика в строительном комплексе России — Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦВШ, 2007. — 208 с.