ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ
Магистр ДонНТУ Синегуб Анастасия Борисовна

Синегуб Анастасия Борисовна

Электротехнический факультет
Кафедра электроснабжения промышленных городов
Специальность «Электротехнические системы электропотребления»

Анализ использования дистанционных методов обучения
в электротехнических специальностях

Научный руководитель: к. т. н., доцент Виктор Иванович Чурсинов



Резюме | Биография | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске | Индивидуальный раздел

Реферат по теме выпускной работы

 
Содержание работы

1. Общие сведения о теме магистерской работы

1.1 Актуальность

1.2 Цель и задачи работы

1.3 Практическая ценность

2. Информация о дистанционном обучении (ДО)

2.1 Что такое дистанционное образование

2.2 Требования при создании курсов ДО

2.3 Средства ДО

2.4 Общая структура системы телеобучения

2.5 E-Learning платформы поддержки дистанционного обучения

2.6 О системе дистанционного обучения STELLUS

2.7 Преимущества дистанционного обучения

2.8 Недостатки  дистанционного обучения

3. Заключение

Литература


1.     Общие сведения о теме магистерской работы

 
         1.1 Актуальность

Актуальность темы дистанционного обучения заключается в том, что результаты общественного прогресса, которые раньше были сосредоточенны в области технологий,  на сегодняшний день концентрируются в информационной области и  с развитием Internet-технологий появляется новая форма обучения, которая предполагает другие методы, средства и форму взаимодействия преподавателя и студента между собой.

Дистанционное образование становится всё более популярным, так как оно позволяет пройти курс подготовки по какой-либо дисциплине без отрыва от производства для тех, кто работает или для тех, кто не имеет возможности учиться на дневной форме.

 

1.2   Цель и задачи работы

Целью магистерской работы является анализ использования дистанционных методов обучения в электротехнических специальностях.

Задачи работы:

 

1.3   Практическая ценность

Дистанционная форма обучения зарекомендовала себя как прогрессивная педагогическая технология XXI века.

ДО очень удобный способ обучения ещё и тем, что в отличие от заочного образования, осуществляет прямое общение и постоянную обратную связь между студентом и преподавателем.

Практическая ценность заключается в применении ДО в промышленности и в учебном процессе по курсу «Электрические аппараты».

 

2.     Информация о дистанционном обучении (ДО)

 
2.1  Что такое дистанционное образование

Дистанционное обучение (ДО) — совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала [1], интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения. 

Главной особенностью ДО является предоставление обучаемым возможности самостоятельно получать требуемые знания, пользуясь развитыми информационными ресурсами, предоставляемыми современными информационными технологиями [2]. Информационные ресурсы: базы данных и знаний, компьютерные, в том числе мультимедиа, обучающие и контролирующие системы, видео- и аудиозаписи, электронные библиотеки  вместе с традиционными учебниками и методическими пособиями создают уникальную распределенную среду обучения, доступную широкой аудитории.




 

Рисунок 1 —  Общая схема дистанционного обучения [3]

2.2 Требования при создании курсов ДО

Постановка учебной цели. Понимание студента о поставленных перед ним целей и задач обучения, которые должны быть четко и ясно сформулированы в программе.

Мотивация. Мотивация — составляющая обучения, которая должна поддерживаться на протяжении всего процесса обучения. Она может быстро снижаться, если уровень поставленных задач не соответствует уровню подготовки студента.

Создание предпосылок к восприятию учебного материала. Для этого могут быть использованы вспомогательные материалы (руководства для студентов), входящие в комплект готового пакета или подготовленные самим преподавателем.

Подача учебного материала. Стратегия подачи материала определяется в зависимости от решаемых учебных задач. Важной проблемой является оформление кадров, подаваемых на экран дисплея. Необходимо использовать известные принципы удобочитаемости.

Оценка. В течении работы студент должен быть осведомлен о своей успеваемости. Наиболее важным в дистанционном курсе является организация коммуникаций «студент - преподаватель - студенты». Для этих целей рекомендуется организация работы студентов в проектах или «обучение в сотрудничестве», дискуссии.

Обратная связь. Этот критерий имеет ключевое значение для обучаемого, меньше — в тестирующей программе, больше — в тренажерной. Компьютер способен обеспечивать обратную связь [2], причем помощь эта может быть индивидуальной. 

 

2.3 Средства ДО

Материал может быть представлен несколькими средствами обучения (печатные издания, аудиовидео и др.), каждое из которых обладает своими дидактическими возможностями. Преподаватель должен знать эти возможности, уметь распределять учебный материал по различным средствам, формировать из них комплект средств обучения (кейс), как систему носителей учебной информации, предназначенную для решения совокупности дидактических задач. Средствами ДО могут быть:

1. Компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах.

2. Учебные книги (твердые копии на бумажных носителях и электронный вариант учебников, учебно-методических пособий, справочников и т.д.).

3. Сетевые учебно-методические пособия.

4. Аудио учебно-информационные материалы.

5. Видео учебно-информационные материалы.

6. Лабораторные дистанционные практикумы.

7. Тренажеры с удаленным доступом.

8. Базы данных и знаний с удаленным доступом.

9. Электронные библиотеки с удаленным доступом.


Рисунок 2 —  Процесс дистанционного обучения [8]

2.4 Общая структура системы телеобучения

Основными действующими лицами учебного центра являются: администратор, куратор, преподаватель и студенты.

Администратор организовывает работу учебного центра.

Куратор организовывает учебный процесс.

Преподаватель готовит учебно-методические материалы, проводит групповые и индивидуальные консультации со слушателями..

Слушатели объединяются в учебные группы. Все слушатели учебной группы изучают один и тот же учебный курс. Количество обучаемых в группе не ограничивается [4]. К ней прикрепляется куратор, отвечающий за организацию учебного процесса, и преподаватель, ведущий учебный курс. 

 

2.5 E-Learning платформы поддержки дистанционного обучения

E-Learning (сокращение от англ. Electronic Learning) — система электронного (виртуального) обучения.

E-Learning платформы разработаны при поддержке различных системы управления реляционными базами данных и сервера приложений.

Студент, который обучается с помощью ДО, может использовать дистанционные курсы разных производителей, которые объединены в общий банк. Однако, разные платформы поддержки дистанционного обучения не имеют полной совместимости, и миграция дистанционных курсов из одной платформы в другую не всегда возможна. Создание интернет портала с мультиплатформенной поддержкой ДО на основе использования популярных e-learning платформ и инструментов миграции дистанционных курсов является разрешением такой ситуации. Следует отметить, что должно соблюдаться соответствие выбранных платформ международным стандартам поддержки дистанционного обучения, в частности стандарту SCORM. А так же стоит учитывать массовое применение ДО, быстроту его эволюции и усложнение платформ поддержки дистанционного обучения и информационных технологий [5], которые используются при разработке e-learning платформ.  

2.6 О системе дистанционного обучения STELLUS

STELLUS — многофункциональный, модульный, мультимедийный аппаратно-программный комплекс, построенные с применением сетевых и web-технологий, для поддержки дистанционного обучения.

STELLUS позволяет:

Все события в рамках процесса обучения фиксируются в базах данных. Эти данные могут быть использованы для статистического анализа.

STELLUS легко встраивается в учебный процесс любого учебного заведения. Комплекс предоставляет весь необходимый инструментарий для создания дистанционных учебных курсов, программированных учебных пособий и тестовых заданий.

Пользователи получают доступ к изучаемым курсам и тестам, размещенным в корпоративной сети или Интернет [6], используя стандартный web-браузер (IE 5.5 и выше)

 

2.7 Преимущества дистанционного обучения

2.8 Недостатки дистанционного обучения 

3. Заключение

Дистанционное обучение расширяет и обновляет роль преподавателя, который должен координировать познавательный процесс, постоянно усовершенствовать преподаваемые им курсы, повышать творческую активность и квалификацию в соответствии с нововведениями и инновациями.

Позитивное влияние оказывает дистанционное образование и на студента, повышая его творческий и интеллектуальный потенциал за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно принимать ответственные решения.

Качество дистанционного образования не уступает в идеале качеству очной формы получения образования, а улучшается за счет привлечения выдающегося кадрового профессорско-преподавательского состава и использования в учебном процессе наилучших учебно-методических изданий и контролирующих тестов по дисциплинам.

Литература

  1. Свободная энциклопедия Википедия [электронный ресурс]. — Режим доступа:  http://ru.wikipedia.org
  2. Методические рекомендации по созданию курса дистанционного обучения через интернет / В.Канаво // сайт  «Бизнес-образование в России» [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.curator.ru
  3. Рисунок [электронный ресурс]. — Режим доступа:  http://www.zn.ua
  4. Дистанционное образование  // сайт  «Маркетинг в интернет, интернет и бизнес» [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://scherbakov.biz
  5. E-Learning платформы поддержки дистанционного обучения / В. Валуйский // сайт  Киевского национального технического университета [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://udec.ntu-kpi.kiev.ua
  6. О системе дистанционного обучения STELLUS // сайт  компьютерных систем «Стэл» [электронный ресурс]. —Режим доступа: http://www.stel.ru
  7. Приемущества дистанционного образования в Украине // сайт  «Телекоммуникационные системы и сети» [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://tcs.kharkov.ua
  8. Рисунок [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.vabanksochi.ru


 Резюме | Биография | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске | Индивидуальный раздел