Магистр ДонНТУ Сиденко Вадим Эдуардович

Сиденко Вадим Эдуардович

Факультет инженерной механики и машиностроения

Кафедра технологии машиностроения

Специальность «Технология машиностроения»

Основы сборки многосекционных турбоагрегатов минимизированной вибронагруженности

Научный руководитель: д.т.н., проф. Алиев Натикбек Алиевич









История создания Subaru Impreza


Причина выбора данной темы — моё увлечение спортивными автомобилями, ярким представителем которых является модель Impreza японской компании Subaru. Этот автомобиль сочетает в себе мощность, надёжность, качество и безупречные дизайнерские решения, которые отражены как в серийных автомобилях, так и в раллийных, которые принимают участие в раллийном чемпионате мира World Rally Championship (WRC). В будущем хочу быть владельцем автомобиля именно этой марки.


Subaru является подразделением компании Fuji Heavy Industries (FHI) по выпуску автомобилей. Компания FHI — преемник компании Nakajima Aircraft, которая изначально создавалась как авиационная исследовательская лаборатория, поэтому в основе всех проектов любого из подразделений закладывается самая передовая и проверенная технология, определяющая завтрашний день [1].

Чтобы доказать тот высокий потенциал, который закладывался в каждый автомобиль, построенный в концепции фирмы «Активное вождение, активная безопасность» («Active Driving, Active Safety»), Subaru приняла решение об участии в мировом чемпионате по ралли (WRC) — автомобильном состязании, в котором автомобили, имеющие в своей основе коммерческую версию, соревнуются друг с другом по всему миру на дорогах с различным покрытием, включая асфальтовое, гравийное и снег со льдом. Кроме того, участие в соревновании такого класса позволяло собирать и анализировать ценнейшие данные о поведении автомобиля в сложных условиях и использовать результаты впоследствии при создании автомобилей для массового производства. В течение трех лет подряд (в 1995, 1996 и 1997 годах) Subaru был абсолютным лидером в Кубке конструкторов (Manufacturers championship), проходящем в рамках этого чемпионата [1].

Первое поколение Subaru Impreza в модификации седан и универсал дебютировало в 1992 году. Автомобиль занял пустующую нишу между Subaru Legacy и Subaru Justy. Позже, в 1994-м, небольшим тиражом стали выпускать эксклюзивные Impreza с кузовом-купе. Перед инженерами стояла конкретная задача — создать серийный автомобиль для победы в мировом чемпионате по ралли WRC. Модель, за основу которой была взята модифицированная платформа модели Legacy, получилась яркой и необычной, и именно это позволило Subaru Impreza утвердиться на рынке и завоевать признание покупателей. Стильный дизайн кузова отлично смотрится и по сей день. А три комплектации — переднеприводная Impreza с двигателем объемом 1,5 л/90 л.с., полноприводная — с двигателями 1,6 л/102 л.с. и 1,8 л/115 л.с. — полностью удовлетворяли потребности людей, приобретавших Subaru Impreza для семейного пользования. При весьма приемлемой стоимости, модель способна подарить водителю массу удовольствия от активного вождения. Impreza, которая потрясающе устойчива на прямой и в повороте, обладает великолепной разгонной и тормозной динамикой, дарит водителю ощущение его безграничного взаимопонимания с автомобилем и дорогой [1].

В то же время, параллельно развивалась категория Impreza WRX, оснащавшаяся двухлитровым турбированным двигателем мощностью 155 л.с. и постоянным полным приводом, направленная на любителей спортивной езды. По сравнению с базовой моделью Impreza, на WRX устанавливали более широкие низкопрофильные шины, улучшенные тормоза и усиленную подвеску. Передние и задние колёса оснащались вентилируемыми дисковыми тормозами. Полная масса автомобиля составляла 1220 кг. Подвеска экстремальной версии намного жестче, чем на гражданских модификациях, но она и намного прочнее. А отсутствие комфорта компенсируется потрясающей управляемостью и устойчивостью на запредельных скоростях [1].

Первое же участие Subaru Impreza в WRC в 1993 году (этап — Ралли 1000 Озёр) принес второе место. Легендарный испанский гонщик Карлос Сайнц (Carlos Sainz) за рулём Subaru Impreza выиграл три этапа чемпионата в 1994 году, что позволило ему по итогам сезона стать вторым в абсолютном зачёте [1].

В 1995 году Subaru выиграла пять из восьми этапов чемпионата мира и стала мировым чемпионом как в личном чемпионате, так и в Кубке конструкторов. Это был момент, когда Impreza была первой и единственной на мировом пьедестале. В 1996 году Subaru выиграла три из девяти этапов чемпионата, и это позволило выиграть Кубок конструкторов во второй раз подряд [1].

До 1999 года не было проведено ни одного полного изменения модельного ряда Subaru Impreza, имел место лишь частичный рестайлинг кузова. В 2000 году, на автосалоне в Бермингеме состоялся дебют второго поколения этого превосходного автомобиля [3].

Impreza WRX в кузове седан стали комплектовать турбированным двигателем мощностью 250 л.с. и двигателем с естественным типом впуска мощностью 155 л.с. [3]

Для настоящих фанатов этой марки была также в 2000 году выпущена Subaru Impreza WRX STi с четырехцилиндровым горизонтально-оппозитным двигателем марки EJ20. Он развивал 280 л.с. при крутящем моменте в 380 Н-м. Эта машина комплектовалась шестиступенчатой механической коробкой передач с близкими передаточными числами [1].

В 2002 году автомобиль претерпел очередное малое обновление модельного ряда, и, разумеется, Impreza в версии STi стала только лучше. Двигатель был доработан: повысился крутящий момент. Конструктивно автомобили до и после обновления отличаются между собой лишь в мелочах, а самому кардинальному изменению подверглась передняя оптика. Это было связано с тем, что форма такой оптики не позволяла разместить в себе гоночные лампы-прожекторы для лучшего освещения трассы на скоростных участках с плохой видимостью. Все пожелания были приняты, над машиной основательно поработали инженеры Subaru, установив вместо «кругляшей» новые не менее стильные блок-фары. Кроме этого машину в комплектации Spec С «обули» в 17-дюймовую резину и оснастили системой полного приво­да с электронным управлением [1].

Следующий рестайлинг модели был произведен в 2005 году. На этот раз специалисты поработали над аэродинамикой передней части кузова, по поводу которой поступали серьезные недовольства. Конструктивно, как и ранее, автомобиль не изменился [1].

В апреле 2007 года на автошоу в Нью-Йорке Subaru представили очередное поколение Impreza. Внешность новой Impreza изменилась радикально. Для Европы стали предлагаться исключительно пятидверные хэтчбэки на новом шасси. В США, наоборот, Impreza продается только с кузовом седан. Немного позже седан начал продаваться и в автосалонах Европы. По сравнению со второй генерацией модели Impreza 2008 стала длиннее на 115 мм, колесная база подросла на 95 мм. Исходя из соображений безопасности, пришлось отказаться от безрамочных дверей. Хэтчбэк на 165 мм короче седана и имеет задний спойлер в базовой комплектации [1].

Новое поколение Impreza является развитием концепции "Спортивный автомобиль на каждый день", в рамках реализации которой инженеры сконцентрировались над работой по усовершенствованию в трех областях — стиль, функциональность и комфорт. Кроме того, работа по разработке новой Impreza была направлена на сохранение преемственности знаменитому брэнду Subaru. При этом была поставлена задача создать автомобиль такого качества, который бы обеспечивал уровень комфорта, недостижимый в других автомобилях этого класса [1].

Каждая характеристика новой WRX STI говорит о раллийных генах. Закаленные в течение многих лет в жаркой борьбе Мирового чемпионата по ралли, они воспевают спортивное наследие знаменитого двигателя. Её короткий свес даёт прекрасные характеристики поворачиваемости и устойчивости. Испытания на трудных неровных дорогах и жесточайших на земле раллийных этапах обеспечили прогресс проверенной комбинации SUBARU BOXER и системы Symmetrical AWD. Всё это делается с целью усилить ощущения, получаемые от высокого качества [2].

2.5-литровый, 16-клапанный турбированный двигатель доставит захватывающие минуты непревзойденных впечатлений от управления одним из самых совершенных автомобилей в мире. Но есть область ускорения, в которой по достоинству оцениваются характеристики, позволяющие раскрутить двигатель до 407 Нм, высвобождая 221 кВт (300 л.с.) мощности. На такое способен только двигатель высочайшего класса [2].

WRX STI также оснащена Система сдвоенного активного контроля клапанов (Dual AVCS), которая обеспечивает переменный контроль тактирования впускного клапана при ускорении и следит за уровнем остаточных газов в цилиндрах. Главное достоинство подобной системы — более высокий крутящий момент на средних и низких скоростях, больше лошадиных сил на высокой скорости в сочетании с улучшенной экономией топлива и низким уровнем выхлопа [2].

Система Cool running. В процессе длительной погони за более эффективными технологиями охлаждения был увеличен промежуточный радиатор. Также по обеим сторонам переднего бампера были добавлены встроенные воздуховоды и предохранительный щиток, облегчающий отвод горячего воздуха от двигателя, что позитивно сказалось на охлаждающих характеристиках радиатора и промежуточного охладителя [2].

Трансмиссию новая STI, конечно же, унаследовала полноприводную. Оба межколёсных дифференциала — самоблокирующиеся. Межосевой — Driver's Control Centre Differential (DCCD) — по традиции трудится под надзором электроники и может менять степень блокировки либо автоматически (в зависимости от условий), либо по желанию водителя. Направляющее устройство передней подвески и некоторые элементы задней выполнены из алюминия. Что касается тормозов, то они разработаны совместно с итальянской компанией Brembo [2].

WRX STI получила весьма продвинутую систему стабилизации VDC (Vehicle Dynamics Control). Порог её срабатывания можно менять. В спортивном режиме электроника будет допускать довольно сильные скольжения и вступать в действие в самый последний момент, когда «решит», что вращения вокруг вертикальной оси никак не избежать. Кстати, при желании «умную» систему стабилизации можно отключить совсем [2].


Subaru — одно из непостижимых чудес мировой автомобильной культуры: до упрямства консервативная фирма с сильным инжиниринговым имиджем. Она неизменно выпускает скудные опциями машины с неприметным дизайном, скучным интерьером и практически одинаковой технической начинкой для всей модельной линейки, а ореол вокруг плеяды ее звезд мерцает над всеми континентами сколь притягательно, столь и загадочно. Те же немногие, кто единожды владел Subaru, не склонны менять предпочтений. Если Обратить внимание на владельцев быстрых версий Citroen или Ford, к примеру, то они говоря о своих машинах, зажевывая бренд, перенося акцент на буквенные индексы. А вот к имени Subaru не нужно прилагать аббревиатур или индексов, чтобы почувствовать уважение. Subaru Impreza — это просто живая легенда, обладать которой мечтает каждый [2].



Перечень ссылок


1. Всероссийский клуб Subaru Impreza [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.subaric.ru
2. Официальный сайт Subaru в Украине [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.subaru.ua
3. Сайт поклонника марки Subaru [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://s22b.net