Начальная страница Портал магистров ДонНТУ

Магистр ДонНТУ Загуменюк Юлия Николаевна

Загуменюк Юлия Николаевна

Факультет: Компьютерных информационных технологий и автоматики (КИТА)

Кафедра: Автоматики и телекоммуникаций (АТ)

Специальность: Телекоммуникационные системы и сети (ТКС)

Тема магистерской работы: Исследование и разработка методики расчета пропускной способности канала связи мультисервисной корпоративной сети

Научный руководитель: к.т.н., доцент кафедры АТ Червинский Владимир Владимирович

Автобиография Автореферат Библиотека Ссылки Отчет о поиске Русский рок


         В этом разделе хочу написать о неотъемлемой части моей жизни. Хочу написать о музыке, о русском роке.

ЧТО ТАКОЕ РОК

           Рок-музыка (англ. Rock music) — обобщающее название многих направлений музыки. Слово «rock» — качать — в данном случае указывает на характерные для этих направлений ритмические ощущения, связанные с определённой формой движения, по аналогии с «roll», «twist», «swing», «shake» и т. п. Такие признаки рок-музыки, как использование электромузыкальных инструментов, творческая самодостаточность (для рок-музыкантов характерно исполнение композиций собственного сочинения) являются вторичными и часто вводят в заблуждение. По этой причине принадлежность некоторых стилей музыки к року оспаривается. Также рок является особым субкультурным явлением; такие субкультуры, как моды, хиппи, панки, металлисты, готы неразрывно связаны с определёнными жанрами рок-музыки.
           Рок-музыка имеет большое количество направлений: от лёгких жанров, таких как танцевальный рок-н-ролл, поп-рок, бритпоп до брутальных и агрессивных жанров — дэт-метала и грайнда. Содержание песен варьирует от лёгкого и непринуждённого до мрачного, глубокого и философского. Часто рок-музыка противопоставляется поп-музыке и т. н. «попсе», хотя чёткой границы между понятиями «рок» и «поп» не существует, и немало музыкальных явлений балансируют на грани между ними.
           Истоки рок-музыки лежат в блюзе, из которого и вышли первые рок-жанры — рок-н-ролл и рокабилли. Первые поджанры рок-музыки возникали в тесной связи с народной и эстрадной музыкой того времени — в первую очередь это фолк, кантри, скиффл, мюзик-холл. За время своего существования были попытки соединить рок-музыку практически со всеми возможными видами музыки — с академической музыкой (арт-рок, появляется в конце 60-х), джазом (джаз-рок, появляется в конце 60-х — начале 70-х), латинской музыкой (латино-рок, появляется в конце 60-х), индийской музыкой (рага-рок, появляется в середине 60-х). В 60-70-х годах появились практически все крупнейшие поджанры рок-музыки, крупнейшими из которых, помимо перечисленных, являются хард-рок, панк-рок, рок-авангард. В конце 70-х-начале 80-х появились такие жанры рок-музыки, как пост-панк, новая волна, альтернативный рок, пшеничный рок (хотя уже в конце 60-х годов появляются ранние представители этого направления), хардкор (крупный поджанр панк-рока), а также брутальные поджанры метала — дэт-метал, блэк-метал. В 90-х годах получили широкое развитие жанры гранж (появился в середине 80-х), брит-поп (появляется в середине 60-х), альтернативный метал (появляется в конце 80-х).
           Русский рок – как самостоятельное и прежде всего музыкальное явление – берет начало от тех любительских электромузыкальных ансамблей, какие, еще явно подражая легендарной четверке «Битлз», уже и на самых первых порах своего развития пытались творить собственную музыкальную рок-культуру, духовная сила которой была настолько могущественной, что даже лучшие молодые голоса поэзии, как возвестил Андрей Вознесенский, ушли в рок. Середина 60-х – вот время рождения русского рока. Через четверть века, наиболее ярко заявившими тогда о себе представляются рок-музыканты групп «Скифы», «Скоморохи», «Арсенал», «Аракс», «Цветы», «Машина Времени» и ансамбля «Веселые ребята».
           Новая волна 80-х. В 80-х в СССР стала развиваться своя рок-сцена, в которой преобладали именно исполнители новой волны — "Кино", "Наутилус Помпилиус", "ДДТ", "Алиса", "Агата Кристи", "Пикник". Для русского рока было также характерно влияние традиции бардовской музыки — главенствующей роли текста в песне.

РОК КАК РЕВОЛЮЦИЯ

           Летом 1980 г. в Москве проходят летние Олимпийские игры, но в разгар этого замечательного праздника спорта страну потрясло страшное известие: скоропостижно скончался замечательный актер, поэт и исполнитель В.С. Высоцкий. Автор многих песен, оказавших большое влияние на поколение 1970х гг., он был не похож ни на одного из исполнителей того времени. Его лучшие произведения отличались абсолютной искренностью и фантастическим душевным надрывом. Вместе с ним канула в небытие целая музыкальная эпоха семидесятых с красивым романтизмом советских ВИА (вокально-инструментальных ансамблей), таких как "Веселые ребята" или "Голубые гитары", и с неподдельным прямодушием бардов (Ю. Визбора, Б. Окуджавы, А. Розенбаума и многих других). На смену 1970-ым гг. пришли 1980-е: эпоха всеобщего молодежного протеста и грандиозных перемен в СССР. Движущей силой этих перемен и явилась рок-музыка.
           Рок – это музыка научно-технической революции. Рок сам – революция в музыке. Прежде всего, в музыке. Но и не только в ней. Рок – музыкальная революция, отразившаяся на всех делах современного мира как духовный отзвук на революцию в науке и технике. Поэтому дальнейшая история не будет писаться без существования влияния рока на всю культуру прошлого и настоящего столетий.
           Первый признак рока: он ориентирован, прежде всего, на молодежь. Кстати, это проявляется не только в тематике и содержании песен, но и в манере исполнения и даже в стиле одежды.
           Второй признак: приятие и неприятие молодежью, а, следовательно, и рок-музыкой, определенных общественных отношений. В текстах рокеров не упоминаются отношения между, например, работодателем и рабочим, а взаимопониманию (или взаимонепониманию) "отцов" и "детей" посвящено немало рок-композиций.
           Третий признак: многочисленные заимствования музыкальных стилистических традиций различных народов и национальностей. Именно поэтому мы можем говорить о таком музыкальном явлении, как русский рок.
           Рассмотрим причины, по которым рок-музыке удалось завладеть умами миллионов слушателей в СССР. Главной причиной, как уже было упомянуто выше, является изменение социальной обстановки в СССР, связанной с ослаблением твердой центральной власти и разрушением благополучия семидесятых годов. Также способствовало развитию рок-музыки влияние зарубежных государств, в особенности таких, как Великобритания, Австралия и США; там этот жанр молодежной музыкальной культуры начал развиваться существенно раньше, чем в нашей стране. Уже в начале 1950-х гг. в этих странах стали появляться первые рок-группы.
           Еще одним поводом для развития рок-музыки в нашей стране служит стремление ее к выражению позиции молодежи в извечном конфликте "отцов" и "детей". Вообще-то, отношения разных поколений никогда не были безоблачными, но в годы социальной неуравновешенности в стране они еще более обострялись. Вспомним, что в США рок приобрел популярность в годы войны во Вьетнаме и Индокитае, когда молодежь отчетливо осознала, что "отцов" не интересует, что думают "дети" по поводу этих войн. Старшему поколению казалось, что молодым людям предстоит лишь убивать и быть убитыми, а не решать, кто прав, а кто виноват в этом межнациональном конфликте. На такое отношение к ним "отцов", "дети" ответили массовыми протестами: общественными движениями хиппи и панков, а также приобщением к рок-музыке. Именно эта молодежная культура сумела выразить те чувства, которые будоражили всю молодежь США. Схожее значение для молодежи российской имела война в Афганистане: далеко не все новобранцы считали этот конфликт необходимым и справедливым.
           Рассмотрев все вышеприведенные причины можно прийти к умозаключению: рок-музыка приобрела популярность среди молодежи в масштабах страны именно в то время, когда ослабла крепкая центральная власть и среди "детей" возникло чувство протеста против "диктатуры взрослых". Им требовались новые музыкальные лидеры, новые вожаки. Таким образом, мы приходим к выводу, что именно в 1980-х гг. рок-музыка стала активно развиваться и приобретать популярность.
           Перейдем теперь к рассмотрению истории рок-движения нашей страны в 80-х гг. XX в. Строго говоря, рок-музыка в СССР зародилась не в 1980, а несколько раньше, еще в 60-х гг. XX века. В 1969 г. появилась рок-группа, которой суждено было дожить до нашего времени и стать одной из прародителей современной российской музыки: это был знаменитый московский коллектив "Машина времени". В 1973 г. в Ленинграде была образована группа "Аквариум", впоследствии ставшая лидером всего музыкального рок-движения 1980-х. Но, несмотря на появление отдельных рок-коллективов ("Санкт-Петербург", "Мифы", "Крематорий", "Урфин Джюс" и т.д.), молодежная контр-культура еще не стала ведущим "генератором идей" в искусстве. Рок официально не был разрешен в СССР, и поэтому многие рок-концерты конца 1970-х - начала 1980-х гг. проводились подпольно, при строгой конспирации (так называемые "квартирные концерты"). По этим причинам в 1980 - 1981 гг. рок только "набирался силы". Но в 1982 г. в городе на Неве произошло знаменательное событие, оказавшее огромное влияние на последующую историю всего рок-движения: было образовано первое в стране любительское объединение музыкантов - Ленинградский рок-клуб (впоследствие такие клубы стали организовываться по всей стране - в Свердловске, Владивостоке и других городах). В него вошли "Аквариум", "Зоопарк", "Тамбурин", "Мифы", "Санкт-Петербург" и некоторые другие группы. Создание рок-клуба стало толчком для создания новых ансамблей, впоследствии ставших суперзвездами русского рока - "Кино", "Алиса", "Странные игры", "Ноль", "Объект насмешек", "Аукцыон" и т.д. С 1983 года в Ленинграде ежегодно проходили рок фестивали, на которых выступали ведущие коллективы северной столицы. Центром советского рок-движения на длительное время становится город на Неве.
           Причин, по которым рок-столица обосновалась именно в Ленинграде, а не в Москве, немало, но главной является следующая. Когда в Москве в 1980 году проходили Олимпийские игры, все "сомнительные элементы", среди которых было немало приверженцев рок-музыки, были вывезены за пределы города. Таким образом, зарождавшаяся столичная рок-музыка была погублена "на корню". Ленинград же такой тотальной чистки не проходил, и поэтому стал колыбелью рок-культуры СССР. Несомненно, в Москве также создавались интересные рок-ансамбли, такие как "Воскресение", "Крематорий", "Звуки МУ", но они были лишь единичными явлениями в рок-истории СССР.
           Таким образом, к 1984 году движущие силы грядущей рок-революции уже сформировались и были готовы к выходу на всесоюзную сцену - требовался лишь повод. Таким поводом стали события не музыкальные, а социальные, связанные с очередной сменой высшего руководства страны.
           11 марта 1984 года после смерти К.У.Черненко ЦК КПСС избрал новым Генеральным секретарем ЦК М.С.Горбачева. Грандиозные перемены, начатые им и получившие название "перестройка", захватили все области социальной жизни страны. На ХХVII съезде КПСС в докладе Горбачева впервые был употреблен термин "гласность". По замыслу Генерального секретаря, свобода слова должна была способствовать укреплению "социализма с человеческим лицом". В любом случае, рок-культура не могла не воспользоваться столь удобным моментом для окончательного выхода из подполья. Рок-клубы, подобные ленинградскому, стали организовываться по всей стране. В мире рок-музыки стали появляться быстро набирающие популярность коллективы, такие как московские группы "Браво", "Центр", "Бригада С"; свердловские (вторая рок-столица России) "Наутилус Помпилиус", "Чайф", "Агата Кристи"; владивостокские "Туманный стон", "Мумий Тролль" и др. Вообще, период с 1985 по 1989 годы следует считать периодом расцвета русского рока вообще и одного из его направлений - "социального рока" - в частности. В эти годы русской рок-музыкой были созданы ее лучшие произведения, которые исполнялись ее самыми яркими исполнителями. Именно в этот период вышли замечательные альбомы таких групп, как "Кино" ("Последний герой", "Группа крови"), "Наутилус Помпилиус" ("Разлука", "Князь тишины"), "Алиса" ("JAZZ", "Энергия", "Шестой лесничий"), "Звуки МУ" ("Простые вещи", "Zvuki mu"), "Телевизор" ("Шествие рыб"), "ДДТ" ("Я получил эту роль"), "Гражданская оборона" ("Сто лет одиночества","Инструкция по выживанию"), "Агата Кристи" ("Второй фронт", "Коварство и любовь"), "Центр" ("Центромания") и многих других интересных коллективов. Нужно отметить, что наибольшее влияние на советскую рок-музыку оказали группы из Ленинграда и Свердловска.
           В музыкальном отношении советский рок был весьма разнообразен, но его объединяющей силой стала остросоциальная тематика, присутствующая как в самих песнях, так и во внешнем имидже рокеров. Те коллективы, которые в период расцвета социального рока "осмеливались" в своих композициях поднимать незлободневные (с точки зрения того времени) темы, обрекались на непонимание и безызвестность.
           Как уже было сказано выше, русский рок - явление, не имеющее аналогов во всем мире. Впитав в себя черты, присущие рок-музыке вообще, он приобрел некоторые особенности, относящиеся исключительно к русскому року.
           Первой особенностью русской рок-музыки является ее коллективизм, полное численное преобладание коллективов над отдельными исполнителями, вызванное, видимо, русским самосознанием. Если в западной рок-музыке немало личностей, сумевших в одиночку пробиться в элиту шоу-бизнеса (к ним нужно отнести, прежде всего, Дэвида Боуи, Элтона Джона, Стинга, Пола Маккартни, Боба Дилана), то в русской рок-культуре к героям-одиночкам можно отнести единицы.
           Второй особенностью русского рока является сближение поклонников музыки с артистами, проявляющееся в дружеском стиле общения с ними. Так, например, лидера известной рок-группы "Алиса" Константина Кинчева фанаты называют не иначе, как Костя; Александр Башлачев известен в мире рок-музыки как СашБаш; Борис Гребенщиков - обладатель уважительного прозвища БГ, которое расшифровывается фанатами как "большой гуру" и т.д. Таким путем создается чувство близости к кумиру, отношение к нему, как к близкому, хорошо знакомому человеку.
           Третья особенность русского рока - близость текстов его песен к мироощущению Библии и, в особенности, Нового Завета. Для того чтобы проиллюстрировать это утверждение, приведу несколько примеров.
           Константин Кинчев, лидер "Алисы", в песне "Мое поколение" заявляет:

«Мое поколение боится дня,
Мое поколение не желает петь,
Мое поколение чувствует боль,
И снова ставит себя под плеть.»

           Иными словами, автор обвиняет свое поколение в том, что оно на причиненную боль неспособно ответить протестом, а лишь подчиняется и молчит. А теперь вспомним Евангелие от Луки, Нагорную проповедь Иисуса Христа: "А я говорю вам: не противьтесь злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую… любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас…".Призывы меняются, но тематика остается прежней.
           Особенно часто встречаются библейские мотивы в творчестве Александра Башлачева. В его песнях можно встретить такие пророчества, как "Вместо икон нас страшным судом будут судить зеркала". Или У меня есть все, что душе моей угодно, но это только то, что угодно моей душе". Для сравнения приведу отрывок из Евангелия от Матфея, глава 16: "Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей навредит". Таким образом, мы видим отражение библейских истин в культуре российской рок-музыки.
           Еще одной особенностью русского рока является протест против всеобщей "уравниловки", когда лучшие и худшие люди в стране оказались в одинаковом положении, а добродетелями считались бессловесность и полное подчинение. Это явление замечательно описала группа "Наутилус Помпилиус" в композиции "Круговая порука":

«Здесь женщины ищут, но находят лишь старость,
Здесь мерилом работы считают усталость
Здесь нет негодяев в кабинетах из кожи,
Здесь первые на последних похожи,
И не меньше последних устали, быть может, быть
Скованными одной цепью,
Связанными одной целью.»

           С этими строками перекликается цитата из песни "Освобождение" ансамбля "Игры": "Страшно казаться странным, когда все должны быть похожи". Впрочем, нужно заметить: несмотря на то что рок-ансамбли 1980-х гг. видели проблемы и недостатки современной им эпохи и не переставали бороться с ними доступными им способами, они оставались патриотами в лучшем смысле этого слова.
           Казалось, что рок-музыка становится неотъемлемой частью жизни страны. Но внезапно в 1988 году в СССР возникает всплеск популярности эстрадной музыкальной культуры, впоследствии получившей название "поп-музыка". В 1988 году создалась группа, ставшая основоположницей современной популярной музыки стран СНГ - "Ласковый май". С появлением "Ласкового мая" в нашей стране возникло такое явление, как фанатизм, который до этого не получал в СССР широкого распространения. Поклонники у рок-групп были, а вот фанатов - не было.
           Разгадать феномен "Ласкового мая" и вообще поп-музыки нелегко. В самом деле, незатейливые тексты песен и простые, легко запоминающиеся мелодии эстрадных композиций не идут ни в какое сравнение с проникновенными балладами рок-музыкантов. Причину выхода поп-культуры на первый план отечественной музыки следует искать в социальном положении страны. В то время песни рок-музыкантов, изобличавшие пороки тогдашнего общества, вызывали в людях депрессию и раздражение. Обществу требовалась легкая развлекательная музыка, что-то вроде безвредного наркотика, позволяющая забыть об общественных проблемах и семейной рутине (недаром подавляющее большинство поп-композиций посвящено любви, причем любви однодневной).
           Другой причиной появления поп-музыки является влияние западной музыкальной культуры 1980-х гг., в которой процветало диско - европейский аналог российской эстрады. Вообще, влияние западной музыки на российскую всегда было достаточно сильным.
           Все эти причины привели к постепенному угасанию культуры "социального рока". Конец 1980-х гг. еще остался за ним, но это была пиррова победа. Бурные политические события 1990-1993 гг. на некоторое время отодвинули культурную жизнь на второй план, а впоследствии социальный рок окончательно уступил главенствующую роль в музыкальной культуре России. Именно тогда лидер "Аквариума" Борис Гребенщиков обронил свою знаменитую фразу: "Рок-н-ролл мертв!" Но музыкант был несколько категоричен в своем заявлении - рок-музыка не умерла, а лишь отошла в тень и возродилась в конце 1990-х гг. на новом фундаменте. В конце 90-х количество популярных рок-групп резко сократилось. В основном это связано с тем, что "старики" начали уходить, "молодежь" не может пробиться сквозь богатую прослойку попсы.
           Что же касается современного рока, то можно сказать, что марку «сильной музыки» держат лишь исполнители, которые были лидирующими как раз в 80-е годы, а таких становится все меньше.... Рок-группы, возникающие сейчас, в основном приближены к шоу-бизнесу, то есть являются коммерческими проектами, зачесанными под одну гребенку (на Западе это явление давно привычное). Нельзя сказать это обо всех рок-исполнителях, однако факт есть факт. Те же, что продолжают традиции старого рока, менее популярны среди масс, однако имеют своих почитателей, чье восприятие мира много отличается от восприятия , например, «попсовиков». Рок-музыка сейчас несет в себе исключительно музыкальный, культурный смысл. Это связано в основном с обстановкой в наших странах. Никого не удивишь сейчас новыми текстами и необычной музыкой, все это – один из пройденных этапов нашей великой истории…


Литература


1. Черезис Игорь "Рок-музыка 1980 годов в россии"
2. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Рок-музыка.
3. Кравцов Сергей Рок

Автобиография Автореферат Библиотека Ссылки Отчет о поиске Русский рок

Начальная страница Портал магистров ДонНТУ