Бажанова Алена Игоревна

Факультет: Компьютерных наук и технологий (ФКНТ)
Кафедра: Автоматизированных систем управления (АСУ)
Специальность: Информационные управляющие системы (ИУС)
Тема выпускной работы: Разработка онтологической модели для семантического поиска информации в электронной библиотеке
Научный руководитель: Мартыненко Татьяна Владимировна

   
   
   
Сальвадор Дали
 
За что я люблю Дали? Прежде всего, за «огонь в глазах», за то, как он умеет любить жизнь, за его самоотверженность, за невероятную силу воли идти против всех в своем «безумии» с верой в то, что делает. Он непонятен, далек от всех, потому что его творения далеки от реальности, его фантазия безгранична, в его работах нет ни логики, ни рациональности, но каждая малейшая деталь имеет свое место и свой смысл. Кто еще был способен вызвать столько эмоций, такую бурю восторгов и негодований? Он не безумен, он умен! Он не талантлив, он гениален!

Дали — гений сюрреализма
«Сюрреализм — это Я!»

Сальвадор Дали (Salvador Felipe Jacinto Dalí i Domènech, Marqués de Púbol) — стал одной из самых одиозных и эксцентричных фигур XX века. Рожденный 11 мая 1904 года, Сальвадор Дали дожил до преклонного возраста, до 85 лет, став современником многих изменений в искусстве и обществе. А часто — и причиной этих изменений [1].

О появлении Дали в сюрреализме рассказать лучше, чем сделал это он сам, невозможно: «Но вот случилось то, чему суждено было случиться, — явился Дали. Сюрреалист до мозга костей, движимый ницшеанской “волей к власти”, он провозгласил неограниченную свободу от какого-либо эстетического или морального принуждения и заявил, что можно идти до конца, до самых крайних, экстремальных пределов в любом творческом эксперименте, не заботясь ни о какой последовательности или преемственности». Сюрреализм Дали не различал каких-либо отдельных сторон бытия: все, что соприкасалось с его Сюрреалистическим Творчеством, превращалось в нечто новое. Дали не делал исключений ни для чего: он писал любовь и сексуальную революцию, историю («Лицо войны»), технику («Расщепление атома»), общество («Загадка Гитлера»), религию («Христос святого Хуана де ля Крус»). Границ для него не было: области, которые затронул Дали, простирались от кулинарного искусства до науки. И во всем этом он находил такие образы, которые шокировали человечество — абсолютно все, что изображала кисть этого истинного сюрреалиста, превращалось в причудливые, невиданные ранее образы [2].

«Я благодарен судьбе за две вещи: за то, что я испанец, и за то, что я - Сальвадор Дали»

«Обожаю умных врагов»

«Только идиоты полагают, что я следую советам, которые даю другим. С какой стати? Я ведь совершенно не похож на других»

«Я до неприличия люблю жизнь»

«Магия не в самих вещах, а в отношениях между обыкноенными вещами»

«Всё, что я обещаю, я делаю - когда-нибудь. Всё, что хочу, сбывается - рано или поздно»

Так писал Сальвадор Дали. Из его высказываний — броских, умных и противоречивых — можно составить книгу. Потому что он был, пожалуй, универсальным гением, а писательством занимался из-за своей недостаточной одаренности как живописца. Это он и сам признавал, хотя любил называть себя гением: «...Я часто думаю, что ведь куда труднее (а значит, и достойнее) — достичь того, что я достиг, не обладая талантом, не владея ни рисунком, ни живописью. Именно поэтому я считаю себя гением. И от слова этого не отступлюсь, потому что знаю, чего это стоит, — без никаких данных сделаться тем, что я есть» [3].

В его адрес высказано множество восторженных слов — в полном соответствии с его целью оставаться постоянно перед публикой, будоражить и эпатировать, возмущать и восхищать ее. «Дон Сальвадор всегда на сцене!» — восклицал он. Порой кажется, что, и создавая свои многочисленные картины, он входил в роль живописца; откровенно играл со зрителем, предлагая разгадывать символы или находить изображения, возникающие из соединения разобщенных фигур [3].

Однажды, когда журналист задал Дали вопрос: «Что такое сюрреализм?», прозвучал его известнейший ответ: «Сюрреализм — это Я!». Сегодня фраза, брошенная Дали в 1936 году после ссоры и исключения из группы сюрреалистов, сегодня уже не кажется слишком самонадеянной. Живописец и график, скульптор и режиссер, один из самых ярких и известных сюрреалистов, Сальвадор Дали создавал резонанс во всех областях искусства, где начинал свою деятельность [2].


Театр-музей Дали в Фигерасе
Шалтай - Болтай сидел на стене
Шалтай - Болтай свалился во сне

Фигерас представляет собой небольшой провинциальный городок в испанской Каталонии, с небольшими церквушками, узкими улочками и двумя центральными площадями – Галлы и Сальвадора Дали. В 1974 году в здании старого театра, построенного в XIX столетии, открылся музей великого художника, построенный им самим. Здесь собрана наибольшая коллекция его произведений. Эта достопримечательность является основной в Фигерасе и ежегодно привлекает множество туристов [5].



Когда Дали задумывал свой музей, он планировал создать сюрреалистический лабиринт, в котором каждый посетитель чувствовал бы себя немного сумасшедшим и немного оторванным от реальности. Попади кэрролловская Алиса в этот музей, вряд ли Страна чудес и Зазеркалье так уж удивили бы ее. Здесь, в театре-музее, мир зазеркалья причудливым образом переплетается с реальностью. Сюрреалистичные белоснежные яйца с инкрустацией из золотистых караваев, расположившиеся вереницей вдоль ярко-красной стены и на карнизе башни Галатеи, и сферический купол, организованный над пространством сцены, построенный по проекту архитектора Эмилио Перес Пиньеро, - весь архитектурный облик здания находится в тесной взаимосвязи с произведениями Дали и создают атмосферу измененной внешнего и внутреннего мира. Каждая в отдельности картина мастера, представленная в коллекции театра-музея, способна претендовать на роль «жемчужины», собственно как и само сдание театра.

Архитектурные мистификации начинаются уже на первом этаже музея: входя в здание, снаружи кажущееся трехэтажным, посетитель оказывается в пятиэтажном строении. Этот эффект удалось создать, сделав первый этаж музея разноуровневым. Вторая мистическая часть здания — прозрачный сферический купол [2].



Под куполом расположена бывшая сцена, а на ней — несколько гениальных творений художника. Вот, например, одна из величайших иллюзий Сальвадора — «Обнаженная Гала, смотрящая на море». При создании этой картины впервые в изобразительном искусстве применялся цифровой метод. На расстоянии 20 метров картина «трансформируется» в портрет Авраама Линкольна [2].



В музейной части собраны работы,отражающие весь творческий путь художника, от первых работ-исканий в стиле кубизма, футуризма, импрессионизма, до творений, рожденных в последние года жизни.Здесь можно увидеть буднично-чувственную «Галарину» и «Атомную Леду» — сюрреалистическое повторение библейского сюжета. Со многих полотен Дали на нас смотрит его Галá. Удивительно «Исчезающие образы», на котором автор сумел объединить сразу 2 великих художников: Веласкеса и Вермеера Дельфтского. Девушка, читающая письмо (почти точная копия вермееровского сюжета), плавно превращается в глаз, нос и бороду, становясь частью портрета Веласкеса [2].



Чуть дальше, за чередой залов с картинами и инсталляциями — знаменитая комната-иллюзия, которую Дали «слепил» из черт лица кинодивы Мэй Уэст. Здесь стоит самая известная деталь интерьера, придуманная сюрреалистом — диван в форме губ.

Помимо работ Дали, в экспозиции музея есть картины и других представителей мира искусства, которых художник считал своими учителями. Например, в зале шедевров можно увидеть полотна Эль Греко, Эвариста Вальеса, Антонио Питчота, Жерара Ду, Марселя Душама и других [3].

Экскурсию по музею можжно продолжать бесконечно, каждое творение хранит множество тайн и секретов, а все "приходящие сюда будут уходить с ощущением, будто им привиделся театральный сон."

Творения Сальвадора Дали
— Это очень трудно — писать картины?
— Это либо легко, либо невозможно....
За свою долгую эпотажную жизнь Дали написал сотни картин, каждая из которых - загадка. Создав свой собственный, сюрреалистичный мир, Дали наполнил его фантасмагоричными существами и мистическими символами. Эти символы, отражающие навязчивые идеи, страхи и объекты фетиша мастера, «переезжают» из одной его работы в другую на протяжении всей творческой жизни.(о наиболее популярные из них можно прочитать здесь) [1].

Центральное место в его картинах занимала жена и муза Гала Дали. Гала не была красавицей, но обладала большим шармом, женским магнетизмом, от нее исходили флюиды, которые околдовывали мужчин. Не исключением стал и Сальвадор, любивший ее всю жизнь. Извеснейшие картины такие как "Тайная вечеря" и "Атомная леда" написаны с нее [2].



Еще одним извеснейшим творением являются картины "Постоянство памяти" и "Мягкие часы". Идея написания мягких часов обрела форму, когда он, одним августовским жарким днем, рассматривал кусок тающего на солнце сыра «Камабер». "Все спрашивают почему мои часы мягкие, но им наплевать, что они показывают точное время" - говорил Сальвадор Дали. "Постоянство памяти", была завершена в 1931 году и стала символом современной концепции относительности времени [3].



Спустя год после экспозиции в парижской галерее Пьера Коле самая известная картина Дали была куплена нью-йоркским Музеем современного искусства [3].

Среди картин оставшихся в моей памяти также "Живой натюрморт", "Пара с головами, полными облаков", "Фигура у окна" хотя она написана в несвойственном Дали реалистическом стиле, в ней присутствует аура пустоты и одновременно чего-то невидимого, что притаилось за пространством картины.



Другие картины Сальвадора Дали

Стоит также посмотреть:

Диснеевский мультфильм от Сальвадора Дали
Сальвадор Дали. жизнь без правил (фильм)

Ссылки о Сальвадоре Дали:

1. Жизнь и творчество Сальвадора Дали
2. ХХ век глазами гения
3. Сальвадор Дали и его картины
4. Сальвадор Дали
5. Музеи мира

 
   
  Автобиография | Резюме | Реферат | Библиотека | Перечень ссылок | Отчет о поиске
ДонНТУ - Портал магистров