Реферат – Нечепоренко К.А. Гуманизация мышления как решающий фактор эволюции качества на современном этапе RUS | UKR | ENG || ДонНТУ Портал магистров ДонНТУ
Магистр ДонНТУ Нечепоренко Ксения Анатольевна

Нечепоренко Ксения Анатольевна 

Кафедра управления качеством

Факультет менеджмента

Специальность «Качество, стандартизация, сертификация»

Гуманизация мышления как решающий фактор эволюции качества на современном этапе

Научный руководитель: д.э.н, профессор Момот Александр Иванович 




Резюме | Биография | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске | | Индивидуальный раздел

Реферат по теме выпускной работы

Содержание

Актуальность

Научная значимость

Практическая ценность результатов работы

Анализ последних исследований и публикаций

Изложение основного материала

Заключение

Литература



АКТУАЛЬНОСТЬ

Развитие производственных отношений на всех этапах сопровождалось эволюцией взглядов на качество и способы его обеспечения. Сравнивая первые ступени эволюции качества, отраженные «спиралью качества», с современным этапом его развития можно проследить постепенный переход от «локального» понимания качества, выраженного в контроле за удовлетворительным состоянием производимой продукции к «глобальному» видению – распространению понятия «качество» на все сферы общественной жизни, включая образование, здравоохранение, социальный статус, коммуникации в социуме, свободу деятельности и выбора, организованность досуга, доступ к культурному, социальному, психологическому и профессиональному наследию, то есть все то, что сегодня принято называть качеством жизни. Современные реалии диктуют необходимость новых исследований в области менеджмента качества, концентрируя внимание на человеке как субъекте отношений по поводу создания качества и одновременно объекте улучшения качества жизни. Таким образом, возрастает необходимость больше внимания уделять гуманистическим принципам в управлении.

НАУЧНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ

Научно значимым в данной работе является обоснование необходимости смещения акцентов в парадигмах менеджмента в сторону социокультурных аспектов, так как главным ресурсом любой организации является человек, а также выяснение роли гуманизации мышления в эволюции качества на современном этапе.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ

В ходе проведенного исследования были сформулированы основные практические задачи гуманизации мышления и обоснована важность их реализации.

АНАЛИЗ ПОСЛЕДНИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПУБЛИКАЦИЙ

В виду актуальности исследуемой проблемы, данному направлению посвящены работы многих известных ученых, в частности Дила Т и Кеннеди З, Т.Конти, Й.Дж Дальгаарда, П. Дальгаарда и др. Так Т. Конти предлагает пересмотр концепций менеджмента, основанных на преобладании технократизма в подходе к управленческим процессам, что проявляется в рассмотрении человеческих ресурсов с чисто технических позиций, без учета социально-экономических и социокультурных факторов. При подобном подходе люди фактически приравниваются к материально-вещественным факторам производства, таким как техника, сырье, энергия и т.п. Данный автор считает, что деловое совершенство, к которому стремится любая фирма, достигается благодаря формированию отношений внутри организации, позволяющих создавать «выдающиеся ценности», под которыми понимаются честность, справедливость, преданность, искренность и т.д. Таким образом, по мнению Конти, необходимо больше внимания уделять социокультурным аспектам, не ограничиваясь повышением мотивации и вовлеченности персонала. Рассматривая значение человеческого фактора в создании устойчивого качества П.Дальгаард и Й.Дж Дальгаард предложили трехмерную модель человеческих потребностей (Trinity model), определяющих мотивацию. Наряду с биологическими и интеллектуальными потребностями они обосновали необходимость учитывать и духовные (базовые ценности), мотивирующие человека. В Украине также ведутся исследования, посвященные выяснению роли человеческого фактора в деятельности организации. Данным направлением занимаются такие отечественные ученые как Момот А.И., Сумин В.А, Апатова Н.В, Мочерный С., Устенко А. и др.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Анализ вышеизложенных проблем в первую очередь требует четких определений основных понятий – «качество» и «качество жизни». Существуют различия в определении данных понятий с позиций социально-философских и экономических наук. Так в философском контексте понятие «качество» имеет абстрактный характер и является более широким, чем это же понятие, определенное с точки зрения экономической науки. Философский энциклопедический словарь так определяет понятие «качество»: «...философская категория, выражающая неотделимую от бытия его существенную определенность, благодаря которой он является именно этим, а не иным объектом» [1, с.252].

Экономический словарь рассматривает качество, как совокупность свойств, признаков продукции, товаров, услуг, работ обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы людей, соответствующих своему назначению и предъявленным требованиям [2]. Приведенные определения позволяют составить целостное представление о качестве, так как одно дополняет другое.

Говоря об эволюции качества на современном этапе, мы имеем ввиду переход к последнему ее витку, известному под названием «качество жизни», который характеризуется степенью удовлетворения материальных и культурных потребностей людей (качество питания, комфорт жилища, качество здравоохранения, образования, сферы обслуживания, окружающей среды, возможности творческой реализации и т.п).

Проблема качества жизни затрагивает многие аспекты человеческого существования, такие как демографические и этнографические, экологические факторы; условия, характер и результаты труда. Она состоит из различных составляющих – юридических и политических аспектов, учитывает поведенческие и психологические моменты, общее идеологическое и культурное пространство. Итак, главной основополагающей идеей в концепции качества жизни является ориентация на человеческую личность. Слово «личность» здесь неслучайно. Сущностная характеристика этого понятия заключается в содержании мировоззрения человека, его психологической сущности; степени целостности мировоззрения и убеждений, степенью осознанности человеком своего места в обществе; содержанием и характером потребностей и интересов, устойчивостью и лёгкостью их переключаемости, их узостью и многогранностью [3]. На приоритете личности на сегодняшний день разработано множество концепций в менеджменте. Всех их объединяет стремление гуманизировать представление о человеческом факторе как объекте управления, увидеть в нем его творческий потенциал, стремление к самовыражению (теория «человеческих отношений», теория «У») [4, с.97]. На важности потребности самореализации акцентируют внимание такие авторы как А.Печчеи, Э.Ласло: «Человек взбирается на Эверест, потому что видит в этом вызов человеческой изобретательности и стойкости. Скажи ему, что он должен это сделать, чтобы выжить или обрести свободу, и он воспримет это как тяжелую, непосильную работу» [6, с.175].

Новая идеология медленно, но все же укореняется в умах управленцев разных уровней. На данном этапе необходимость следовать ей диктует рынок. Концепция TQM гармонизировала внутриорганизационные отношения, придав им демократичный характер, проявляющийся в возможности самореализации личности, наличии обратной связи между подчиненными и руководством, делегировании полномочий и т.п. Как считает А.И.Момот: «...TQM характеризується саме тим, що вона поряд з якістю продукції, переслідує також інші кінцеві результати, такі як довгостроковий комерційний успіх, користь для суспільства і задоволеність клієнтів» [14, с.221]. То есть данная концепция заложила основы, стала стартовой платформой для глобального проекта под названием «качество жизни», краеугольным камнем которого, как мы полагаем, должны стать ориентация на человека, гуманизация управленческих подходов и перестройка сознания в области качества. С.М.П. Дальгаард и Й.Дж. Дальгаард пишут: «...одной из главных причин неудач при внедрении принципов всеобщего управления на основе качества (ТQМ) являются поверхностные знания и недостаточное понимание руководством принципиально важного значения человеческого фактора...»[7, с.93].

Известный специалист в области управления, бывший президент Европейской организации по качеству (ЕОQ) Т.Конти предлагает пересмотр концепций менеджмента, основанных на преобладании технократизма в подходе к управленческим процессам, что проявляется в рассмотрении человеческих ресурсов с чисто технических позиций, без учета социально-экономических и социокультурных факторов. При подобном подходе люди фактически приравниваются к материально-вещественным факторам производства, таким как техника, сырье, энергия и т.п. Данный автор считает, что деловое совершенство, к которому стремится любая фирма, достигается благодаря формированию отношений внутри организации, позволяющих создавать «выдающиеся ценности», под которыми понимаются честность, справедливость, преданность, искренность и т.д. Следовательно, по мнению Конти, необходимо больше внимания уделять социокультурным аспектам, не ограничиваясь повышением мотивации и вовлеченности персонала. «Первейшая обязанность руководителя, стремящегося к деловому совершенству своих организаций, – выстраивание внутри них отношений, способных создавать выдающиеся ценности. При таком отношении лидеров к своим обязанностям меняется общий вид организации, в ней расцветает творчество, происходит непрерывное внедрение инноваций» [7, с.96]. Таким образом, в современных концепциях менеджмента наблюдается попытка гуманизации представлений об управлении человеческими ресурсами. В чем же заключается гуманизация менеджмента? Гуманизация – распространение и утверждение в сфере общественной жизни идей, взглядов и убеждений, проникнутых гуманизмом [16]. Гуманизация отражает социальную направленность менеджмента и роль человеческого фактора как объекта управления.

В данном реферате мы рассматриваем гуманистические веяния в современных концепциях управления как отдельный аспект эволюции взглядов на качество и управление качеством.

Сложившаяся тенденция больше внимания уделять роли человеческого фактора в деятельности организации, на наш взгляд, показывает характер и направленность развития социальных отношений, а также постепенный переход к пониманию качества с точки зрения глобальности, распространения этого понятия на все сферы общественного бытия. Здесь мы предлагаем рассматривать человека как объект, на который направлено стремление улучшать качество его жизни, и в то же время – как субъект отношений по поводу создания качества. Человек, выполняющий конкретную работу «создает качество», то есть результат его деятельности можно охарактеризовать используя понятия «качественно»-«некачественно». Что же касается проблемы определения степени качества: изделию присущи все требуемые функциональные характеристики, но где-то допущена погрешность в виде царапины или другого незначительного отклонения, то здесь мы исповедуем принцип булгаковского героя: «Свежесть бывает только одна - первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!» Выраженное в такой ироничной форме отношение к качеству, в частности к его отсутствию, совпадает с пониманием качества в системе «ноль дефектов», которая ориентирована на осознание значения качества и формирование соответствующего мышления. Благодаря использованию этой системы японские компании стали лидерами мирового рынка товаров и услуг. Здесь необходимо подчеркнуть именно ментальный аспект, то есть способ мышления, в основе которого лежит глубокое понимание, осознание необходимости создания только качественных товаров. Что же касается отношения к качеству в Японии, то оно сформировалось на фоне идеологических, традиционных взглядов японского общества, корнями, глубоко уходящими в историю и культуру этой страны. Почему подход к качеству доктора Деминга получил такую популярность именно в Японии, а не на его родине – США? И почему, несмотря на все попытки внедрить на американских предприятиях столь популярные в Японии «кружки качества», вовлекающие в деятельность предприятия весь персонал и дающие возможность самовыражения каждому работнику, западная версия «кружков качества» не имела такого успеха. Именно особенности мышления, национальный менталитет сыграли такую важную роль – корпоративная культура, находящаяся под влиянием конфуцианства, формирующая отношение к фирме как к семье и основные морально-этические нормы конфуцианства, прежде всего верность долгу, чести позволили возвести качество в ранг священного принципа деятельности каждой японской компании. Приведенный пример свидетельствует в пользу социокультурного подхода в управлении.

В данном случае факторы, влияющие на качество, лежат за пределами технической вооруженности производства или же других экономических аспектов. Возникает необходимость учитывать психологические моменты, национальные особенности. На сегодняшний день широко распространенным является управленческий принцип «свободы от культуры», основывающийся на утверждении, что «…стиль управления является следствием более глубокой логики индустриального развития. Способ, каким в компаниях осуществляется управление персоналом, менее зависит от культуры страны, чем от размеров этих компаний, используемых в них технологий и их промышленного окружения. Логика конкурентной борьбы, в которой участвует венчурное предприятие, основана на передовых know-how и навыках обучения и требует соответствующей модели управления. Хорошо известно, что компании, чья конкурентная стратегия базируется на нововведениях, используют более профессиональный и ангажированный стиль управления по сравнению с массовыми производителями болтов и шурупов, пластмассовых игрушек или гамбургеров.» [15].

Сторонники менеджмента на основе «зависимости от культуры» считают, что в разных обществах исторические и культурные условия способствуют формированию специфических относительно устойчивых моделей мышления и поведения, разделяемых большинством их членов. Каждое новое поколение, по мере того как оно принимает убеждения и ценности предыдущего, воспроизводит культурное наследие страны. Хотя в рамках экономики компании конкурируют в различных условиях, внутри страны все они сталкиваются с одними и теми же культурными обстоятельствами, что заставляет их принимать похожие структуры и стили руководства, соответствующие существующим в обществе культурным силам. [15].

Мы полагаем, что отвергать социокультурные особенности в управлении было бы ошибочно. Менталитет людей, сложившийся в определенных исторических условиях, психологические особенности непосредственно влияют на культуру управления. Вышеприведенный пример Японии яркое тому подтверждение. Данные ментальные факторы заставляют нас глубже осознать необходимость ориентации на человеческую личность, как основной фактор производства, от которого непосредственно зависит качество производимой продукции. Выступая как субъект отношений по поводу создания качества, человек создает предпосылку для эволюции качества до нового уровня – качества жизни, но только в том случае, если его личные качества позволяют это сделать. Таким образом, используя понятие «гуманизация мышления», мы имеем в виду комплексную перестройку сознания личности, ориентированную в первую очередь на совершенствование самих человеческих качеств. Ее целью является преодоление сложившихся стереотипов в отношении качества на всех уровнях общественной жизни. Здесь будет уместно вспомнить слова А. Печчеи: «Если мы хотим поднять уровень самосознания и организации всей человеческой системы в целом, добиться ее внутренней устойчивости и гармонического, счастливого сосуществования с природой, то целью нашей должны стать глубокая культурная эволюция и коренное улучшение качеств и способностей всего человеческого сообщества.» [6, с.183-184].

Внедрение современных методик менеджмента в Украине часто нерезультативно, потому что проводится без учета особенностей местного менталитета. «Украинский менталитет совмещает американский дух индивидуализма и японские работоспособность и стремление к совершенствованию. Наиболее подходящая формула для Украины: «Наше богатство – наши человеческие ресурсы», – резюмирует сайт, посвященный управлению персоналом [12]. Однако стиль управления на многих крупных предприятиях до сих пор остается практически неизменным и характеризуется как административно-командный. «Административный метод управления был принят на вооружение именно из-за его понятности малокультурному и необразованному человеку, из-за простоты и кажущейся очевидности ее эффективности. Это первый и самый низкий уровень общей культуры и управленческой грамотности. Именно непонимание всей сложности взаимосвязи явлений привело к тому, что непосредственное обращение в виде приказа, команды, прямого и непосредственного воздействия, воспринималось как непосредственное действие индивида.» – пишет Аверьянов Л.Я. [8]. И хотя данный стиль управления понемногу уходит в прошлое, некоторые его элементы все еще остаются, так, например, менеджеров стимулируют системой теневого вознаграждения, а на руководящие должности часто назначают тех, кто станет наиболее лояльным к лицам их назначившим [11]. Чтобы изменить сложившуюся ситуацию необходимо не только формализовать систему отношений и внедрить современную систему оплаты труда, но и поднимать общую культуру руководителей, «гуманизировать» их представления об управлении человеческими ресурсами. Задачи гуманизации мышления намного шире, чем воспитание гуманных, справедливых и непредвзятых руководителей. Они касаются реформирования всего общества. Практические задачи гуманизации мышления мы сформулировали следующим образом:

1. Повышение уровня благосостояния граждан путем реформирования экономики – это первоочередная задача, выполнение которой позволит обеспечивать необходимый уровень образования, общей культуры. Это экономическая основа гуманизации мышления, без которой трудно реализовать другие ее практические цели.

2. Гуманизация образования с целью воспитания творческих и нравственных начал в человеке. Деинтеллектуализация общества, о которой в последнее время много говорят, проявляется в снижении авторитета знаний. В современном обществе наблюдается тенденция к профессиональной специализации. На бытовом уровне распространенным является мнение, что для того, чтобы стать хорошим специалистом и сделать успешную карьеру достаточно разбираться в вопросах, непосредственно касающихся выбранной профессии. Такая тенденция отражается и в сокращении количества гуманитарных дисциплин в высшей школе. Однако без гуманитарного образования не возможно формирование полноценной личности, осознающей свое место и роль в обществе, обладающей высокими моральными качествами и собственной мировоззренческой позицией. Гуманизация образования – это «рычаг», ключ к гуманизации мышления. Она закладывает в сознание человека понимание необходимости поступать не только сообразно со своими интересами, но и в интересах общества, воспитывает самоуважение и уважение к другому человеку. Суть гуманизации образования в создании индивидуальности и побуждении к творческому восприятию действительности, к творческому выражению своей индивидуальности.

3. Развитие правовой культуры общества, личности. «Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.» [10, с.211]. Человек с развитой правовой культурой замечает не только вопиющие случаи нарушения закона, например преступления, но и другие правонарушения, он способен защищать свои права посредством закона и правовое государство гарантирует ему такую возможность. Гуманизация должна стать одним из основополагающих принципов становления правовой культуры, ориентированной на соблюдение прав и свобод человека.

4. Создание гражданского общества. Гражданское общество существует только в условиях правового государства. Его центральная идея – приоритет человеческой личности. Формирование гражданского общества создает объективные предпосылки для развития личности, ее свободы, потребности в самореализации и способствует смене парадигм мышления в сторону его гуманизации.

5. Соблюдение принципа «социальная ответственность», внедрение социальных стандартов, интегрированных систем. С появлением интегрированных систем наблюдается усиление влияния общества на развитие производственных процессов и охрану окружающей среды. «Для развитых стран в глобальной экономике ХХI века характерны унификация требований к социальной ответственности организаций, их регламентация с помощью нормативных документов, усиление роли государства в части принуждения бизнеса к обеспечению ответственности за социальную сферу жизни людей, активизация общественных организаций в области разработки стандартов и мониторинга социальной политики частнокапиталистических корпораций», — пишет Л.Конарева [5, с.25]. Стратегия реализации социальной ответственности, заключается в организации экономической, экологической и социальной деятельности таким образом, чтобы приносить пользу людям, жителям местных сообществ и обществу в целом. Предприятия не просто соблюдают требования законодательства определенной страны, они предпринимают добровольные действия по улучшению качества жизни своих работников и членов их семей, равно как и жителей местной территории и общества в целом.

Таким образом гуманизация мышления – это не только необходимое условие успешного функционирования организации, это предпосылка эволюции качества до нового уровня (спираль качества) – качества жизни.

В свою очередь качество жизни предполагает такой уровень развития человеческих потребностей, в котором важнейшее место занимает потребность деятельности, самореализации. Д.В.Хлебников пишет: «В своей теории А.Маслоу разделил потребности человека на пять основных уровней по иерархическому принципу, который означает, что человек при удовлетворении своих потребностей движется как по лестнице, переходя от низкого уровня к более высокому. Несмотря на очевидную красоту и логичность теории иерархии потребностей, сам А.Маслоу в своих письмах отмечал, что теория, сделавшая его знаменитым, применима к пониманию потребностей человечества в целом, как философское обобщение, но никоим образом не может использоваться в отношении конкретного индивидуума»[5]. Однако данная теория успешно используется в управлении персоналом. В общем же виде она достаточно хорошо отражает основные моменты развития общества. Мы предлагаем интерпретировать пирамиду потребностей Маслоу [7] применимо к менеджменту качества и верхние 2 уровня, (где вершина потребностей потребность в самовыражении) данной модели условно считать «качеством жизни» (рис.1)


Интерперетированная пирамида потребностей Маслоу
Рисунок 1. Интерперетированная пирамида потребностей Маслоу
(Анимация. Кол-во кадров – 6, кол-во циклов – 6, размер – 49кВ, для создания анимации использовалась программа MP Gifanimator)


Целью данной модели является выявление взаимосвязи между уровнем удовлетворенности отдельного индивида и общества в целом, то есть, по нашему мнению, качество жизни – этап развития общества, который наступает тогда, когда человек может не заботиться о физиологических потребностях, а также о своей безопасности и защищенности, так как все это уже обеспечивается на необходимом уровне, он может полностью сосредоточиться на труде не с целью материального обеспечения и выживания, а для удовлетворения потребности в самореализации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выступая в качестве объекта улучшения качества жизни, человек совершенствуя свои личные качества и творя тем самым более совершенное общество, создает предпосылку и для эволюции качества до нового уровня – качества жизни. Таким образом, мы видим здесь диалектическую взаимосвязь, так как человек одновременно и участвует в создании качества, будучи субъектом отношений по поводу его создания, и сам находится под воздействием социокультурных факторов, таких как национальные особенности, уровень образования, культурные традиции и проч., которые влияют на становление его как личности, то есть выступает в роли объекта улучшения качества жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Философский энциклопедический словарь [Текст]: под. ред.: Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев, С.М.Ковалев, В.Г.Панов – М.: Сов. Энциклопедия, 1983. – 840 с.

2. Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dic.academic.ru

3.Человеческий фактор [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org

4. Дальгаард С.П., Дальгаард Й.Дж. Значение человеческого фактора в создании устойчивого качества// Качество в ХХІ веке. Роль качества в обеспечении конкурентоспособности и устойчивого развития [Текст]: Под ред. Т. Конти, Ё. Кондо, Г. Ватсона/ Пер. с англ. А. Раскина. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2005. – 280с.

5. Конарева Л. Перед обществом в ответе [Текст]: // Business Excellence. – 2010. – №8. – с. 24-28

6. Печчеи А. Человеческие качества [Текст]: – М.: Прогресс, 1980. – 301с.

7. Конти Т. Системное мышление: новые рубежи в менеджменте качества [Текст]: // Стандарты и качество. – 2010. – №5. – с.94-96.

8. Аверьянов Л.Я. Социология: что она знает и может [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio/archive/aver_soc/

9. Социально-экономические, политические условия для создания гражданского общества [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.for-student.net

10. Васильев В.А. Юридическая психология [Текст]: – СП б.: Питер Ком, 1998. 656 с.: ил (Серия «Мастера психологии»).

11. Человеческий фактор и его роль в развитии организации [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.vuzlib.net/beta3/html/1/5443/5445/

12. Теории мотивации: школа человеческих отношений [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hr-portal.ru/article/teorii-motivatsii/

13. Экономико-правовая библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vuzlib.net/beta3/html/1/5443/5472/

14. Момот О.І. Менеджмент якості та елементи системи якості [Текст]: Навч. Посібник. – К.: Центр учбової літератури, 2007 – 368 с.

15. Влияет ли национальная культура на стиль управления [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rhr.ru/index/jobmarket/foreign/1986.html

16. Электронный словарь Словопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.slovopedia.com/15/195/1502796.html


Важное замечание

При написании данного автореферата магистерская работа ещё не завершена. Окончательное завершение: декабрь 2011 год. Полный текст работы и материалы по теме могут быть получены у автора или его руководителя после указанной даты.

Вверх


Резюме | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске | | Индивидуальный раздел