RUS | UKR | ENG || ДонНТУ Портал магистров ДонНТУ
Магистр ДонНТУ Шарох Юлия Викторовна

Шарох Юлия Викторовна

Факультет экономики

Кафедра экономики предприятия

Специальность: Менеджмент инновационной деятельности

Научный руководитель: к.э.н., доц. Степанова Татьяна Александровна


Материалы по теме выпускной работы: Резюме | Биография | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске | Индивидуальный раздел

Реферат по теме выпускной работы

Стратегическое управление инновационной деятельностью предприятия



Введение

Актуальность темы. Несовершенство рыночной инфраструктуры, устаревшая отраслевая структура производства, дефицит финансовых ресурсов и неэффективное законодательство свидетельствуют о наличии проблем стратегического управления в Украине и выступают главными факторами торможения инновационного развития отечественных предприятий, но отечественный научно-хозяйственный комплекс имеет для развития достаточный научный и технический потенциал. Один из основных недостатков в развитии инновационной сферы предприятий заключается в отсутствии эффективной методики управления указанными процессами, соответствующей национальным особенностям и обеспечивала эффективное развитие инновационного потенциала предприятия. Эффективная действующая система управления инновационной деятельностью нужна не только для субъектов хозяйственной деятельности, которые только создаются, но и, для уже существующих.

Теоретический, общенаучных смысл инновационного менеджмента как эффективного составляющей иерархической системы стратегического управления, нашел свое отражение во многих исследованиях как зарубежных, так и отечественных авторов: Ансоффа И., Виханського А. С., Володькиной М. В., Гальчинского С. М., Гейца В. М., Друкера П., Немцова В. Д., Пономаренко В. С., Портера М., Стрикленд А., Томпсона А. , Чендлера А., Шершнев С. Е., Ястремский А. М. и др. Активно развивается украинская школа стратегического менеджмента инноваций, в состав которой входят ведущие экономисты-теоретики и практики: Гринев А. В., Данилишин Б. М., Заруба В. Я., Иванов Ю. Б., Ильяшенко С. М., Крикавский Е. В. Ландик В. И., Орлов П. А., Перерва П. Г., Садеков А. А. , Яковлев А. И. и другие. Однако некоторые проблемы реализации процесса инновационного управления остаются недостаточно исследованными. В частности, требуют дальнейшего рассмотрения вопросы совершенствования механизма функционирования инновационного менеджмента как эффективного составляющей стратегического управления, определение уровня инновационности промышленного предприятия и совершенствования на этой основе существующих методик оценки инвестиционной привлекательности.


Целью исследования является разработка системы стратегического управления инновационной деятельностью на предприятии. Согласно поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

- раскрытие сущности и определение роли стратегического управления инновационной деятельностью в развитии экономических отношений на современном этапе;

- оценить основные теоретические проблемы механизма функционирования инновационного менеджмента и его усовершенствования в структуре стратегического управления;

- определить основные тенденции развития инновационной деятельности промышленных предприятий Украины и стратегических направлений государственного регулирования инновационной сферы;

- провести анализ инновационной деятельности на предприятиях Украины;

- разработать систему сбалансированных показателей для повышения эффективности инновационной деятельности предприятия;

- разработать принципы и стратегию управления инновационной деятельностью на предприятии;

- разработать методику оценки эффективности инновационной деятельности компании;

- исследовать и оценить процесс внедрения стратегического управления инновационной деятельностью.

Объект исследования – процесс осуществления инновационной деятельности предприятия.

Предмет исследования – основные принципы и методы стратегического управления инновационной деятельностью на предприятиях.

Методы исследования. Теоретической базой выпускной работы магистра объективные законы и фундаментальные положения экономической теории, теории инновационного и стратегического менеджмента, научные труды отечественных и зарубежных ученых.

В работе были использованы следующие научные методы: анализа и синтеза для дифференциации и обобщения состава факторов инновационного экономического развития предприятия; классификация для изучения экономической природы разных видов инноваций и определение особенностей методов управления и планирования инновационной деятельности; статистический анализ для оценки эффективности инновационно-инвестиционной деятельности предприятия ; метод экспертной оценки, для исследования состава и природы факторов формирования инновационного потенциала предприятия; графической визуализации выводов исследования.

Информационной базой исследования являются нормативные и законодательные акты Украины, регламентирующие инновационную деятельность предприятий, основные положения научных трудов отечественных и зарубежных ученых в пределах исследуемого проблемного поля; официальные материалы и экспресс-информация Госкомстата Украины; организационно-управленческая документация предприятий, материалы научно-практических конференций , Периодических изданий и сети Internet.


Содержание работы

Во введении раскрыта актуальность темы, суть и состояние проблемы, которая решается; определена цель и задачи исследования, его научная новизна; установлена практическая полезность полученных результатов.

В первом разделе выпускной работы магистра рассмотрены теоретические и методические основы стратегического управления, обоснована необходимость использования инновационной стратегии как основы устойчивого развития предприятия.

Эволюционное развитие теории стратегического управления выделил устойчивые компоненты, характер, содержание и направленность которых отмечают сбалансированность интересов непосредственных участников стратегического цикла путем использования четких правил и определенной последовательности действий при осуществлении управленческих процессов. Особенностью структуры стратегического менеджмента является построение цепи, состоящей из таких классических этапов управления, как формулирование миссии и определение целей предприятия, стратегического анализа среды, выбора, разработки и реализации стратегии и контроля за ее выполнением, в пределах которых устанавливается взаимное влияние каждого отдельного звена на другие зоны и на всю их совокупность. Анализ динамики внедрения общепринятых этапов управления определил необходимость введения этапа стратегического мониторинга вместо этапа стратегического контроля.

Большое внимание уделено инновационным процессам. Развитие инновационных процессов в Украине сейчас определяется общим состоянием ее экономики, которая в последние годы претерпела глубокий системный кризис. Социально ориентированная рыночная экономика радикально изменила экономическую структуру общества, а следовательно, и приоритеты стратегического управления страной.

Основное содержание современного стратегического менеджмента заключается в том, что при принятии стратегических решений предприятие, наряду с внутренними факторами развития должно учитывать рыночную конъюнктуру, то есть не только моделировать собственное поведение в текущих условиях внешнего окружения, но и охватывать управление внутренними процессами.

Он должен базироваться на таких принципиальных положениях, как отличие от классических принципов управления; сосредоточение внимания на проблемах гибкости и адаптированности к постоянным изменениям внешнего окружения; использования системных методов; использования ситуационного подхода; ориентация на новые условия и составляющие развития управления; практическое применение новых принципов менеджмента и т.д. В этих условиях одним из способов решения стратегических задач, нацеленных на устойчивое развитие предприятия, может быть разработка и реализация собственной инновационной стратегии.

Во втором разделе магистерской работы – проанализировано состояние и тенденции развития инновационной деятельности отечественных предприятий, механизм реализации ее стратегии управления. Рассмотрены методы оценки эффективности инновационной деятельности предприятия; выявление состава участников инновационного процесса на предприятии и отношения между ними; методы принятия решения в области стратегического управления инновационной деятельностью предприятия.

Основными направлениями инновационного развития Украины в 2000-2010 гг. были приобретение прав на патенты и лицензии объектов промышленной собственности и исследования в области маркетинга и рекламы. Главным источником финансирования инновационного развития оставались собственные средства предприятий, доля которых в общем объеме инновационных затрат составляла более 70%.

Выбор форм и средств реализации инновационной стратегии на макро-и микроуровнях управления инновационной деятельностью зависит от использования определенных экономических инструментов менеджмента, которые в своем большинстве опираются на привлечение значительного объема финансовых ресурсов, однако в каждом отдельном случае имеют определенные специфические особенности. В этой связи возникает необходимость в обоснованном сознательном выборе тех из них, которые являются наиболее эффективными и гибкими по условиям деятельности отечественной инновационной сферы. Залогом их успешного применения может стать выделение приоритетов в сфере государственной инновационной политики, к которым можно отнести: стимулирование инновационной деятельности, повышение конкурентоспособности отечественного производства, поддержку фундаментальных научных исследований, развитие системы образования и т.д.

В третьем разделе разрабатываются рекомендации по формированию стратегии управления инновационной деятельностью предприятия, а также методические подходы к формированию инновационной стратегии в компании и управления ею: методика определения приоритетных целей инновационной деятельности компании; методические рекомендации по стратегическому управлению деятельности предприятия. Выполняется оценка инвестиционной привлекательности предприятий как инструмент стратегического управления.

Согласно модели стратегического планирования и основных этапов планирования развития предприятия, было адаптировано модель предприятия к реалиям хозяйственной деятельности и сведены к следующему рис.1

Исходя из рис.1 видно, что концепция Balanced Scorecard вполне укладывается в традиционную схему разработки стратегии. То есть в любом случае целесообразно начинать с разработки или пересмотра миссии и видения организации. Далее необходимо провести SWOT-анализ и затем разработать стратегический план предприятия. Главное преимущество, которое предоставляет Система сбалансированных показателей, заключается в том, что стратегии предоставляется измеримость. А значит, у предприятия появится надежный инструмент контроля за ходом выполнения стратегии и со временем руководство будет точно знать, выполненный стратегический или план нет.

Реферат еще не завершен. Магистерская работа находится в процессе доработки, систематизации, дополнении информации и усовершенствования.

Литература

    1.    Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – СПб.: Питерком, 1999. – 416 с.

    2.    Виханский О.С. Стратегическое управление. – М.: Гардарика, 1999. – 296 с.

    3.    Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент: Учебник. – М.: Юристъ, 2005. – 416 с.

    4.   Стратегія підприємства та стратегічний менеджмент: Навч. посібник / Ю.В. Соболев, В.Л. Дикань, О.Г. Дейнека, Л.О. Позднякова. – X.: ТОВ «Олант», 2005. – 416 с.

    5.   Lee Tom Perry, Randall Scott, Norman Smallwood. Real-time strategy: improvising team-based planning for a fast changing world. – John Wiley&Sons Inc., USA, 1993.

    6.   Глинн Дж., Маркова В., Перкинс Д. Стратегия бизнеса. 2-е изд. – Новосибирск: ИРЭиОПП СО РАН, Canterbury Business School, 1996. – 245 с

    7.   Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: курс лекций. – М.: ИНФРА-М, Новосибирск, 2000. – 287 с.

    8.   Samuel C. Certo, Paul Peter. Strategic management concepts and applications. – IRWIN, USA, 1994.

    9.   Роберт Хеллер. Стратегия продаж и маркетинга: почему интеграция имеет значение на бизнес//http://www.thinkingmanagers.com/management/sales-and-marketing-strategy

    10.    Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов / Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 576 с.

    11.   Закон України "Про інноваційну діяльність" // Відомості Верховної Ради України. – 2005. – № 36. – Ст. 266.


ДонНТУ | Портал магистров ДонНТУ |