ДонНТУ   Портал магистров

Реферат по теме выпускной работы

Содержание

Введение

Термин витраж происходит от французского слова vitre (оконное стекло). Витраж представляет собой предназначенную для заполнения оконного проема декоративную орнаментальную или тематическую композицию, выполненную из кусков разноцветного стекла, часто расписанного красками, которые закрепляются на стекле обжигом [1].

На данный момент витражи – это далеко не просто оконное стекло, а целая самостоятельная разновидность прикладного искусства, направленная на украшение интерьера и экстерьера наших домов, офисов, а также церквей и соборов. Один из, наверное, самых старых витражей был найден в церкви Святого Павла в Великобритании. Этот витраж датируется примерно 687 годом н.э. Стоит заметить, что витраж – это наследие далеко не только европейцев. Очень долгое время окна остекляли слюдой и разными камнями. Само же стекло впервые появилось у древних египтян, и было практически непрозрачным [2].

В эпоху Ренессанса витражи уже больше были похожи на целые пейзажные картины. Тут были люди и животные, растения и реки. Мастера пытались максимально реалистично передать рисунок в своих витражах.

Образец витража для храма

Рисунок 1 – Образец витража для храма

В славянский мир классический витраж попал намного позднее и использовался в основном в церквях, реже в домах вельмож и купцов.

В девятнадцатом веке сын известнейшего ювелира Чарльза Льюиса Тиффани Луис Комфорт Тиффани стал специально добиваться художественной неоднородности в стекле. Также он придумал медную ленту-фольгу на восковом клею для обрамления стекла с последующей пайкой. За счет таких соединений витражи стали выходить более деликатными, с большим количеством очень мелких фрагментов, сложных линий. Появилась возможность собирать сложные объёмные витражные композиции, лампы, бра. Так появилась техника Тиффани, названная в честь величайшего дизайнера [2] .

Стоит заметить, что у нас техника Тиффани появилась относительно недавно; в конце 80-х, начале 90-х годов. Но многие наши художники знали про её существование и пытались её применять в своих работах раньше, или делать имитации витражей красками. Основная проблема была в том, что у нас не производилась медная самоклеющаяся фольга и качественное художественное стекло [2] .

1. Актуальность темы

Художественные витражи не потеряли своей актуальности и на сегодняшний день. Напротив, если раньше они украшали храмы и дома только состоятельных людей, то современность сделала витражный декор вполне доступным [3] .

Обширно сегодня и применение витражей в интерьерах домов. Это не только окна и двери, но и межкомнатные перегородки, ниши и панно, светильники и даже мебель.

Современная эпоха разнообразила и технологию изготовления витражей. Она постоянно совершенствуется, мастера продолжают экспериментировать с новыми материалами и инструментами, и производство художественных витражей постоянно растет [3] .

2. Цель и задачи исследования

Целью исследования является получение безопасного витража по триплекс-технологии.

Задачи: уменьшить трудоемкость технологии производства витражей; повысить их механическую прочность; упростить очистку архитектурных элементов.

3. Методы получения витражей. Их преимущества и недостатки

Сегодня существует множество видов витражей, как по назначению, так и по способу их изготовления.

Сфера применения витражей постоянно расширяется благодаря архитектурной моде на светопрозрачные конструкции, новым материалам и технологиям, и соответственно, новым художественным возможностям декора стекла.

По назначению можно выделить следующие виды витражей:

Существует также масса способов изготовления витражей. Сегодня витражами называют как спаянные между собой кусочки цветного стекла в виде картин или орнамента (наборной классический витраж и витраж Тиффани), так и матовые контуры и рисунки на стекле (пескоструйная гравировка, химическое травление, обработка лазером). Всё это виды витражей, которые появились благодаря современным технологиям [4] .

Пескоструйный витраж

Пескоструйный витраж – вид витража, представляющий собой группу стекол (филенок), выполненных в одном техническом приеме, относящемся к пескоструйной обработке, и объединенных общей композиционной и смысловой идеей, а также расположением в секциях рам.

Плюсы: пескоструйная обработка стекла в виде рисунка выглядит оригинально, эффектно, добавляет красоты и индивидуальности каждому интерьеру.

Минусы: работы следует производить в отдельном помещении или на открытом воздухе. При работе следует позаботиться о защите глаз и открытых участков тела так, как рикошеты песчинок могут поранить глаза и вонзиться в кожу [5] .

Мозаичный витраж

Мозаичные витражи собираются из цветных стекол и имеют вид геометрического или растительного орнамента или коврового узора [6]. Мозаичный витраж – наборный витраж, как правило, орнаментальный, имеющий геометрическое построение; может напоминать мозаику с примерно одинаковым по размеру модулем смальты. Мозаичный набор использовался как фон, но может применяться и самостоятельно, сплошным ковром перекрывая пространство окон. В качестве модулей при мозаичном наборе нередко используются отлитые в форму фигурные детали сложного рельефа, кабошоны, шлифованные вставки [5] .

Плюсы: мозаичный витраж своим тематическим содержанием служит целям церковной и политической пропаганды; смягчает своими яркими красками суровый мрак готических храмов.

Минусы: сложность очистки от загрязнений и трудоемкость при изготовлении.

Наборный витраж

Наборный витраж – простейший вид витража, как правило, без росписи, который создается на наборном столе из кусочков сразу вырезаемых или заранее нарезанных стекол [5] .

Плюсы: создание прочной и жесткой конструкции любого размера; возможность индивидуализировать интерьер; красота и благородство строгих линий, базирующихся на геометрической пропорции [6] .

Минусы: вес всей конструкции витража достаточно велик, поэтому его не везде можно использовать; жесткий металлический профиль исключает возможность создания детализированного рисунка; невозможно создать витраж какой либо формы, кроме плоской [6] .

Расписной витраж

Расписной витраж – витраж, в котором все (или почти все) стекла расписаны, независимо от того, на цельном стекле написана картина или она собрана в оправу из расписных фрагментов. Возможны незначительные вкрапления фацетных, граненных, прессованных стекол.

Плюсы: неповторимость рисунка витража; особая выразительность; эстетика ручной работы; возможность комбинировать с другими техниками изготовления витражей; быстрые сроки изготовления; относительно невысокие цены; возможность художественно оформить стекло любых форм и размеров.

Минусы: недостаточная долговечность; не рекомендуется использовать в помещениях с повышенной влажностью; имеет как лицевую, так и изнаночную сторону [7] .

Травленый витраж

Травленый витраж – витраж представляет собой группу стекол (филенок), выполненных в одном техническом приеме, относящемся к технике травления и объединенных общей композиционной и смысловой идеей, а также расположением в секциях рам.

Плюсы: защитные трафареты дают возможность получать рисунок любой сложности и необходимой глубины. Получается объемный рисунок, даже ощутимый рельеф на стекле [8] .

Минусы: использование плавиковой кислоты для травления требует использования защитных средств и наличие хорошо проветриваемого помещения.

Паечный витраж

Свинцово-паечный витраж – классическая техника витража, появившаяся в средние века и послужившая основой для всех других техник. Это витраж, собранный из кусочков стекол в свинцовую оправу, запаянную в стыках. Стекла могут быть цветными и расписанными краской из легкоплавкого стекла и окислов металлов, которая далее обжигается в специально устроенных печах. Краска накрепко вплавляется в стеклянную основу, составляя с ней единое целое [5] .

Плюсы: витраж классика будет идеально дополнять классический стиль интерьера, который характеризуется отсутствием лишних деталей, правильностью форм, простотой и пропорциональностью.

Минусы: классический витраж, в виду его технических особенностей, можно использовать не везде. Например, не рекомендуется использовать его в качестве вставок в двери, поскольку частые открывания/закрывания приведут к расшатыванию элементов, а значит и к поломке витража [9] .

Фацетный витраж

Фацетный витраж – витраж, выполненный из стекол со снятой по периметру стекла фаской (фацетом, фасцетом) или объемных, шлифованных и полированных стекол, имеющих огранку. Чтобы получить широкую фаску (это усиливает эффект от преломлений света) требуется более толстое стекло, что увеличивает вес витража. Поэтому готовые фацетированные детали собирают в более прочную (латунную или медную) оправу. Золотистый оттенок медной или латунной оправы придает вещам драгоценный вид, будучи видимым не только на просвет, но и в отраженном свете, что особенно важно для мебельных витражей.

Плюсы: Подобный витраж лучше размещать в межкомнатных дверях, дверцах мебели, т.к. такая оправа в состоянии выдержать нагрузки открывания/закрывания, а свинец в этом случае провисает [5] .

Минусы: в качестве оправы для фацетного витража используется либо медная, либо латунная структура, что объясняет его дороговизну.

Комбинированный витраж

Комбинированный витраж – витраж, сочетающий в себе несколько приемов, например: расписной медальон и технику мозаичного набора, фацетное остекление в качестве фона. В старину такие сочетания достигались путем подгонки уже готовых, часто купленных витражей под более широкий оконный проем, когда недостающие части просто доставляли, придавая этому остеклению вид орнамента [5] .

Комбинированный витраж сегодня очень популярен: он позволяет добиться богатства фактур, оптических эффектов, декоративной насыщенности при создании абстрактных композиций, при решении сложных образных задач, создании атмосферы, построенной на контрастах .

Плюсы: в результате противостояния между материалом и мастером получается эксклюзивный комбинированный витраж, который может быть изготовлен только в единичном экземпляре.

Минусы: изготовление комбинированных витражей – это очень сложный процесс, поскольку необходимо преодолевать сложности при совмещении разных по свойствам материалов в едином произведении [10] .

Фьюзинг

Фьюзинг – это техника, которая исключает использование металлического профиля. На отдельном листе стекла собирается рисунок из его кусочков, а затем все спекают в печи в единый пласт. Зачастую детали, созданные таким образом, используются также в классическом витраже. Технологией фьюзинг достигается необыкновенный декоративный эффект витражного стекла, которое прекрасно вписывается в современный интерьер. При использовании этой технологии можно заполнять большие проемы любой формы и практически любого объема.

Эту процедуру можно осуществлять несколькими способами, но наиболее распространенный из них – это формование. То есть для того, чтобы придать уже сплавленному стеклу форму чаши, используют молдинг (форму). Существуют и другие методы, основывающиеся на принципе технологии фьюзинг: комбинированное прочесывание, при котором используется инструмент для деформации формы стекла, пока оно горячее; огневая полировка, при которой используется печь для нагревания стекла, чтобы в результате придать ему гладкость и блеск [5] .

В зависимости от задачи, применяется 2-3 слоя различных стекол. Будущий витраж помещается в специальную печь с высокой температурой нагрева 750-850 ˚С, где все это спекается в единое целое.

При этом витражу можно придать различную толщину и форму, и фактуру: объемный или едва выпуклый, с растрескавшимися слоями или нет, четкими пятнами или смешанными. При желании витражу можно придать определенный рельеф (моллирование).

Плюсы: методом фьюзинга можно создавать отдельные штучные изделия, например вазы, блюда, абажуры, циферблаты для часов. Фьюзинговые витражи выглядят современно и эстетично, и пользуются заслуженной популярностью в дизайне интерьера [11] .

Минусы: внутренняя сторона такого витража смотрится менее изящно, чем лицевая. Поэтому их нежелательно устанавливать во внутренних дверях или перегородках. Чуть меньшая долговечность по сравнению с классическим витражом [3] .

Пленочный витраж

Пленочный витраж является одним из современных способов создания витражей, изготовление которого основано на тонировании стекла специальными пленками, с последующим закреплением их оловянной или свинцовой каймой по контуру. Основное преимущество пленочного витража заключается в том, что при изготовлении витража по этой технологии используется листовое стекло. Кроме того витраж, изготовленный из цельного стекла получается достаточно легким, и идеально ровным. Поэтому пленочный витраж – это самое оптимальное решение для украшения стеклопакетов, межкомнатных дверей, подвесных потолков и корпусной мебели.

Если же говорить о пленочных витражах более конкретно, то необходимо отметить, что это своего рода аппликация. Только вместо привычной для всех нас цветной бумаги используется лавсановая пленка. Поэтому отнести пленочный витраж к витражам как таковым нельзя. Это скорее, псевдовитраж [12] .

Плюсы: использование цельного листового стекла – это не только удобно, но и безопасно в эксплуатации.

Минусы: не имеет стойкости к атмосферным явлениям.

Заливной витраж

Заливной витраж – это одна из самых популярных техник, с помощью которой можно имитировать витраж Тиффани. Изготовление заливных витражей в современном исполнений делается с помощью двух технологий: полностью ручная работа и частично автоматизированная. Заливной витраж, техника которого существенно отличается от росписи, предполагает первоначальное нанесение полимерного контура имитирующего протяжку техники Тиффани на стекло, с дальнейшей заливкой рисунка [13] .

Плюсы: заливные витражи долговечны, прочны, неприхотливы, эффектны и красивы.

Минусы: дороговизна высококачественных полимерных и акриловых покрытий.

Витражи в технике Тиффани (витражи Тиффани)

В соответствии с этой технологией изготовления витража из листов стекла по предварительно подготовленной схеме вырезаются фрагменты нужной формы и размера. Каждое из этих стеклышек обрабатывается по периметру на шлифовальном станке – они должны быть тщательно подогнаны друг к другу. После этого каждое стеклышко оборачивается по всему периметру торца лентой медной фольги, ширина которой несколько больше ширины стекла. Края ленты загибаются на плоскость и спаиваются оловом с двух сторон по местам загибов. Толщина линий пайки может быть различной. В завершение витраж, как и в классической технологии, покрывается патиной для придания им красивого медного цвета [14] .

Изготовление витражного панно

Рисунок 2 – Изготовление витражного панно

Изящность линий пайки, причудливая деталировка и визуальный эффект обеспечили этой технологии создания витражей широкую популярность.

Плюсы: прекрасно подходит для рисунка с тонкой деталировкой или же когда требуется создание сложных объемных форм. Легкость ухода.

Минусы: высокая цена и ограниченное количество цветов стекол [14] .

4. Технология триплекс

Триплекс – это многослойное стекло состоящее из двух или более стекол, соединенных между собой с помощью специальной пленки или ламинирующей жидкости.

Триплекс

Рисунок 3 – Триплекс

Триплекс применяется для безопасного остекления фасадов, входных групп и цельностеклянных конструкций [15] .

Заливочная технология изготовления триплекса

Заливной триплекс изготавливается путем склеивания стеклянных пластин друг с другом по всей поверхности специальной склеивающей жидкостью, который затем полностью полимеризуется под воздействием УФ-облучения. Преимущество этого способа в том, что соединить можно разные стекла как по толщине, так и по цвету и фактуре [16] .

Производство многослойного стекла по заливочной технологии включает в себя следующие шаги: подготовка и мойка стекол; нанесение двусторонней ленты; присоединение второго стекла; подпрессовка полученной конструкции; заполнение межстекольного пространства; отверждение смолы.

Пленочная технология изготовления триплекса

Пленочный триплекс изготавливается путем склеивания стекол под воздействием высокой температуры и давления готовой полимерной пленкой, например, поливинилбутиральной.

Преимущество этой технологии в том, что многослойное стекло, изготовленное по этой технологии, обладает лучшими оптическими характеристиками. При использовании пленочной технологии между листами стекла закладывается поливинилбутиральная пленка (ПВБ), после чего пакет проходит предварительную подпресовку в колландере, а затем в автоклаве происходит его окончательное склеивание [16] .

В колландере собранный пакет триплекс разогревается до температуры 110-115 ˚С и воздух, находящийся между слоями стекла и пленкой, механически выдавливается при помощи резиновых валков, что приводит к возникновению определенной адгезии пленки к стеклу. Из колландера пакет выгружается практически прозрачным. На заключительном этапе проводится окончательное прессование в автоклаве при температуре +150 ˚С и давлении 12,5 Бар.

Безавтоклавная пленочная технология

Преимущество данного метода в том, что произведенное многослойное стекло при использовании особого класса пленок по техническим параметрам может превосходить не только жидкостные триплексы, но и классический пленочный триплекс на основе поливинилбутиральной пленки [16] .

Недостатком изготовления пленочного триплекса является более высокая себестоимость изделий по сравнению с заливной технологии .

Технологический процесс включает в себя следующие шаги: подготовка и мойка стекла; составление комбинированного пакета из стекла и пленки; создание вакуума; контролируемый нагрев в конвекционной камере при вакууме; выдержка при температуре 130-140 ˚С в течение 20-40 минут в зависимости от толщины пакета; охлаждение при вакууме до комнатной температуры и выгрузка готового изделия.

Триплексованное стекло обладает следующими характеристиками: отличными звукоизоляционными свойствами; большая гибкость и пуленепробиваемость; защита помещения от воздействия ультрафиолетовых лучей; ударостойкость (триплекс способен выдержать многократный удар); устойчивость к пробиванию [16].

5. Направления улучшения витражей

Получение витражей с улучшенными прочностными характеристиками. Стремление к тому, чтобы изделия не были громоздкими при эксплуатации, имели возможность использоваться в подвижных конструкциях, элементы композиции были легко заменяемыми. Необходимо, чтобы процесс производства не был трудоемким и, по возможности безопасным, не требовал наличия дорогостоящего оборудования. Витражи должны быть стойкими к воздействию агрессивной окружающей среды и упрощены в изготовлении для облегчения очистки от загрязнений. Самое важное – высокие художественно-декоративные и оптические показатели, бездеффектность элементов стекла.

Выводы

Исследования в области изготовления витражей по триплекс-технологии необходимы для получения изделий с повышенными прочностными характеристиками. В работе ведутся экспериментальные исследования по выбору оптимальных температурно-временных характеристик технологии получения триплекс-витражных стекол.

При написании данного реферата магистерская работа еще не завершена. Окончательное завершение: декабрь 2012 года. Полный текст работы и материалы по теме могут быть получены у автора или его руководителя после указанной даты.

Перечень ссылок

  1. Витраж: происхождение термина, история витража [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.proxima.com.ua...
  2. Ланцетти, А.Г. Изготовление художественного стекла / А.Г.Ланцетти, М.Л.Нестеренко. – М.: Высшая школа, 1987. – 304 с.
  3. Витражи. Технологии [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.spb-cmk.ru...
  4. Виды витражей [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.benito.com.ua...
  5. Современный витраж, виды витражей [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.art-glazkov.ru...
  6. Минухин, Е.А. Витражи. – Рига: Латвийское государственное издательство, 1959. – 193 с.
  7. Синеглазова М.О. Роспись по стеклу. – М.: Издательский Дом МСП, 2005. – 112 с.
  8. Мария ди Спирито Витражное искусство и техника росписи по стеклу. – М.: Альбом, 2006. – 128 с.
  9. Классический витраж [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://artultra.ru...
  10. Комбинированный витраж [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://artultra.ru...
  11. Витражи [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sesse.ucoz.ua...
  12. Пленочные витражи [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://artultra.ru...
  13. Заливные витражи [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://artultra.ru...
  14. Маркон Ф. Художественное стекло в интерьере: Практическое руководство. – М.: Издательство Ниола-Пресс, 2007. – 80 с.
  15. Триплекс [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://glass-amtt.com.ua...
  16. Технология изготовления триплекса [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fasadinfo.com...