ДонНТУ   Портал магистров

       Название индивидуального раздела

Рисунки простым карандашом

С самого детства и по сегодняшний день моим любимым занятием является рисование. Для меня – это единственный способ отвлечься от окружающего мира, побыть наедине с самой собой. Рисование это один из многочисленных способов помогающих выразить свои эмоции. Иногда оно помогает найти ответы на интересующие вопросы.

Первыми критиками моих работ, конечно же, стали мои родные. Чуть позже, набравшись смелости, я стала их показывать своим друзьям.

Когда я рисую, я отдыхаю «душей и телом».

В семилетнем возрасте родители хотели отдать меня в художественную школу, но я наотрез отказывалась. Это было обусловлено тем, что для меня очень важно, чтобы я рисовала тогда, когда сама этого хочу, а не тогда, когда мне говорят. В школе же все было совсем иначе.

Изначально основными инструментами для рисования были кисть и акварель или гуашь, затем – цветные карандаши, шариковая ручка. Около пяти лет назад я попробовала простой карандаш и до настоящего времени использую только его. Несмотря на то, что карандаш называется простым, работать им достаточно тяжело, но интересно.

Непростая история простого карандаша

Карандаш (от тюрк. кара – черный и таш, даш – камень), стержень для письма, рисования, черчения. Часто, в целях удобства, пишущий стержень карандаша вставляется в специальную оправу [1].

История карандаша начинается с XII века. Прадедушкой современного карандаша считается «свинцовый карандаш», который назывался штифтом. В немецком языке это название – Bleistift (свинцовый стержень) сохранилось и по сей день.

Первый мягкий бледно-серый след свинцового штифта появился еще в древности на листах пергамента. Правда, для текста он был бледноват. Им просто размечали строки. Более темную черту оставлял штифт «из двух частей свинца и одной части прокованного молотком олова». Линия со временем под действием кислорода воздуха темнела, но легко удалялась мякишем хлеба, пемзой – ластик придумали только в XVIII веке.

В эпоху Возрождения изысканной публике и людям искусства с большим успехом служил серебряный брат свинцового штифта. Его темно–серая черта коричневела при окислении, и стереть ее мякишем или пемзой было невозможно. Поэтому рисовать такими карандашами могли себе позволить только великие мастера рисунка, не наносящие на бумагу ни одной лишней или неточной линии. Сохранились серебряные рисунки Леонардо да Винчи, Дюрера и даже один серебряный штифт, принадлежавший Луке Кранаху.

Но у металлических карандашей были еще двоюродные братья, минеральные. Прежде всего, это древесный уголь. Каждый при желании может изготовить для себя доброкачественный, угольный карандаш [2].

Известен также так называемый итальянский карандаш, который появился в XIV веке. Он представлял собой стержень из глинистого черного сланца. Затем его стали изготавливать из порошка жженой кости, скрепленного растительным клеем. Этот инструмент позволял создавать интенсивную и насыщенную линию. Интересно, что художники и сейчас иногда применяют серебряные, свинцовые и итальянские карандаши, когда им нужно добиться определенного эффекта.

Графитные карандаши известны с XVI века. Английские пастухи из местности Камберленд нашли в земле темную массу, которой они воспользовались, чтобы метить овец. Из-за цвета, схожего с цветом свинца, месторождение приняли за залежи этого металла. Но, определив непригодность нового материала для изготовления пуль, начали производить из него тонкие заостренные на конце палочки и использовали их для рисования. Эти палочки были мягкими, пачкали руки и подходили только для рисования, но не для письма [2].

В конце XIX века граф Лотар фон Фаберкастл, заметив, что карандаши круглого сечения часто скатываются с наклонных поверхностей для письма, предложил шестигранную форму карандаша.

А в 1869 г., американец Алонсо Таунсенд Кросса создал металлический карандаш, в котором графитный стержень размещался в металлической трубке и мог по необходимости выдвигаться на соответствующую длину. Таким образом, он сократил расход материалов, ведь почти 2/3 материала, составляющего простой карандаш, уходит в отходы при его заточке.

Именно это изобретение повлияло на развитие целой группы товаров, использующейся сегодня повсеместно. Самой простой конструкцией является цанговый карандаш с грифелем 2 мм, где стержень удерживается металлическими прижимами (цангами). Открываются цанги при нажатии кнопки на конце карандаша, стержень освобождается и свободно выдвигается на необходимую длину.

Современные механические карандаши более совершенны. При каждом нажатии кнопки происходит автоматическая подача определенной длины грифеля. Такие карандаши не нужно затачивать, они снабжены встроенным (как правило, под кнопкой подачи грифеля) ластиком и имеют различную фиксированную толщину линии (0,3 мм, 0,5 мм, 0,7 мм, 0,9 мм, 1мм) [3].

В России первые графитные стержни изготовил М. В. Ломоносов. Но производство, хоть и кустарное, появилось только в 1848 г. Русские карандаши были плохого качества и не могли составить конкуренцию немецким карандашам солидной фирмы Фабера и Гартмана, наводнившим царскую Россию.

После революции поступление карандашей из Германии прекратилось, а первая карандашная концессия была создана у нас по предложению американского предпринимателя Арманда Хаммера в 1926 г., тогда же открылась фабрика им. Л. Б. Красина. В 1932 году государство выкупило концессию у Хаммера, сейчас это предприятие известно как «Московский завод пишущих принадлежностей им. Сакко и Ванцетти» [1].

Интересные факты о карандашах

Перечень ссылок

  1. Wikipedia [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/
  2. Стрельникова Л. // Возьмите в руки карандаш. Журнал «Химия и Жизнь», 1982, – № 7. – с. 38–43.
  3. Статья «Карандаши графитные» [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://karandach