СПОРТИВНО БАЛЬНЫЕ ТАНЦЫ





Содержание:




1. - Мотивация выбранной темы


2. - История развития бальных танцев


3. - Культура бальных танцев


4. - Мой любимый танец


5. - Из личного опыта…


6. - Использованная литература


Мотивация выбранной темы



В наше время люди перестали воспринимать бальные танцы как развлечение, занятие на досуге…Сейчас бальный танец существует лишь как очередной вид спорта и уже не пользуется такой популярностью, как раньше. А ведь когда ты танцуешь, ты получаешь множество положительных эмоций, заряжаешься энергией да и просто получаешь моральное удовлетворение. Ведь каждый человек хочет как-то проявить себя, быть индивидуальным, выразить свои мысли так, чтобы его поняли и должно воспринимали. По-моему, бальные танцы как раз и позволяют это сделать. Бесспорно, существуют и многие другие способы выразить свои чувства, такие как музыка, поэзия, спорт и многие другие, но танец это совсем другое. Танцем, движение тела, мимикой можно выразить свои чувства, настроение, свои желания так ,что тебя поймёт любой человек. Бальный танец- это слияние двух людей, которые учатся понимать друг друга без слов, ловя лишь импульсы от лёгких прикосновений рук и тела. По-моему, лучшего способа передать свои чувства просто не существует.



История развития бальных танцев



Бальные танцы — группа различных парных танцев, некоторые из которых имеют народные истоки. Исполнялись на балах, которые проводились в помещениях, застеленных паркетом. Из огромного разнообразия как элитных (историко-бытовых), так и народных танцев в группу бальных попали танцы, характеризующиеся 2 признаками: все бальные танцы являются парными; пару составляют мужчина и женщина [1].



Первые бальные или светские танцы возникают в XII веке, в эпоху средневекового Ренессанса - расцвета рыцарской культуры. До наших дней сохранились лишь названия этих танцев. Уже в XIV веке знаменитый французский теоретик Туано Арбо в книге «Орхезография» описал разные виды танцев.



Бальные танцы XIV века не отличались богатым разнообразием движений и исполнялись в сопровождении небольшого оркестра: 4 кларнета, тромбон, 2-3 виолы. На смену им пришли более быстрые танцы, включающие в себя лёгкие прыжки, повороты и изящные позы.



Усложнялась танцевальная лексика и композиция, что привело к необходимости длительного обучения танцу. Танцмейстеры и педагоги XVII века выпускают самоучители по танцам. В них включают наиболее популярные в это время массовые танцы.



В 1661 году по указу Людовика XIV в Париже была открыта «Академия танца», где проверялись знания танцмейстеров, выдавались дипломы, устраивались балы и вечера, а главное, совершенствовались народные танцы [2].



Пётр Первый сыграл огромную роль в развитии танцевального искусства России. В 1718 году он издает указ об ассамблеях, которые положили начало публичным балам в России. Было даже создано специальное руководство «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению», в котором говорилось об этикете на ассамблеях и в быту.



Царь Петр ввёл преподавание бальных танцев как обязательный предмет в казённых учебных заведениях, тем самым, подчеркнув государственное значение подобного начинания...



XIX век связывают с массовыми бальными танцами, всё больше входят в моду балы и маскарады. Широкое распространение танцев привело к организации специальных танцевальных классов, где учителя - профессионалы обучали бальному танцу не только знать, но и городское население.



Бальный танец,- танец, который служит для массового развлечения и исполняется парой или большим количеством участников на танцевальных вечерах (балах). Бальный танец часто называют также бытовым танцем. Процесс шел одновременно с расслоением общества и его социальным расслоением на антагонистические классы. Этот процесс протекал схоже в странах Западной и Восточной Европы, Азии и Африке. Народные истоки бального танца обеспечили его жизнеспособность и высокое распространение. Они способствовали становлению и творчески оплодотворяли процесс развития демократических жанров и форм бытового танца у различных народов.



Бальный танец возник в 14 веке в Италии в силу благоприятных условий (разнообразной общественной жизни развивающихся городов). Здесь происходит теоретическая разработка правил бального танца. Затем бальный танец распространился во Франции [3].



В 16-17 веках Франция становится законодательницей бального танца. Первоначально бальный танец не имел четко установленной формы. Преобладали низкие танцы (басседансы) с поклонами, реверансами, салютами, часто в виде шествий со свечами и факелами, сопровождаемые пением самих танцующих или игрой на лютне, флейте, тамбурине, арфе, трубе.



Через исскуство жанглеров и труверов на балы проникали народные танцы, соответственно приспособлявшиеся к чопорности и этикету двора и аристократии. Обычно танцы объединялись: например, эстампида или басседанс с сальтареллой, павана с гальярдой ит.д.



Большой популярностью в Италии и особенно во Франции пользовались Французский бальный танец бранль, а также вольта(14-16 вв). В 17 веке бальный танец распространился по всей Европе.

Культура бальных танцев





Танцы европейской программы имеют самое разнообразное происхождение, различные ритмы, темпы, эстетику и характер, но имеют одно общее - это закрытую позицию с пятью областями контакта при исполнении всех выполняемых фигур во всех стандартных танцах. Три контакта в руках: 1. Левая кисть партнера держит правую кисть партнерши. 2. Левая кисть партнерши, лежит на руке партнера ниже плеча( в танго за рукой). 3. Правая кисть партнера расположена на левой лопатке партнерши. В дополнение к этим трем контактам в кистях, есть еще две области контакта - 4. Левый локоть партнерши касается правого локтя партнера, 5. Правые части корпуса(груди) обоих партнеров находятся в постоянном соприкосновении. При такой позиции идеальная горизонтальная линия рук партнерши (! не партнера) и удобное положение кистей и в целом рук партнера. Эта позиция не только позволяет партнерше за счет большого числа контактных областей легко следовать за партнером, но и дает паре настоящую королевскую осанку.[5]



Закрытая позиция произошла в те времена, когда мужчины еще постоянно носили мечи и шпаги и впервые появляется на картинах Ханса Себальда Бехама(Hans Sebald Beham) (1500-1550), на картине Fabrito Caroso "2 Ballarino " 1581 , хотя на них партнеры во время танцев уже без мечей, но в закрытой позиции, похожей на современную.



Поскольку большинство мужчин - правши, они носили меч и ножны на поясе слева, чтобы было удобно выхватывать меч правой рукой. Партнерша сдвигалась относительно партнера вправо так, чтобы постоянно не зацепляться за меч, поэтому партнер помещал правую руку за спиной партнерши, при этом, имея возможность этой рукой дотянуться до меча, а также достаточно фривольно прижать партнершу к себе. Когда же партнер брал партнершу в правую руку (под лопатку) , дама отвечала на согласие танцевать в такой близкой позиции, кладя свою левую кисть на правую руку партнера. Контакт в левой руке партнера и правой партнерши - для получения дополнительного баланса во время танца (раскрытие кисти наружу соответствует рукам в сторону при ходьбе по канату). Расположение левого локтя партнерши на локте правой руки партнера - пережиток тех времен, когда леди не могли брать инициативу на себя - мужчина предлагал, и дама либо соглашалась, либо отвергала приглашение. Один аспект этой позиции в правой руке партнера - он должен держать правое плечо над правым бедром и правый локоть может находиться на линии плеч, если это удобно партнерше. Контакт левой кисти партнера и правой партнерши происходит так же - партнер предлагает руку, а партнерша берет, давая руку(кисть) снизу ( из-за ранних социальных ограничений). В современных танцах существует две различных позиции кистей, предлагаемых разными достаточно авторитетными педагогами - рука партнера прямая в изгибе кисти, либо рука партнерши. Позиции отличаются из-за разных эстетических взглядов (расположение линий - в руке партнера или партнерши) и общего понимания характера европейских танцев - более или менее подчиненное положение партнерши. В основе современной европейской позиции лежит идея о мужской инициативе - партнер ведет, партнерша следует и на основании этого и для этого создана позиция и сам процесс, вставания в эту позицию.[4]



Латиноамериканские танцы исполняются в Европе с начала XX столетия. Эти танцы берут своё происхождение в XIX веке, когда испанско-португальские, африканские и индийские музыкальные стили смешались в Америке. Пасодобль имеет корни в Испании, в то время как джайв - обычный Североамериканский танец. Из всех танцев только пять стандартизированы, и исполняются в соревнованиях: самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль и джайв.



Мой любимый танец



Танго – страстная история любви, рассказанная в танце. История двоих, выставленная на всеобщее обозрение. И эти двое предпочли всем открытым пространствам небольшой бар с завитушками табачного дыма, медленно растворяющегося где-то под потолком, и молчаливыми тоскующими посетителями, теперь уже утопающими в разливающихся звуках аккордеона и скрипки… Разве можно сейчас вообразить себе, что когда-то, в самом начале XX века, в рабочих и припортовых кварталах Буэнос-Айресе танго прорастало в придорожных кафе и на улицах, и зачастую среди мужчин. Слишком много молодых эмигрантов приезжали в «новый дом» без своих пар и складывался некий «дефицит» женщин. А еще раньше, во второй половине XIX века, танго стало появляться в так называемых академиях, где изучались танцы различных слоев населения, чтобы потом их использовать в комедийных постановках, опереттах и прочих произведениях. Там актеры начинают петь и танцевать танго, и там оно сосуществует и смешивается с другими ритмами (полька, вальс, чотис – мадридская мазурка, хабанера и др.), которые привозили с собой эмигранты из Европы и Ближнего Востока. А само слово tango, возможно произошло от нигерийского народа ибибио tambu (барабан, или танцевать под барабан) или от арабо-испанского tabal (плоский бочонок). Так же известно, что слово tango во многих местах Америки означало «место, где собираются для танцев под барабаны негры» или что для привезенных рабов слово tango означало «закрытое место, куда что бы попасть, нужно было спрашивать разрешение». Но как бы философия танца ни вытачивалась, во множествах пригородах и по каким бы местам не протекали истории танго, все они соединялись в одном – в Буэнос-Айресе. Известны несколько этапов становления танго, как самостоятельного вида танца и музыки. [6]



Сначала, до 1920-х, танго был во власти так называемой «старой гвардии» (guardia vieja). Здесь родилась танго-песня и поспособствовал этому певец и композитор Карлос Гардель (Carlos Gardel), исполнивший первую в истории танго-песню «Моя грустная ночь» (Mi noche triste). К концу этой эпохи из танго уходят гитары и появляется аккордеон (он немного отличается от нашего). Затем следовал «Золотой век танго» (1920–1950), и танго все боле и более обретает знакомые нам черты. Появляются оркестры и сольные выступления, танец переходит в салоны, клубы, за написание песен и музыки берутся множество поэтов и композиторов, и танго превращается из локального культурного события во всемирно известный феномен. И наконец, начиная с 50-х появляется еще одна вариация, известная как «Новое танго» (tango nuevo), главным создателем которой стал Астор Пьяццолла (Astor Piazzolla). Он кардинальным образом изменил танго, привнеся в него на ряду с мелодиями классической музыки и некоторые черты модерна, напряженность и нервозность. В его эпоху танго все чаще играется оркестрами в концертных залах. Но танго и по сей день продолжает впитывать в себя новые веяния, но не отходя при этом от своих истоков. Сегодня танго-танец - это демократичный и очень контактный танец, где мужчина ведет свою партнершу на протяжении всего пути. В этом танце есть место и интриге и драме. Иногда движения в танго могут быть резкими, немного агрессивными или страстными, иногда спокойными и элегантными, но всегда задействовано не только ваше тело, но и ваша мимика, ваш взгляд, повороты головы они так же должны подчиняться общему порыву. Ведь все зависит от того, как вы хотите рассказать свою историю любви и страсти...[6]



Из личного опыта…



Впервые я зашёл в танцевальный класс когда мне было 6 лет. И то, что я увидел, меня привело в восторг. По началу для меня танцы были просто детской шалостью, но спустя несколько лет я начал осознавать как много места в моей жизни они заняли. Стоит заметить, что танцы - это очень тяжёлый труд, моральный и физический. Но даже когда ты падаешь от усталости, ты собираешь все свои силы воедино, встаешь и начинаешь танцевать, отдавая всего себя этому танцу, забывая о всех своих проблемах, неудачах, ты получаешь взамен колоссальные эмоции, которые не передать словами, которые стоит просто однажды ощутить и я вас уверяю, вы не сможете с ними расстаться…



Использованная литература



1. Википедия URL: Бальные_танцы 



2. Студия спортивного бального танца URL: История бальных танцев



3.Спортивные бальные танцы URL: История бальных танцев



4. Лавринова Л.И., Культура бального танца, Департамент Образования города Москвы Северо-Западное окружное управление образования, Москва 2008, 21с.



5. Стриганова В.М., Уральская В.И. Современный бальный танец. Пособие для студентов ин-тов культуры, учащихся культ.- просвет. Училищ и руководителей коллективов бального танца. М., «Просвещение», 1997. 431 с .



6. Портал BuenoLatina URL: Танго