ДонНТУ   Портал магистров


Мастерство ораторского искусства

1. История возникновения ораторского искусства

Ораторское искусство, или риторика, возникло в V в. до н. э. в Древней Греции. Пифагореец Эмпедокл считается автором одного из первых трактатов по риторике. По его мнению главная цель оратора не раскрытие истины, а чёткость и убедительность при выступлении. Ученик Эмпедокла Горий также придерживался такой точки зрения.

Платон придерживался мнения, что оратор не должен копировать чужие мысли, а должен сам находить и постигать истину, вычленять самое важное от незначительного и принимать это во внимание в своей речи.

Аристотель считал, что с риторикой человек сталкивается повсеместно в своей жизни, как в бытейских, жизненных нуждах, так и в делах государственной важности. И именно он завершил превращение риторики в научную дисциплину.

Платон и Аристотель опровергли ранее существовавшие убеждения в том, что истина не является самой важной целью в речи оратора. Именно они утверждали, что главное в речи – не победа любой ценой, а объединение сил участников общения для достижения согласия, а одна из самых важных задач в ходе спора – поиск и обнаружение истины.

Демосфен, один из лучших ораторов Древней Греции, в самом начале своего пути вовсе не был наделен умением «говорить красиво», он с помощью долгих целенаправленных упражнений и стараний развил свою речь, победил свои недостатки, такие как косноязычие, короткое дыхание, слабый голос, привычку подергивать плечом. Его речи считались образцовыми, и впоследствии активно использовались для обучения другими ораторами.

В I в. до н. э. риторика появляется в Древнем Риме. Расцвет могущества Римской империи содействовал развитию риторики. Дела государства решались на народных собраниях, где мог выступить любой гражданин. Одним из самых ярких ораторов в Риме был Цицерон. Он видел управляющее воздействие красноречия на массы людей и считал, что любой государственный и общественный деятель должен в полной мере владеть мастерством ораторского искусства.

Квинтилиан именно в ораторе видит человека, он ставит красноречие превыше других наук, считает его наиважнейшей составляющей.

В IV и V веках н. э. достигает своего расцвета наука о христианском ораторском искусстве, ее выдающимся представителем считается Иоанн Златоуст.

В XI–XII веках появляются средневековые университеты и зарождается университетское красноречие. Оно было прорывом по сравнению с богословской риторикой, нацелено на факты действительности, было подвластно законам знания, но при этом все еще присутствовало много схоластики.

В эпоху Возрождения риторика сближается с литературой. Считалось, что человек должен обладать речевой индивидуальностью и речевой свободой. Поэзия и проза способствовали развитию выразительной речи, речевой культуре, благоприятствовали становлению и формированию ораторского стиля.

В XVII–XIX веках формируется светская риторика.

Французский философ и физик Б. Паскаль в своем высказывании характеризует критерии оратора и ораторского искусства: «Красноречие – это искусство говорить так, чтобы те, к кому мы обращаемся, слушали не только без труда, но и с удовольствием и чтобы захваченные темой и подстрекаемые самолюбием, они захотели в нее вникнуть. Стало быть, оно состоит в умении установить связь между умами и сердцами наших слушателей и нашими собственными мыслями и словами, а это значит, что, прежде всего мы должны хорошо изучить человеческое сердце, знать все его пружины, – только тогда наша речь дойдет до него и его убедит» [1].

М.В. Ломоносов в книгах «Краткое руководство к риторике» (1743 г.) и «Краткое руководство к красноречию» (1747 г.) окончательно закрепляет русскую научную терминологию риторики.

В середине XIX века риторика подверглась критике за схематизм, рецептурность и схоластику. Она постепенно стала вытесняться теориями словесности и культурной речи.

В XX веке в США началось возрождение риторики.

И.А. Ричардс в своем труде «Философия риторики» (1936 г.) продемонстрировал злободневность и общественную важность риторики, а К. Берк в работе «Риторика мотивов» подчеркнул значение литературной риторики.

Риторика опять начинает преподаваться в школах и высших учебных заведениях.

В настоящее время риторика набирает все большую популярность. Современная риторика называется неориторикой. Она основана на классической риторике, но при этом имеет свои отличия. Неориторика ставит своими задачами плодотворное воздействие на слушателей, убеждение их в правоте оратора, нахождение предпочтительно лучших разновидностей общения, методов воздействия [2].

2. Почему нужно уметь говорить красиво?

Искусство ораторской речи является необходимым умением для любой сферы современной жизни человека.

  1. Работа.
  2. Умение правильно и грамотно выстроить свою речь содействует продвижению человека по карьерной лестнице. Правильный диалог и уверенное выступление способны убедить партнеров по бизнесу, а также инвесторов в выгодности своего проекта. С помощью приемов ораторского искусства подчиненный или руководитель могут заинтересовать и удержать покупателя. Применяя навыки ораторского мастерства, начальник имеет возможность побуждать своих подчиненных к активной и качественной работе.

  3. Личная жизнь.
  4. С помощью ораторского искусства речь человека преобразуется, человек становится интересным и внимательным собеседником. Грамотное и непринужденное повествование вызывает уважение и симпатию, помогает правильно подать себя, вызвать интерес к себе у других людей. Правильно организованный разговор поможет избежать или выйти из конфликтной ситуации, добиться поставленных задач, установить дружеские отношения с собеседниками.

Овладение мастерством ораторского искусства поможет человеку приобрести следующие навыки:

  • Умение говорить четко и выразительно;
  • Уверенность при выступлениях на семинарах, лекциях, конференциях, экзаменах, собеседованиях и т.д.;
  • Коммуникабельность, умение выходить из сложных жизненных ситуаций;
  • Артистизм и эмоциональность при выступлении;
  • Умение правильно и точно излагать свои мысли;
  • Способность привлекать и удерживать внимание слушателей;
  • Возможность влияния на слушателей, и убеждения их в своей правоте.
  • 3. Применение ораторского искусства в моей жизни. Участие в студенческих международных и межвузовских научных и прикладных конференциях.

    С первого курса обучения в университете я участвовала в различных конференциях. Руководителем и организатором была наш преподаватель по математике – профессор Е.И. Казакова. Именно ее наставления положили начало нашей научной деятельности. До самого позднего вечера Елена Ивановна сидела с нами над нашими научными статьями, тренировала и учила нас публичным выступлениям, поддерживала нас в стремлении научного развиваться.

    1. Международная научно-техническая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Прогрессивные направления развития машино-приборостроительных отраслей и транспорта» (СевНТУ, г. Севастополь)

    2. На первой, в своей жизни, конференции волнение просто зашкаливало. Хотя весь материал был отточен, понятен и много раз проработан, страх перед неизвестностью, перед первым большим публичным выступлением, все же брал верх. Но Елена Ивановна сумела отвлечь нас и успокоить. Поэтому выступления прошли очень успешно – почти все первокурсники завоевали дипломы первой степени.

      Студенты ДонНТУ и руководитель Е.И. Казакова на конференции в г. Севастополь

      Студенты ДонНТУ и руководитель Е.И. Казакова на конференции в г. Севастополь

    3. XXIII научная конференция стран СНГ «Дисперсные системы» (Одесский национальный университет им. И.И. Мечникова, г. Одесса)

    4. Уже имея опыт выступления перед аудиторией, зная особую атмосферу конференции, на втором курсе мы поехали в Одессу, только уже без нашего наставника. Перед этим Елена Ивановна нам все рассказала и объяснила, еще раз проверила нашу подготовку к выступлению, и, полагаясь на нашу ответственность и заинтересованность в успехе, отправила выступать. Наши доклады вызвали жаркий научный спор между преподавателями, они похвалили нас за исследование и качественное раскрытие тех тем, которые изучаются в университетах на старших курсах, хотя мы еще всего лишь студенты второго курса. Мы были награждены дипломами за лучшие доклады в различных областях.

      Выступление студентки ДонНТУ А.Н. Туруты на конференции в г. Одесса

      Выступление студентки ДонНТУ А.Н. Туруты на конференции в г. Одесса

    5. XI международная научно-практическая конференция «Фундаментальные и прикладные проблемы приборостроения, информатики и экономики» (Сочинский государственный университет туризма и курортного дела, г. Сочи, Россия)

    6. Конференция в городе Сочи была одной из самых незабываемых. Природа и теплое море делали свое дело – всеми силами мы старались не отвлекаться и успеть достойно подготовиться к выступлению, но при этом так хотелось окунуться в бархатный сезон, ощутить ласковые волны и горячую гальку прекрасного курортного города Сочи. И нам успешно удалось совместить эти занятия, мы отлично выступили, о чем свидетельствуют различные дипломы и благодарственные письма, и успели отдохнуть, и даже загореть. После возвращения ректор нашего университета, Минаев Александр Анатольевич, отметил достижения нашей команды и собственноручно на Большом совете вручил нам наши грамоты и дипломы.

      Большой научный совет. Ректор ДонНТУ А.А. Минаев и студентка А.Н. Турута

      Большой научный совет. Ректор ДонНТУ А.А. Минаев и студентка А.Н. Турута

    7. VIII международная междисциплинарная научно-практическая школа-конференция «Современные проблемы гуманизации и гармонизации управления» ( г. Харьков)

    8. IX международная междисциплинарная научно-практическая школа-конференция «Современные проблемы науки и образования» ( г. Харьков)

    9. Эти две конференции проводились совместно и, наша задача состояла в том, чтобы успеть качественно выступить на обеих. Все свободное время мы отдавали подготовке к докладу, проверяли и тренировали друг друга, задавали возможные вопросы и пытались отвечать на них. А также старались успеть посмотреть все достопримечательности города, побывать на различных экскурсиях. За выступление мы были награждены медалями, а также дипломами. Декан нашего бывшего факультета ФЭМА, Селивра Сергей Александрович, поблагодарил нас за вклад в научную жизнь университета и похвалил наши начинания и старания.

      Студенты ДонНТУ с руководителем Е.И. Казаковой и деканом факультета ФЭМА С.А. Селиврой

      Студенты ДонНТУ с руководителем Е.И. Казаковой и деканом факультета ФЭМА С.А. Селиврой

    10. Международная научно-образовательная конференция «Наука в вузах: математика, физика, информатика» (РУДН, г. Москва, Россия)

    11. Конференция в РУДН – одна из самых ответственных и больших конференций за все время нашего участия. Потому что именно на этой конференции были заявлены участники из самых различных уголков мира. Мы просто не имели права плохо представить свой университет, и наша команда сделала все возможное для того, чтобы у всех сложилось наилучшее представление о Донецком национальном техническом университете. Мы не только хорошо выступили, а и приобрели очень многих друзей из разных стран, в частности из Перу. Мы много общались с перуанцем Диего до самого последнего дня нашего отъезда. Он нас поддерживал, помогал и учил мастерству выступления перед большой аудиторией, делился своими методами и приемами. Уже по сложившейся хорошей традиции из Москвы мы привезли дипломы за лучшие доклады.

      Студенты ДонНТУ с руководителем Е.И. Казаковой на конференции в г. Москва

      Студенты ДонНТУ с руководителем Е.И. Казаковой на конференции в г. Москва

    12. IV Международная научная конференция «Математика. Образование. Культура» (ТГУ , г. Тольятти, Россия)

    13. Конференция в Тольяттинском государственном университете прошла на самом высоком международном уровне. Организаторы умело совместили научную и культурно-развлекательную программу. Помимо выступления в секциях конференции, мы успели посетить экскурсию к музею имени Репина и музею военной техники, полюбоваться незабываемой красотой природы города Тольятти. За свои доклады мы были награждены памятными дипломами.

      Студенты ДонНТУ на конференции в г. Тольятти

      Студенты ДонНТУ на конференции в г. Тольятти

    14. XI международная научно-техническая конференция аспирантов и студентов «Автоматизация технологических объектов и процессов. Поиск молодых» (ДонНТУ, г. Донецк)

    15. На конференции в родном городе и университете каждый студент уже имел своего научного руководителя. Мой руководитель – Гавриленко Борис Владимирович. На основании опыта предыдущих лет, и с помощью своего руководителя, я написала первую статью именно по тематике моего диплома. Хотела бы выразить большую благодарность Борису Владимировичу за помощь с докладом и мою подготовку к мероприятию. Весь накопленный опыт помог переступить через волнение и грамотно выступить на конференции в своем вузе.

    В завершении могу сказать, что владение ораторским искусством помогает человеку в самых различных областях, на моем примере – в выступлениях на конференциях. Но все же этот опыт оказывает влияние и на мою общественную жизнь, я стала более коммуникабельной, научилась владеть собой во время выступлений, находить выходы из различных жизненных ситуаций и ответы на самые неожиданные вопросы. Хотя я не могу сказать, что достигла большого успеха в ораторском искусстве, но это не страшно – ведь вся жизнь еще впереди, и при желании можно добиться успеха на этом интереснейшем поприще.

    Перечень ссылок

    1. «Риторика» – Материалы из Википедии – свободной энциклопедии.
    2. «Возникновение и развитие риторики» – Реферат по дисциплине «Риторика».