ДонНТУ   Портал магистров

Реферат по теме выпускной работы

Введение
1. Актуальность темы
2. Цели и задачи исследования
3.Рабочая гипотеза
4. Предполагаемая научная новизна
5. Предполагаемая практическая значимость исследования
6.Обзор существующих исследований и литературы по теме
7. Религиозная символика в массовой культуре. Проблема трансформации смыслов.
7.1. Взаимовлияние человека и моды в рамках массовой культуры
8. Выводы
9. Список использованных источников и литературы
9.1. Дополнительный список источников и литературы 


Введение

В связи с активным развитием новейших  коммуникационных технологий скорость взаимообмена информацией в современном культурном пространстве ежедневно растет. Эта тенденция способствует процессам глобализации, которые происходят в настоящее время, процессам активного взаимообмена ценностными, художественными, мировоззренческими установками между обществами разных культур. При этом элементы теряют свой аутентичный смысл. Так, в частности, происходит с религиозной символикой, которая переосмысливается даже в собственном культурном пространстве. Исходя из этого, интересным представляется анализ влияния религии на современную моду. 

1. Актуальность темы

Актуальность темы обусловлена тем значением, которое приобретает мода для субъекта современной массовой культуры. Не имея этнических или региональных границ, не признавая разницы между слоями общества, мода превращает религиозную символику в символику массовой культуры, уничтожает аутентичное содержательное наполнение религиозных символов, пропагандирует смешивание символик различных религиозных традиций. Исследование внутренней логики этих процессов, выяснение причинно-следственных связей, прогнозирования дальнейшего развития религиозной символики как части декоративно-прикладного искусства популярного в массовой культуре представляется нам весьма актуальным для современного религиоведения. Также заметим, что обыденное сознание субъекта современной массовой культуры не видит разницы между сакральным символом религиозной традиции и декоративным элементом, который не содержит в себе метатекста. Исходя из этого, актуальным исследованиям, на наш взгляд, будет изучение особенностей трансформации первоначальных смыслов религиозной символики в моде, как части современной массовой культуры.

2. Цели и задачи исследования

Целью данной работы является исследование особенностей взаимовлияния религиозной символики и моды в контексте современной массовой культуры. В процессе данного исследования мы считаем необходимым выполнить следующие задачи:

  1. Анализ специальной литературы по теме, для создания теоретической базы исследования;
  2. Анализ феномена моды в современной массовой культуре;
  3. Поиск и выявление причин и способов использования религиозной символики в моде, как части современной массовой культуры;
  4. Проведение практического исследования, путем использования методов опроса, анкетирования и наблюдения, с целью исследования трансформации содержательного наполнения религиозной символики в сознании субъекта современной украинской культуры.
  5. Анализ особенностей трансформации первоначального содержания религиозных символов под влиянием и в контексте моды, как части массовой культуры;

  Объектом исследования выступает феномен моды в контексте современной массовой культуры. Предметом исследования является анализ взаимовлияния религиозной символики и моды, как части массовой культуры.  

3. Рабочая гипотеза

На наш взгляд, под влиянием моды происходят такие процессы как обезличивание «массового человека», десакрализация религиозной символики в массовой культуре, изменение ее первоначальных смыслов на симулякры («образы того, чем на самом деле не является» - по выражению Ж. Бодрийяра [3]), что в целом негативно влияет на культуру, лишая ее глубинных смыслов.

4. Предполагаемая научная новизна

В рамках магистерской работы планируется получение актуальных научных результатов по следующим направлениям:

  1. Подтверждение рабочей гипотезы исследования
  2.  Получение результатов практического исследования
  3. Создание схемы трансформации религиозной символики в моде, как части современной массовой культуры, на основе результатов исследования

5. Предполагаемая практическая значимость исследования

- Результаты исследования могут быть использованы для создания авторского учебного курса для студентов специальности религиоведение или истори

- Результаты исследования могут быть использованы для дальнейшей разработки данной темы;  

6. Обзор существующих источников и литературы по теме

Интерес к явлению массовой культуры возник среди философов и ученых достаточно давно. Именно поэтому исследования массовой культуры нашли свое отражение во многих работах как отечественных, так и зарубежных авторов. Тема моды, как части массовой культуры, также имеет много сторонников среди исследователей всего мира. Однако, стоит отметить, что явление трансформации религиозной символики в моде до сих пор не изучается систематически. На данный момент, этот вопрос нашел свое отражение в сравнительно небольшом количестве работ.  

Появление выражения «массовая культура» впервые отмечено в США в 1939 г. Но в общепринятом культурологическом смысле его впервые использовал Макс Хоркхаймер в своей работе «Искусство и массовая культура» [61], в 1941 году. Явление массовой культуры, как культуры «массового общества» нашло свое отражение в работах Ф. Ницше [41], М. Вебера [21], З.Фрейда [55], К. Г. Юнга [57], Е. Фромма [56], Дж. Бентама, Ф. Ливиса [60], Р. Уильямса [62], Р. Хоггарта. Эти авторы рассматривали массовую культуру как особый тип культуры, который заменил (или заменит) традиционные формы народной культуры. В работах этих философов и ученых «массовая культура» трактуется как предельное выражение духовной несвободы, социальный механизм отчуждения и угнетения личности человека. Особое внимание нужно уделить испанскому мыслителю Х. Ортега-и-Гассету [45], который в работе «Дегуманизация общества» изложил одну из наиболее критических и радикальных концепций по отношению к массовой культуре. Идеи Х. Ортеги-и-Гассета созвучны идеям К. Мангейма [49], Х. Арендт.   

Важной вехой в исследовании массовой культуры стали работы представителей Франкфуртской философской школы М. Хоркхаймера [61], Т. Адорно, В. Беньямина, Г. Маркузе. В трактовке Т. Модлески, Н. Ван Зунена, Д. Ж. Дайера массовая культура использует образ женщины, эксплуатирует его для достижения коммерческого успеха своих продуктов. Таким образом, теория феминизма также дает отрицательную характеристику массовой культуре. В вопросе возникновения явления массовой культуры философы и ученые не имеют общего мнения. Американский социолог Д. Уайт [49], например, считает первыми проявлениями массовой культуры бои римских гладиаторов. А согласно теории А. Адорно [49] прототипом массовой культуры следует считать модель культуры возникшей в Англии XVII-XVIII веков. Рассмотрение социальных функций массовой культуры предоставлен в работах А. Я. Флиера. 

Исследование моды, как части массовой культуры проводилось в работах таких зарубежных ученых и философов как Р.Арнольд, Р. Барт [1], П. Бергер[18], П. Бурдье, И. Бреннинкмейер, Т. Лукман [18], Ж. Бодрийяр [3], Ф. Бродель, Т. Веблен [5], Е. Е. Виолле-де-Люк, Ф. Дэвис, А. Б. Гофман [26], Ш. Зелинг [34], Г. Зиммель [35]. 

Работы таких авторов как Дж. Блумер [19], М. Мид, Дж. Морено, Ч. У. Моррис, Д. Норт, Дж. Равен, Н. В. Смелзер [52], Г. Тэджфелл, Г. Тард [11] раскрывают процесс институализации моды в современной культуре.   

Исследование религиозной символики проводились такими учеными как Р. Генон в работах «Символы священной науки» и «Символика креста» , Ю. Камберфорд, Р. Каведиш, Л. Мак-Грегор, У. Эко, Ф. Гудман. Среди русскоязычных авторов, посвятивших свои работы исследованию массовой культуры, моды и религиозной символики можно назвать М. Ю. Лотмана [39], Е. П. Смольского, Т. А. Фетисову, В. П. Руднева, В. П. Шестакова, Г. И. Маркову, К. Т. Теплиц, Е. М. Шагинськую. 

Исследователи моды: Я. Басин [17], В. М. Быченкова, В. Н. Краснов, Б. С. Ерасов [33], В. И. Ильин [36], И. Килошенко [37], Т. В. Козлова, П. Лазарсфельд, Т. Б. Любимова [40], Л. В. Орлова [44], Л. В. Петров [48], Г. П. Рубинштейн, В. И. Толстых, М. И. Топалов, Н. Т. Фролова, Л. И. Ятин, И. Альперина, Ю. П. Андреев, Г. М. Андреева, Е. С. Балабанова, И. Э. Белоусова. Исследователи религиозной символики: В. Я. Пропп , А. М. Новикова, С. Г. Лазутин, В. М. Сидельникова, В. П. Адрианова-Перетц, В. И. Еремина, Ю. Г. Круглов. Особое значение для анализа использования символов в моде играют исследования П. А. Сорокина , В. М. Бехтерева, А. Ф. Лосева, К. А. Свасьяна, Е. В. Зазикиной, Г. В. Гриненко, Е. С. Елбакян, С. В. Медведко, И. А. Монастырской, Г. М. Куц [9].  

7. Религиозная символика в массовой культуре. Проблема трансформации смыслов.

Явление массовой культуры возникло в середине ХХ века. Предпосылками возникновения массовой культуры можно считать такие исторические процессы как: демократизация культуры, ее индустриализация, которая создала массовое производство и соответственно массовое потребление, урбанизация как процесс сосредоточения населения и процессов экономического роста в городах и массовизация, как процесс активного включения масс в жизнедеятельность общества. 

Массовая культура

Рисунок 1.
Формирование массовой культуры

Современная массовая культура имеет возможность тиражирования не только материальных, но и духовных ценностей, и поэтому активно оперирует мифологическими сюжетами и персонажами для поддержания интереса современного человека к своим продуктам. Как элемент массовой культуры современного коммуникативного пространства, мода обладает способностью оперировать массовым сознанием, подчинять себе стремления и мысли личности. Мода, несмотря на ее поверхностную изменчивость, имеет ряд устойчивых особенностей: она является неотъемлемой частью постиндустриального потребительского общества, важной частью современной культуры, средством невербальной коммуникации, ретрансляции внутренней индивидуальности личности. Взаимодействие моды и религии в современном коммуникативном обществе влияет на политику религиозных деноминаций в мире, на процесс возникновения новых религиозных течений и мотивацию конверсии в различные религиозные традиции. Исходя из позиций коммуникативной философии, а именно из теорий релевантности Д. Уилсона и Д. Спербера [14] и коммуникативной теории Ю. Хабермаса [12] можно сделать вывод о коммуникативной природе моды, ее игровом и знаковом характере. Если, согласно теории релевантности, разграничить информационную и коммуникативную интенции (в первом случае речь идет лишь о желании сообщить что-то, а во втором коммуникатор выражает это желание в явном виде), то можно сказать, что мода обычно использует информационную интенцию. Использование в моде религиозной символики позволяет реализовать коммуникативную интенцию. В традиционном обществе такие символы четко выражают самоидентификацию человека, его принадлежность к религиозной традиции. Но информация, которую получает современный человек о ценностных, традиционных символах других культур часто является фальсифицированной, неполной, а ее восприятие поверхностным для субъекта массовой культуры. Именно поэтому, используя письменные знаки, элементы одежды и украшений, религиозную символику других культур для репрезентации себя в обществе, субъект автоматически трансформирует их аутентичное значение, превращая в элементы стиля, символику массовой культуры, не только десакрализируя ее для себя, но и передавая такую , искаженную интерпретацию далее в общество. Коммуникативное пространство, согласно теории релевантности, структурировано первичными и вторичными коммуникативными процессами [14]. Вторичные (или послекоммуникативные) процессы связаны с обсуждением и распространением информации, впервые полученной в первичном процессе. Только тот первичный коммуникативный процесс имеет успех, который продолжается во вторичных процессах. Мода базируется именно на приоритетности вторичных процессов. Активность вторичных процессов позволяет моде быть средством массового влияния, в частности средством массового распространения фальсифицированной информации. Серж Московичи [10] и Юрген Хабермас [12] главную проблему массового воздействия через средства массовой информации видят в отсутствии диалога между оратором и слушателем. Таким образом, мода, как инструмент массового воздействия, способствует процессам десакрализации религиозных символов в массовом сознании субъектов современной культуры. В современном коммуникативном пространстве образец поведения и внешнего вида создается виртуально, как образ. Эта ситуация аналогична той, которую описывает Ж. Бодрийяр, говоря о приоритете моделей над реальностью [4]. В современном мире моды процесс распространения образцов через референтные группы симулируется. Модели в журналах и телерекламе подаются не просто как вещь определенного размера, цвета, фактуры, а как желаемый образ социального статуса, межличностных отношений. Такая ситуация создает проблему «моды на религию», когда мотивацией конверсии в религиозную традицию становятся не внутренние духовные факторы, а дань социокультурным тенденциям. Таким образом, в современном коммуникативном пространстве, где активно происходят процессы инкультурации, но наблюдается отсутствие диалога между источником информации, и ее приемником существует проблема десакрацизации, содержательной трансформации религиозной символики в связи с ее активным использованием в индустрии моды и красоты. Последствиями таких процессов является широкий набор примеров поверхностной религиозности, конверсии в религиозную деноминацию в дань моде, обесценивания и смешивания сакральных знаков разных традиций в современном обществе.

7.1. Взаимовлияние человека и моды в рамках массовой культуры

Культура – это чрезвычайно сложное и многообразное явление, которое формировалось на протяжении всей истории человечества и каждого народа, приобретая новых признаков, форм, измерений и т.д. Каждая культурная эпоха имеет свое, особое отношение к времени. Г. Тард [11], исследуя разное отношение ко времени во многих культурах, разделял культурные эпохи на эпоху обычая, где предпочтение отдается прежнему, традиционному, и эпохи моды, где преобладает тяга к новому[11]. Главным отличием эпох моды от эпох обычая сосредоточенность человека эпохи моды на решении неотложных проблем, отлично от человека эпохи обычая, которая стремится к достижению отдаленных во времени идеалов. История человечества есть история наслоения разных культур друг на друга. «Везде, куда проникает наш взгляд, - писал К. Ясперс, - мы видим разбросанность людей, многообразные попытки к единству и предрасположенность к ней, которая возникает из-за взаимного соприкосновения людей и культур: мы видим развитие, осуществляемое в результате наслоения различных культур в ходе завоеваний, которое нивелирует впечатляющее по своим последствиям смешения народов» [13]. Эти процессы смешения и наслоения породили не только величественную мировую культуру, но и явление массовой культуры, характерное для периода, который начался с середины ХХ века. Массовая культура является порождением научно-технического прогресса, который позволил тиражирование не только материальных, но и духовных ценностей. В связи с этим, мода стала неотъемлемой частью современной массовой культуры. Согласно украинской исследовательнице моды, Г. М. Куц [9], этимологически слово «мода» через французское "mode" выходит к латинскому термину "modus", что означает: «мера, правило, предписание, образ, способ». Таким образом, во многих исследованиях моды, она трактуется как инструмент подражания, копирования. Однако, с появлением массовой культуры моду стали связывать не с категорией подражания, а с растущим потреблением, считая, что бурное развитие искусственно стимулирует новую моду (В. Зомбарт [8], Т. Веблен [5]). На наш взгляд, актуальной проблемой современности является потеря человеком чувства реальности времени, его ценности. Состояние человека массовой культуры можно выразить словами К. Ясперса [13]: «Человек как бы растворяется в том, что должно быть лишь средством, а не целью, не говоря уже о смысле ... Расширяя свое существование, он жертвует своим бытием, в котором она находит себя». Явление моды как нельзя лучше позволяет увидеть сосредоточенность «массового человека» в ее настоящем, растворенном во времени. Мода, как и наука, стремится к преодолению времени, но, если она стремится к поиску стабильного, неизменного (В. В. Шкода ), то мода измельчает время, заставляя человека забыть о прошлом и будущем, утонув в своем настоящем. Жизнь современного человека, на наш взгляд, в целом, состоит из трех основных составляющих: частной, общественной, и идеальной – модели, которая существует только в человеческом воображении. Неприкосновенность частной жизни, которая является достижением демократии, это не только достояние цивилизации, но и риск. Именно здесь ослабляется самоконтроль и самонаблюдение человека за своими действиями и поступками. Находясь в процессе своего повседневного бытия человек все время рефлексирует над своим поведением, взаимодействием со своим окружением, фантазирует над созданием своего идеального образа. Массовая культура, которая всесторонне совершенствует механизмы симуляции значений, помогает человеку подменить свою собственную личность искусственным образом, например, используя инструменты моды.

Анимация: 9 кадров, количество циклов - бесконечное, 150 Кб
Рисунок 2.
Обезличивание «Массового  человека» модой в  рамках  массовой  культуры (анимация  : 9  кадров, 150 Кб)

Одежда и аксессуары, средства связи, способ развлечений – все это делает образ человека симулякром – правдоподобным подобием того, чего в действительности не существует, о чем нет какой-либо реальной основы (Ж. Бодрийяр [4]). Вместо того, чтобы реализовывать свой идеальный образ в реальном времени, «массовый человек» делает это виртуально, что не требует от него особых усилий, не предусматривает продолжительного времени и расстояния от цели к результату. Таким образом, человек массовой культуры все время чувствует потребность поддерживать жизнеспособность своего образа, и не имеет возможности отвлечься от своего настоящего, оставляя прошлое и будущее для умозрительной, идеальной модели своей жизни. Такие процессы современности крайне негативно влияют на прогресс человечества в целом. Стандартизация массовой культуры ведет к нивелированию истинных ее ценностей, поскольку всеобщим появляется все «поверхностное, ничтожное и равнодушное» (К. Ясперс [13]), развитие интеллектуальных и творческих способностей человека приостанавливается, он как бы перестает быть реальным - его переживания, чувства, эмоции, и желания все больше связаны не с реально существующими людьми, а с виртуальными вещами и образами. Стоит отметить, что кроме моды, «отрыву» человека от реального времени также способствуют такие компоненты массовой культуры как реклама, средства массовой информации, Интернет и т.п. Так, массовая культура в своей фундаментальной основе противостоит культуре в ее аутентичном смысле, когда объекты культуры были предназначены для того, чтобы будить мысль и чувства людей, волновать их.

8. Выводы

Использование религиозной символики в моде, как части современной массовой культуры, ее трансформации под влиянием моды, изменение рецептивной установки человека массовой культуры по отношению к сакральным религиозных символам несомненно представляет интерес для исследователей. В рамках данного исследования было выполнено: 

1. Анализ большого объема специальной литературы, посвященной темам массовой культуры, моды и религиозной символики 

2. Предварительный анализ теоретических данных 

3. Подготовка вопросов для проведения практического исследования по теме 


Дальнейшие усилия направлены на проведение такой работы: 

1. Работа с иноязычными литературными источниками по теме магистерской работы

2. Проведение практического исследования путем использования методов опроса, анкетирования и наблюдения 

3. Разработка теории трансформации религиозной символики под влиянием моды

4. Подтверждение рабочей гипотезы 

При написании данного реферата магистерская работа еще не завершена. Окончательное завершение: декабрь 2012 года. Полный текст работы и материалы по теме могут быть получены у автора или его научного руководителя после указанной даты.

Пример использования религиозной символики в моде, как составной части современной массовой культуры

Пример использования религиозной символике в моде Пример использования религиозной символики в моде Пример использования религиозной символики в моде пример использования религиозной символики в моде Пример использования религиозной символики в моде пример использования религиозной символики в моде

9. Список использованных источников и литературы

  1. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. - М.: 1989
  2. Барт Р. Система моды: Статьи по семиотике культуры / Сост. С.Зенкин. - М,: Изд-во им. Сабашниковых, 2003.
  3. Бодрийяр, Ж. Символический Обмен и Смерть. - М.: Добросвет, 2000.
  4. Бодрийяр, Ж. Система Вещей. - М.: Рудомино, 1995.
  5. Веблен Т. Теория праздного класса. - М.: «Прогресс», 1984.
  6. Гофман А.Б. Мода и обычай // Рубеж: альманах социальных исследований. 1992. Вып.З. - С.123- 142.
  7. Зиммель Г. Мода // Г.Зиммель. Избранное. Т.2. Созерцание жизни. М.: Юристъ, 1996. С.266-291.
  8. Зомбарт В. Народное хозяйство и мода. - СПб, 1904. 3. Иванов Д.В. Феномен потребления: критический подход // Социология потребления. СПб: Социологическое общество М.Ковалевского, 2001. С. 10 - 24.
  9. Куц Г. М. Феномен моди: онтологічний статус і філософсько-антропологічні засади. Автореф. дис... канд. філософ. наук: 09.00.04 / Г.М. Куц; Харк. нац. ун-т ім. В.Н.Каразіна. — Х., 2003. — 16 с.
  10. Московічі С. Наука о массах.[Електронний ресурс] - Московичи С. Век толп. Наука о массах <Режим доступу> – http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Mosk/index.php
  11. Тард Г. Законы подражания. — СПб.: Типографияи и литография С.Ф.Яздовского и К., 1892.
  12. Хабермас Ю. Теория коммуникативного действия // Вестник Московского университета. Серия 7 : Философия. - 1993 - №4 - Стр. 43-63.
  13. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.: Республика, 1994. – 527 с.
  14. Sperber, D. and D. Wilson (1982d) "On defining relevance." In: Philosophical Grounds of Rationality. Eds. R. Grundy and R. Warner. London: Academic Press, 243-258.
  15. 9.1. Дополнительный список источников и литературы

  16. Аберкомби Н., Хилл С., Тернер Б. Социологический словарь. Казань, 1997.
  17. Амяга Н.В. Самораскрытие и самопредъявление личности в общении//Личность. Общение. Групповые процессы. - М. 199. С. 37-74.
  18. Басин Е.Я., Краснов В.М. «Гордиев узел» моды И Мода: за и против. / Под ред. Толстых В.И. - М., 1973. - С. 40-77.
  19. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. - М.: «Медиум», 1995.
  20. Блумер Г. Коллективное поведение // Американская социологическая мысль. М., 1994. С. 38-46.
  21. Бялик Н. «Люкс — это то, что остается, когда мода проходит» // М-Коллекция. International Fashion Magazine. Российское издание. 2004. №2.-С. 20-22.
  22. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990. С.61-344
  23. Вебер М. Протестантские секты и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990. С. 273-291.
  24. Гофман А.Б. Мода и люди, или новая теория моды и модного поведения. - М.: Агентство «Издательский сервис», 2000.
  25. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М.: «Мартис», 1995. II изд. - М., Книжный дом Универститет, 1997, III изд. - 1999.
  26. Гофман А.Б., Левкович В.П. Обычай как форма социальной регуляции // Советская этнография. 1973. №1.
  27. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: Канон-пресс-Ц, Кучково Поле, 2000 – 304 с.
  28. Григорьева  И. В. Эстетические Проблемы Моды. Автреферат. - М., 1989.
  29. Гузявичуте Р. А. Цикличность моды XX в. Н Мода и промышленное моделирование одежды: Тезисы докл. на Всесоюз. науч. конференции 16-18 января 1979. - М., 1979. - С. 67-72.
  30. Гусева О.В. Брэндинг как система потребительской коммуникации // Отдельные аспекты коммуникативной политики. - СПб.: Изд - во СПбГУЭиФ. - 1998.
  31. Деркач А.А., Перелыгина Е.Б. Имидж как феномен интерсубъектного взаимодействия: содержание и пути развития. — М.: «Интеллект-Центр», 2003. - 635 с.
  32. Донцов А.И., Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы: вчера, сегодня, завтра // Социальная психология в современном мире / Под ред. Г.М.Андреевой, А.И.Донцова. - М.: Аспект Пресс, 2002 С. 76 - 95.
  33. Дюркгейм Э. Метод социологии. Киев; Харьков, 1899.
  34. Ерасов Б.С. Социальная культурология. - М., 1996.
  35. Зелинг III. Мода: Век модельеров (1900 - 1999). - Konemann, 1999.
  36. Зомбарт В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М.: Наука, 1994.
  37. Ильин В.И. Причуды моды и бизнес // Yes! Журнал о рекламе. 1999. № 2 (27).
  38. Килошенко М.И. Психология моды: Учебное пособие / СПГУТД - СПб., 2000.
  39. Лотман Ю.М. Семиосфера. - СПб: Искусство-СПб, 2000.
  40. Лотман Ю.М. Человек - текст - семиосфера - история. - М.: Языки русской культуры, 1996.
  41. Любимова Т.Е. Мода и ценность // Мода: за и против / Под ред. Толстых В.И. - М., 1973. - С. 67-77.
  42. Ницше Ф. Так говорил Заратустра \\ Сочинения в 2 тт. под ред. К.А.Свасьяна, М., 1990,
  43. Образ жизни: Понятие, реальность, проблемы. / Ред. Толстых В.И. М., 1975.
  44. Ожегов С.И. Словарь русского языка. 18-е изд., стереотип. / Под ред. НЛО. Шведовой, М.: Русский язык, 1988. - 750 с.
  45. Орлова Л.В. Азбука моды. — М.: Просвещение, 1989.
  46. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс / Сост. В. Кузнецов АСТ М. : 2008, - 352 с.
  47. Перелыгина Е.Б. Закономерности формирования имиджа как феномена интерсубъектного взаимодействия. - М.: Изд-во «Айтекс», 2002. -184 с.
  48. Перелыгина Е.Б. Образ женщины. Российский и зарубежный опыт. - М.: Интеллект, 1997. - 272 с.
  49. Петров J1.B. Мода как общественное явление. - JL, 1974.
  50. Рассел Б. История западной философии. В 2 тт. - М.; «Миф», 1993.
  51. Резвицкий И.И. Философские основы теории индивидуальности. - Л.: ЛГУ, 1973.
  52. Родионов Б.А. Коммуникация как социальное явление. — Ростов: Изд-во Ростовского ун-та, 1984. - 144 с.
  53. Смелзер Н. Социология / Под ред. В.А. Ядова. — М.: Феникс, 1994. — 688 с.
  54. Терешкович Т. А. Словарь моды (терминология, история, аксессуары). - Минск, 1999.
  55. Фишман Р. Б. Мода как социальное явление. Автореф. дис. ... канд социиол. Наук. - Свердловск, 1990.
  56. Фрейд 3. «Я» и «Оно»//Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет: В 2т. Тбилиси: Мерани, 1991. Т. 1. С. 388
  57. Фромм Э. Бегство от свободы; Человек для себя / Пер. с англ. Д.Н. Дудинский. - Минск: ООО «Попурри», 1998. - 672с.
  58. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени / Пер. с нем. М.: Прогресс-Универс, 1994.-332 с.
  59. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.: Республика, 1994. – 527 с.
  60. Sperber, D. and D. Wilson "On defining relevance." In: Philosophical Grounds of Rationality. Eds. R. Grundy and R. Warner. London: Academic Press, 243-258.
  61. Leavis, Mass Civilization and Minority Culture, The Minority Press, 1930
  62. Max Horkheimer Continuum International Publishing Group, 1972 – 290 p.
  63. Jones P. Raymond Williams’s sociology of culture: a critical reconstruction. New York: Palgrave Macmillan, 2004