ДонНТУ   Портал магистров

Это великолепный стимул, когда Вам говорят, что Вы чего-то не можете.

Вязание спицами

Введение

В одной из прочитанных мною в детстве книг была история про вязание: Девушка оказалась на улице без крыши над головой. Обеспокоенная холодом, она взяла две веточки, поймала лунный луч и начала вязать, постепенно успокаиваясь. Связав полотно, девушка укрылась им от холода и смогла перенести ночь на улице. Неизвестно, по каким причинам девушка оказалась в такой ситуации, но в сноровке ей не занимать (да и в скорости вязания).

На деле же вязание пришло к нам из древности. Как хобби вязание убивает сразу нескольких зайцев: оказывает успокаивающее действие (приветствуется наличие кота или близкого человека, играющегося с клубком), удовлетворяет потребности человека в кропотливой ручной работе, ну и в конечном итоге мы имеем готовое изделие, зачастую вполне пригодное для использования по назначению.

Мое знакомство с вязанием состоялось в 1995 году и со временем переросло в крепкую дружбу.


История вязания

Вязание — это технология производства тканей, полотен из нитей пряжи. В отличие от ткачества, вязание не требует ни ткацкого станка, ни какого-либо другого крупного оборудования, что делало его особенно ценным для кочевых и аграрных народов. Мы с вами, наверное, так никогда и не узнаем точную дату появления вязания. Можно лишь догадываться о том, что вдохновило древнего человека взять в руки два тонких прутика (а может это был прототип современного крючка?) и сделать первую в истории вязания петлю. К сожалению, древние вязаные образцы не дожили до наших дней. Нам в наследство остались лишь изображения, свидетельствующие о том, что вязание является одним из древнейших видов искусства. Старейшая находка, связанная с вязанием, напоминает носок. Считается , что чулки и носки — первые изделия, сделанные методом, аналогичным вязанию. Большинство историй, связанных с местом происхождения вязания ведут на Ближний Восток, откуда вязание распространилось в Европу по маршрутам средиземноморских торговцев, а затем в Северную и Южную Америку вместе с освоением этих земель. Самые ранние из известных примеров вязанных вещей были найдены в Египте и представляли собой чулки сложной многоцветной вязки из шерсти цвета индиго и белой. Датированы чулки 11—14 в до н.э.

Самые ранние известные вязанные изделия в Европе были сделаны мусульманскими вязальщицами, нанятыми членами испанской королевской семьи. Их работы высочайшего качества были обнаружены в захоронениях аббатства Санта-Марии-ла-Реаль-де-Лас-Хюлгас (королевский монастырь, недалеко от Бургоса, Испания). Среди этих изделий обнаружили трикотажные наволочки и перчатки в гробнице принца Фернандо де ла Серда, умершего в 1275 году. Шелковые наволочки вязались примерно 20-ю петлями на дюйм. Несколько европейских картин 14 века изображают Богоматерь за вязанием, например, полотно Томмазо де Модена (ок. 1325—1375) и Посещение Ангела 1400—1410 Мастера Бертрама Миндена. Изначально вязаная одежда ценилась очень высоко и была недоступна простым смертным. Сегодня с трудом верится, что, например, во времена раннего средневековья позволить себе носить вязаные чулки могли разве что короли. Расцвет вязания как ремесла приходится на XVI век, когда оно широко распространилось в Европе и даже превратилось в доходный промысел. А когда в 1589 году был изобретен вязальный станок и началось массовое изготовление трикотажа и изделий из него, вязаная одежда стала доступна каждому. К счастью, до сих пор ни на одной из машин не удалось повторить полотно, искусно связанное умелыми руками мастера, и поэтому изделия, изготовленные вручную, не только ценятся намного выше, чем фабричные, но и заслуженно возводятся в ранг произведений искусства. Первые изнаночные петли появились в середине 16-го века, в красных шелковых чулках, в которых хоронили Элеонору де Толедо, жену Козимо Медичи, они же являются первоисточником кружева. Английская королева Елизавета I заказывала себе чулки из шелка — мягкой, тонкой и более декоративной пряжи, чем грубая шерсть. Чулки, принадлежавшие ей до сих пор сохранились, что еще раз доказывает высочайшее качество изделий, которые были сделаны специально для королевы. В эту эпоху вязание имело огромное значение для многих британцев, которые занимались изготовлением шерстяных чулков и экспортом их заграницу. Школы вязания создавались, чтобы обеспечить работой и деньгами бедные слои населения. Также мода того времени, когда мужчины носили короткие штаны, требовала ношение чулок. Чулки, связанные в Англии отправлялись в Испанию, Нидерланды и Германию.

Вязание так распространилось среди населения Шотландии в 17—18-м веках, что целые семьи участвовали в изготовлении свитеров, чулков, носков и других аксессуаров. Шотландцами была разработана специальная техника многоцветных красочных узоров. Свитера из шерсти, пропитанные специальными маслами, были особенно необходимы большому количеству здешних моряков, чтобы защищать их от неблагоприятных условий работы. Шотландское вязание дало основу для таких техник вязания, как косы и араны, придуманными в начале 20 века в Ирландии.

Рудиментарные устройства для вязания были придуманы раньше этого времени, но они носили единичный характер. С приходом промышленной революции, прядение ниток и ткачество переместилось на заводы. Женщины были задействованы на машинных механизмах, а не пряли и вязали на дому. Заводская пряжа была более равномерная и следовательно можно было ее оценивать по весу. Город Ноттингем, особенно район, известный как кружевной рынок, доминировал в производстве трикотажных изделий и машинного кружева как в годы промышленной революции, так и десятилетия спустя.

Обходись тем, что имеешь и чини гласили плакаты британского правительства времен второй мировой войны. Шерсть в те годы в Великобританию поступала очень ограниченными партиями, поэтому женщины распускали старые вязанные вещи, которые уже не носили, чтобы повторно использовать пряжу. Специально выпущенные вязальные схемы балаклав и перчаток были распространены, чтобы обеспечить шерстяными вещами на зиму армию и флот. Эта акция не только помогла изготовить множество необходимых вещей, но и придала смысла деятельности женщин-домохозяек на их домашних фронтах.

В послевоенные годы вязание проявилось во всем его многообразии форм и цветов пряжи. Тысячи вязальных схем утоляли вязальный голод на рынке. Появились так называемые двойки — популярные вязанные комплекты, состоящие из топа с коротким рукавом и кардигана с длинным рукавом в цвет. Девочек обучали вязанию в школах, как показала война, вязание — очень полезный навык, а не только увлечение. Журналы типа Иголки и булавки распространяли схемы и выкройки вязанных вещей различной сложности, а также покрывал, детских игрушек, занавесок, сумок. В 60-х годах XX столетия вязание пришло в высокую моду. Благодаря усилиям Оттавио и Розиты Миссони, которые создали первую в истории коллекцию вязаной одежды Haute Couture, вязание впервые вышло на подиум. Событие это было отмечено огромным успехом и с тех пор многие известные дома моды отдают предпочтение трикотажу, как невероятно практичному, универсальному и благородному материалу.

Появление большого количества одежды, связанной на машинках практически приостановило существования ручного вязания. Популярность его падала еще и в связи с дороговизной: цена готового вязанного изделия не превышала, а порой и была значительно меньше, чем цена пряжи и схемы для ручного вязания.

В двадцать первом веке ручное вязание возродилось. Во-первых, в розничной продаже появился огромный выбор шерстяной пряжи: альпака, ангора, мохер, меринос; растительных волокон: в основном хлопка, бамбука а также шелка. Кроме того производители пряжи стали выпускать очень толстую пряжу, вещи из которой быстро вяжутся на толстых спицах и шикарно выглядят, что приносит вязальщицам огромное удовлетворение от вязания. В наши дни вязание как вид рукоделия продолжает развиваться: активно внедряются новые материалы, разрабатываются узоры, из трикотажа изготавливаются всевозможные аксессуары — начиная от головных уборов и заканчивая обувью. Вязаная одежда была и остается в моде, поражая воображение свободой форм, цвета и стиля. Но это еще не все. Удивительным образом за последние несколько лет вязание из традиционного рукоделия превратилось в модное увлечение, независимо от возраста и социального положения. Вклад в популяризацию вязания также внесли знаменитости, такие как Джулия Робертс, Вайнона Райдер, Кэмерон Диаз, Дакота Фенинг и Рассел Кроу. В 21-м веке много мужчин начали вязать [1].


Необходимые для вязания инструменты и материалы


Спицы

Спицы могут быть с открытыми и закрытыми концами. У первых оба конца острые — рабочие. Пятью такими недлинными (около 20 см) спицами (рис. а) удобно вязать носки, чулки, варежки и т. и. У спиц с закрытыми концами (рис. б) острый конец один, другой заканчивается каким-либо ограпичителем — колечком, шариком и т. п. Такими спицами длиной до 40 см вяжут детали крупных изделий (свитеров, блузонов и др.). Для создания некоторых цельновязаных изделий используют две спицы, соединенные леской (рис. в). Существуют также круговые спицы (рис. г) из гибких материалов, чаще всего из пластмассы.


                                        Рисунок 2 — Виды спиц

Нитки (пряжа)

На сегодняшний день в магазинах рукоделия представлен широкий выбор пряжи различного цвета, состава, формы и назначения, поэтому покупатель имеет все шансы на воплощение в реальность плода своего вязального полета фантазии.


Рисунок 1 — Клубок ниток для вязания

Дополнительно

Для сшивания готовых деталей изделия могут быть использованы как обычные шитьевые нитки, так и та же самая пряжа. Само же сшивание может производиться иглой вручную или на швейной машине(если используются шитьевые нитки), а так же при помощи вязального крючка. Помимо того, вязальный крючок может использоваться для вязания сложных ажурных деталей для изделия, связанного спицами.



Основы вязания спицами



Рисунок 3 — Набор петель

Набор петель

Вязание начинается с набора необходимого количества петель на две спицы, сложенные вместе. Когда необходимое число петель набрано, одна из спиц вынимается и становится рабочей. Далее следует процесс провязывания различных петель в соответствии с корневыми правилами вязания:

1. Первая петля ряда снимается с левой спицы на правую без провязывания.

2. Последняя петля ряда провязывается как изнаночная для ровного края, или же как лицевая для зубчатого края.

3. В завершающем ряду выполняется закрытие петель. Две петли провязываются как одна, полученная петля возвращается на левую спицу и следует повторение.



Лицевая петля

Рабочая нить за полотном (спереди левой спицы). Правая спица вводится в петлю с левой спицы, захватывает рабочую нить сверху в направлении от себя (по часовой стрелке) и выводит ее оттуда. Провязанная петля с левой спицы (петля старого ряда) снимается, при этом на правой остается новая лицевая петля(петля нового ряда) [2].


Рисунок 4 — Провязывание лицевой петли


Изнаночная петля

Рабочая нить перед полотном (перед левой спицей). Правая спица вводится в петлю с левой спицы, захватывает рабочую нить сверху в направлении на себя (против часовой стрелки) и выводит ее оттуда. Провязанная петля с левой спицы (петля старого ряда) снимается, при этом на правой остается новая изнаночная петля(петля нового ряда) [2].


Рисунок 5 — Провязывание изнаночной петли


Кромочная петля

Кромочными называют первую и последнюю петли ряда. Первая петля в ряду снимается с левой спицы на правую непровязанной, последняя петля в ряду провязывается как изнаночная (для ровного края) или же как лицевая (для зубчатого края). При смене пряжи(переход на другой цвет) первая петля провязывается как лицевая, чтобы закрепить новую нить.


Закрывающие петли

В случае необходимости уменьшения количества петель, или же на последнем ряду вязания, уже нет кромочных петель: петли вяжутся по 2 сразу, затем полученная петля возвращается с рабочей спицы на левую и цикл повторяется до конца.


Простор для воображения

Придать изделию индивидуальность просто: достаточно выбрать (придумать) какой-либо узор. Усложненные узоры содержат такие элементы, как скрещенные петли, Накиды, переносы петель, и др. Однако, Даже без сложных элементов можно связать вещ, которая будет носиться годам. Главное — чтобы она нравилась владельцу!


Литература


[1]. История вязания [Электронный ресурс]. — Режим доступа: artstyles.vstudia.com

[2]. Вязание [Электронный ресурс]. — Режим доступа: wikipedia.org


Изображения


[1]. Сматывание пряжи [Электронный ресурс]. — Режим доступа: klubo4ki.ru

[2]. Вязание спицами для начинающих. Что нужно для вязания [Электронный ресурс]. — Режим доступа: sdelaj.com

[3]. Набор петель начального ряда [Электронный ресурс]. — Режим доступа: babush-klubok.ucoz.ru

[4]. Типы петель [Электронный ресурс]. — Режим доступа: rukodelie.by