ДонНТУ   Портал магистров

Реферат по теме выпускной работы

Содержание

Введение

Молодежь – это отдельная часть рынка труда, она развивается не так как весь рынок, но зависит от него. Несмотря на высокий интеллектуальный потенциал и мобильность, молодым людям не хватает трудового и жизненного опыта. Безработная молодежь – это особая социальная группа, которая в определенное время не имеет таких ценностей, как работа, и связанный с ней престиж, материального благосостояния. Это влияет на мотивационное поведение молодых людей, мотивы выбора и овладения профессией либо переобучение. Значительную часть безработной молодежи составляют молодые люди – выпускники профессионально-технических и высших учебных заведений, которые получили профессию (специальность)и впервые выходят на рынок труда.

В Украине еще не разработана целостная концептуальная модель трудоустройства выпускников государственных вузов. Поэтому обеспечения занятости и трудоустройства молодежи является первоочередной задачей государства.

Актуальность темы

Актуальность данной темы магистерской работы обусловлена тем, что молодежь – это основа будущего трудового потенциала страны. Молодежь влияет на общественные процессы, определяя будущее государства, используя свою мобильность, гибкость и интеллектуальный потенциал. Привлечение молодежи в общественные процессы страны является одним из перспективных направлений обеспечения полной занятости. Начало XXI века ознаменовано резким обострением социальных проблем молодежи в разных странах мира в том числе и в Украине. Одной из важнейших проблем стало молодежная безработица. Безработица – важный социальный, психологический и нравственный феномен, непосредственно связанный с политикой государства, а в условиях глобализации – с политикой международных организаций. Явление безработицы постоянно беспокоит общество и требует глубокого изучения причин, его порождающих, требует анализа экономической науки и постоянного внимания со стороны правительственных структур.

Цель и задачи исследования, научная новизна

Главной целью магистерской работы является анализ причин безработицы молодежи на современном украинском и зарубежном рынках труда, определение последствий молодежной безработицы для общества, изучение роли образования в обеспечении высокого уровня занятости молодежи, изучение направлений и программ центров занятости связанных с трудоустройством молодежи.

Основные задачи исследования:

  1. Анализ основных понятий, терминов, а также деятельности организаций,учреждений, которые занимаются проблемами трудоустройства молодежи в современной Украине.
  2. Изучение причин несбалансированности рынка образовательных услуг и молодежного рынка труда.
  3. Выявление основных тенденций и проблем трудоустройства молодежи.
  4. Определение роли Государственной службы занятости относительно трудоустройства молодежи, оценка деятельности ее подразделений.
  5. Разработка концептуальных решений по повышению уровня занятости молодежи.

Объект исследования: трудоустройство молодежи в Украине.

Предмет исследования: теоретические и практические проблемы трудоустройства молодежи.

Научная новизна: основной научный результат состоит в разработке и углубении теоретико-методологически подходов и практических рекомендаций касательно повышения уровня и эффективности занятости молодежи на основе организационно-экономического обеспечения соответствующих мер.

Материалы и методы исследования

Методологическую основу исследования составляют фундаментальные положения современной экономической теории, научные достижения отечественных и зарубежных ученых в области рыночной экономики, региональной экономики, занятости населения, занятости молодежи.

Теоретической основой исследования проблем занятости населения являются труды таких известных зарубежных экономистов, как: Дж. М. Кейнс, А. Маршалл, А. Филлипс, А. Оукен и др. В России проблемы рынка труда и занятости разрабатывают В.В. Адамчук, Л.П. Владимирова, Б. Генкин, М.Г. Забельская, И.И. Кулинцев, О.И. Рофе, С.Ю. Рощин и др. Молодежные аспекты занятости – Л.Г. Борисова, Ю.А. Зубок, Н.А. Свиридов, И. Чистяков и др. В Украине исследования проблем рынка труда, занятости осуществляют С.И. Бандур, В.М. Василенко, В.С. Васильченко, С.И. Дорогунцов, Ю.М. Краснов, Е.М.Либанова, В.П. Микловда, А.Ф. Новикова, В. Оникиенко, В.М. Петюх, М.И. Питюлич, М.Д. Прокопенко, В.А. Савченко, В.И. Шкаредний и др. Вопросы формирования рынка труда молодежи, особенно специалистов с высшим образованием, освещали такие украинские ученые, как: О.А. Гришнова, М.И. Нижний, С.М. Злупко, А.С. Лаврук, А.А. Яременко и др.

Как общий инструмент исследования использовался диалектический метод познания.

Проблемы трудоустройства молодежи в Украине

В условиях рыночной экономики проблема занятости молодежи становится особенно острой. Почти половина безработных в мире – молодежь в возрасте от 15 до 24 лет. Молодежь составляет лишь 4-ю часть от общего количества населения трудоспособного возраста, вероятность безработицы для молодых людей втрое выше, чем для взрослых[1, с.86]. Данная проблема актуальна и для Украины. Следует заметить, что общая численность безработных в нашей стране в возрасте от 15 до 70 лет по методологии МОТ выросла с 1417,6 тыс. чел. в 2007 г. до 1785,6 чел. в 2010 г., т.е. с 6,4 до 8,1% от экономически активного населения. В то же время потребность в рабочей силе на конец года сократилась с 169,7 тыс. чел. в 2007 г. до 63,9 тыс. чел. в 2010 г. Несмотря на такую негативную тенденцию, уровень занятости среди людей в возрасте 25 - 49 лет в 2010 г. достиг 75% от общей численности населения соответствующей возрастной группы, однако среди молодых людей от 15 до 24 лет он составил всего 34,5%[2]. Данные представлены на рис.1.

Безработное население (по методологии МОТ)

Рисунок 1 – Безработное население (по методологии МОТ)

Молодежь специфическая социально-экономическая группа населения, которая требует дополнительных мер поддержки рынка труда, это подтверждается также анализом причин молодежной безработицы.

Основными факторами, которые влияют на работу и включенность молодежи в трудовую деятельность является личный потенциал и самооценка, мотивы и ценностные ориентации, степень профессионального самоопределения, уровень и качество образования, место жительства, степень осведомленности, наличие трудовой биографии, социальная защищенность и деятельность Государственной службы занятости и т.д.[3,с.76]. Как свидетельствуют результаты опросов, почти 70% выпускников школ ориентированы на обучение в вузах, что является следствием отсутствия системного подхода к формированию осознанного выбора профессий необходимых на рынке труда. К сожалению предприятия и организации практически не занимаются профориентацией в общеобразовательных школах, не уделяют внимания этим вопросам и средства массовой информации. Профессиональная подготовка многих молодых специалистов, окончивших высшие учебные заведения практически не соответствует требованиям современных работодателей. Система профобразования полностью ориентируется не на потребности работодателей, а на платежеспособный спрос. Большинство учебных заведений стремятся готовить специалистов по бухгалтерскому учету, юристов, экономистов. Даже колледжи и техникумы, традиционно выпускающие квалифицированных рабочих, получают лицензии на право готовить таких специалистов. Насыщенность рынка труда данными специальностям привела к тому, что молодые люди с дипломом, но без опыта работы не могут найти работу по специальности. Об этом свидетельствует то, что в 2009 г. в нашей стране доля не трудоустроенных после окончания общеобразовательных и высших учебных заведений I-IV уровней аккредитации составила 260,8 тыс. чел., или 18,3% от всего безработного населения. Кроме этого более 60% выпускников школ главным условием своего трудоустройства считают высокую заработную плату. Такая переориентация привела к тому, что в Украине на одного выпускника – будущего работника, который учился в системе профессионально технического образования приходится до четырех специалистов с высшим образованием[4,с.4].

Молодежь за все время независимого развития государства была одной из наиболее уязвимых слоев населения на рынке труда. Молодежи труднее, чем представителям взрослой рабочей силы устроиться на работу, а в случаях реорганизации и экономических сложностей на производстве она первой попадает под сокращение. С наступлением последнего экономического кризиса эта проблема достигла значительных масштабов. В 2010 году уровень безработицы среди молодежи в возрасте от 15 до 24 лет рассчитанный по методологии МОТ достиг 12,3%, в то время как общий уровень безработицы состовляет 8,1%. Наиболее угрожающей является ситуация, сложившаяся в младшей возрастной группе, которая охватывает молодежь в возрасте от 15 до 24 лет. Уровень безработицы среди экономически активного населения этой возрастной группы составляет 17,4%, в то время как в старших возрастных группах молодежи – от 25 до 29 лет и от 30 до 39 лет, этот показатель составляет лишь 9,9% и 7,8% соответственно[5,с.56]. Данная ситуация проилюстрирована на рис.2.

Уровень безработицы по возрастным группам за 2010 год

Рисунок 2 – Уровень безработицы по возрастным группам за 2010 год

(Анимация: объем – 139 КБ; размер 465х304; количество кадров – 7; задержка межбу кадрами – 100 мс; количество циклов повторения – 4)

Социально-экономические последствия молодежной безработицы являются более сложными и глубокими, чем безработица взрослого населения. Обычно, рассматривая последствия безработицы в первую очередь обращается внимание на экономическую сторону этой проблемы. Действительно, следствием безработицы является не выпущена продукция, а, соответственно, уменьшение среднедушевого реального ВВП и снижение уровня жизни населения. Кроме экономических, безработица имеет существенные негативные социальные последствия. Длительная безработица приводит к потере самоуважения, квалификации, расстройств в семье, увеличению преступности в стране.

По данным одного из исследований, проведенного американскими учеными, увеличение безработицы на 1%, при условии сохранения его в течение шести лет, приводит в США к росту общей смертности на 2%, количеству самоубийств на 4,1%, числа убийств на 5,7% , увеличение числа заключенных на 4%, увеличение количества психически больных на 4% [6,с.4]. Понятно, что аналогичные последствия будут наблюдаться и в других странах мира, в том числе и в Украине. Но молодежная безработица сопровождается более весомыми негативными последствиями.

По мнению работников Луганского центра профориентации граждан, после шести месяцев поиска работы начинается опасная фаза безработицы. Для данной фазы характерные признаки деструктивных изменений личности, а в дальнейшем – беспомощности и примирение с ситуацией. Человек начинает привыкать к бездействию, теряет профессионализм и полученные навыки[7,с.101].

Украина сейчас еще находится в состоянии экономического кризиса, которая характеризуется значительным снижением уровня жизни, упадком отечественного производства, что приводит к безработице в Украине. Так, если в период с 2000 по 2008 г.г. имело место значительное сокращение уровня безработицы экономически активного населения, с 14,9% до 8% соответственно, то на данный момент времени почти вдвое. Так, в 2009 г. имело место существенное увеличение этого показателя и в 2010 г. улучшения ситуации не произошло.

Молодежная безработица сегодня не только проблема Украины, данная проблема достигла уровня общемировой, и требует немедленного решения как в нашей стране, так и в других странах, поэтому для преодоления проблемы нужно изучать как удачный так и отрицательный опыт других стран, необходимо внедрять совместные усилия со стороны правительств всех стран и международных организаций.

Государственное регулирование занятости молодежи

Государственное нормативное регулирование молодежного сегмента рынка труда является слишком сложным, не всегда соответствует современной жизни, требует внесения определенных корректив и изменений. Масштабный нормативно-правовой массив молодежной сферы не до конца систематизирован, он требует определенного совершенствования и более внимательного отношения к его формированию. Так, пока не рассмотрено значительное количество вопросов правового, экономического, организационного, социального характера, которые возникают при формировании и функционировании механизма рынка труда.

Указанная проблема является предметом внимания исследовательских структур, анализирующих проблемы интеграции молодых людей в современные экономические отношения, рассматривают практику государственной поддержки экономической активности молодежи [8]. Примером комплексного подхода неправительственных организаций к решению вопросов реализации прав и интересов молодежи на рынке труда служит проект Молодежной доктрины Украины[9,с.34]. Данный проект представлен на рис.3.

Проект Молодежной доктрины Украины

Рисунок 3 – Проект Молодежной доктрины Украины

Законодательно закреплены обязательства государства по предоставлению трудоспособной молодежи первого рабочего места на срок не менее двух лет, данное положение закреплено в ст. 197 Кодекса законов о труде и ст. 7 Закона Украины "О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине" [10]. Действие этих норм распространяется прежде всего на молодежь, которая закончила или прекратила обучение в общеобразовательных, профессиональных, учебно-воспитательных и высших учебных заведениях, завершила профессиональную подготовку и переподготовку, а также освободилась со срочной военной или альтернативной (невоенной) службы.

Для правового обеспечения практической реализации государственной молодежной политики проведена значительная работа по созданию нормативно-правовой базы. Основы государственной молодежной политики в независимой Украине были заложены в Декларации "Об общих основах государственной молодежной политики в Украине" (15 декабря 1992 г.) и в Законе Украины "О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине" (5 февраля 1993 г.)[11].

Декларация "Об общих основах государственной молодежной политики в Украине" определила место государственной молодежной политики в деятельности государства, главные задачи и принципы осуществления. Был назван возраст граждан Украины, на которых распространяется государственная молодежная политика: сначала он ограничивался 15-28 годами, а в 1999 г. Верховная Рада Украины уменьшила нижний порог, определив его 14 годами.

Законом Украины "О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине" урегулирован вопрос обеспечения занятости молодежи, создание в Украине молодежных центров труда, молодежных бизнес-центров, бизнес-инкубаторов для реализации программ подготовки молодежи к предпринимательской деятельности, содействие трудоустройству, оказание информационных и консультативных услуг. Определяется также, что органы местного самоуправления могут устанавливать льготную плату за регистрацию предприятий, созданных молодыми гражданами и молодежными общественными организациями, реализовывать программы подготовки и переподготовки молодежи, которая занимается предпринимательством, в том числе за рубежом [10].

Как известно, Закон Украины "О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине" закрепил, что "государство обеспечивает трудоспособной молодежи предоставление первого рабочего места на срок не менее двух лет после окончания или прекращения учебы в общеобразовательных, профессионально-технических и высших учебных заведениях..." [10]. Это касается прежде всего молодежи, которая закончила или прекратила обучение в общеобразовательных, профессиональных учебно-воспитательных и высших учебных заведениях, закончила профессиональную подготовку и переподготовку, а также освободилась со срочной военной или альтернативной (невоенной) службы. Но действие этой статьи распространяется только на лиц, подготовка которых осуществляется по государственному заказу. Кроме этого, законодательством не предусмотрена ответственность за возможность отсутствия рабочих мест на предприятии, на которое отправляется молодой специалист. Таким образом, его право – оспорить такое решение в случае отказа в приеме на работу в связи с отсутствием рабочих мест на предприятии, куда его направляют.

Итак, государство гарантирует молодежи право на труд, но из-за отсутствия достаточного практического опыта, социально-правовых и профессиональных знаний, а порой моральной неподготовленности к конкуренции на рынке труда, реализовать свое право на труд молодым гражданам достаточно сложно.

Следовательно, можно утверждать, что законодательством недостаточно определена ответственность работодателей за отказ в трудоустройстве молодых граждан, отсутствуют нормативные документы об экономическом стимулировании работодателей, создающих рабочие места для соответствующих категорий молодежи сверх установленной квоты. Нужен совершенный механизм регулирования занятости различных категорий молодежи, который учитывал бы финансово-социально-экономические возможности государства, региона и предприятия.

Мировой опыт по вопросам политики занятости

Различают следующие модели государственной молодежной политики: шведская, японская, американская и немецкая модели.

Шведская модель основана на концепции «солидарности» и «социального гражданства» при активной социально-экономической роли государства, расширенной системы социальных гарантий и высокого уровня налогообложения. Отличается стремлением к полной занятости через системы переподготовки, общественных работ и молодежной практики. Суть молодежной политики в том, что молодежь, которая не нашла работу, обеспечивается рабочими местами, расходы на которые работодателям компенсирует государство. Шведская модель «полной занятости» ориентирована на уровень безработицы не более 3% [12, с.58].

Главное преимущество шведской модели – сочетание относительно высоких темпов экономического роста с высоким уровнем полной занятости и благосостояния населения. Такая политика рассчитана на государственные средства, при дефиците которых наступает спад производства, что влечет за собой увольнение персонала.

Содействие занятости молодежи обеспечивается также за счет развития программ содействия развитию малого и среднего бизнеса путем включения соответствующих сумм финансовой помощи в программы занятости. В Швеции с 1984 г. действовала программа предоставления предпринимателям специальных субсидий на заработную плату трудоустроеной молодежи и безработным. Срок субсидий не превышал 6 месяцев, а их размер равен 50% расходов на заработную плату данной категории работников. В 1986 г. в программу были введены определенную дифференциацию: для молодежи срок субсидий составлял до 4 месяцев, для лиц старше 24 лет и тех, которые не имели работы длительное время – до 6 месяцев для остальных категорий безработных – до 3 месяцев.

Самостоятельная занятость и малое предпринимательство рассматриваются как действенное средство обеспечения занятости. На открытие собственного бизнеса предоставляются субсидии при условии разработки конкурентоспособного бизнес-плана [13, с.24]. Стартовый капитал может быть обеспечен владельцем лишь на 10% (до 70% – государственными субсидиями и на 20% – кредитами), а если предприятие не приносит прибыли, то на 4 года освобождается от налога.

Таким образом, предоставляя простые социальные гарантии, стимулируя работодателей, поддерживая развитие предпринимательства, государство смогло создать благоприятные для молодежи условия труда и реализации своих возможностей.

Японская модель основана на «пожизненного найма» в крупных корпорациях, непрерывном обучении и оплате труда в зависимости от стажа работы. К выбору места работы выпускники вузов подходят ответственно, потому что компания, скорее всего, станет для них работодателем на всю жизнь, но это условие не прописано ни в одном коллективном соглашении. Только крупные компании могут позволить себе обеспечить гарантиями «пожизненного найма» свой персонал. Такая система предполагает, что каждый год в конце зимы из числа будущих выпускников колледжей отбираются потенциальные работники, которые в случае прохождения полугодового испытательного срока присоединяются к компании. Зато их уволят разве что в случае серьезного нарушения этики. Японская система является примером сочетания интересов работников и работодателей в рамках компании, максимально мобилизует потенциал наемных работников на достижение высоких производственных показателей.

Японская система базируется на потребности субъектов хозяйствования в молодых кадрах и их желании воспитывать молодежь в соответствии с требованиями организации. Обычно новый сотрудник проводит от шести месяцев до года в каждом из крупных подразделений фирмы. Вследствие этого через несколько лет молодой сотрудник будет знать все аспекты деятельности организации. Именно такие знания позволяют компаниям быть более продуктивными.

Американская модель. В компаниях с американской системой все держится на личных достижениях человека, умении молодых людей действовать самостоятельно, проявлять инициативу и принимать решения на всех уровнях своей карьеры [14, с.57].

В США действуют льготы по налогообложению прибыли: база налогообложения уменьшается на сумму средств, направляемых предпринимателями на создание специализированных рабочих мест, обучение наемных работников профессиям или повышение квалификации. В 70-х годах ХХ ст. в стране был принят Закон «Об инвестициях в трудовые ресурсы», согласно которому предприятия, которые осуществляют профессиональную подготовку отдельных неконкурентоспособных категорий граждан (молодежи без образования или с низким образовательным уровнем, одиноких женщин с детьми, лиц предпенсионного возраста и т.д. и др.). могут получить скидку по налогу на прибыль в размере 7-10% (по усмотрению штата). Закон также стимулирует трудоустройство указанных категорий, в т. ч. молодежи Если предприятие после профессионального обучения принимает такое лицо на работу, то в течение двух лет он имеет право на налоговую льготу в размере 4,5 тыс. дол. в год в расчете на одного принятого. Суммы, направляемые предприятиями на профессиональное образование молодежи, полностью освобождаются от налогообложения.

Немецкая модель. По обеспечению занятости молодежи, в ФРГ за каждого принятого на работу неквалифицированного работника предприятию выплачивается единовременное дотация, а за каждого дополнительно принятого молодого работника в возрасте 16-26 лет предоставляются налоговые льготы. Кроме того, осуществляется прямое финансирование фирм, осуществляющих профессиональную подготовку молодежи. Контракт, который заключается молодым работником с фирмой с целью получения профессионального образования, предусматривает предоставление ему возможности обучения на базе фирмы с помощью ее сотрудников, а он, в свою очередь, обязуется получить образование и осуществить связанные с этим расходы, которые компенсируются работнику Федеральным ведомством по труду [15, с.58].

Таким образом, опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует о том, что масштабы вмешательства государства в систему рынка труда являются значительными. При этом особое направление политики занятости в указанной группе стран составляют мероприятия по трудоустройству молодежи, которая не имеет профессиональной подготовки. Государство стимулирует работодателей к приему на работу указанной категории путем предоставления им специальных гарантий, субсидий, налоговых льгот и т.п..

Выводы

Таким образом, делая выводы, можно предложить следующие меры для снижения уровня безработицы среди молодежи в возрасте от 15 до 24 лет. Улучшению положения молодежной занятости может способствовать:

  1. Разработка и принятие специального Закона «О гибких и нестандартных организационных формах занятости», который предусматривал бы широкое использование гибких графиков рабочего времени и закреплял условия действия временных и сезонных контрактов.
  2. Создание отдельной биржи труда (или специальных отделов) именно для трудоустройства молодежи.
  3. Разработка проектов, ориентированных на финансирование активных мер содействия занятости молодежи.
  4. Установление доплат к окладам молодым работникам (данное мероприятие может выступить определенным стимулом к поиску работы молодыми людьми).
  5. Разработка и внедрение действенного механизма финансовой и иной поддержки предприятий, учреждений и организаций, участвующих в реализации этой программы по трудоустройству молодежи.

Можно сделать вывод, что настойчивость молодежи, которая действительно хочет работать совместно с реализацией эффективной молодежной политики государства, направленной на получение молодыми людьми в возрасте от 15 до 24 лет работы с достаточными условиями труда приведут к улучшению ситуации с безработицей молодежи и уровня экономического развития государства в целом. Эффективное решение проблемы трудоустройства молодежи даст толчок к развитию отечественной экономики, способствовать становлению Украины как стабильного, развитого и процветающего государства.

Список источников

  1. Синенко Н. Молодежная безработица в Украине и пути ее приодоления // Справочник кадровика. – 2007. – №3. – С. 86-89.
  2. Державний комітет статистики України [Електронний ресурс] – Режим доступу до ресурсу: http//www.ukrstat.gov.ua.
  3. Балакірєва О.М. Проблеми працевлаштування та міграційні орієнтації молоді // Економіка і прогнозування. – 2006. – №4. – С. 76-91.
  4. Красовська Н. Як зорієнтувати молодь на ринку праці // Праця і зарплата. – 2008. – №17. – С. 4.
  5. Відповідальна за випуск І.В.Сеник. Економічна активність населення України 2010.Стат. збірник.–Киів.:Державний комітет статистики України,2010. - 104 с.
  6. Тимош І.М. Молодь в сфері зайнятості населення. – Тернопіль.: Терноп. академія нар. госп-ва, 1996. – 14 с.
  7. Волкова О.В. Ринок праці. Навчальний посібник. – К.: Центр учбової літератури, 2007. – 624 с.
  8. Молодіжна доктрина України (проект) [Електронний ресурс] – Режим доступу до ресурсу: http://cek.org.ua.
  9. Інтеграція молоді в сучасні економічні відносини: Щорічна доп. Президентові України, Верховній Раді України, Кабінету Міністрів України про становище молоді в Україні (за підсумками 2000 року). - К.: Укр. ін-т соц. дослідж., 2001. – 166 с.
  10. Закон України про сприяння соціальному становленню та розвитку молоді в Україні [Електронний ресурс] – Режим доступу до ресурсу: www.rada.gov.ua
  11. Про загальні засади державної молодіжної політики в Україні: Декларація від 15 груд. 1992 р. № 2859-ХІІ [Електронний ресурс] – Режим доступу до ресурсу: www.rada.gov.ua
  12. Перепелиця М. П. Державна молодіжна політика в Україні (регіональний аспект). Монографія. – К.: Український ін-т соціальних досліджень; Український центр політичного менеджменту, 2001. – 242 с.
  13. Антюшина Н.М. Качество человеческих ресурсов как объект управления: опыт Швеции // Труд за рубежом. – 2005. – №. 4. – С. 20-33.
  14. Волосатих О. Світовий досвід з питань політики зайнятості // Вісник Міністерства України у справах сімї, молоді та спорту. – 2010. – №3. – С. 56-66.
  15. Гетьманенко Ю.О., Тахтарова К.А. Зарубіжний досвід регулювання зайнятості молоді // Проблемы развития внешнеэкономических связей и привлечения иностранных инвестиций: региональный аспект. – 2011. – Т.2. – С. 51-59.

ПРИМЕЧАНИЕ

При написании данного реферата выпускная работа магистра еще не завершена. Дата окончательного завершения работы: 15 декабря 2012 г. Полный текст работы и материалы по теме работы могут быть получены у автора или его научного руководителя после указанной даты.