ДонНТУ   Портал магистров



Реферат по теме выпускной работы

Содержание

Введение

Особое значение в вузовской деятельности уделяется сегодня созданию системы управления качеством образования. Сегодня все чаще вузы рассматриваются как производители образовательных услуг. Поэтому на вузы переносится тот же подход: конкурентоспособным на рынке образовательных услуг становится тот университет, который стремится предоставить наиболее эффективное и экономичное образование наиболее высокого качества. Соответственно, современный университет должен иметь систему управления качеством [1].

Одно из обязательных условий успешного функционирования Системы управления качеством – это высокоэффективная работа персонала, чего невозможно представить без правильно разработанной системы мотиваций.

1. Актуальность темы

Нахождение аффективных способов мотивации студентов к обучению, является одной из фундаментальных частей при разработке Системы управления качеством. Обнаружение основных потребностей студентов позволит правильно разработать среду обучения, материал для преподавания, поощрения за успехи и наказания за неудовлетворительную работу.

2. Цель и задачи исследования

Целью данной работы является рассмотрение понятий системы управления качеством, принципы TQM, пути совершенствования образовательной услуги путем внедрения системы, ее положительные и отрицательные черты, выявить эффективные способы мотивации студентов к обучению.

Задачей является анализ и изучение международного стандарта ISO 9000:2005, на основе которого обосновать причины необходимости разработки системы менеджмента качества в высших учебных заведениях Украины.

3. Анализ последних исследований и публикаций

Рассмотрением вопроса мотивации студентов к обучению, её влияния на успеваемость и активность, заняты многие ученые Украины и всего мира. Лисовец Н.М. в статье Профессиональная мотивация студентов как способ активации обучения, освещает вопрос мотивации студентов, путем заинтересованности их в будущей профессиональной деятельности, изучения предметов позволяющих саморазвиваться в этом направлении [2]. Иванова О.В. в статье Формирование мотивации к самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов при обучении иностранному языку, предлагает повышение внутренней мотивации студентов к обучению, путем расширения самостоятельной работы студентов, по изучению новой информации, в виде диалоговых занятий и самостоятельных заданий [3]. Алексеевский В.С. в статье Мотивация и самомотивация к обучению, анализирует различные подходы к мотивации и самомотивации в обучении, модели обучения, развитие в обучающемся самосознания и целенаправленности [4].

Авторы Бодунов С.А. и Викторова Т.С. из университета ВФ ГОУ МГИУ в статье Пути повышения мотивации студентов привели такие результаты тестирования студентов:

Были приведены пути мотивации, такие как поощрения, как значки отличия и вынесение благодарности на студенческих линейках, благодарственные письма семьям отличников, введение рейтинга оценок учащихся и др.

4. Изложение основного материала

Качество образования — категория фундаментальная, многогранная, требующая системного изучения.

Эффективная работа системы обеспечения качества подразумевает наличие четырех обязательных компонентов согласно циклу Деминга: планирование качества; обеспечение качества; контроль качества; корректирующие действия.

Цикл Деминга (PDCA)

Рисунок 1 — Цикл Деминга (PDCA)[7]

Необходимо регулярно, с привлечением внешнего аудита и экспертизы, оценивать результаты деятельности вуза. Должен быть разработан механизм самоанализа, позволяющий максимально объективно выделить недостатки и слабые места вуза. На основе самоанализа и оценки экспертов разрабатываются управленческие решения, позволяющие последовательно преодолевать выделенные недостатки и улучшать работу системы. Определяются стратегические, долгосрочные и краткосрочные направления деятельности по обеспечению качества образования [1].

Современный университет по своему годовому финансовому обороту, по размерам, по объему и стоимости основных средств, по структуре ничем не отличается от крупных предприятий производства или сферы услуг.

Университет, как правило, имеет большую инновационную составляющую нежели объекты промышленности, и более интенсивно развивается, так как услуги, которые он предоставляет, должны опережать своей новизной и практической апробацией индустрию производства и сферы услуг, в противном случае специалисты, которых университет выпускает, останутся невостребованными. Более того, высшая школа должна также научить своего выпускника всем приемам инновационного менеджмента, чтобы, придя в рынок, этот выпускник динамично развивал предприятие, на котором он стал трудиться, и сам постоянно и динамично развивал свои знания и умения.

Вторым критерием, определяющим необходимость для вуза иметь современную систему менеджмента, является ее унификация с мировыми требованиями, ее узнаваемость потребителем и обществом, получающими выпускников университета, инвесторами, развивающими университет.

В общем менеджмент знаний можно определить как создание и управление ценными знаниями (интеллектуальными активами) университета. Данное определение еще раз доказывает, что высшая школа, являющаяся одним из важнейших звеньев создания и управления знаниями в обществе, обязана иметь аналогичную систему менеджмента, что и весь мировой рынок [6].

В условиях усиления соперничества среди субъектов высшей школы целый ряд необходимых конкурентных преимуществ создает система менеджмента качества, сертифицированная в соответствии с требованиями ISO 9001:2005.

Как известно, начальным этапом создания любой системы является постановка целей и задач, последующее выполнение и достижение которых становится ключом к измерению эффективности этой системы. Поэтому чрезвычайно важна постановка реально достижимых целей, адекватных современным условиям. Это необходимо для того, чтобы создаваемые системы качества выступали действенным механизмом повышения качества и не становились бюрократическим бременем для вузов, как это зачастую бывает на предприятиях, где создание системы качества становится самоцелью для руководства и отдельных специалистов.

Основываясь на принципах ТQM, и требованиях МС ISO серии 9000 версии 2005 года, постановка целей при создании системы менеджмента качества должна быть ориентирована на удовлетворение требований и ожиданий потребителей и всех заинтересованных сторон. Рассматривая основную (образовательную) деятельность вузов, можно выделить целый ряд заинтересованных в качестве образования сторон (общество, работодатели, студенты, их родители и др.).

Основные принципы на которых базируется стратегия TQM<br>(анимация MPGA: 5 кадров, 5 циклов повторения, 240 килобайт)<br>

Рисунок 2 — Основные принципы на которых базируется стратегия TQM [7]

Несомненные преимущества такой системы управления в том, что она упорядочивает образовательную деятельность, т.е. стандартизирует взаимоотношения между отдельными ее участниками и подразделениями, а именно:

Можно конкретизировать преимущества от создания СМК в вузе для различных групп потребителей:

  1. Для абитуриентов и студентов:
    • повышается качество учебного процесса в результате систематизации, сбора, распространения, анализа и хранения всей необходимой информации (учебные планы, успеваемость и удовлетворенность студентов и т.д.);
    • снижается и сводится на нет число отмененных занятий благодаря четкой системе управления;
    • повышается уровень подготовки специалистов — выпускников вуза, возрастает спрос на них на рынке труда;
    • не остаются без внимания вопросы, предложения и жалобы студентов благодаря отлаженным механизмам взаимодействия.
  2. Для работодателей:
    • уверенность в том, что качество подготовки специалистов вузом поддерживается постоянно на высоком уровне;
    • гарантия того, что специалисты были подготовлены с учетом постоянно изменяющихся к ним требований.
  3. Для руководства и сотрудников:
    • улучшается контроль над всеми сферами деятельности организации благодаря полной прозрачности деятельности;
    • снижаются затраты за счет оптимизации основных и вспомогательных процессов;
    • уменьшается объем бумажной работы;
    • повышается прозрачность выполнения принимаемых решений;
    • совершенствуются внутренние потоки информации;
    • повышается инвестиционная привлекательность вуза;
    • каждый сотрудник четко осознает свою роль и вклад в деятельность вуза.
  4. Для государства:
    • появляется гарантия того, что оказываемые образовательные услуги отвечают всем установленным требованиям;
    • внедрение СМК в вузах способствует интеграции высшего образования в мировую систему образования;
    • государство получает гарантию в целевом и наиболее эффективном использовании выделенных вузу бюджетных средств;
    • облегчаются процедуры лицензирования, аттестации и аккредитации [9].

    В соответствии с разделом 8.2, ISO 9001:2008, Мониторинг и измерение и пунктом 8.2.1 Удовлетворенность потребителя, мотивация студентов-потребителей к обучению – потреблению услуг, анализ их потребностей и требований, является ключевыми в процессе разработки и поддержания СМК.

    Классификация мотивов обучения

    Рисунок 3 — Классификация мотивов обучения [10]

    Мотивация, по мнению психологов — это побуждения, вызывающие активность личности и определяющие её направление [11].

    Мотивация (от lat. movere) — побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности [12].

    Классифицируют мотивацию по-разному, например, по направленности и содержанию выделяют следующие виды:

    1. Социальные мотивы (долг, ответственность, понимание значимости обучения для всего общества);
    2. Познавательные мотивы (стремление больше знать по всем предметам, стать эрудированным);
    3. Профессионально-ценностные мотивы (без знаний не будет хорошей профессии);
    4. Эстетические мотивы (от обучения получаешь удовольствие, раскрываешь свои скрытые способности и таланты);
    5. Коммуникативные мотивы (возможность расширять свой круг общения благодаря повышению своего интеллектуального уровня и новым знакомствам);
    6. Статусно-позиционные мотивы (стремление через учение или общественную деятельность утвердиться в обществе, в своём ВУЗе, группе и т.д.);
    7. Традиционно-исторические мотивы (установленные стереотипы, которые возникли в обществе и укрепились с течением времени);
    8. Утилитарно-практические мотивы (необходимость в получении свидетельства об образовании, которое позволяет получить заветное рабочее место);
    9. Учебно-познавательные мотивы (стремление усвоить отдельный интересующий предмет и научиться самообразованию);
    10. Неосознанные мотивы (основано на полном непонимании смысла получаемой информации и полном отсутствии интереса к познавательному процессу) [11].

    Мотив (лат. moveo — двигаю) — это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения [12].

    Мотив — одно из ключевых понятий психологической теории деятельности, разрабатывавшейся ведущими советскими психологами А.Н. Леонтьевым и С.Л. Рубинштейном. Наиболее простое определение мотива в рамках этой теории: Мотив — это опредмеченная потребность

    Выводы

    Преподаватель и студент — главные фигуры в вузе. Преподаватель является работником вуза и владельцем интенсивной технологии обучения, которую эксплуатирует и потребляет вуз для того, чтобы обучать студентов. Вуз во многом является посредником между студентом и преподавателем, помогая удовлетворять им свои потребности. Все изложенное выше должны отчетливо понимать вузовские руководители: заведующие кафедрами, деканы и их замы, ректор и проректоры. Их задача создавать климат, рабочую среду, которая бы обучала и поддерживала преподавателя как менеджера, мотивировала бы его на улучшение своей работы. Для этого нужно изменение корпоративной культуры и стиля менеджмента в направлении идей и принципов TQM, а также разработка прикладной модели системы менеджмента качества вуза [13].

    Новые стандарты современной жизни требуют новых подходов к мотивации студентов для получения высшего образования. Они затрагивают не только материальный аспект жизни студента, но и его психологический настрой на достижение цели.

    Необходимо помнить, что вопрос дальнейшего устройства студентов не является только его личной проблемой, молодым специалистам как никогда нужна поддержка государства и ВУЗа в частности.

    При написании данного реферата магистерская работа еще не завершена. Окончательное завершение: декабрь 2012 года. Полный текст работы и материалы по теме могут быть получены у автора или его руководителя после указанной даты.

    Список источников

    1. Шафранов-Куцев Г.Ф. Качество образования в стратегии управления классическим университетом / Шафранов-Куцев Г.Ф./Университетское управление: практика и анализ.— 2002.-№2.
    2. Лисовец Н.М. Профессиональная мотивация студентов как способ активации обучения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://festival.1september.ru/....
    3. Иванова О.В. Формирование мотивации к самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов при обучении иностранному языку [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.sworld.com.ua/....
    4. Алексеевский В.С. Мотивация и самомотивация к обучению [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.elitarium.ru/....
    5. Бодунов С.А., Викторова Т.С. Пути повышения мотивации студентов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.vfmgiu.ru/....
    6. Рузаев Е. Н. Менеджмент качества образовательных услуг и менеджмент знаний в высшей школе / Е. Н. Рузаев, П. Е. Рузаева // Университетское управление: практика и анализ. — 2004. - № 1(30). С. 56-60.
    7. Момот А.И. Менеджмент качества: Учебное пособие для вузов/ Момот А.И. Донецк: ДонГТУ, 2000.
    8. Структура системы управления качеством образования. Основные направления развития//Опубликовано в сборнике: Материалы научно-практического семинара "Проблемы управления качеством образования". Уфа: РИО БФ АТиСО.- 2003.
    9. Викторов В.Г. Внедрение международных стандартов качества и влияние их на подготовку высококвалифицированных специалистов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://jeducation.ru/....
    10. Виды и классификации мотивов познания [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.monographies.ru....
    11. Хабнер А.С. Мотивация студентов к обучению[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cs-alternativa.ru/....
    12. Википедия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/....
    13. Солонин С.И., Кортов С.В. Качество образования: проблемы и задачи изменения внутренней среды ВУЗа [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/....