ДонНТУ   Портал магистров

Монтаж, сведение и обработка видео

Введение

Тема индивидуального раздела мне довольно близка, поскольку это мое хобби. Более пяти лет я увлекаюсь созданием видео, монтажом и сведением. За это время я существенно развил свой навык и вкус, завел канал на youtube.com, имею портфолио, насчитывающее более 30ти видеозаписей, десяток из которых я считаю приемлемыми для показа общественности. За 1,5 года существования канала, он набрал уже 30 000 просмотров (14 марта 2013 г.), в настоящий момент имеет 52 подписчика.

Как видно из вышесказанного, я накопил весомый опыт в данной сфере и хотел бы им поделиться.

Начало видеомонтажа. От Moviemaker к Sony Vegas

Самым простейшим способом создания видео является нарезка из фотографий, сменяющихся под музыку. Именно с такого я и начинал. Первое мое видео на песню Tallulah группы Sonata Arctica и носило сугубо личный характер. Создавалось оно при помощи встроенного средства Windows Vista – Windows MovieMaker (похожее средство есть и в версии Windows XP, но почему-то оно не привлекало моего внимания). Начиная с редакции Windows Seven, эта программа не включается в операционную систему, но ее можно установить отдельно, как компонент Windows Life (Киностудия Windows).

Чем MovieMaker удобен для начала работы, так это тем, что он не требует знаний о рендере и сведении как таковых. Видеофайл представлен единым фрагментом – пользователь только меняет их очередность, накладывает эффекты всего фрагмента и различные варианты переходов (рисунок 1). Не ставит пользователя в тупик и вопрос окончательного создания видео: по умолчанию предлагается выбрать между вариантами сохранения в формате mp4 или wmv. Также существует ряд предустановок для различных устройств и разрешений, но набор кодеков остается ограниченным.

Окно программы Киностудия Windows

Рисунок 1 – Окно программы Киностудия Windows

Работать в этой программе просто, но требует много времени и душевного спокойствия, поскольку она отличается крайней нестабильностью при работе с любым видеофайлом разрешением выше, чем 640х360, а разбивать видео на более мелкие фрагменты в ней крайне неудобно. К счастью, довольно быстро мне в руки попала программа под названием Sony Vegas (тогда еще версия 7.0).

Данная программа имеет также довольно простой интерфейс, разобраться в котором не составляет большого труда. Вместе с тем, возможность гибкой настройки позволит превратить программу из простенького редактора слайд-шоу в мощный профессиональный инструмент. Все компоненты программы можно скрывать/отображать, по умолчанию установлены все необходимые для полноценной обработки видео и звука эффекты, шаблоны титров и текстовых слоев. Также программа распознает все установленные в системе кодеки и позволяет тонко настроить параметры рендеринга (рисунок 2).

Окно рендеринга программы Sony Vegas

Рисунок 2 – Окно рендеринга программы Sony Vegas

Единственным минусом программы, с которым я неоднократно сталкивался, это невозможность добавлять многие видеофайлы в проект из-за несоответствия форматов. Большинство видео, загруженных из интернета, добавлены не будут. Не подозревает программа также о существовании такого популярного кодека, как Матрёшка (mkv) – видео с данным разрешением 100% не будет загружено в программу. Однако работать с такими файлами приходится довольно часто, а находить каждый материал в формате avi, да еще в формате HD довольно проблематично. В моем случае проблема решилась с привлечением третьей программы – Cyberlink Powerdirector.

Честно говоря, я не встречал видеофайла, который не могла бы открыть данная программа (за исключением откровенно поврежденных и недозагруженных файлов, но и тут еще надо посмотреть внимательно…). Но по функциональным возможностям эта программа, на мой взгляд, не далеко ушла от MovieMaker. Конечно, она содержит в себе мощное средство захвата видео с камеры, множество красивых эффектов и переходов, и наверняка пользуется популярностей у владельцев домашних видеокамер и людей, снимающих свадьбы и выпускные, но в профессиональном смысле демонстрирует множество задержек реакции на действия пользователя, кадрирование изображение недостаточно детализировано, а сложные видеоэффекты если и есть, то не установлены в программе по умолчанию (рисунок 3).

Окно редактирования видео программы Cyberlink Powerdirector

Рисунок 3 – Окно редактирования видео программы Cyberlink Powerdirector

Но, как я уже сказал, программа универсальна благодаря громадному списку поддерживаемых форматов. Помимо вышеперечисленных программ в мире создания видео большой популярностью пользуются программы Adobe Premier Pro и Adobe Aftereffects. К сожалению, данные продукты совместимы только с системами, разрядность которых составляет x64, поэтому у меня не было возможности поработать в них хотя бы немного. Отмечу только, что почти треть футажей и различных эффектов, которые можно найти на тематических сайтах и форумах, доступны только в формате проектов для Adobe Premier, что свидетельствует о его популярности.

Также не могу не отметить такую полезную бесплатную программку компании FreeTime, как Format Factory. Она просто незаменима для конвертирования видео по окончании рендеринга, поскольку 3-4 минутное видео порой может занимать до десяти Гб дискового пространства. Format Factory позволит сократить его до 1-1,5 Гб практически без потери качества и даже с увеличением производительности воспроизведения (редкий проигрыватель легко справляется с видеофайлом, где на 1 минуту видео приходится 4 Гб информации). Помимо этого FF поможет сконвертировать музыку и изображения, есть возможность обрезать файл во время конвертации, выделить только один фрагмент экрана или наложить изображение в углу экрана (чем я пользовался одно время), объединить несколько файлов в один.

Новая версия – новые возможности

Конечно же, в течение этих 5ти лет, что я занимаюсь созданием видео, производители регулярно улучшали свои продукты, предоставляя все более новые возможности. Однако есть в этом свои нюансы. Как я уже говорил, с Vegas я познакомился с 7й версии. Следующей версией, что попалась мне на глаза, была 9ка, и я долго противился переходу на нее из-за сильного изменения интерфейса пользователя. Когда же я, наконец, пересилил себя (было это во многом из-за нестабильности работы программы с большими файлами), то открыл для себя множество нового.

В первую очередь, программа более стабильно вела себя при работе со сложными проектами, лучше осуществляла просчет в большом разрешении. Во вторых я открыл для себя множество эффектов видео, возможность работы с хромокей, масками, движением дорожки (не возьмусь утверждать, что 7я версия не имела всех этих функционалов, но смена версии пробуждает интерес исследователя сильнее).

Сейчас я уже работаю в 11й версии. Последние изменения программы слабо развивают ее функционал, по крайней мере, необходимый мне – зачем создавать видео в формате 3D, не имея возможности их в этом формате просматривать? Однако общая стабильность и скорость работы программы с каждым разом улучшается.

Число версий Powerdirector за этот период сменилось меньше: начинал я с 9й, почти сразу перешел на 10ю, не заметив особой разницы – как в интерфейсе, так и в функционале. Относительно недавно вышла 11я версия, которая значительно радует скоростью своей работы и красивым обновлением интерфейса.

Format Factory с версии 1.94 выросла до 3.0.1, при этом постоянно улучшая качество конвертации, добавляя новые форматы и предустановки конвертации.

Попытка донести своё творчество в массы. Чего стоит и не стоит бояться? Грубейшие ошибки при создании видео

Большим испытанием стало для меня открытие своего канала на YouTube.com. Это потребовало большой решимости и больших временных затрат. Началось все, как это обычно бывает в случае возникновения идеи для видео, с услышанной песни. Причем, не обязательно новой для тебя. Ты уже не раз слышал эту песню, ты уже не раз видел этот фильм… но тут ты идешь и думаешь о фильме, и тут играет эта песня и ты понимаешь – ты должен сделать видео по этому фильму и под эту песню. И всё! Ты больше не сможешь слушать эту песню, не думая о фильме.

Так случилось и со мной (в очередной раз, надо заметить), только вместо фильма была видеоигра Dragon Age: Origins. Злополучной песней же стала Destiny группы Stratovarius. Передо мной возник сюжет игры, драматически ложащийся на аккорды этой песни, и я решил сделать наиболее эпичное видео из всех, что я когда-либо делал. Конечно, потребовалось множество времени на то, чтобы сперва пройти игру, записывая видеоряд при помощи Fraps, затем смонтировать эти 10,5 минут видео, а затем и разобраться с такой диковинной процедурой, как добавление видео на свой канал. Итак, 1 октября 2011 года я торжественно опубликовал свое первое видео на youtube. В тот момент оно казалось мне наиболее достойным для такого события, и, пожалуй, так и было. Но оглядываясь назад с высоты своего текущего опыта, могу смело заявить, что оно было… ужасно.

Да, оно было большим, красивым, и, возможно, эпичным, но по сути своей это был один из вариантов прохождения игры, засунутый в 10 минут под местами динамичную музыку. Фрагментарно оно бывает неплохим, и довольно живым, но в целом нарушает одно из основных негласных правил для таких роликов – видео не должно превышать 3х минут, а еще лучше 2х, иначе мало кто решится его смотреть. Если же оно и превышает этот временной лимит, то должно быть что-то, что сильно заинтересует зрителя (и я не о надписи «Смотреть до конца!» в названии видео говорю – это скорее произведет отрицательный эффект). Если видео имеет высокую продолжительность, то первые 15 секунд его должны быть просто нереально качественно сделаны, чтобы желание выключить отпало напрочь.

Второе, и не менее важное – статические куски видео. Особенно остро этот вопрос относится к созданию видео по мотивам игр, фильмов и сериалов, где используются не авторские, а всем известные материалы. Поэтому большие необработанные фрагменты видео легко узнаются зрителем и вызывают негативное впечатление, как о видео, так и об авторе. Поэтому второе важное правило: дробить, дробить и еще раз дробить. Чем чаще сменяются видеофрагменты, тем живее и лучше видео получится. На рисунке 4 представлен фрагмент проекта хорошего видеоряда, когда на 10 секунд видео приходится 32 различных фрагмента. Конечно, не всегда мои проекты были столько качественными. Стыдно признаться, но первые видео, которые создавались еще MovieMaker, по сути своей были тремя-четырьмя фрагментами фильма, положенными на длинную песню: где-то удачно совпадали со строкой, где-то красиво складывались по смыслу, но в целом были неудачной всем известной подборкой. Думаю, не стоит говорить, что так быть не должно.

Фрагмент проекта в Sony Vegas

Рисунок 4 – Фрагмент проекта в Sony Vegas

Вполне планомерным было бы замечание, что не всегда быстрый и динамичный ряд сменяющихся изображений уместен, особенно под лирическую музыку. Но и здесь можно найти выход из ситуации. Лично я открыл для себя несколько приемов:

Я не буду останавливаться на таком моменте, как отсутствие черных полей по краям видео, поскольку это само собой разумеющееся для меня, но, к сожалению, не для всех. Всем прекрасно известно, что окно проигрывателя на youtube рассчитано на соотношение сторон 16:9, но почему-то все забывают об этом при создании видео. Особенно ужасно смотрится, когда часть фрагментов выдержана в нормальном разрешении, а часть в 4:3. Лично у меня это отбивает всё желание продолжать просмотр. Еще более грустно, так это то, что большинство новичков создают видео с нормальным соотношением сторон, но рендерят его в формате 4:3, что приводит к эффекту вытянутых лиц и т.п.

Еще два момента, о которых я хотел бы упомянуть, теперь уже касательно непосредственно размещения видео на youtube.com, это то, как важно найти собственную нишу и аудиторию, и как важно к ней прислушиваться. Я уже говорил, что мое первой видео было не самым удачным, но спасло меня другое. После создания того видео у меня осталось множество отснятого видеоряда, который можно было использовать. Еще на этапе монтажа Destiny у меня родилась идея ряда коротких скетчей под веселые песни на определенные моменты игры. Видео получилось веселым и довольно популярным. В последствии я повторил эксперимент, но только по игре Mass Effect – результат превзошел все мои ожидания и получил множество положительных отзывов у самой различной аудитории (рисунок 5).

pic1

Рисунок 5 – Положительный комментарии к видео

Также примером удачного видео является этот клип. Он примечателен тем, что в нем собраны и «воспеты» практически все персонажи игры, даже самые второстепенные. Конечно, он рассчитан только на русскоязычную аудиторию, но и это не помешало ему стать самым популярным видео на моем канале. Более того, справедливая критика к видео побудила меня сделать «ремейк», с учетом всех пожеланий и я веду работу над ним в свое свободное время.

Должен заметить, любое видео, которое ты создал и, конечно же, гордишься им, начинает казаться ужасным через 4-5 новых видео, потому что развиваешься ты и твои требования/возможности. Если, конечно, ты внимательно относишься к тому, что ты делаешь. И это немного грустно, постоянно задумываться, что можно было лучше и испытывать желание переделать – это останавливает от новых начинаний. Но есть возможность отдалить этот момент: до опубликования видео в общем доступе дать просмотреть его нескольким людям и учесть их пожелания. Конечно, лучше если это будут единомышленники по созданию видео или просто друзья, но не далекие от самой тематики и youtube. Использование такой фокус-группы значительно повысит качество созданного видео в момент его публикации.

Фрилансер, или опыт работы с заказчиком

Конечно, мне еще не приходилось делать видео, за которое мне бы платили деньги, однако довелось делать видео для команды, когда все высказывали отзывы, требования и пожелания. Порой приходится объяснять, что реализация данного пожелания невозможна в данных условиях, или что недостаток кроется не в монтаже, а в качестве исходного материала. Но в большинстве своем требования бывают конструктивными, и помогаю достичь лучшего результата.

Также подобный опыт работы помогает взглянуть на видео не только со своей стороны, но и попытаться воспринять его взглядом «заказчика». Это очень ценный опыт, поскольку стимулирует использование новых приемов и поиска необычных решений поставленных задач.

Планы на будущее

Конечно, мне бы очень хотелось найти работу, связанную с видеомонтажом, но работодатель чаще требует навыки работы в Adobe Premiere, а также ряде программ по 3D моделированию и проектированию. По описанным выше причинам я не могу получить данный опыт, однако бросать своё увлечение не собираюсь. Очень тяжело отказаться от реализации какой-то идеи, практически нереально удалить все видео, закрыть канал и перестать создавать ролики. Получится у меня устроиться на работу своей мечту – я буду только рад, нет – что ж, у меня всегда будет тихий уголок, где я могу найти поддержку и одобрение.

Перечень использованных источников и аналогичных разделов магистров

  1. Борисов А.С. «Рендеринг видео с отличным качеством»

  2. Алейкин Е.В. «Разработка методов контроля и перераспределения видео–потоков» (дипломная работа)