ДонНТУ   Портал магистров

Реферат по теме выпускной работы

Содержание

Введение

1. Актуальность темы

Религиозные запреты имеют большое значение, как с точки зрения сакрализации профанного мира, обычной жизни, так и конфессиональной самоидентификации. Многие верующие автоматически их выполняют, и не всегда понимают их глубинное значение. Поэтому религиозные запреты возникают уже как нормы обычной жизни, закрепленные традицией, то есть становится фактором бытовой сакрализации.

2. Цель и задачи исследования, планируемые результаты

Цель работы – проследить особенности религиозного табуирования как процесса в истории, прежде всего в религиях авраамического круга, и современной сакрализации повседневности. Объяснить сущность влияния системы запретов на верующих.

Исходя из поставленной цели устанавливаются следующие задачи:

  1. Раскрыть понятие сакрального и профанного.
  2. Раскрыть табу и табуирование, как объект религиоведческого дискурса.
  3. Рассмотреть особенности религиозного табуирования в первобытном обществе.
  4. Осветить запреты и предписания в религиях авраамического круга.
  5. Определить религиозные запреты в современности.

Объект исследования: сакральное в религиозном сознании.

Предмет исследования: религиозное табуирование как процесс сакрализации повседневности.

Методологической основой исследования является система научных принципов и методов, опирающаяся на диалектику и достижения отечественной и мировой религиоведческой науки. Исследование построено на основе системного подхода и проблемно-хронологических и компаративных методах, позволило системно и всесторонне освещать события, факты и явления. Методы, формы и средства научного познания опираются на принципы научной объективности, внеконфесиональности и историзма.

3. Обзор исследований и разработок

Выбор источеской базы исследования обусловлен целью и задачами работы, ее структурой, проблемно-хронологическим направлением и системным подходом, необходимостью поиска таких носителей информации, которые позволили выявить фактологический материал и сформулировать теоретические суждения и выводы исследования. Основной источниковой базой исследования являются архивные документы и материалы, интервью, а также Священные тексты авраамических религий(Тора, Библия, Коран и т.д.), другая религиозная литература.

Основные работы, которые уделяют внимание табуированию, как системе общих запретов, это Дж. Фрэзера «Разновидности табу» [21], К. Леви-Стросса «Первобытное мышление» [14], Ф. Штейнера «Первобытные религии» [26], Е. Тайлор «Первобытная культура» [18], З. Фрейд «Тотем и табу» [25], и др.. Что касается иудаизма это исследования: А. Кармель «Иудаизм. Еврейский образ жизни» [10], Ю. Велльгаузен «Введение в историю Израиля» [3], А. Ранович «Очерки истории древнееврейской религии», М. Мендельсон «Иерусалим», М. Гирш «19 писем об иудаизме» [7] и другие. Христианство и ислам рассматривали А. Гейгер «Первоначальный текст и переводы Библии» [6], М. Поснов «История христианской церкви», И. Свенцицкая «Первые христиане и Римская империя», Л. Климович «Ислам», Г. Керимов «Шариат: закон жизни мусульман» [11] и другие.

4. Основное содержание работы

В первобытных религиях система табу базируется на запретах, которые провозглашают вождь и шаман, избранные богами и потусторонними силами, для передачи своих законов и запретов. Развитие условий материальной жизни людей приводит к тому, что на определенном этапе истории, в раннеродовом обществе, складываются гносеологические предпосылки появления религии [14]. Они связаны со способностью абстрактного мышления и фантазии в условиях ограниченности знаний отрываться от действительности, олицетворять таинственные силы окружающей среды, абсолютизировать и догматизировать определенные черты познавательной деятельности, создавать образы сверхъестественного, вызвать веру в его существование и его способность влиять на человека и его повседневной жизни. Наличие указанных причин и предпосылок религиозных верований привела к вере в существование особых, таинственных сил природы и представлений о возможности колдовского воздействия на них. Народы Полинезии представляют наиболее ранние из доступных нашему непосредственному наблюдению стадии развития человека, а именно общество родового строя в чистом виде. Полинезия – это группа островов Океании, находящихся в центральной части Тихого океана. Табу – распространенная в традиционном полинезийском обществе система запретов, нарушение которых карается сверхъестественными силами. Она представляет исключительный интерес для исследователей [4]. Обычай табу впервые был описан Дж. Куком в его описательной характеристике аборигенов островов Тонга (Полинезия) в 1771. В свою очередь Дж. Фрезер первым свел воедино все факты, относящиеся к табу, и ввел это явление в виде термина в научный оборот.

Перемещение вождя по острову

Рисунок 1 – Перемещение вождя по острову

Табу считалось, как «священное» так и «проклятое». В форме священного оно было актуализировано для вождей и всего, что было связано с их деятельностью. Имущество, храмы, даже территория где ходил вождь, считается запрещенной [25]. Для того, чтобы весь остров не стал «табу», вождя носили на специальном кресле, или устройствах, которые не позволяли ему касаться земли. В форме «проклятого» табу касалось злых богов, распространяющих болезнь и смерть. По этому, интересный факт подает З.Фрейд в своей работе «Тотем и табу». Он утверждает, что когда человек умирал, все что было им нажито и чем он пользовался в повседневной жизни, должно быть уничтожено, ведь люди верили, что это делается для того, чтобы уберечь всех других от ужасных последствий смерти [22]. Выделяют еще две разновидности табу: частные и общественные. Частные окружаются отметками на деревьях (зарубка на дереве), общественная сказывалась провозглашением или столбом с бамбуковым листьями. Метки устанавливались для того, чтобы человек знал, что данный предмет или территория находится под табу, следовательно, при нарушении насылает на себя небесную кару или репрессивные наказания [13]. Знаки, так же устанавливались, например, на той территории, где жил вождь, ведь везде где он ходил, и к чему прикасался, было табу.

Анимация зарубка на дереве

Рисунок 2 – Зарубка на дереве
(анимация: 6 кадров, 10 циклов повторения, 88,6 килобайт)

Одной из древнейших этнонациональных религий является иудаизм, которому принадлежит особое место в истории религии и культуре [10]. Иудаизм – одна из древнейших этнонациональных религий, которая основывается на идеи единого Бога-Творца. В отличие от первоначальных запретов, которые были в частности устные, иудаизм подчиняется письменным законам и запретам. Иудеи придерживаются 613 требований Торы (Мицвот). 365 из них (по количеству дней солнечного года) запрещают определенные поступки, например «не убий", "не кради", 248 (по количеству органов человеческого тела) предписывают, например «почитай отца и мать твою» [19]. Каждая из этих требований разработана до мелочей. Сознательное нарушение запретов карается уничтожением, а не сознательное – человек обязан принести очистительную жертву (халат). Различие между уничтожением (карет) и смертью, посланная с небес, заключается в том, что на уничтоженного наказание ждет и после смерти, то есть после того, как он оставит этот мир. Смерть, посланная с небес, несет искупление [5].

Что касается поздних авраамических религий, можно сказать следующее. Основные направления христианства: 1) католицизм; 2) православие (существует 15 автокефальных православных (самостоятельных) церквей, признанных как канонические, а также не менее 10 автокефальных, но не признанных другими, несколько автономных церквей); 3) протестантизм (лютеранство, кальвинизм, англиканство) и множество конфессий, из которых многие превратились в самостоятельные церкви. Христианскую основу религиозных запретов составляет Священное Писание, но в отличие от иудаизма, почитаются также законы Нового Завета [1]. Также за много веков в католицизме были введены вспомогательные законы, и запреты, которые прописаны уже Папой Римским (энциклика – основной папский документ по различным вопросам адресован верующим, епископам, архиепископам. Папа обращается ней ко всей церкви. Она является вторым по важности документом после Апостольской Конституции. В католической церкви практикуется написание энциклики со времени понтификата Бенедикта XIV. Вобщем, все это и создает мир религиозных запретов и законов, прописанных прежде всего для верующих католической традиции) [6]. Законы и запреты распространяются на веру и образ жизни человека, еду и напитки, на весь повседневных мир.

 В исламе все законы и запреты предусмотрены Шариатом (совокупности правовых, морально-этических и религиозных норм ислама, охватывающую жизнь мусульманина и провозглашается как «вечное и неизменное» божественное наставление). Главные источники шариата – Коран и Сунны, и все другие источники не должны им противоречить. Иногда Шариат ошибочно отождествляют с мусульманским правом. На самом деле Шариат охватывает значительно больший круг вопросов. Ислам является самой совершенной системой религиозных запретов, потому что они прописаны в любом вопросе, на все случаи жизни мусульманина. Запреты Шариата охватывают торговлю и финансы, мусульманский пост, искусство, семейно-брачные вопросы, пищевые вопросы и т.п. [12]. Также есть наказание за аморальные и греховные поступки. Современное понимание и следование запретам отличается от первоначального. Можем проследить, что в современном мире не столь строго запрещаются взаимоотношения мусульман с немусульманами, как вначале. Лидеры стран обсуждают проблемные вопросы и предлагают свою помощь [17]. В странах с исламским населением сильных отличий от первичного понимания законов не наблюдается, что нельзя сказать о Западной Европе. Не все страны устраивает миграция мусульман на их территории, например Францию и Бельгию, в которых власть запрещает некоторые законы Шариата. А Германия, наоборот, относится довольно лояльно и доброжелательно [11]. В Северной Америке (после теракта 11 сентября 2001), наблюдается агрессивное отношение к людям, которые исповедуют ислам, и ограничивают права мусульман и их веру [17]. Таким образом, следование запретам Шариата, отличается в разных странах Западной Европы и Южной Америке, но со времен секуляризации, наблюдается влияние государств на трансформацию законов Шариата (запрет иметь много жен, носить хиджаб и т.д.), что влияет на жизнь мусульман.

Выводы

Исследуя религиозные запреты можно сделать следующие выводы:

Совокупность табу, налагаемых жрецами и вождями, охватывала различные стороны жизни и распространялась на слова (запрет произносить имена людей, покойников, духов, богов, названия животных и др.), людей (женщин, воинов, правителей и т.д.), тело человека, сексуальные и брачные отношения, различные формы и виды поведения, действия повседневной жизни (открытие лица, выход из жилища и др.), пищу и питье; животных, растения, различные предметы и символы предметов (землю, оружие, амулеты и т.д.), посещение тех или иных мест. Согласно существующим запретов, нарушение запрета влечет за собой казнь сверхъестественных сил (в виде причины, болезни или смерти).

Запреты и предписания в религиях авраамических круга отличаются друг от друга. Иудаизм является первой и старейшей монотеистической религиозной системой. Эта религия со всеми ее догматами и обрядами, богатыми историко-культурными традициями, которые зафиксированы в священных писаниях в жизни каждого человека существуют запреты, которые они предписывают или выносят из любого перечня законов. Что касается иудеев, то основой их запретов является мицвот. Это перечень запретов, караются законом, их нельзя нарушать с моральной стороны. Верующий человек никогда не переступит через запреты Бога, потому что он не сможет дальше спокойно жить. 7 обязательных запретов, приписанные Мицвой, становится образом жизни каждого иудея. Он с детства почитает эти запреты, и становится нормой, что человек живет и не задумывается над этим, что он должн следить им. Это все «в крови», человек живет по правилам, которые стали традицией. В общем, христианство и ислам имеет схожие аспекты. Религиозные запреты предусмотрены в обоих случаях в Священных Писаниях (в христианстве это обусловлено Библией, в исламе Шариатом (на основе Корана и Сунны). Но в отличие от христианства, ислам контролирует повседневную жизнь мусульман, даже очень интимные моменты и от этого нельзя отречься. В обоих религиях запрета контролируют пищевые, брачные, этические вопросы. Отказ от чего-то дает человеку возможность проверить свою силу воли и терпение перед Богом и является средством для "обуздания страстей".

Список источников

  1. Библия. Книга священного писания. Ветхого и Нового завета. (синодальный перевод) – К. Украинское библейское общество. 2005. – 1232 с.
  2. Библейская энциклопедия. – М. «Свет на Востоке». 1989. – 902 с.
  3. Велльгаузен Ю. Введение в историю Израиля / Ю. Велльгаузен. – М. «Наука». 2000. – 279 с.
  4. Вигтенштейн Л. Заметки о Золотой ветви Дж. Фрезера / Л. Вигтенштейн // Историко-философский ежегодник. – М.: «Наука» 1989. – 357 с.
  5. Вук Г. 8 вопросов об иудаизме / Г. Вук – М. «Просвещение». 1988. – 328 с.
  6. Гейгер А. Первоначальный текст и переводы Библии / А. Гейгер – М.«Наука». 1993. – 357 с.
  7. Гирш М.Р. 19 писем об иудаизме / М.Р. Гирш – М. «Наука». 1987. – 286 с.
  8. Еврейская энциклопедия – М. «Просвещение». 1990. – 541 с.
  9. Каниткар В.П. Иудаизм / В.П. Каниткар – М. «Просвещение». 1998. – 434 с.
  10. Кармель А. Іудаїзм. Єврейський образ життя / А. Кармель – К. «Юніверс». 2001. – 306 с.
  11. Керимов Г.М. Шариат: закон жизни мусульман / Г.М. Керимов – М. «Диля». 2010. – 502 с.
  12. Коран. Перевод с арабского языка Кулиев Э.Р. – М. «Умма». 2005. – 653 с.
  13. Леви-Брюль К. Сверхъестественное в первобытном мышлении / К. Леви-Брюль – М. «Просвещение» 1998. – 498 с.
  14. Леви-Стросс К. Первобытное мышление / К. Леви-Стросс - М. «Наука» 2000. – 425 с.
  15. Найдыш В.М. Философия мифологии / В.М. Найдыш – М. «Гароарики» 2001. – 554 с.
  16. Попова М.А. Фрейдизм и религия / М.А. Попова – М. «Наука» 1985. – 400 с.
  17. Сурдель Д., Сурдель Ж. Цивилизация классического ислама / Д. Сурдель, Ж. Сурдель – Е. «У-фактория». 2006. – 538 с.
  18. Тайлор Э.Б. Первобытная культура / Э.Б.Тайлор– М. «Просвещение» 1989. – 574 с.
  19. Тора. – М. «Мосты культуры» 2007. – 378 с.
  20. Уотс А. Книга о табу / А. Уотс – М. «Наука» 2001. – 453 с.
  21. Фрезер Дж. Дж. Разновидности табу / Дж. Дж. Фрезер - М. «Наука» 1985. – 425 с.
  22. Фрезер Дж. Дж. Золотая ветвь / Дж. Дж. Фрезер – М. «Наука» 1983. – С. 188–250.
  23. Фрезер Дж. Дж. Фольклор в Ветхом Завете / Дж. Дж. Фрезер – М–Л. Государственное социально-экономическое издательство 1987. – 437 с.
  24. Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов / З. Фрейд – СПб. «Азбука-классика» 2004. – 419 с.
  25. Фрейд З. Тотем и табу / З. Фрейд – СПб. «Азбука-классика» 2005. – 256 с.
  26. Штейнер Ф. Первобытные религии / Ф. Штейнер – М. «Наука» 1987. – 470 с.
  27. Элиаде М. Священное и мирское / М.Элиад – М.: «Наука» 1997. – 455 с.