ДонНТУ   Портал магистров

Реферат по теме выпускной работы

Содержание

1. Актуальность темы

Актуальность работы обусловлена тем, что в ней впервые будет произведен анализ роли миссионерской деятельности Церкви Иисуса Христа Святых Последних Дней (ЦИХСПД) в мире и Украине. В результате многовекового доминирования одной религии, как следствие, в обществе отсутствует исторический и культурный опыт религиозного плюрализма. К этому добавляется безграничная вера печатному слову. Отсюда вытекают различные проблемы на межрелигиозной и межэтнической почве. В связи с этим, назрела необходимость в объективном изучении и представлении религиозных объединений, присутствующих с некоторых пор на территории Украины на абсолютно законных основаниях. Это важно для налаживания культурно-религиозного диалога внутри страны с просветительскими и, конечно же, научными целями, так и на международном уровне, т.к. ЦИХСПД являет собой пример современной молодой быстрорастущей деноминации.

2. Цель и задачи исследования

Цель работы – проследить особенности миссионерской деятельности мормонов, развитие их деятельности в мире и Украине.

Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи:

  1. осветить доктринальные особенности учения у мормонов;
  2. рассмотреть особенности миссионерской деятельности Святых последних дней;
  3. проанализировать распространение миссионерства мормонов в мире;
  4. раскрыть особенности миссионерства ЦИХСПД в Украине.

Объектом исследования являются доктринальные основы и практика миссионерской деятельности мормонов.

Предмет исследования миссионерская деятельность в Украине.

Исследование построено на основе системного подхода и проблемно-хронологических и компаративных методах. Методы, формы и средства научного познания опираются на принципы научной объективности, внеконфессиональности и историзма.

3. Обзор исследований и разработок

Основные работы, которые рассказывают нам о мормонах и их миссионерстве: Девина И.В. Мормоны: философия, религия, культура. Научно-аналитический обзор, Михайлусенко И. «Церковь мормонов», Дремова Г. «Тайна золотых листов», Соколов В. «Апостолы процветания», Синицына Л. «Когда святые маршируют», Федоров В. «Мормоны в России». В тоже время сама Церковь СПД, имея все ресурсы - человеческие и материальные - для научной работы по изучению самой себя, с самых первых лет своего существования активно включилась в процесс написания и издания книг: по истории Церкви: «История недавних гонений мормонов в штате Миссури» (1840г.), Кидцер Д. «Мормонизм и мормоны: исторический взгляд на рост и развитие секты Святых последних дней» (1842 г.), «История Общества молодых женщин» (1910 г.), «История Церкви» (1989 г.), «История священства» (1849 г.); о значении храмов и истории их строительства: Тэлмедж Дж.«Дом Бога»; по догматике: «Инструкция для всех с Символами Веры и доктриной Церкви Святых последних дней» (1837 г.), Роберте Б.«Анализ Книги Мормона», «Трактат о Евангелие» (1842 г.), Учения Президентов Церкви; по семейным отношениям: Туллидж Э. «Женщина в мормонизме» (1877 г.), Телмэдж Дж. «Брачные инструкции », Андерсон Дж.М. «История полигамии: фикция и факт» (1979); мормонизм и масонство: Ивинс Э. В. «Отношения мормонизма и масонства» (1934), МакГэвин С. «Мормонизм и масонство» (1949 г.); в 1992 году Церковью СПД издана первая «Энциклопедия мормонизма». Первая и единственная на сегодняшний день монография по ЦИХСПД написанная Антоненко С.Г. и изданная в 2007 году, затрагивает основные моменты догматики, истории и современной жизни Церкви, а также знакомит с историей распространения в России учения Церкви СПД с середины 50-х гг. XIX века до наших дней. Отдельно стоит отметить небольшую группу публикаций в Интернете бывших членов Церкви СПД, в которых они рассказывают об ее организации, таинствах, миссионерской работе, выступают с рядом обвинений в адрес Церкви, с критикой учения, правил церковной жизни и т.д. (Диденко Ю., Кондратьев Ю., Тарасюк А., Креонский М.)

4.Основное содержание работы

Согласно учению ЦИХСПД Джозеф Смит-младший получает видение, в котором ему являются Бог отец и Иисус Христос. Позднее его посещает Ангел Мороний, который показывает Джозефу Смиту, местонахождение золотых листов. Джозеф Смит переводит эти листы, что позднее становится известно как Книга Мормона, затем публикует ее и организует Церковь Христа (Мормонскую Церковь). Миссионеры успешно проповедуют евангелие. В это же время начинаются преследования Церкви.

Киртланд, штат Огайо, становится основным местом собирания мормонов. Другие мормоны переселяются в Миссури, надеясь построить там Сион. В Киртланде построен первый мормонский храм. Джозеф Смит переводит Книгу Авраама, публикует Учение и Заветы. Миссионеры отправляются в Канаду и Англию. Джозеф Смит организует Кворум Двенадцати Апостолов. Также организован лагерь Сиона, который используется в качестве укрытия для преследуемых в Миссури мормонов. Церковь переправляется в Миссури в 1838 году.

Мормоны строят город в штате Иллинойс – Наву. Спустя всего несколько лет он достигает по размерам Чикаго. Мормонские миссионеры проповедуют Евангелие в Европе и достигают особого успеха в Англии и Скандинавии. Начинается конструкция храма в Наву. Преследования, однако, не прекращаются, и Джозефу Смиту часто приходится скрываться от врагов. Он получает откровения о многоженстве, крещении за умерших, вечном браке и плане спасения. В 1844 году Джозефа Смита и его брата убивают. Кворум Двенадцати Апостолов возглавляет Церковь. В 1846 году закончена постройка храма в Наву, но и в этом же году мормонов изгоняют из города.

Во время Гражданской войны в США мормонов наконец оставляют в покое. Миссионерская работа продолжается по всему миру – в Мексике и Северной Америке, а также в некоторых частях Азии и Европы. После того как мормонский пророк и президент Уилфорд Вудрафф получает откровение от Бога, практика многоженства прекращается. Позднее президент Соединенных Штатов, Гровер Кливланд, освобождает всех заключенных полигамистов. В это время тысячи мормонов приезжают в Юту из Европы.

Президент Донецкой Миссии ЦИХСПД Кей Х. Кристенсен

Рисунок 1 - Президент Донецкой Миссии ЦИХСПД Кей Х. Кристенсен

Последующие годы отмечены в истории мормонской Церкви относительным миром. Церковь мормонов получает обратно свою собственность, тем не менее проходит некоторое время, прежде чем они могут выплатить все долги, возникшие в результате преследований. Мормоны все еще должны бороться за получение мест в правительстве. Рид Смут, мормонский Апостол, после своего избрания в Сенат США вынужден два года бороться за получение там своего места. Президент Джозеф Ф. Смит получает откровение относительно спасения за умерших. Церковь отмечает столетие со дня своего основания и начинает приобретать места ее исторического значения. Церковная программа благосостояния начинает развиваться после Великой депрессии. Переселение из Европы в Юту приостанавливается. Миссионерская работа продолжается в Южной Америке в Тихоокеанском регионе, где тысячи присоединяются к Церкви. Построены храмы в Канаде, Европе, Новой Зеландии и на Гавайях. Во время Второй мировой войны мормоны оказываются по обе стороны конфликта, а также среди тех, кто попадает в ловушку в результате падения Железного занавеса после войны.

После Второй мировой войны численность мормонов растет быстрыми темпами. Еще больше храмов построено на территории Соединенных Штатов, в Европе, Центральной и Южной Америке и на островах Тихого океана. Один храм строится даже на территории Восточной Германии при режиме Советского Союза. Президент Дэвид О. Маккей становится одним из наиболее путешествующих пророков за всю историю Церкви в это время. Церковь мормонов продвигает свои программы: программу по обеспечению благосостояния и гуманитарную программу, а также посылает необходимую помощь Европе и Японии. Построены Центры подготовки миссионеров, чтобы помочь миссионерам изучать иностранные языки. Дэвид О. Маккей призывает всех членов Церкви быть миссионерами, и один из его последователей, Спенсер В. Кимбалл, получает откровение, что все члены Церкви мужского пола должны служить на миссии. Вскоре количество миссионеров в Церкви достигает 50 тысяч. Данный рост приводит к корректировке программ в Церкви. Рост Церкви в Бразилии и Африке становится последствием полученного пророком Спенсером В. Кимбаллом откровения относительно священства. В 1978 году он получает откровение от Бога о том, что все достойные мужчины Церкви могут получить священство. Вскоре Церковь начинает стремительно расти в Бразилии и в Африке. В 1980-х годах Церковь концентрирует свое внимание на переводе Книги Мормона на разные языки, и таким образом мормоны начинают «наполнять землю».

С начала 1990-х годов численность Церковь достигает 13 млн членов во всем мире. Значительный рост наблюдается в Южной Америке и Африке, в том числе и в странах бывшего Советского Союза, особенно в России. К концу 1990-х годов все больше мормонов проживает за пределами Соединенных Штатов. Данный рост ежегодно требует постройки сотен новых домов собраний. В 1995 году Гордон Б. Хинкли становится Президентом мормонской Церкви. Он издает послания «Семья. Воззвание к миру» относительно проблемы разрушения семей во всем мире «Живой Христос» – о миссии Иисуса Христа. Он также получает откровение относительно строительства к началу 2000-го года десятков храмов ; сейчас по всему миру действует более 100 храмов. Для многих мормонов значительным моментом в их жизни становится реконструкция храма в Наву. Мормоны также отмечают стопятидесятилетие со дня переселения мормонских пионеров в Юту, а в 2005 году – двухсотлетие со дня рождения Джозефа Смита.

Зачем же пришли мормоны в Украину? Официально, Киевский Украинский храм является 134-м действующим храмом в мире и 11-м в Европе. Ранее достойные члены церкви должны были ездить для совершения обрядов в ближайшие храмы в Франкфурт, Фрайберг (Германия), Хельсинки, Берн или Копенгаген.

В Украину первые миссионеры из США прибыли в 1990 году. В 1991 году «апостолы» Церкви Бойд К. Пекер и Даллин Х. Оукс на Владимирской горке у подножья памятника князю Владимиру «освятили землю Украины» для создания «Церкви Иисуса Христа Святых Последних Дней». 25 ноября, в Киеве в водах Днепра были крещены первые украинские адепты церкви.

С 1992 г. мормоны стали работать с архивами Украины, микрофильмируя все возможные архивные документы. В июле 1993 г. в Украине была организована миссия со штаб-квартирой в Донецке. 30 июля 1996 г. было зарегистрировано Религиозное Управление «Церкви Иисуса Христа Святых Последних Дней» в Украине.

В мае 2004 г. в Киеве был образован первый в Восточной Европе кол Церкви. В 2008 действовало 58 приходов, 4 округа (в Донецке, Днепропетровске, Одессе и Харькове), а также 1 кол в Киеве. Все они объединены в 32 общины «Церкви Иисуса Христа Святых Последних Дней», представляющие почти все области Украины. В августе 2010 года под Киевом был освящен Киевский Украинский Храм.

ЦИХСПД: храм, главная книга, адепты

Рисунок 2 – ЦИХСПД: храм, главная книга, адепты
(анимация: 4 кадра, 11 циклов повторения, 101 килобайт)

Выводы

Несмотря на то, что еще в конце XIX столетия мормонские миссионеры появились в Российской империи, в нашу страну первые миссионеры прибыли из США в 1990 г.

В июне 1991 г. президент Восточной Венской миссии (Австрия) Ховард Л. Биддулф посетил со своей женой Колин Киев. Им была создана первая официальная община мормонов в Украине, которая насчитывала около 40 адептов. Она была официально зарегистрирована 6 сентября 1991 г. К тому времени в стране находилось 10 миссионеров, которые служили под началом Хельсинской миссии (Финляндия).

25 ноября, в Киеве в водах Днепра были крещены первые украинские адепты секты.Через пять месяцев в Киеве была учреждена штаб-квартира миссии в стране, а президентом миссии стал Биддулф. В Украину приехало 35 американских миссионеров, которые приступили к «просвещению» украинцев. В июле 1993 г. в Украине была организована еще одна миссия со штаб-квартирой в Донецке.

30 июля 1996 г. было зарегистрировано Религиозное Управление «Церкви Иисуса Христа Святых Последних Дней» в Украине, которое объединяет все общины церкви. Действуют уже несколько десятков филиалов святых последних дней в двух миссиях - Киевской и Донецкой. Открываются филиалы в Харькове, Днепропетровске, Горловке, Макеевке, Одессе, Симферополе, Львове.

В июле 1998 г. мормоны заявили о своих планах строительства в Киеве первого мормонского храма в Восточной Европе. В мае 2004 г. в Киеве был образован первый в Восточной Европе кол Церкви. В июле 2005 года в Киевском коле официально открылся первый в Украине «Центр семейной истории».

На 1 января 2008 в Украине действуют 58 приходов, 4 округа (в Донецке, Днепропетровске, Одессе и Харькове), а также 1 кол в Киеве. Все они объединены в 32 общины «Церкви Иисуса Христа Святых Последних Дней», представляющие почти все области Украины. Руководство общинами осуществляется Религиозным Управлением «Церкви Иисуса Христа Святых Последних Дней» в Украине. Для выполнения миссионерской работы церкви в Украине организованы три миссии - Киевская, Донецкая и Днепропетровская, в которых служат примерно 200 иностранных миссионеров.

Мормонские миссионеры в Украине ведут бесплатные курсы английского языка. Президентом Религиозного Управления «Церкви Иисуса Христа Святых Последних Дней» в Украине является Александр Манжос. В Украине численность мормонов составляет около 11 тыс человек, в Киеве - 4 тыс.

Список источников

  1. Наше наследие. Краткая история Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. – Солт-Лейк Сити, Юта, – 1996. – 152 с.
  2. Книга Мормона. – Солт-Лейк Сити, Юта,– 2011. – 203 с.
  3. Драгоценная жемчужина.Учения и заветы. – 1995. – 440 с.
  4. Девина И.В. Мормоны: философия, религия, культура. Научно-аналитический обзор. – М.: ИНИОН, 1994. – С. 40.
  5. Ахмансон Джон. Secret History: An Eyewitness Account of the Rise of Mormonism/Пер. Глисона Л. Арчера (Чикаго: Муди, 1984). – 325 с.
  6. Свобода совести: исторический и современный аспекты. (Объединение исследователей религии) Выпуск 8. – 2010. – 395 с.
  7. Самыгин С.И., Нечипуренко В.Н., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов на/Д.: Феникс, 1996 – 672 с.
  8. Колодний А. Релігійна карта України на початок 2008 року // Релігійна панорама. – 2008. – №2. – C. 15-17.
  9. Элбакян Е. С. Церковь Иисуса Христа Святых последних дней: история и современность. Журнал «Вестник Московского университета». Серия 7. Философия. № 3. 2004. С. 44-69.
  10. Элбакян Е.С. Церковь Итсуса Христа Святых последних дней: прошлое и настоящее // Религиоведение. №4,2003. – C. 18-22.
  11. Руководство для миссионеров. Из-во: ЦИХСПД. – 1996. – 254 с.
  12. История Церкви в устроении полноты времен. Из-во: ЦИХСПД. – 2003. – 781 с.
  13. Антоненко С. Мормоны в России: Путь длиной в столетие. М.:ООО «Родина», 2007. – 304 с.
  14. Джарвис Д.К. Образование, академические исследования и Церковь Иисуса Христа Святых последних дней. – Москва, – 2002. – C. 55-60.
  15. Минц Л. Пионеры штата Юта // Вокруг света. №11. – 1997. – C. 11-12.
  16. Даллин Х. Оукс и Ланс Б. Викмен. Миссионерская работа Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. Б.м., 2001. – 341 c.
  17. Дворкин А.Л. Пророки и боги мормонов. – М.:1999. – 56 с.