С высоты птичьего полета


Дивлюсь я на небо та й думку гадаю
Чому я не сокіл, чому не літаю,
Чому мені, Боже, ти крилець не дав?
Я б землю покинув і в небо злітав…


Михайло Петренко, 1841 р.


Таким вопросом задавался великий украинский поэт в XIX веке. Но в эпоху железных коней и небоскребов подобные мысли появляются всё реже. Самолеты, вертолеты, аэропланы, дельтапланы, дирижабли и еще многое другое, а также полная их доступность заменили современному человеку такие желанные крылья. Но самым удивительным изобретением человека, на мой взгляд, является парашют. Ведь именно парашютный спорт и различные его разновидности дает те незабываемые и удивительные ощущения птичьего полета.

Считается, что впервые идея создания парашюта пришла Леонардо да Винчи, который упоминал в своих рукописях: «Если какой-нибудь человек соорудит из полотна шатёр, законопатив в нем хорошенько все щели, и будет этот шатер двенадцать локтей в ширину и двенадцать в глубину, этот человек может броситься вниз с любой высоты, не причинив себе ни малейшего вреда» (1 локоть = 50-60см.)[1].

Но, как оказалось, еще в древних записях упоминалось о попытках спускаться с башен, деревьев и скал с помощью приспособлений, похожих на зонтик, что редко имело благополучный исход [2].

Схематичное изображение первого парашюта Гарнерена [2]

Несмотря на многочисленные попытки европейцев покорить небо, практическое овладение парашютами началось при освоении полетов на воздушном шаре. Первым человеком, совершившим прыжок с парашютом, был француз Андре-Жак Гарнерин, который 22 октября 1797 года прыгнул с воздушного шара на высоте 2230 футов над парком Монсо в Париже [3].

Во время бурного развития авиации в XX веке появилась необходимость в обеспечении спасения летчиков. Именно тогда, в 1911 году, русский изобретатель Глеб Котельников создал специальный парашют для авиации, который отличался от прежних своей компактностью – ранцевый парашют свободного действия РК-1. Он имел круглую форму и укладывался в металлический ранец. Вскоре жесткий ранец был заменен мягким, а на его дне появились соты для укладки в них строп. Такая конструкция спасательного парашюта применяется до сих пор.

Первый прыжок с парашютом из самолета совершил капитан Альберт Бери в штате Монтана 1 марта 1912 года с высоты 1500 футов. 21 июня 1913 года прыжок с парашютом впервые совершила женщина – двадцатилетняя Джорджия Томпсон прыгнула в небе над Лос-Анджелесом [3].

Дата 26 июля 1930 года считается началом массового развития парашютизма в СССР, когда группа военных летчиков впервые выполнила прыжки с многоместного самолета.

В 1951 году был проведен первый чемпионат мира по парашютному спорту. И уже в 1982 году в парашютной комиссии насчитывалось около 60 стран. Соревнования организуются в следующих категориях: на точность приземления, затяжные, индивидуальная аэробика, групповая аэробика и купольная акробатика [2].

Сейчас для всех любителей и желающих покорить небо существует несколько разновидностей парашютных прыжков: с круглым десантным парашютом, с «крылом», тандем-прыжок и прыжок по системе AFF. Расскажу вкратце о каждом.

Прыжок с круглым учебно-тренировочным парашютом [4]

1. Прыжок с круглым учебно-тренировочным парашютом. Высота 800-1000м. Время снижения под куполом около 5 минут. Данный тип парашютов отличается простотой и в то же время высокой надежностью, и еще с советских времен (и по сей день) используется для обучения парашютистов по программе обучения №2 (классическая программа). Раскрытие парашюта происходит принудительно с момента отделения от летательного аппарата. От парашютиста требуется лишь принять правильную позу для отделения и по команде выпускающего сделать свой первый шаг в небо. И хоть данный тип парашютов больше все же зависит от ветра, его силы и направления, а также от уровня мастерства летчика и выпускающего, все равно имеется возможность немного менять траекторию полета с помощью строп управления. Скорость снижения под куполом примерно 5-5,5м/с и зависит от массы парашютиста, но обычно не превышает указанные параметры.

Прыжок со студенческим парашютом типа «Крыло» [5]

2. Прыжок со студенческим парашютом типа «Крыло». Высота: 1200м. Время снижения под куполом до 10 минут. Студенческие парашюты типа «крыло» имеют прямоугольную форму и со стороны практически неотличимы на первый взгляд от обычных спортивных парашютов. Однако, на самом деле у них масса отличий от спортивных систем. Начнем с того, что студенческие парашюты имеют небольшую собственную вертикальную и горизонтальную скорости, что позволяет их использование людьми, не имеющими совершенно никакого опыта в парашютном спорте. Раскрытие парашюта осуществляется принудительно в момент отделения от летательного аппарата. Отличие крыльев от круглых куполов заключается, в первую очередь, в том, что «крылья» полностью управляемы, а также тем, что при правильно выполненных действиях, можно обеспечить себе идеально мягкое приземление.


Тандем-прыжок с парашютом типа «Крыло» [6]

3. Тандем-прыжок с парашютом типа «Крыло». Этот способ позволит почувствовать свободное падение тем, кто самостоятельно не может выполнить парашютный прыжок. Прыжок выполняется с высоты 3000-4200 метров. Подвесная система присоединяется к системе инструктора. Свободное падение длятся 40-60 секунд, после чего инструктор открывает парашют. Несмотря на большую высоту и длительность свободного падения, данный вид прыжка считается самым безопасным, так как прыжок выполняется в паре с опытным инструктором.



Прыжок по системе AFF [7]

4. Прыжок по системе AFF. Данная система подходит для желающих не просто прыгнуть с парашютом, а сделать это неоднократно и достигнуть уровня спортсмена. После трехдневной подготовки студент производит первый прыжок с высоты 3600-4200 метров самостоятельно. При этом его страхуют два опытных инструктора от момента отделения от самолета до открытия парашюта. Фактически они держат студента с двух сторон, стабилизируя его падение, после чего вводят основной купол студента в действие. Это самый прогрессивный метод обучения в мире на сегодняшний день, так как позволяет за 8-15 прыжков достигнуть студенту уровня спортсмена (тогда как классическая программа обучения требует не менее 70-200 прыжков). Программа подготовки AFF состоит из восьми уровней. На каждый уровень программой отведено по одному прыжку. Качество выполнения прыжка определяет инструктор и переводит студента на следующий уровень [8].

Впервые подобным видом спорта я заинтересовалась еще в школе, но, будучи «не в том возрасте», испытать высоту птичьего полета я не могла, так как у меня не было ни возможности, ни поддержки окружения, ни достаточной информации. Вспомнила же об этой затее на третьем курсе университета, когда спокойным будним днем на оживленной улице Донецка случайно получила листовку о донецком парашютном клубе. И уже тогда, имея возможность, я отправилась в плавание по бесчисленным просторам интернета в поисках необходимой информации. Получив достаточные сведения, недолго думая, я записалась на прыжок в ближайшие выходные

И вот уже ранним утром 30 июля 2011 года я отправилась в центр города, на встречу к «единомышленникам», чтобы вместе поехать на аэродром «Валерьяновка» (Волновахский район Донецкой области), где базируется клуб экстремальных технических видов спорта «Экстрим».

Перед тем, как отправиться в небо, логичным является прохождение подготовки, которая состоит из двух частей: теоретической и практической. На теоретическом этапе рассматриваются исторические очерки парашютного спорта, виды парашютов, система и устройство парашюта, техника безопасности, изучаются действия при управлении парашютом, а также действия в особых случаях (полный или частичный отказ основного парашюта, приближение к другому парашютисту, приземление на препятствия и др.). Далее необходимо пройти практический курс, в котором новички учатся правильно выпрыгивать из самолета (происходит на разбитом «кукурузнике»), правильно приземляться (что равносильно прыжку с двухметровой высоты), а так же оттачиваются теоретические навыки управления парашютом на подвесной системе.

После всех пройденных обучающих этапов и сдачи зачета на «отлично» мы отправились проходить регистрацию: заполнили анкету, прошли медосмотр, записались на взлет и отправились готовиться. Подготовка по сути своей является одеванием снаряжения. Существует некий дресс-код: одежда должна полностью закрывать руки и ноги, быть удобной, не стеснять движений, без всяких веревок и цепей; обувь – высокие ботинки (типа берцев) либо кроссовки на жесткой подошве. Также в снаряжение входят перчатки, шлем, высотомер, рация и сама парашютная система, которую помогают одеть и подгоняют инструктора.

И вот я слышу свою фамилию в громкоговорителе, а это значит, что я в следующем взлете. Нас собирают вместе, проверяют систему, тестируют технику, проводят повторный краткий инструктаж, мини-опрос, напутственные слова – и мы отправляемся на взлетную полосу к самолету. Где-то глубоко в душе появляется волнение, а с лица все не сползает глупая улыбка. Вот мы уже в самолете, нас «пристегивают», снова проверяют у каждого систему – подтягивают, поправляют, и напоминают о том, что еще не поздно отказаться:) Но не привыкшие отступать мы поднялись в небо! Учитывая, что я ни разу не летала на самолетах и других воздушных приспособлениях, для меня было необыкновенное зрелище такой высоты. И вот только теперь до меня начинает «доходить», что я собираюсь выпрыгнуть из самолета на ТАКОЙ высоте! Сердце начинает биться немного сильнее, но все-таки четко выраженного чувства страха так и не появляется, только лишь предвкушение и снова глупая улыбка.

В этот день нас «перворазников» было только трое и меня, как единственную девушку в их числе, «выкинули» из самолета последней. Вот приходит моя очередь, мне говорят «они выпрыгнули неправильно, а ты сделай все как надо», но на такой скорости, оказалось, трудно прыгать против ветра, поэтому и мой первый «па» оказался не ахти.

Когда я только созванивалась и записывалась, мне предложили только два возможных для меня варианта прыжка – тандем и парашют «крыло». Конечно, соблазн свободного падения был велик, но меня больше прельщала возможность прыгнуть самостоятельно, поэтому я выбрала «крыло» с высоты 1200 метров.

Первые секунды после прыжка с самолета были очень запутанными и быстрыми, так как я просто падала, но потом раскрылся парашют, ход замедлился, и я просто парила в небе. Не забывая инструктаж, а также руководствуясь подсказками в рации, я осмотрела парашют, проверила стропы, управление, «отрепетировала» приземление (так называемая «подушка») и дальше просто наслаждалась полетом! Это те чувства, которые невозможно описать, а нужно только прочувствовать. Так я парила около 10 минут, понемногу выруливая на необходимое место для посадки. И вот земля становится всё ближе, я натягиваю стропы, сгибаю ноги и приземляюсь. Вот чем стоит гордиться, так это мягким приземлением, которого я даже не почувствовала.


С переполненными чувствами аккуратно сгребаю парашют и возвращаюсь на аэродром. Теперь меня можно поздравить с полноценной сдачей экзамена по покорению неба!

В конце полетного дня персонал клуба устраивает для новичков интересный обряд посвящения в парашютисты и выдает свидетельство о первом прыжке. Меня эта участь тоже не обошла стороной. И на этой радостной ноте мы отправились обратно в Донецк.

Вот такое увлекательное и незабываемое событие приключилось со мной в один теплый летний день.


Ссылки:

  1. Творческие принципы Леонардо да Винчи
  2. История парашютизма
  3. История возникновения парашютного спорта
  4. Прыжок с круглым учебно-тренировочным парашютом
  5. Прыжок со студенческим парашютом типа «Крыло»
  6. Тандем-прыжок с парашютом типа «Крыло»
  7. Прыжок по системе AFF
  8. Донецкой городской общественной организации «Клуб экстремальных технических видов спорта «Экстрим»