Вернуться в библиотеку
Плаксін І.О.
Державний вищий навчальний заклад
"Донецький національний технічний університет"
Кафедра "Економіки підприємства"

Роль СМИ в формировании мировоззрения современного человека

Актуальность. Все возрастающую роль в современной жизни играют средства массовой информации (СМИ), через которые человек сегодня не только получает необходимую ему информацию (такую как новости), но и черпает из них поведенческие стереотипы, ценности, идеалы и многое другое. Средства массовой информации сегодня вышли за пределы своего изначального предназначения – распространения информации и превратились, наряду со всем прочим, в один из факторов формирования мировоззрения.

Современный человек, согласно результатам анкетирования, проведенного газетой «СЕГОДНЯ», значительную часть своего свободного времени проводит за телевизором (52% проводят у голубого экрана более 3 часов в день). Если учесть то, что информация, поглощаемая с экрана, носит в основном развлекательный характер (около 35% респондентов из всех программ выделяют развлекательные, более 55% регулярно смотрят художественные фильмы), то можно уверенно говорить, о том, что телевизор используется как средство отдыха и развлечения. Однако необходимо заметить, что 10% респондентов выделяется из общего потока развлекающихся. Они уделяют наибольшее внимание информационным и познавательным программам, следовательно, для них телевизор – источник знаний, средство повысить собственную образованность. [1]

В связи с перечисленными обстоятельствами исследование роли и места средств массовой информации в формировании ценностных ориентаций человека представляет большой интерес для современной науки, что и послужило причиной обращения к заявленной теме исследования.

Этим вопросом в своих работах занимались такие украинские и зарубежные исследователи: Сафиуллин Л. К., Сокурянская Л.Г., Пугачев В. П., Лыкова С. Н., Никитина О. Н. и многие другие.

Основной материал. Современный человек из всего объема информации имеет способность «отфильтровывать» ненужное и бесполезное, не принимая на веру все, что видит на экране, то есть обладает некоторым иммунитетом к влиянию СМИ на разум. 52% респондентов самостоятельно анализируют и сопоставляют информацию, поступающую из СМИ – то есть принимают на веру далеко не все. Меньшая часть – около 30% - полностью доверяет СМИ, то есть подвержены их воздействию. 11% аудитории полностью не верят СМИ – очевидно, они для них уже исчерпали до конца кредит доверия и теперь вызывают лишь скепсис. [1]

Таким образом, несмотря на массированное давление СМИ на мировоззрение человека, он выработал четкие оценивающие функции относительно из содержания и поэтому не может быть легко контролируем через СМИ. Возможно, что человек ощущает острую нужду в информации, которую он черпает именно из СМИ. [1]

В наше время особой остроты обрела проблема телевизионного насилия. Практически во всех современных сериалах, фильмах, и даже мультфильмах существует насилие. Термин «телевизионное насилие» давно используется в научном лексиконе и объединяет в себе демонстрацию нанесения повреждения или ущербов персонажам телевизионных программ или фильмов.

СМИ являются также источниками пошлой информации, порнографии. В телевидении транслируется множество эротических фильмов, которые развращают, опошляют современную молодежь. Страшно то, что эту пошлость, нечистоту мы видим не только по телевидению, но и в газетах, журналах, в сети Интернет – везде. «Ценности, нормы и стереотипы половой жизни, которые транслируют СМИ, очень часто далеки от реальности, ориентируют молодых людей на бесправные половые связи, которые не опираются на взаимные чувства любви и ответственности, провоцируют и стимулируют и без того повышенную подростковую сексуальность» [2, ст.198]

Но с другой стороны телевидение - неотъемлемый элемент культуры ХХI - го века, часть и компонент духовной жизни социума и личности. Телевидение в своей развитой форме увеличивает возможности соучастия людей в разных событиях, делает достижения науки и культуры доступным для масс, расширяет пределы жизненного мира каждого индивида до всепланетарных масштабов. [2,ст. 24 – 29]

Помимо негативного влияния СМИ на молодежное поведение, можно выделить несколько позитивных моментов:

  • СМИ держит молодежь в курсе всех происходящих событий, таким образом, утоляя «информационный голод»
  • средства массовой информации повышает общую, в том числе и политическую культуру населения;
  • служит для взаимного информирования властей и населения;
  • снимают социальную напряженность. [3]

Средства массовой информации должны не только ставить перед собой высокие, созидательные, гуманистические цели, но и выполнять их; согласовывать свою деятельность в соответствии с существующими общечеловеческими ценностями. Необходимо разработать новые принципы и методы работы СМИ с молодежью, для формирования у подрастающего поколения более высокого уровня культуры.

В настоящее время наметилась позитивная тенденция - возрастающий интерес у молодого поколения к научно-познавательным программам. Остается надеяться, что в дальнейшем средствами массовой информации будут учтены «новые» потребности юной аудитории, и число познавательных программ для молодежи будет расти.

Таким образом, мы можем заключить: современная молодежь - не только потребители, делающие выбор среди предметов потребления, но и участники политического, социального и культурного сообщества, в котором формирование мнения и ценностных структур во многом зависят от средств массовой информации. Поэтому необходима четкая позиция со стороны государства как в отношении контроля над СМИ, так и в отношении оптимального использования их потенциала для воспитания такого молодого поколения, которое могло бы достойно встретить вызов будущего.

Литература

  1. А. И. Сидельникова, «Роль СМИ в нравственном и социально-политическом воспитании современной молодежи и тенденции развития факторов их влияния», 2011 г.
  2. Підліток у великому місті: фактори та механізми соціалізації. Колективна монографія. / Під ред. Л.Г.Сокурянської. - Х.: Видавничий центр Харківського національного університету ім. В.Н. Каразіна. - 2010
  3. Л.К.Сафиуллин «Социология средств массовой информации». Электронный ресурс, М., 2003
  4. 4. Т.С. Петченко, «Роль средств массовой информации в формировании ценностных ориентаций современной молодежи», 2007 г.