ДонНТУ   Портал магистров

ЧЕМ ПОЛЕЗЕН ВЕЛОСИПЕД

Велосипед — не просто средство передвижения, а образ жизни. Велосипед укрепляет в первую очередь сердечно-сосудистую систему. Кроме того, велосипед еще и экономит время.

Частота сердечных сокращений у здоровых людей обычно составляет 65–70 в минуту. В результате систематически проводимых поездок на велосипеде она уменьшается на 8–10 сокращений в минуту, что свидетельствует о более рациональной и производительной работе сердца.

У здоровых нетренированных людей минутный объем крови, проходящей по кровеносной системе, составляет 4,8 литра в минуту, у регулярно совершающих поездки на велосипеде — 3,75, а у спортсменов-велосипедистов — 2,65 литра в минуту. Эти данные снова свидетельствуют о положительных функциональных сдвигах в сердечно-сосудистой системе тех, кто занимается велосипедом. Во время езды на велосипеде в работе участвуют около 600 мышц, при этом укрепляется весь двигательный аппарат человека.

Велосипедные прогулки в живописной местности, разнообразие пейзажей и впечатлений помогают человеку отключиться от повседневных забот, успокаивают его нервную систему. Для любителей фотографировать природу велосипед может оказаться незаменимым в плане его мобильности, компактности и проходимости по пересеченной местности.

Тип велосипеда выбирается в соответствии с его дальнейшим применением. Для прогулок, поездок за город, небольших путешествий пригоден любой тип — дорожный, легкодорожный, гоночный и даже многоместный. Для начала рекомендуется приобрести самый простой горный велосипед. Он надежен, достаточно неприхотлив и относительно дешев.


Типы велосипедов

Типы велосипедов


Для новичков если они не хотят, чтобы их первое путешествие на велосипеде стало последним, нужно готовься к нему по правилам, так как нельзя переоценивать возможности своего организма. Осторожно увеличивайте нагрузки. В первых поездках длина пути не должна превышать 10–12 километров, проезжаемых в спокойном, равномерном темпе. Таких поездок в рабочие дни недели должно быть две. Воскресную, третью, прогулку следует удлинить до 18–20 километров.

Во время прогулок необходимо освоить три вещи: правильную посадку, ритмичную работу ног и дыхание.

Сидите в седле так, чтобы туловище приближалось к привычному вертикальному положению, как при ходьбе. Руки немного согнуты в локтях для амортизации и держат руль за ручки. Чтобы ноги располагались на педалях правильно, надо выверить установку седла по высоте. Пятка должна свободно доставать до педали.

Умение рационально прилагать свои усилия к передаточной системе велосипеда — это такой способ приложения поступательных усилий, когда эти усилия направлены по касательной к окружности, описываемой шатуном. Чтобы добиться этого, рекомендуется установить контактные педали.

С первых поездок приучайте себя к постоянному темпу езды. Обычно он равен у начинающих велосипедистов 70–80 оборотам шатуна в минуту. У спортсменов профессионалов 90–100. Естественно, на тяжелых участках пути (подъемы, езда против ветра) темп будет снижаться, а на легких (спуски, езда по ветру) — увеличиваться. Но в остальных случаях он должен оставаться неизменным.

При езде на велосипеде даже с небольшой скоростью частота сердечных сокращений достигает значительных величин, соответственно возрастает и потребление кислорода. Поэтому очень важно научиться правильно дышать. Тем более, что частота, глубина дыхания и темп педалирования взаимосвязаны: возрастает темп педалирования — учащается дыхание.

При движении с небольшой скоростью, например 15 километров в час, велосипедист делает один дыхательный цикл в течение двух оборотов шатуна. Поездки на велосипеде, как никакие другие физические упражнения, развивают ритмичность дыхания.

После двух-трех месяцев прогулок на велосипеде следует переходить к оздоровительным поездкам. Их число в неделю необходимо увеличить до четырех. Три поездки проводятся в рабочие дни на дистанцию 25–30 километров, а четвертая, в воскресенье, — на расстояние 40–50 километров.

Во время оздоровительных поездок можно разнообразить скорость езды, делать небольшие ускорения. Но при этом следует всегда строго контролировать свой пульс. В принципе, едешь ли ты на велосипеде или идешь на лыжах, катаешься на коньках или плаваешь в бассейне, начинать новые интенсивные упражнения можно только после того, как частота пульса снизится до 120–130 ударов в минуту.

И еще одно. Сразу же после окончания поездки подсчитайте количество сердечных сокращений. Частота пульса в первые 10 секунд считается исходным показателем (100 %). Когда пройдет 30–40 секунд, количество сердечных сокращении должно уменьшиться по крайней мере до 80 %, а через 60–70 секунд до 60 % по отношению к исходному показателю [1].

Социальная роль велосипеда

Производство велосипедов сыграло большую роль в создании технической базы для других видов транспорта, прежде всего автомобилей и самолётов. Многие технологии металлообработки, разработанные для производства как велосипедных рам, так и других частей велосипедов (шайб, подшипников, зубчатых колёс), впоследствии использовались в производстве автомобилей и самолётов. Многие автомобильные фирмы, созданные в начале XX века (например, Ровер, Шкода, Morris Motor Company, Опель), начинали как велосипедные. Начинали как производители велосипедов также Братья Райт.

Общества велосипедистов добивались улучшения качества дорог. Примером такой организации является Лига Американских Любителей Колёсного Транспорта (League of American Wheelmen), в конце XIX века в США возглавлявшая и финансировавшая Движение за Хорошие Дороги (Good Roads Movement). Улучшение качества дорог также ускорило развитие автомобилей.

Велосипеды сыграли свою роль в эмансипации женщин. В частности, благодаря им в 1890–х в моду вошли женские шаровары, что помогло освободить женщин от корсетов и другой сковывающей одежды. Кроме того, благодаря велосипедам женщины обрели беспрецедентную мобильность.

Велосипеды позволили сельским жителям чаще ездить в соседние деревни и города, благодаря чему участились браки между жителями разных населённых пунктов. Велосипеды уменьшили скученность в городах, позволив рабочим и служащим жить в пригородах, относительно далеко от места работы.

Почтовые службы многих стран используют велосипеды с конца XIX века. Так, британская почта использует велосипеды с 1880–х. Общее количество почтальонов-велосипедистов составляет 37 000 в Великобритании, 27 500 в Германии, 10 500 в Венгрии.

Полиции многих стран используют велосипеды для патрулирования улиц, особенно в сельских районах. Велопатрули, как и велосипедная почта, появились в конце XIX века.

В Великобритании велосипеды традиционно используются для доставки газет. Это позволяет брать на работу подростков, у которых ещё нет водительских прав. В бедных странах велосипеды иногда используются для доставки обедов [2].

Велосипеды в настоящее время

В настоящее время велосипеды наиболее популярны в странах Северной и Западной Европы. Самая велосипедная страна Европы — Дания, средний житель этой страны проезжает за год на велосипеде 893 километра. Следом идут Нидерланды (853 км). В Бельгии и Германии средний житель проезжает за год на велосипеде около 300 километров. Наименее популярен велосипед в странах Южной Европы — среднестатистический испанец проезжает за год на велосипеде всего 20 километров.

Современная популярность велосипеда в Европе — результат проводимой правительствами политики, так как популяризация велосипеда способствует разгрузке центров городов от автомобилей, а также улучшает здоровье людей.

Для популяризации велосипеда принимаются следующие меры: устройство велосипедных дорожек и прочей инфраструктуры; меры, облегчающие использование велосипеда в сочетании с общественным транспортом (велосипедные стоянки, как правило, крытые, а зачастую и охраняемые, на вокзалах и автостанциях, оборудование пассажирских поездов специальными вагонами для пассажиров с велосипедами и тому подобное).

Во многих городах Европы велосипед можно взять напрокат на вокзале.

Таким образом, велосипед является неотъемлемой частью здорового, правильного образа жизни, стимулирует развитие не только мышц, но и духовности человека, его отношению к истории, к природе и к самому себе.

Список источников

  1. Velorider.ru
  2. VipBike.ru