ДонНТУ   Портал магистров

Кен Тирелл и его команда

Введение

При написании данного раздела я стоял перед выбором, о чем лучше написать, о таком виде спорта как Формула – 1, болельщиком которой являюсь с 2009 года, либо о футболе. Но все-таки, после раздумий остановил свой выбор на Формуле – 1.

Королевские автогонки - это еще одно название Формулы 1, которое говорит само за себя . Как у любого поклонника Формулы 1, у меня есть мечта побывать хотя бы на одной гонке, вживую почувствовать атмосферу, царящую на трибунах во время и после гонки.

Формула – 1 является Королевой автоспорта, т. к. в этом виде спорта сосредоточены самые лучшие головы, спортсмены и тактики мира для достижения идеального результата. Болид (гоночная машина), представляет собой инженерное совершенство (в области механизмов, материалов, аэродинамики), объединенных с лучшими разработками в сфере электроники – для разработки и объединения которых как раз и нужны лучшие люди в своих сферах. В Формуле-1 постоянно рождаются оригинальные технические решения, что ведёт к прогрессу как гоночных болидов, так и дорожных автомобилей.

Формула 1 – это, прежде всего командный вид спорта, в котором важна слаженная работа всего механизма, а не личных качеств гонщика, для достижения цели - победы в кубке конструкторов и личного зачета для пилота.

В своем индивидуальном разделе я хочу написать о таком известном человеке как Кен Тиррелл и его команде. Для многих из тех, кто еще успел застать относительно недавние Гран-При с участием машин Tyrrell, эта команда осталась в памяти как команда-аутсайдер. Однако это не совсем так. Или даже совсем не так. Действительно, последние 20 лет своей жизни команда особыми успехами не блистала, редко поднимаясь в Кубке конструкторов выше шестого места. Но были времена, когда слава Tyrrell гремела так же, как слава Ferrari.

Блеск и нищета Tyrrell

Tyrrell Джеки Стюарта на Гран-При Монако 1973 года

На снимке победный финиш Tyrrell Джеки Стюарта на Гран-При Монако 1973 года. Увы, но финиш команды Тиррела 25 лет спустя оказался далеко не таким красивым и вовсе не победным. Именно 1973 год стал той вершиной с которой для Кена Тиррела началось неуклонное движение вниз.

Удивительно, но в мир автогонок Тиррелл пришел совершенно случайно. Демобилизовавшись по окончании Второй мировой войны молодой англичанин занялся торговлей лесоматериалами, открыв магазин в своем городе Окхэме и весьма преуспев в этом бизнесе. Но как-то раз в 1951 году местная футбольная команда, за которую Кен имел обыкновение играть, всем составом отправилась в Сильверстоун, где молодой человек и увидел впервые то, чем был сразу же очарован и что стало затем делом всей его последующей жизни почти до самой смерти.

Для начала Кен сам участвовал в 500-кубовой Формуле-3. Однако из пилотов довольно быстро ушел: “Когда я убедился, что могу финишировать лишь седьмым, шестым или в лучшем случае пятым, то решил, что меня это не устраивает и что мой опыт и пристрастия я смогу гораздо плодотворнее реализовать в качестве менеджера команды”. И в 1958 году Тиррелл стал управлять делами в выступающей в Формуле-2 команде Cooper, а двумя годами позже учредил Tyrrell Racing Organisation, выставив машины Cooper в Формуле-Junior.

А в 1964 году произошло одно из самых знаменательных событий в его жизни и истории мирового автоспорта: за руль его машины, выступавшей в Формуле-3, сел молодой Джеки Стюарт. Трудно сказать, кто из них в большей степени предопределил дальнейшую славную судьбу другого (скорее всего, оба в равной степени).

Джеки Стюарт про Тиррелла: Кен был самым важным человеком в моей жизни вне семьи. Без Кена я бы никогда не достиг того, чего достиг сегодня, его влияние на мою карьеру было неизмеримым. Он был для меня больше чем просто владелец и руководитель команды, он был как отец. В первый год у нас даже не было контракта – он был просто ни к чему. Он учил меня, опекал, подталкивал и продвигал. Мы спорили и смеялись. Кен обеспечил мой успех своей убедительной, логичной и практичной мудростью, которую я очень уважал. В свое время он был просто лучшим. Впрочем, уместно напомнить, что я – лишь один из пилотов, которых Кен вывел на высший уровень автоспорта.

Действительно, Франсуа Север, Джоди Шектер, Патрик Депайе и Микеле Альборетто – все они побеждали в Гран-При за рулем Tyrrell. Дядюшка Кен привел в Формулу-1 Дидье Пирони, Штефана Беллофа, Жана Алези, Мику Сало и Мартина Брандла.

В 1968 году команда Тиррелла появляется в Формуле-1, и с этих пор бержераковский нос дядюшки Кена становится непременным атрибутом паддока. Французские машины Matra, двигатель Ford-Cosworth и летучий шотландец Джеки Стюарт в кокпите - с таким вооружением осада замка королевы автоспорта была непродолжительной. В 1968-м Стюарт с тремя победами занял в чемпионате 2-е место, а через год, выиграв 6 гонок из 11, стал чемпионом.

Tyrrell, 1968 год

Шасси Matra с двигателем Ford- Cosworth, первый болид команды Тиррелла

В конце 1969 года Тиррелл и Стюарт неожиданно прервали так успешно складывавшееся сотрудничество с Matrа. Причиной этому было желание французов оснащать машины собственным 12-цилиндровым мотором. У Кена и Джеки возникли резонные сомнения в надежности нового двигателя, и Тиррелл выбрал меньшее из двух зол. На смену Matra пришла March, к сезону 1970 года она построила свою первую машину Ф-1, оснащенную Cosworth. Творение Робина Херда, March 701, еще страдал от всевозможных детских болезней, и Стюарт за первые 10 этапов чемпионата смог лишь однажды первым пересечь финишную черту.

Tyrrell, 1970 год.основа - шасси March 701

Джеки лидирует на Гран-При Испании (Харама) 1970 года.

Пока Джеки и второй пилот команды Франсуа Север боролись на гоночных трассах с соперниками и неполадками своих March, у Кена Тиррелла зрела идея создания собственной машины. В феврале 1970 года Тиррелл поставил эту задачу перед Дереком Гарднером, трудившимся до того в компании Ferguson. Гарднер никогда прежде не имел дела с гоночными автомобилями (если не считать небольшого опыта по конструированию подвески для Lotus 56). Тиррелл назначил встречу Гарднеру в баре городка Хенли-он-Темз. В ходе непродолжительной беседы партнеры пришли к полному единству взглядов по поводу того, что должен представлять собой автомобиль Формулы-1, и Гарднер принялся за работу.

справа - Кен Тиррел, слева - Дерек Гарднер

Дерек Гарднер и Кен Тиррелл

Трудился он в обстановке строжайшей секретности. Чертежи готовил в спальне собственного дома, а макет кузова собирал в своем же гараже. Собственно, вся секретность объяснялась просто - Тиррелл не хотел осложнять отношения с March, пока не будет уверенности, что Гарднер справится с задачей. До поры до времени о проекте знали только Тиррелл и Гарднер. Даже Джеки Стюарт и механики команды узнали о его существовании только в тот день, когда им предстояло впервые примериться к макету шасси в натуральную величину. Примерка, опять же, состоялась в гараже у Гарднера. Проектирование и производство Tyrrell 001 обошлось всего в 22 500 фунтов.

Tyrrell-Ford, первое шасси собственной конструкции

"Секретный Tyrrell-Ford, впервые продемонстрированный общественности в августе 1970 года знаменовал собой начало нового этапа в истории команды. Отныне команда Кена Тиррелла будет выступать на шасси собственной конструкции.

В те времена Ф-1 была гораздо более скромным предприятием. Все делалось чуть ли не на голом энтузиазме. В команде Кена работало полдюжины механиков, а его жена Нора, с которой он прожил до самой смерти, стояла тогда с секундомером у ограждения пит-лейн, отмечая время прохождения гонщиками круга. Трейлер, на котором машины доставлялись на Гран-При, был смонтирован на шасси, извлеченном из Темзы после того, как перевозившее его грузовое судно затонуло в результате столкновения.

20 сентября 1970 года первый Tyrrell предстал перед публикой на автодроме на ГП Канады. И хотя Стюарту удалось занять поул-позишн, в этой гонке, как и в двух оставшихся, до финиша Tyrrell не добрался.

В межсезонье в Окхэме продолжалась напряженная работа но совершенствованию машины, и появившийся в 1971 году Tyrrell 003 уже был способен на многое. Гонщики выиграли 7 этапов чемпионата (6 раз победил Стюарт, а однажды это удалось сделать и Сэверу). Стюарт во второй раз стал чемпионом мира, а Tyrrell выиграл Кубок конструкторов.

победный <q>дубль</q> команды Тиррелла, (Уоткинс-Глен) 1972 год.

Гран-При США (Уоткинс-Глен) 1972 год. Очередной победный дубль команды Тиррелла исполнения Джеки Стюарта и Франсуа Сэвера.

Судьба благоволила команде и следующие два сезона: в 1972 году Стюарт стал вице-чемпионом мира (лишь обострение язвенной болезни помешало ему повторить успех), а в 1973-м - завоевал третью чемпионскую корону. Но в последней гонке сезона, в Уоткинс-Глен, удача отвернулась от команды. В квалификационных заездах перед гонкой под обломками своего Tyrrell 006 погиб Франсуа Север. Потрясенный смертью товарища по команде Джеки Стюарт, который хотел завершить после этой гонки карьеру пилота, на старт не вышел. Так Кен Тиррелл в одночасье лишился обоих гонщиков…

авария Франсуа Севера, Уоткинс-Глен 1973

Квалификационные заезды, Уоткинс-Глен 1973. Под обломками своего Tyrrell 006 погиб Франсуа Север

В следующем сезоне в кокпиты его машин сели подающие надежды Джоди Шектер и Патрик Депайе. И хотя Шектеру удалось за два года выиграть три гонки, до достижений времен Стюарта было далеко. Тиррелл и Гарднер попытались предотвратить сползание команды в ряды середнячков, выпустив на трассу революционный шестиколесный Tyrrell Р34.

Шестиколесный монстр бороздил трассы чемпионата мира в течение двух сезонов, но максимум того, чего смогли добиться его пилоты - это единственная победа в Гран-При Швеции-76. Разочарованный неудачами своего любимого детища, Дерек Гарднер покинул команду. На место главного конструктора был принят Морис Филипп. В Tyrrell 008 он вернулся к четырехколесной схеме. На этой машине Депайе выиграл Большой Приз Монако-78.

ГП Монако, 1978

Депайе выиграл Большой Приз Монако-78

Однако затем удача стала довольно быстро поворачиваться к команде Кена Тиррелла спиной. Начались бесконечные проблемы с уходом спонсоров и поиском новых, с далеко не всегда удачным выбором пилотов, с самой техникой… Даже в конце 80-х команда выглядела по-прежнему почти любительской по своему стилю работы на фоне того, что Формула-1 становилась все более профессиональным спортом и бизнесом.

В 1982 году дела Tyrrell, казалось, пошли на поправку. Новичок Микеле Альборето выиграл гонку в Лас-Вегасе. Через год Альборето вновь отметился победой, на этот раз в Детройте. Этот успех так и остался последней победой машин Кена Тиррелла на этапах чемпионата мира.

Очередной удар судьбы последовал в чемпионате-84. Tyrrell, хотя звезд с неба и не хватал, выглядел вполне солидно: и Брандлу, и Беллофу удавалось попадать в зачетную шестерку. А Брандл даже финишировал вторым в Детройте. Но именно эта гонка оказалась роковой для Tyrrell. Судьи после финиша обнаружили в топливе машины Брандла присадки, увеличивающие октановое число бензина. Результат Брандла был аннулирован, а затем и вся команда была снята с чемпионата.

Детройт, 1984 год

Брандл финишировал вторым в Детройте, 1984 год

Проведя в Окхэме 10 лет, Морис Филипп ушел из команды после сезона-87, после чего конструкторский штаб Tyrrell возглавил ветреный рыцарь Харви Постлтуэйт, сменивший за свою более чем 20-летнюю карьеру конструктора добрый десяток конюшен. В содружестве со специалистом по аэродинамике Жан-Клодом Мижо Харви создал проекты 019 и 020. Новинки, примененные на этих машинах, - передняя подвеска с одним амортизатором, носовой обтекатель с уменьшенной лобовой площадью и усоподобный элерон переднего антикрыла - стали объектом подражания для конструкторов конкурирующих команд.

дебютант Жан Алези, 1989 год

В 1989 году за рулем Tyrrell дебютировал в Формуле-1 Жан Алези. Два вторых места Жана в 1990 году - в Финиксе и Монако - произвели фурор в мире Ф-1, открыв французу дорогу в Маранелло.

Последним более-менее благополучным годом для Tyrrell был сезон-94. Тогда Бланделлу удалось финишировать в одной из гонок на подиуме, а команда разделила с Ligier 6-е место в Кубке конструкторов. Затем дела в Окхэме пошли по нисходящей - проблем было все больше, а очков все меньше...

Он умер, но дело его живет

Но кто теперь вспомнит тусклые, пусть даже недавние неудачи на фоне хоть и далеких, но блестящих побед? Очень емко по этому поводу высказался Мартин Уайтекер, глава европейского гоночного отделения компании Ford: Вместе с преданным делу коллективом инженеров и механиков Кен в свое время бросил вызов грандам автоспорта – Ferrari, Lotus и BRM – и побил их сочетанием таланта и чутья. Спорт потерял выдающегося борца, но он оставил после себя не менее выдающееся наследие.

Tyrrell P34

Инженерная диковинка - шестиколесная чудо-машина Tyrrell P34, прославшая Тиррелла

Наследие, кстати, совершенно реальное, видимое каждому в любой современной машине Ф-1. Шестиколесная чудо-машина прославила Тиррелла, но так и осталась в истории Формулы-1 инженерной диковинкой, а вот другим своим изобретением Кен гордился более чем заслуженно: Даже когда мы не могли найти крупного спонсора, мы все равно всегда старались продвинуться вперед, создать инновации, построить лучшую машину. Возьмите, к примеру, Алези, когда в 1990 году в Финиксе он в течение 30 кругов лидировал впереди Сенны, хотя на его машине стоял двигатель конструкции 20-летней давности, а Сенна пилотировал новейший McLaren. В той гонке мы впервые выставили машину с приподнятым носом. Эта конструкция очень хорошо показала себя на испытаниях в аэродинамической трубе. Она сработала. И теперь такой нос можно заметить почти на всех болидах Ф-1

Алези - Сенна, Монако, 1990

Битва Алези - Сенна в Монако 1990 год

Кен беззаветно и глубоко любил дело, которое было его жизнью в течение более 40 лет. И можно представить, какую горечь и грусть он испытал, лишившись этой своей жизни, когда в конце концов, окончательно зайдя в глухой финансовый тупик в декабре 1997 года продал дело всей своей жизни за 30 млн долларов BAR, рвущейся в Формулу-1. Он мог остаться в все еще носящей его имя команде и на следующий сезон, но уже в феврале 98-го, не найдя взаимопонимания с ее новыми хозяевами, расторг контракт и ушел в отставку, оставив любимое детище на попечение своего друга и конструктора Харви Постлтуэйта.

1997 год, последний сезон Тиррелла

1997 год, последний сезон Тиррелла

Однако всякий раз по возвращении Харви с очередного Гран-При Тиррелл специально встречался с ним и живо интересовался, продолжая искренне, всем сердцем переживать за родную команду.

В том же году врачи диагностировали у Тиррелла рак поджелудочной железы. Так бывает часто: даже в очень солидном возрасте человек, отдавая всего себя любимому делу сохраняет почти юношеское здоровье и бодрость, но стоит отойти от дел, выйти из привычного ритма жизни, и он сгорает буквально за считанные месяцы. Так, возможно, произошло и с Тирреллом.

Кен Тиррелл

Кен Тиррелл

Хотя после вынужденного ухода из автоспорта он вовсе не собирался совсем опускать руки. Да и с автоспортом он не совсем расстался, будучи избранным на пост президента Британского клуба автогонщиков, золотой медали которого он был удостоен наряду всего еще с Стирлингом Моссом, Джеки Стюартом и Берни Экклстоуном.

Человек, который всегда был более, чем менее. Заключение

Идеальных людей, как известно, не существует. У всех есть какие-то недостатки. Так что говорить можно скорее о, например, более или менее порядочных представителях рода человеческого. Кен Тиррелл был из тех, кто более. Но, конечно, при всей своей доброте и порядочности Кен Тиррелл отнюдь не был иконой. Конечно, и он был не чужд тех далеко не всегда образцовых нравов, которые царят в Формуле-1

Когда было необходимо, добряк Кен проявлял величайшую твердость и даже жесткость. Как вспоминает Фрэнк Уильямс, воевавший когда-то вместе с Тирреллом и Роном Деннисом против Экклстоуна по поводу Договора о согласии, только Кен был способен на равных спорить с Берни.

Но все же чаще Кена видели совсем другим – доброжелательным и задушевным. Жаль, но все хорошее когда-нибудь кончается. Закончилась и история Tyrrell, во всяком случае, та ее часть, которая связана с именем дядюшки Кена, последнего динозавра романтической эпохи автогонок. На обломках старого здания возводится новое. Наверное, решение передать бразды правления новому поколению было правильным. Реинкарнация в Формуле-1 - не такая уж редкая вещь. Будем надеяться, что и душа прежней команды Tyrrell будет чувствовать себя уютно в новом теле Mercedes.

Mercedes w04

Последняя инкарнация Tyrrell - Mercedes.

Список источников

История Формулы 1

Формула 1(Википедия)

Тиррелл, Кен — Википедия

Следы на песке - Кен Тиррел

Крупнейший портал о формуле 1

Мир Формулы 1