ДонНТУ   Портал магистров

Деловой этикет в Украине

Если говорить о этикете, то первая ассоциация, которая у меня возникает, связанная с этим словом – английский этикет. Интересная история, которая натолкнула меня на то, что необходимо больше времени уделять этой теме произошла еще в школе. Моя учительница истории рассказала удивительнейшую историю о визите Гагарина Юрия Алексеевича к английской королеве Елизавете II. Первый космонавт планеты был приглашен к английской королеве на завтрак. На этом завтраке присутствовали важные господа. Все обращали внимания на знаменитого гостя. А сам Гагарин не видел прежде так сервированного стола. В свою очередь королева, чтобы гостю было комфортней, позволила себе нарушить этикет и протокол, сказав: "Господа, дате есть по-гагарински". Тему индивидуального раздела: "Деловой этикет в Украине" я выбрала не случайно, потому что считаю, что данная тема будет полезна для повседневной жизни и карьеры.

Все известно, что Великобритания знаменита своим консерватизмом и традициями. Возможно, благодаря тому, что у англичан есть протокол, которому они четко следуют при ведении деловых отношений, то у их коллег по бизнесу гораздо больше желания с ними сотрудничать, нежели с людьми, которые в это вопросе менее компетентны.

Для развития успешного дела  важными являются не только знания экономических законов, тенденций, но и так же этикета. Нарушение делового этикета является недопустимым. Можно сказать, что деловой этикет – это "сборник законов" , в котором прописано моральное и профессиональное поведение делового человека. Каждый народ имеет свои особенности, традиции и свои нормы поведения, но зачастую они схожи. Современный мир большей своей частью ориентирован на европейский деловой этикет. Весомым аргументом важности этикета является то, что по статистики 70 % сделок не были заключены из-за того, что украинские бизнесмены не знали правил международного общения и не владели культурой поведения [5].

Основные разделы:

Некоторые общие правила

Основное правило можно сформулировать так: преимущество и субординация. Преимущество имеют: женщины перед мужчинами, инвалиды или больные перед здоровыми, начальники перед подчиненными. К примеру, они решают, начинать ли с кем-нибудь разговор, первыми входят в комнату, их имена приводятся на первом месте. При знакомстве поступают наоборот, то есть сначала называют начальнику имя подчиненного.

По лестнице мужчина должен идти так, чтобы иметь возможность в случае необходимости помочь женщине. То есть, поднимаясь, находиться за ней, а спускаясь – перед ней.

Если вы кого-нибудь случайно толкнули, побеспокоили или захотели о чем-нибудь попросить, то извинитесь коротко, но вежливо: "простите" или "извините", или еще более учтиво "простите, пожалуйста". В ответ на извинения вежливо ответить: "пожалуйста" или "ничего не случилось".

Чтобы иметь хорошие манеры, очень важно правильно держать тело. Нужно управлять всегда и всюду своими движениями: стоите ли вы, идете или сидите. Неприлично ходить слишком быстро или очень медленно, шагать резко, по-военному, размахивать руками. Руки при ходьбе должны двигаться легко, непринужденно. Упираться руками в бок, засовывать руки в карманы брюк, или пальто – дурной тон.

Манера сидеть часто позволяет судить о том, хорошо воспитан человек или нет. Сидеть следует ровно, на переднем краю стула. Не раздвигайте слишком колени, не закидывайте ноги за ножки стула. Садиться и вставать нужно без шума, не передвигая ноги, а передвигая стул.

От многих существующих у человека плохих привычек необходимо избавляться.  Например, мужчине непозволительно ходить небритым – это негигиенично и не эстетично. Дурным принято считать неухоженные руки. Ногти должны быть не слишком короткими, безусловно они должны быть всегда чистыми. Нехорошо ходить угрюмым или погруженным в глубоком раздумье. Не показывайте свое дурное настроение. Приветливый взгляд украсит любое лицо.

При разговоре постарайтесь не жестикулировать. Неуместен и громкий, привлекающий внимание смех. Ели вас кто-то рассмешил, не стоит закрывать лицо руками [2].

Дополнительную информацию можно прочитать по ссылки некоторые общие правила этикета, правила ділового етикету.

Правила делового этикета для встреч

  1. Используйте звания. Если Ваш коллега не имеет профессионального или ученого звания, используйте приставку «Пани» (для женщин) или «Пан» (для мужчин) вместе с ее или его фамилией.
  2. Стройте отношения. Рассчитывайте на небольшой разговор в начале встречи со своим коллегой для знакомства с Вами. Позвольте ему переключить тему беседы с личной на деловую. Если Вы не говорите на языке своего делового партнера, подумайте о том, чтобы нанять переводчика, чтобы продемонстрировать свой профессионализм и облегчить общение.
    Одевайтесь формально — мужчины носят костюм с галстуком, женщины — деловой костюм или платье.
  3. Указывайте ученые степени на визитных карточках. Кроме того, пожалуйста, переведите одну сторону своей визитки на украинский или русский.
  4. Пожимайте руки — используйте рукопожатия со своими коллегами при первой встрече. Пожалуйста, поддержите зрительный контакт и повторите свое имя во время рукопожатия. Также пожимайте руки при прощании.
  5. Другие полезные советы по украинскому деловому этикету:

  6. Сделайте это и произведите впечатление на своих украинских коллег тем, что предоставите им все документы, которые понадобятся во время встречи, переведенными на украинский язык.
  7. Всегда учувствуйте в тостах за обедом с украинскими коллегами. Если Вы не пьете, пожалуйста, сошлитесь на медицинские ограничения. Если Вы не пьете алкогольный напиток, не чокайтесь во время тоста. Хозяин говорит тост первым. От Вас будут ждать ответного тоста далее во время застолья.
  8. Деловые встречи часто происходят за столом, так как это помогает строить взаимоотношения. Не стоит удивляться, получив приглашение на деловую встречу с застольем в дом Вашего коллеги.
  9. Некоторые украинцы суеверны. Пожалуйста, не пожимайте руки через порог. Кроме того, не передавайте ничего через порог. Оба действия считаются плохой приметой [3].

Телефонный этикет

В наши дни телефон стал одним из наиболее распространенным средством связи. Этот вид связи является важной разновидностью делового общения. Вопросов непосредственно делового общения я не касаюсь, потому, что эта тема была раскрыта в работах магистров предыдущих лет. Любая уважающая себя фирма имеет не просто телефон фирмы, но и ее работники знают правила телефонного этикета. Вот некоторые из них:

Более детальные правила можно найти по ссылки: Телефонна розмова.

Деловая одежда

Не последнюю роль при ведении деловых бизнеса играет одежда.

При выборе одежды важно помнить о том, что ткань должна быть качественной. Прежде всего, обратим внимание на мужской гардероб. Стандартный мужской костюм состоит из двойки: брюки и пиджак, или тройки: двойка плюс жилет. В запасе у мужчины должно быть несколько костюмов, среди которых: повседневный, праздничный и для особого случая. Не обязательно костюм должен быть модным, но обязательно идеально подобранным и быть как можно проще.  Брюки и пиджак должны не отличаться цветом. Это, главным образом, и отличает стиль делового человека от публичного. В зависимости от предпочтений и целей пиджака может быть двубортный или однобортный. Двубортный пиджак рекомендовано носить высоким и худощавым мужчинам. Данный тап пиджака условно расширяет фигуру. Классически рубашку подбирают светлых оттенков под цвет костюма. Она не должна быть яркой. Рубашка предназначена для того, чтобы оттенять, а не привлекать к себе внимание. Ограничений в выборе галстука не существует. Он подбирается под рубашку и костюм. Важную роль играют аксессуары: обувь, пояс и головной убор.  Дополнительно о деловой одежде мужчин.

Перейдем к гардеробу дам. Женщина в офисе должна носить деловой костюм. Лучший вариант для деловой женщины, это классический костюм, состоящий из пиджака и юбки. Он также может быть брючным. Что касается цвета, то здесь лучше выбрать черный или синий, хотя здесь уже важен не так конкретный цвет, как его неброскость. Длинна юбки должна быть приблизительно на уровне колен. Вы также можете поэкспериментировать с фактурами и цветом. Короткий, разноцветный жакет оживит черные брюки, а блузка рыже-оранжевого цвета будет нарядно смотреться с юбочным костюмом глубокого синего цвета. Белая блузка также является классикой и нужно следовать и этому правилу. Не допускаются никакие оголения: декольте, мини-юбка, смелый вырез, разрез на юбке, оголенный плечи, живот. Не принято также использовать некоторые виды тканей, например бархат, тафту, шифон, кружево, блестящие ткани – атлас, парчу, блестящие броские вышивки [5].

Литература:

Индивидуальные разделы магистров ДонНТУ на схожие тематики: