Українська   English
ДонНТУ   Портал магистров

Реферат по теме выпускной работы

Содержание

Введение

Актуальность. В условиях перестройки экономики Украины, создание новых социальных и экономических отношений в обществе важную роль играет организация оплаты труда, так как прогресс общества и его конкретных субъектов (предприятий, организаций), реализуется, прежде всего, через укрепление и развитие личных материальных стимулов, основной формой которых и является оплата труда. За последнее время основательно меняется политика в области оплаты труда, социальной поддержки и защиты интересов работников. Значительная часть функций государства в реализации этой политики переданы предприятиям, которые самостоятельно устанавливают формы, системы и размеры оплаты труда, материального стимулирования его результатов. В экономике Украины на современном этапе в сфере оплаты труда есть целый ряд недостатков: размер заработной платы не всегда зависят от результатов деятельности рабочих, не создан совершенный механизм социальных взаимосвязей, не определена до конца роль заработной платы в мотивационной системе рыночной экономики, важное место занимает межотраслевая и региональная дифференциация заработной платы. Переход к рыночной экономике привел к снижению реальной заработной платы и прожиточного минимума. Возникла огромная разница заработной платы между отдельными социальными группами. Заработная плата перестала быть стимулирующим фактором, что затрудняет проведение мотивирующей политики. Все это обуславливает необходимость глубокого теоретического переосмысления сути и значения оплаты труда как экономической категории, необходимость реформировать системы оплаты труда в Украине, что объективно формирует необходимость и целесообразность проведения соответствующего научного исследования и высокое его актуальность. В этой связи, реформирования заработной платы должен стать важной составляющей рыночных преобразований. В основу реформирования заработной платы должен быть положен переход от определения цены труда как стоимости средств для личного потребления работника к определению реальной цены рабочей силы как стоимости средств, необходимых для расширения воспроизводства работающего человека.

Анализ последних исследований и публикаций. Многие из отечественных ученых занимались этой проблемой, проводили исследования в области оплаты труда, пытались реформировать ее и привести определенные рекомендации, в частности это Богиня Д. П., Колот А. М., Лукьянченко Н. Д., Мешков А. В., Михальчук Л. В., Полищук В. П., Симутина Я. В., Шевченко В. В., значительный вклад в теорию и методологию учета оплаты труда внесли ученые Кравченко М. А., Костишина Т. А., Щирба И. А., Шилова Л. І., и др. Однако еще остались нерешенными некоторые вопросы в этой области, а именно: почти не уделяется внимание оценке системы оплаты труда и методам ее управления на предприятии бюджетной сферы для формирования конкурентоспособной рыночной экономики в Украине.

Цель исследования. Целью исследования является доработка теоретических и методологических положений и создание методических рекомендаций касательно совершенствования управления оплатой труда в бюджетной сфере.

Задачи исследования. Исходя из сформулированой цели в работе поставлены следующие задачи:

  1. Раскрыть сущность, основное содержание и особенность оплаты труда на предприятии как объекта управления.
  2. Рассмотреть основы организации оплаты труда на предприятиях бюджетной сферы.
  3. Исследовать законодательные аспекты управления заработной платой.
  4. Проанализировать тенденции заработной платы на предприятиях Украины.
  5. Определить факторы влияния на систему управления оплатой труда на предприятиях бюджетной сферы в Украине.
  6. Провести оценку состояния системы оплаты труда на примере современного украинского предприятия.
  7. Разработать комплекс мероприятий по совершенствованию механизма оплаты труда на современных украинских предприятиях.
  8. Разработать рекомендации по совершенствованию системы оплаты труда на предприятиях бюджетной сферы.
  9. Провести оценку предлагаемых мероприятий по оптимизации управления оплатой труда на примере современного украинского предприятия бюджетной сферы.

Объект исследования – процесс управления оплатой труда на предприятии в современных условиях хозяйствования в Украине.

Предмет исследования – теоретические принципы и методы формирования системы оплаты труда на предприятиях бюджетной сферы.

Методы исследования. Теоретической и методологической основой работы являются основные положения экономической теории, научные труды и разработки отечественных и зарубежных ученых в сфере управления оплатой труда на предприятии. Для последовательного разрешения поставленных в работе задач были использованы основные общенаучные и прикладные методы исследования: методы группировки и сравнения – для изучения и анализа содержания категории оплата труда, системный анализ – для оценки важности динамики развития финансовых и правовых институтов и определенные сдвиги в системе оплаты труда на предприятиях бюджетной сферы на макро- и микроэкономическое развитие государства; ситуационный анализ – для изучения и подходов к определению оплаты труда на предприятии; системный анализ и метод группировки – для совершенствования подхода и предложения рекомендаций, которые базируются на экономико‑математическом анализе управления оплатой труда на предприятии. Информативной базой исследования являются нормативные и законодательные акты Украины, общие положения научных работ отечественных и зарубежных ученых в рамках исследуемой темы, экспресс‑информация Госкомстата Украины, материалы научно‑исследовательских конференций, периодические издания и сеть Internet.

Научная значимость исследования заключается в анализе и совершенствовании управления оплатой труда на предприятиях, разработке рекомендаций по совершенствованию механизма оплаты труда на предприятиях бюджетной сферы.

Апробация результатов работы. Главные научные и практические результаты работы были представлены на всеукраинских научно-практических конференциях: всеукраинская научно-практическая конференция студентов и молодых ученых Современные проблемы управления инвестиционной и инновационной деятельностью (г. Донецк, 2013, 2014 гг.), Донбасс – 2020: перспективы развития глазами молодых ученых (г. Донецк, 2014 г.), международная научно-практическая интернет‑конференция молодых ученых Управление экономическими процессами на макро- и микроуровне: проблемы и перспективы решения (г. Львов, 2014 г.)

Публикации. Основные идеи и положения работы были представлены в 4 научных публикациях (материалы конференций): Специфика инвестирования в трудовые ресурсы в современных условиях в Украине, г. Донецк 2013 г.; Использование современных систем оплаты труда в Украине, г. Донецк, 2014 г.; Источники финансирования инвестиций в развитие кадрового потенциала предприятия, г. Львов 2014 г.; Усовершенствование моделей оплаты труда в условиях внедрения инноваций в Украине, г. Донецк 2014 г.

Структура исследования вытекает из целей, задач, предмета и методов исследования. Работа состоит из вступления, трёх разделов, объединяющих подразделы, выводов, списка использованных источников. Основное содержание представлено в первоначальном объеме, работа имеет таблицы и рисунки.

Основная часть работы

В Вступлении представлена актуальность темы выпускной работы, проведен анализ существующих проблем, которыми занимались известные ученые, приведены цель исследования, задачи, объект, предмет и методы исследования, раскрывается практическая ценность результатов.

Первый раздел работы Теоретические основы оплаты труда посвящается рассмотрению сущности, основного содержание и особенностей оплаты труда, как экономической категории, основ организации оплаты труда на предприятиях бюджетной сферы, рассмотрены и проанализированы законодательные аспекты управления оплатой труда в Украине.

Эффективность функционирования и социальное развитие обеспечивается прежде всего формированием надлежащих индивидуальных и коллективных материальных стимулов, ведущей формой реализации которых является оплата труда различных категорий персонала. Основным источником доходов наемных работников есть и в дальнейшем будет оставаться заработная плата. Сейчас именно заработной плате принадлежит преобладающее значение в мотивационном механизме. Заработная плата как экономическая категория относится к числу сложнейших. Именно по этой причине, к сожалению, сейчас в Украине отсутствует единое понимание сути заработной платы. Основным законодательным актом, регламентирующим вопросы оплаты труда является Конституция Украины, на которой базируется все законодательство, в том числе и законодательство о труде [6]. В ст. 43‑46 Конституции Украины сказано, что каждый имеет право на труд, на отдых, на социальную защиту, на безопасные и здоровые условия труда и на заработную плату, причем не ниже установленного минимума. Интересно то, что каждый гражданин имеет право на своевременное получение вознаграждения за свой труд и это его право защищается законодательством [1]. Государство при этом должно создавать условия, необходимые гражданину для полной реализации своих прав. Заработная плата в условиях рыночной экономики – это плата за труд, а ее величина – это цена труда, определяемая на рынке труда в результате взаимодействия спроса на конкретные виды труда и ее предложение. Зависимость заработной платы от выполненного объема работы создает условия для повышения производительности труда, материально заинтересовывает работников в результатах как индивидуальной, так и общей работе. Размер заработной платы зависит от сложности и условий выполняемой работы, профессионально‑деловых качеств работника, результатов его труда и хозяйственной деятельности предприятия. Порядок начисления и выплаты заработной платы предусматривается коллективным договором. В таблице 1 приведены определения оплаты труда различных авторов.

Таблица 1 – Систематизация определения понятия оплаты труда ученых-экономистов

Определение Год Автор
Оплата труда – это вознаграждение, исчисленное, как правило, в денежном выражении, которое по трудовому договору собственник или уполномоченный им орган выплачивает работнику за выполненную работу. 2009 Кулешов В. В.
Заработная плата с практической точки зрения можно охарактеризовать как плату, предоставляется за использование труда, или как цену затраченного труда. 2010 Слезингер Г. Э.
Заработная плата – совокупность выплат в денежной (валютное) и (или) натуральной форме, получаемых работником (начисленных) ему по Определенный период времени (день, месяц, год) 2011 Золотогоров В. Г.
Оплата труда (заработная плата) – денежное выражение стоимости и цены рабочей силы, которое выступает в форме любого заработка, выплаченного владельцем предприятия работнику за выполненную работу. 2012 Липсиц И. В.
Оплата труда – это денежное выражение стоимости труда рабочих 2013 Собственное определение

По своей структуре заработная плата состоит из основной и дополнительной заработной платы, а также других поощрительных и компенсационных выплат. Основная заработная плата – это вознаграждение за выполненную работу в соответствии с установленными нормами труда (нормы времени, выработки, обслуживания, должностные обязанности). Она устанавливается в виде тарифных ставок (окладов) и подрядных расценок для рабочих и должностных окладов для служащих. Дополнительная заработная плата – это вознаграждение за труд сверх установленных норм, за трудовые успехи и изобретательность и за особые условия труда. Она включает доплаты, надбавки, гарантийные и компенсационные выплаты, предусмотренные действующим законодательством; премии, связанные с выполнением производственных задач и функций [8].

Существуют такие виды дополнительной заработной платы:

  1. Работа в сверхурочное время.
  2. Совместительство профессий.
  3. Работа в ночное время.
  4. Надбавки доплат по тарифным ставкам и должностным окладам.

Конкретный процент надбавки определяется в коллективном договоре. В условиях развития предпринимательства и существования различных форм собственности заработок работника не определяется размером какого-то гарантированного фонда оплаты труда, а все больше зависит от конечных результатов и доходов от деятельности предприятия. Надо учитывать, что и сам работник все чаще становится более‑менее реальным совладельцем предприятия. Поэтому вознаграждение работнику‑владельцу начислять не только за труд, но и за вложенный в предприятие капитал. Вот почему, учитывая изменения в природе и механизме формирования заработка работника, вместо понятия заработная плата все чаще используют термины трудовой доход, вознаграждение, оплата труда, заработок, доход. Но в любом случае полная компенсация (денежная или неденежная) за потраченные усилия, включая заработную плату, должна отражать вклад каждого работника, эффективность его труда. Действенность оплаты труда определяется тем насколько полно она выполняет свои основные функции – воспроизводственную, стимулирующую, регулирующую и социальную [3]. Реализация воспроизводственной функции заработной платы предусматривает установление норм оплаты труда на таком уровне, который обеспечивает нормальное воспроизводство рабочей силы соответствующей квалификации и одновременно позволяет применять обоснованные нормы труда, гарантирующих владельцу получение необходимого результата хозяйственной деятельности. Важным элементом механизма определения индивидуальной заработной платы являются формы и системы оплаты труда. Последние выступают, с одной стороны, соединительный звеном между нормированием труда и тарифной системой, а с другой – средством достижения определенных качественных показателей. Эти элементы организации оплаты труда является способом установления зависимости величины заработной платы от количества, качества труда и его результатов. Под словом система следует понимать совокупность принципов, которые служат основой любого учения. По отношению к оплате труда система включает два направления: организацию труда и начисление заработной платы. Первое связано с учетом отработанного времени, а второе – с количеством выполненной работы. Согласно статье 96 Кодекса законов о труде Украины основой организации оплаты труда является тарифная система оплаты труда, которая состоит из тарифных сеток; тарифных ставок; схемы должностных окладов; тарифно-квалификационных характеристик; тарифно-квалификационных справочников; квалификационных справочников должностей руководителей, специалистов и служащих; схем должностных окладов или единой тарифной сетки [7].

Класcификация систем и форм оплаты труда

Рисунок 1 – Класcификация систем и форм оплаты труда
(анимация: 7 кадров, 8 циклов повторения, 26 килобайт)

В условиях рыночной экономики, когда предприятие становится экономически самостоятельным, а на первый план выходят вопросы выживания, нормирования труда приобретает особое значение, как действенный способ сокращения затрат живого труда, экономии средств, идущих на оплату труда, снижение себестоимости продукции и повышение ее конкурентоспособности. Необходимо очень ответственно отнестись к организации коллективных систем оплаты труда, особенно подрядных и арендных коллективов. Должны учитываться условия, определяя целесообразность и необходимость коллективных форм организации и оплаты труда. Больше они целесообразны там, где объединение рабочих в трудовой коллектив определяются технологически, тоесть для выполнения одного технологического цикла необходимы совместные усилия работников а конечные результаты производства являются непосредственным результатом коллективного труда. Государство осуществляет регулирование оплаты труда работников бюджетных учреждений путем: установления размера минимальной заработной платы и других государственных норм и гарантий; установления условий и размеров оплаты труда на основании законодательных и других нормативных актов Украины, генерального, отраслевых, региональных соглашений, коллективных договоров в пределах ассигнований за счет общего и специального фондов; налогообложения доходов работников. Основными формами оплаты труда в бюджетных учреждениях является повременная и сдельная, но преобладает, как правило, почасовая оплата [4]. Основой организации оплаты труда является тарифная система, которая включает тарифные сетки, тарифные ставки, схемы должностных окладов, тарифно-квалификационные характеристики. Почасовая оплата труда в бюджетных учреждениях имеет две разновидности; штатно-окладная и почасовая. При штатно-окладной форме оплаты труда каждому работнику устанавливается месячный должностной оклад согласно штатному расписанию, должности, образованием, ученой степенью, ученым званием, категорией. Эта форма оплаты имеет два варианта. Для некоторых бюджетных учреждений (здравоохранения, высших учебных заведений и др.). В других учреждениях (общеобразовательных школах и др.) Оплата труда осуществляется по месячным ставкам с установлением государством обязательной нормы трудовой нагрузки (урочных часов), при превышении которой размер зарплаты увеличивается пропорционально выполненному объему работы. Начисление заработной платы в бюджетных учреждениях различных отраслей имеют свои особенности и существенные отличия. Так, в средних учебных заведениях зарплата педагогическим работникам выплачивается за фактическое количество часов преподавательской работы по ставке с учетом категории, образования, доплат за проверку тетрадей, дополнительной оплаты за классное руководство, заведование кабинетом, руководство кружком, группой продленного дня и с повышением ставки за звание учитель‑методист, заслуженный учитель, за научную степень и др. Для государственных предприятий установлены единые тарифные условия оплаты труда рабочих и служащих по общим (сквозным) профессиям и должностям. Они состоят из единой тарифной сетки и перечня общих профессий рабочих и служащих с соответствующими тарифными разрядами. Тарификация работников осуществляется путем их аттестации на основе квалификационных требований по общеотраслевых должностях и должностях, специфических для отдельных отраслей бюджетной сферы [5].

Во втором разделе Исследование специфики оплаты труда в современных условиях управления экономикой проанализировано состояние сферы оплаты труда на предприятиях Украины, исследованы процессы управления оплатой труда в бюджетных организациях, проведено анализ и оценка ситуации относительно системы оплаты труда на современном украинском предприятии бюджетной сфери.

В условиях развития конкурентных отношений необходимо определить подходы к конкурентоспособности оплаты труда, которые могут стать мощной движущей силой развития, повышения уровня жизни, наращивания человеческого капитала нации и конкурентных преимуществ государства. Сегодня такой механизм экономической наукой разработан несовершенно, а существующая оплата труда не полностью реализует свои функции, не удовлетворяет потребностям становления конкурентных отношений в экономике. По данным Государственной службы статистики Украины [2], среднемесячная номинальная заработная плата штатного работника в 2013 году по сравнению с 2012 годом увеличилась на 2,39 % и составила 3265 грн. Продолжает наблюдаться межотраслевая дифференциация в уровнях оплаты труда. Наиболее оплачиваемыми в стране были работники авиационного транспорта и финансовых учреждений, в которых размер заработной платы в 2-2,7 раза превысил средний по экономике. Среди промышленных видов деятельности на предприятиях по производству кокса, продуктов нефтепереработки и добыче топливно-энергетических полезных ископаемых уровень оплаты труда в 1,5-1,6 раза превысил средний по экономике и почти наполовину по промышленности. Вместе с тем, заработная плата работающих в учреждениях образования и здравоохранения остается ниже (соответственно на 15,5 % и 31,4 %) средней по экономике. Это свидетельствует о низкой стоимости рабочей силы в видах деятельности, которые обеспечивают предоставление социально важных услуг. Также при сохранении тенденции роста показателя заработной платы значительно ниже остается заработная плата работников сельского хозяйства, рыболовства и рыбоводства, гостиниц и ресторанов, а также производства текстиля, одежды, меха, кожи и изделий из кожи. Соотношение уровня оплаты труда в указанных видах деятельности со средним по экономике не превышает 63 %. Увеличивается количество работников, оплата труда которых находится в пределах минимальной заработной платы, установленной законодательством. По сравнению с 2012 годом их доля на конец года в общей сложности выросла на 30 %. Всего у половины работников начисленная заработная плата была меньше среднего уровня по стране (3265 грн). Вместе 34,6 % получили заработную плату, которая превышала 3500 грн. Подавляющее большинство таких работников была занята в видах деятельности с высоким уровнем оплаты труда, в частности на предприятиях по добыче топливно-энергетических полезных ископаемых, авиационного транспорта, в финансовой деятельности. Распределение работников по размерам заработной платы свидетельствует об отсутствии зависимости размера зарплаты от профессионально‑квалификационного уровня работников как в сфере услуг, так и производства. В учреждениях образования, где работники имеют высокий квалификационный и профессиональный уровень, в декабре 2013 менее чем у четверти работающих начисленная заработная плата более 2500 грн., в учреждениях здравоохранения и предоставления социальной помощи еще меньше – на 10 %. Индекс реальной заработной платы по сравнению с 2012 годом составил 108,2 %. За 2013 год задолженность по выплате заработной платы должна переменных характер, но эти изменения были медленными, чем в предыдущем году. Сумма долга на 1 января 2014 года достигла 808,2 млн. грн., что на 10,5 % меньше показателя на начало 2013 года.

Таблица 2 – Уровень среднемесячной номинальной заработной платы по основным видам экономической деятельности (грн)

Виды деятельности 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год
Сельское хозяйство, охота и связанные с ним услуги 1430 1800 2023 2227
Лесное хозяйство и связанные с ним услуги 1787 2300 2534 2730
Рыболовство, рыбоводство 1191 1369 1552 1735
Промышленность 2580 3120 3500 3763
Строительство 1754 2251 2491 2702
Торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного употребления 1874 2339 2696 3584
Деятельность гостиниц и ресторанов 1455 1777 2057 2249
Финансовая деятельность 4601 5340 5954 6275
Операции с недвижимостью, аренда, инжиниринг и предоставление услуг предпринимателям 2436 2935 3436 3560
Государственное управление 2747 3053 3442 3702
Образование 1889 2081 2527 2700
Здравоохранение и предоставление социальной помощи 1636 1778 2201 2367
Предоставление коммунальных и индивидуальных услуг; деятельность в сфере культуры и спорта 2065 2380 2964 3286
Деятельность почты и связи 2726 3138 3474 4599

Oплата труда работников бюджетных учреждений в современной экономической и политической ситуации Украины достаточно проблемной, поскольку нет четкой системы оплаты труда различных категорий работников бюджетной сферы, а также наблюдается негативная тенденция в системе надбавок и доплат. Но, несмотря на это, необходимо принять все необходимые меры по стабилизации данному вопросу, станет залогом эффективного функционирования аппарата оплаты труда работников бюджетных учреждений и не повредит развития мотивационного механизма среди бюджетных работников [9].

В третьем разделе Рекомендации по совершенствованию управления оплатой труда на предприятиях предлагается разработать комплекс мер по совершенствованию механизма оплаты труда на предприятиях Украины, предложить рекомендации по совершенствованию системы оплаты труда на предприятиях бюджетной сферы, а также оценить эффективность предложенных мероприятий по оптимизации управления оплатой труда на современном украинском предприятии бюджетной сферы.

На сегодня характерными особенностями реформирования заработной платы в условиях рыночной экономики является существенное изменение отношений между государством и работником по этим вопросам. Проблема организации оплаты труда и его мотивации в бюджетных учреждениях является одной из наиболее острых. В современных обстоятельствах заработная плата потеряла способность быть стимулом для бюджетных работников. Ведь мотивация является движущей силой достижения целей как любого предприятия, организации, так и общества в целом. Актуальность усугубляется социально‑экономического кризиса в условиях спада экономических показателей, сокращение численности работников, что приводит к изменениям в оплате труда, его мотивации и организации в целом. Организация оплаты труда оказывает большое влияние на эффективность деятельности работников бюджетного учреждения. К основным факторам, которые влияют на эффективность труда, можно отнести систему и формы оплаты труда, мотивационные механизмы, касающиеся эффективности труда в бюджетном учреждении и др. Следует отметить, который мотивационный механизм трудовой деятельности является фактором, побуждающим к действиям в процессе достижения поставленной цели. На основе исследования следует отметить, что ведущая роль в мотивации принадлежит заработной плате как основной форме дохода бюджетных работников. Определяя заработную плату в бюджетной сфере, с одной стороны, подчеркивается специфика труда в бюджетных организациях, где не создаются любые материальные блага и, как следствие, не могут быть заработаны средства на выплату заработной платы, с другой – указывается на то, что заработная плата выплачивается государством за счет бюджетных средств. Поэтому следует правовыми средствами усовершенствовать мотивационный механизм оплаты труда бюджетных работников [10].

Проанализировав существующие в Украине системы оплаты труда, можно говорить о том, что в настоящее время ни одна из действующих систем оплаты труда работников бюджетной сферы не полностью эффективной и требует усовершенствования, а именно:

  1. Особое внимание нужно уделить проблеме установления оптимального диапазона тарифной сетки, поскольку для построения системы оплаты труда работников бюджетной сферы в зависимости от их квалификации диапазон тарифной сетки имеет исключительное значение.
  2. Требует дальнейшего совершенствования система начисления надтарифних элементов заработной платы работников бюджетной сферы (надбавок, доплат и премий стимулирующего характера) в направлении разработки прогрессивных мотивационных систем с конкретными и понятными показателями и методикой их расчета и начисления.

Выводы

На предприятиях Украины система управления оплатой труда несовершенна и зависит от особенностей развития экономики в стране. На некоторых предприятиях существуют лишь отдельные направления совершенствования оплаты труда, очень многое зависит от законодательных актов, направленных на регулирование отношений в сфере оплаты труда, также экономическая ситуация в стране вынуждает предприятия вести умеренную политику относительно систем мотивации и поощрения персонала. Поэтому эффективное управление оплатой труда является сегодня важной проблемой практически для всех предприятий нашего государства.

В процессе работы были решены следующие задачи:

  1. Раскрыта сущность оплаты труда на предприятиях как экономической категории.
  2. Рассмотрена методика расчета заработной платы по различным системам и тарифам
  3. Проанализирована динамика заработной платы по видам деятельности в регионах Украины.
  4. Исследованы особенности и процессы управления оплатой труда на предприятиях бюджетной сферы.
  5. Определены факторы влияния на систему оплаты труда на предприятиях.
  6. Проведена оценка комплекса мер по управлению механизмом оплатой труда на предприятиях.
  7. Предложены рекомендации по управлению оплатой труда на предприятиях бюджетной сферы.

При написании данного реферата магистерская работа еще не завершена. Окончательное завершение: декабрь 2014 года. Полный текст работы и материалы по теме могут быть получены у автора или его руководителя после указанной даты.

Список источников

  1. Мєшков А. В., Мудра Г. Е. Управління організацією оплати праці на підприємствах в Україні / А. В. Мєшков, Г. Е. Мудра // Наукові праці Донецького національного технічного університету. Серія: економічна – Донецьк: ДВНЗ "ДонНТУ". – Випуск 33–1. – 2009. – С. 118–125.
  2. Государственная служба статистики Украины. [Електронный ресурс] – Режим доступа: http:http://ukrstat.gov.ua/.
  3. Цимбалюк С. А. Оплата праці працівників бюджетної сфери: проблеми і перспективи поліпшення / С. А. Цимбалюк // Україна: аспекти праці. – 2012.– № 3.– 212 с.
  4. Яковишина Н. А. Порядок нарахування заробітної плати працівникам бюджетної сфери / Н. А. Яковишина, Ю. Ю. Цивак // Обліково-аналітичне та фінансове забезпечення. – 2010. – 300 с.
  5. Власюк Г. В. Організація обліку та вдосконалення звітності з оплати праці в бюджетних установах / Г. В. Власюк // Економіка&держава. – 2010.– № 6.– С. 4.
  6. Закон України Про оплату праці від 24 березня 1995 року N 108/95–ВР зі змінами та доповненнями станом на 2012 р.;
  7. Закон України Про відпустки № 504/96 – ВР від15.11.96зі змінами від 2000 р.
  8. Економіка підприємства: Підручник. За ред. акад. С. Ф. Покропивного. – Вид. 2–ге, перероб. та доп. – К.: КНЕУ. – 2011. – 528 с.
  9. Атамас П. Й. Основи обліку в бюджетних організаціях: Навчальний посібник / П. Й. Атамас // Центр навчальної літератури. – 2008. – 284 с.
  10. Теліщук Л. О. Заробітна плата і питання її трансформації / Л. О. Теліщук // Фінанси України. – 2008. – № 6. – С. 98 – 102.