ДонНТУ   Портал магистров

Величественное дзюдо

Кодокан дзюдо ставит три цели: физическое воспитание (тайику), подготовку к рукопашному бою (сёбу) и совершенствование сознания (сюсин).

Дзигоро Кано, основатель Дзюдо



В конце второго года обучения я посетила впервые тренировку по дзюдо, секция находится на втором этаже спортивного манежа Донецкого Национального Технического Университета (ДонНТУ) недалеко от одиннадцатого корпуса. Мне долго советовали друзья, которые сами уже давно там занимались, пойти и попробовать какое же оно на «вкус» дзюдо. Так как у меня еще со школы после игры в гандбол была серьёзная травма, я не решалась. А вдруг себе что поврежу или сломаю.

Но все мои опасения остались позади, впервые войдя в тренировочный зал. Поначалу было сложно как новичку, так как приемы и захваты давались нелегко. То рука не та, то не в том месте захват. Но ребята и тренер, Бредун Дмитрий Евгеньевич, всегда помогали.

Однажды на тренировке

После нескольких месяцев тренировок я уже участвовала в рандори. Это незабываемые моменты. Тренировки стали местом отдыха и освобождения от негативных эмоций, и расстройств, которые иногда возникали во время занятий в университете. Думаю, что в результате этих же тренировок я окрепла с духовной точки зрения и моральной.

Однажды на тренировке

Теперь немного об истории возникновении «дзюдо»!

Дзюдо (в переводе с яп. «Мягкий путь» или «Путь мягкости» (также часто используется название «Путь гибкости»)) – японское боевое искусство, философия и спортивное единоборство без оружия, созданное в конце XIX века на основе дзюдзюцу японским мастером боевых искусств Дзигоро Кано , который также сформулировал основные правила и принципы тренировок и проведения состязаний.

Дзигоро Кано - основатель дзюдо

Дзигоро Кано - основатель дзюдо

Датой рождения дзюдо считается день основания Кано первой школы дзюдо Кодокан («Дом изучения Пути») в 1882 году. По принятой в Японии классификации, дзюдо относится к так называемым современным боевым искусствам (гэндай будо, в противоположность традиционным воинским искусствам – корю будзюцу).

В отличие от бокса, карате и других ударных стилей единоборств, основой дзюдо являются броски, болевые приёмы, удержания и удушения, как в стойке, так и в партере. Удары и часть наиболее травмоопасных приёмов изучаются только в форме ката. От других видов борьбы (греко-римская борьба, вольная борьба) дзюдо отличается меньшим применением физической силы при выполнении приёмов и большим разнообразием разрешённых технических действий.

Обладая значительной философской составляющей, дзюдо базируется на двух главных принципах: взаимная помощь и понимание для достижения большего прогресса, а также наилучшее использование тела и духа. Перед занимающимися дзюдо традиционно ставятся цели физического воспитания, подготовки к рукопашному бою и совершенствования сознания, что требует дисциплины, настойчивости, самоконтроля, соблюдения этикета, понимания соотношения между успехом и необходимыми для его достижения усилиями. Помимо этого, дзюдо способствует развитию у занимающихся других позитивных качеств, таких как нравственность, наблюдательность, память и воображение.

В настоящее время параллельно развиваются так называемое традиционное дзюдо (представленное Кодокан дзюдо и рядом других школ дзюдо) и спортивное дзюдо, соревнования по которому проводятся на международном уровне и входят в программу Олимпийских Игр. В спортивном дзюдо, развиваемом Международной федерацией дзюдо (IJF), делается больший акцент на соревновательную составляющую, в то время как в традиционном дзюдо дополнительное внимание уделяется вопросам самообороны и философии, что, не в последнюю очередь, повлияло на различия в правилах соревнований и разрешённых приёмах.

Техника дзюдо была положена в основу многих современных стилей единоборств, в том числе самбо, бразильского джиу-джитсу, Каваиси Рю дзюдзюцу, Косэн дзюдо. Дзюдо в юности занимались Морихэй Уэсиба (создатель айкидо), Мицуё Маэда (родоначальник бразильского джиу-джитсу),Василий Ощепков (один из создателей самбо) и Годзо Сиода (основатель стиля Ёсинкан айкидо) [1].

Приемы борьбы дзюдо. Основные группы технических действий.

В дзюдо есть три базовых вида техник – техника бросков, или нагэ-вадза; техника сковывания – катамэ-вадза; и техника нанесения ударов или атэми-вадза. Все три изучаются в ката – наборах формальных упражнений, при этом техника нанесения ударов запрещена в спортивном дзюдо. Еще одна неотъемлемая часть дзюдо называется рандори – это свободная практика, спарринг для отработки изученных приемов.

Техника бросков

Техника бросков

Техника бросков

Техника бросков разделяется на две категории – тачи-вадза, броски, проводимые из стойки, и сутэми-вадза – броски, проводимые с падением. Броски, проводимые из стойки, как указывает название, выполняются в положении стоя. Они также различаются по виду, в зависимости от того, какая часть тела более задействована в выполнении броска – рука, бедро, стопа или нога. В бросках, проводимых с падением, исполнитель броска, или тори, падает и увлекает противника, укэ, за собой. Они различаются в зависимости от того, как падает тори, на спину или на бок.

Техники сковывания

Техники сковывания, как правило, используются, когда оба борца оказываются на татами в лежачем или полулежачем положении, хотя некоторые можно выполнять в положении стоя. Техники сковывания разделяются на три базовых категории – болевые, удушающие и удержания. По-японски, соответственно, кансэцу-вадза, шимэ-вадза и осаэкоми-вадза. Основные точки, на которые нацелены удушающие приемы – грудь, легкие, трахея и сонные артерии.

Техники сковывания

Техники сковывания

Техники нанесения ударов

Техники нанесения ударов используются только в ката, поскольку неправильно нанесенный или слишком сильный удар может привести к травме или смерти. Они разделяются на удары руками (удэ-вадза) и удары ногами (аси-атэ). Удары могут наноситься кончиками пальцев, ребром ладони, кулаком, пальцами ног, стопой, пяткой и коленом. Также может использоваться лоб или затылок. Типы ударов включают рубящие, тычковые, поддевающие и пинающие.

Техники нанесения ударов

Техники нанесения ударов

Изучение форм или ката

Как и многие виды боевых искусств, дзюдо включает в себя изучение ката. Это особые последовательности движений, созданные для того, чтобы ученик выучил приемы, и они стали частью его мышечной памяти. В ката входят все три категории – броски, удержания и удары. Поскольку в этом случае и тори, и укэ знают, какое движение последует дальше, удары можно отрабатывать безопасно.

Свободная тренировка

Свободная тренировка, также называемая рандори – важнейший метод отработки приемов наравне с ката. В этом виде тренировки может использоваться большинство приемов сковывания и бросков, при условии, что приняты необходимые меры предосторожности. Некоторые из приемов дзюдо особенно опасны и поэтому запрещены в рандори и спортивных состязаниях [2].

И в конце хочу сказать, если у Вас есть пару свободных часов в неделю, то берите кимоно и вперед на тренировку. Масса положительных эмоций гарантирована, но а также не стоит забывать о том, что и Ваше тело будет этому радо, так как все больше и больще повседневная жизнь человека приобретает сидячий образ.

Надеюсь после прочтения этой статьи и Вам захочется приобщиться к миру дзюдо.

Список источников

  1. «История дзюдо» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://mizunojudo.com.ua/node/10
  2. «Приемы борьбы дзюдо. Основные группы технических действий» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://xn----htbalcxtl3k.xn--p1ai/...