ДонНТУ   Портал магистров

Выбор темы раздела

Впервые об этой истории я узнал от своего отца. Он рассказал мне ее в далеком детстве, и с того времени лет до 10 она крутилась у меня в голове. Став чуть постарше, я нашел старенькую, потрепанную книгу, на которую случайно наткнулся на одной из полок в доме моих бабушки и дедушки. Книга представляла собой художественный пересказ реально произошедших историй, имевших место в XVIII‑XX вв. в водах Атлантики. Она называлась Тайны морских катастроф. Книга включала в себя около десятка небольших рассказов различных направленностей. Каково было мое удивление, когда на страницах этой книги я нашел историю из своего детства. Она называлась Как пароход погубил город

Как пароход погубил город

25 ноября 1917 года

Монблан

Грузовой пароход Монблан

Эта история началась в разгар Первой мировой войны, 25 ноября 1917 года, когда в порт города Нью‑Йорк прибыл французский корабль под название Монблан. Капитаном корабля был француз Аим Ле Мэддек. Ни капитан, ни команда не знали детали их будущего задания, и даже не придали значения тому, что как только корабль был пришвартован к причалу на Ист‑Ривер, команда плотников поднялась на корабль, после чего сразу же направилась в трюм и начала укреплять корпус досками. В офисе фирмы начальник местного управления сказал капитану следующее:


Боюсь, капитан, что это взрывчатка и притом очень большая партия. При нормальных условиях мы бы не стали использовать Монблан для перевозки такого груза, но сейчас идет война, и у нас не хватает судов, и другого выхода нет.

агент фирмы Компани женераль трансатлантик в Нью‑Йорке

Через два дня началась погрузка опасного груза на корабль, причем грузили очень осторожно и аккуратно — капитану даже пришлось погасить котлы на корабле и запретить команде носить спички и сигареты. Предполагалось, что конечной точкой маршрута станет французский город Бордо.

Монблан представлял собой самый обыкновенный грузовой пароход своего времени — трамп — клепанное судно трехстороннего типа с четырься трюмами, деревянным ходовым мостиком, с высокой тонкой трубой, двумя мачтами, вооруженными стрелами. Тоннаж Монблана составлял 3121 т, длина равнялась 97.5 м, ширина 13.6 м, осадка — 4.6 м.

Именно на такой небольшой корабль было возложенно тяжелое бремя — перевозка взрывчатки через Атлантику.

Слегка дрожащей рукой лоцман взял несколько листов с машинописным текстом: 2300 тонн пикриновой кислоты, 200 тонн тринитротолуола, 35 тонн бензола, 10 тонн порохового хлопка. Пункт назначения – Бордо.

отрывок из книги Тайны морских катастроф, Лев Скрягин

Как это ни абсурдно, но у такого опасного корабля не было никакого конвоя. Все дело в том, что из‑за перегруженности Монблана его скорость была заметно меньше, чем у судов военного конвоя. Поэтому Монблан оказался бы помехой для конвоя. Предполагалось, что в небольшом канадском городке Галифакс должен сформироваться другой конвой, который будет сопровождать Монблан остаток пути до Бордо.

5 декабря 1917 года

Роковым для Галифакса стало 6 декабря 1917 года.

Вечером 5 декабря Монблан прибыл к внешнему рейду Галифакса. Патрулирующее рейд канонирская лодка приказала бросить якорь возле острова Макнебс. Там же на него взошел лейтенант дозора и сообщил капитану:

Если с моего корабля не последует каких‑либо дополнительных сигналов, вы сможете сняться с якоря и войти в гавань, как только позволит видимость. Я полагаю, это будет в 7 часов 15 минут утра.

лейтенант Фриман

Карта на 5 декабря 1917 года

Карта Галифакса: 5 декабря 1917 года

Тем же вечером, 5 декабря 1917 г., в 6 милях от Монблана в гавани Галифакса стоял с грузом, готовый к выходу в море, норвежский грузовой пароход Имо. Он был немного больше Монблана и длиннее. Имо должна была выйти в море еще этим днем, но этого не произошло из‑за того, что груз (а именно уголь) рабочие доставили на судно с опаздаием на 3 часа. Когда груз был доставлен и погружен, на Галифакс опустились сумерки и уже нельзя было думать о выходе в море. К тому же ворота бонового противолодочного заграждения бухты были закрыты.

Галифакс и Имо с нетерпением ждали того, что им принесет утро..

6 декабря 1917 года

Наступило утро четверга 6 декабря 1917 г., оставшееся в памяти жителей Канады до сих пор, как дата величайшей трагедии Галифакса.

отрывок из книги Тайны морских катастроф, Лев Скрягин

С 7 часов утра помощник капитана стоял на корабельном мостике и ожидал сигнала о начале движения Монблана в бухту Бедфорд. Никаких дополнительных сигналов с лодки лейтенанта Фримана не последовало. Примерно в 7 часов 15 минут азбукой Морзе с канонирской лодки было передано сообщение:

Монблан, Монблан, Монблан. Поднимите на фалах ваш номер и следуйте в гавань Бедфорд, где получите дальнейшие указания командования.

текст сообщения

Получив сигнал, капитан Ле Мэддек скомандовал Средний вперед! на французском языке, и корабль медленно начал свое движение по фарватеру в сторону бухты.

Имо

Грузовой пароход Имо

В это же время Имо готовился к отправлению. Капитан корабля Хаакан Фром все еще находился в дурном настроении, поэтому вместо него командовал лоцман Уильям Хэйе. В 8 часов 10 минут Имо начал свое движение. Хэйе был опытным лоцманом, поэтому приказы отдавал уверенно. Когда корабль приблизился к проливу Тэ‑Нэрроус, лоцман скомандовал ускорить ход. Скорость Имо равнялась 7 узлам, хотя Британское Адмиралтейство ограничило скорость кораблей 5 узлами вблизи гаваней. Войдя в пролив, на Хэйс заметил впереди судно. Им оказался американский грузовой пароход.

Путь между островом Макнебс и южным берегом Галифакса (мыс Пойнт Плезант) перекрывали противокорабельные боны, поэтому никто посторонний не мог попасть в бухту. На сигнальной мачте Монблана был поднят специальный знак, разрешающий проход. Раскачиваясь на волнах, пароход преодолел боны со скоростью 4 узла.

Согласно Правилам предупреждения судов в море, судно должно обходить другое судно справа. Этим и руководствовался лоцман Монблана Фрэнсис Маккей, направив пароход в восточные ворота сетевого заграждения, в сторону берега города Дартмут. Как тогда казалось, самое сложное было уже позади – впереди самый легкий отрезок пути..

Видимость была отличная. Из излучины пролива показалось судно, идущее навстречу Монблану. Этим пароходом был Имо, и он шел курсом, пересекающим курс Монблана, – в сторону береда Дартмута..

Кхм, кажется, этот дурень намеревается пересечь нам курс. Какого дьявола он не идет на свою сторону фарватера?!

лоцман Маккей капитану Ле Мэддеку

С позволения капитана, лоцман дал один короткий гудок, означающий что судно меняет курс вправо. Не успев стихнуть звон гудка, как с Имо раздались два коротких гудка, смысл которых Я изменяю свой курс влево. Суда быстро сближались. Расстоние между ними было чуть менее 50 метров.

Тогда капитан Ле Мэддек скомандовал поворачивать Монблан влево, чтобы пропустить Имо по правому борту. Лоцман Маккей быстро дал два коротких гудка, чтобы повернуть влево. Корабль двигался по инерции и наступил момент, когда оба парохода оказались параллельно, правыми бортами друг другу. Опасность столкновения миновала. Но тут произошло непредвиденное.

6 декабря 1917 года: Обреченный город

С Имо раздалось 3 коротких гудка — корабль дает задний ход. Монблан сделал то же самое: отдал 3 коротких гудка и дал задний ход. Но руль Имо оказался положенным влево, что в совокупности с задним ходом поворачивает нос корабля вправо — в сторону правого борта Монблана. Ле Мэддек попытался избежать удара, положив руль направо, но ... не успел. Нос Имо с силой протаранил правый борт Монблана в районе первого трюма.

Те, кто находился на мостике Монблана в момент удара, от ужаса застыли на месте. Их лица были белы, глаза широко раскрыты. Несмотря на мороз, по их спинам струился холодный пот.

отрывок из книги Тайны морских катастроф, Лев Скрягин

Схема столкновения кораблей

Схема столкновения пароходов:
Имо(черный)
Монблан(белый)

Со снопом искр из‑за трения метала о метал, нос Имо разрезал корпус Монблана. Спустя несколько минут заднего хода, нос Имо выдернулся из пробоины. Через пробоину можно было увидеть вскрытые, перевернутые бочки с пикриновой кислотой ниже твиндека, и бензол, льющийся с палубы выше твиндека. Бензол протекал как раз под тем местом, где из‑за трения метала образовывались искры. Бензол воспламенился.

Место взрыва и разрушенная территория

Место взрыва

Каждое мгновение мог произойти взрыв адского груза. Капитан Ле Мэддек и лоцман Маккей поняли, что всем находящимся на Монблане и жителям Галифакса грозит смерть. Погасить пламя пожара с помощью ручных огнетушителей не удалось — столб дыма по высоте превышал 100 метров. Гигантский пожар разростался с каждой минутой. В голове капитана Ле Мэддека пронеслась мысль:Открыть кингстоны! Затопить судно!. Но он быстро отбросил эту мысль, потому что хорошо знал о проржавевших водозаборниках на своем корабле. К тому же на затопление потребовалось как минимум 40 минут.

Лоцман Маккей надеялся, что капитан направит Монблан в сторону открытого океана, включить полный ход и эвакуироваться на шлюпках. Но капитан и виду не показывал, что слышал лоцмана.

ПРИКАЗЫВАЮ ПОКИНУТЬ СУДНО!

скомандывал капитан Ле Мэддек

Команда спешно покинула корабль, а опустевший Монблан стал дрейфовать в сторону мыса Ричмонда — прибрежного района Галифакса.

На набережных Галифакса и Дартмута начали собираться горожане, ведь не каждый день можно увидеть как горит пароход.

В это же время находился крейсер Хайфлайер, команда которого заметила пожар на Монблане. Они решили отбуксировать пароход в сторону океана, для чего привлекла к работе буксирный пароход Стелла Марис. Еще бы несколько минут и жители услышали взрыв со сторону океана. Но у Монблана не было этого мгновения.

6 декабря 1917 года: 9 часов 6 минут

Монблан взорвался в тот момент, когда Стелла Марис выбрал втугую с его кормы буксир и начал оттаскивать в море. Часы на башне ратуши показывали 9 часов 6 минут утра.

Капитан английского лайнера Акадиан, корабль которого находился в это время в 15 милях от Галифакской бухты, записал в своем судовом журнале:

Сегодня утром, 6 декабря 1917 года, в 9 часов 06 минут, на горизонте в стороне залива я увидел зарево, которое казалось ярче солнца. Через несколько секунд над Галифаксом взметнулся гигантский столб дыма, увенчанный яркими языками пламени. Эти языки сразу же исчезли в серо‑черных клубах дыма и через несколько мгновений снова появились в небе в виде многочисленных вспышек. Над городом медленно вздымался черный гриб дыма. Потом до нас донесся звук двух, последовавших один за другим, глухих раскатов взрыва. По определению секстаном высота этого черного гриба составила более 2 миль. Он висел над городом неподвижно в течение 15 минута.

выдержка из журнала капитана лайнера Акадиан Кэмпбелла

Галифакс

Панорама разрушенного города

Взрыв был ужасающей силы. Части Монблана находили на расстоянии 2‑х миль от места взрыва, а 100‑тонный шпангоут — в лесу, в 12‑ти милях от города. Здания, находящиеся на берегах по обе стороны от пролива Тэ‑Нэрроус были полностью уничтожены. У зданий в полукилометровой дальности от пролива были сорваны крыши. Сотни деревьев были выдраны с корнем, мосты были разрушены. Огромными были жертвы среди населения: на набережной никто не уцелел.В здании протестантского приюта для сирот, находящегося на другом конце Ричмонда, из 500 учеников выжило всего 11. Этого всего можно было бы избежать, если бы не интерес жителей к горящему пароходу.

В городе было убито 1963 человека, более 2 тысяч пропало без вести, раненых около 9 тысяч человек, 500 лишилось зрения от разлетевшихся в окнах стекол, 25 тысяч осталось без крова. Фактически число жертв было значительно больше.

официальные данные канадской печати

7 декабря 1917 года

С рассветом 7 декабря над Галифаксом ударили морозы и начался снежный буран, а через сутки со стороны Атлантики на город налетел шторм, один из самых сильных за последние 20 лет.

Снежный буран затруднял работу спасательных партий, развалины занесло снегом,поэтому вытащить из‑под обломков удалось не всех. Пожары бушевали в городе несколько дней. Первые дни отмечались случаи грабежей и мародерства, злодеи обыскивали и грабили трупы, забирались в брошенные лавки и склады. Снежный буран сменился через день оттепелью с дождем. Люди утопали по колено в грязи не мощеных улиц города.

Галифакс после взрыва

Галифакс после взрыва

13 декабря 1917 года

13 декабря 1917 года состоялся суд в полуразрушенном здании суда. Монблан представляли капитан Ле Мэддек и лоцман Маккей.Имо представлял старший штурман, так как капитан и лоцман погибли в аварии.

Суд проходил в атмосфере шпиономании.В каждом действии и маневре французских и норвежских моряков судьи пытались найти злой умысел. Лоцмана Маккея пытались чуть ли не силой заставить отречься от показаний. Была сделана попытка уличить его в пьянстве. Но местный шериф отрицал это, а председатель лоцманской ассоциации Канады заявил, что Фрэнсис Маккей является одним из лучших лоцманов ассоциации.

Через несколько дней следствия выяснилось, что «Имо» вообще не имел официального разрешения на выход в море. Капитан судна мог получить его только у капитана третьего ранга Фредерика Виятта, который отвечал за движение судов на внутреннем рейде. И вообще Виятт считал, что никакой опасности столкновения судов в проливе Тэ‑Нарроус никогда не отмечалось.

4 февраля 1918 года

4 февраля 1918 г. верховный судья Канады Драйздейл объявил решение суда. В тринадцати пространных пунктах вся вина была свалена на капитана Монблана и его лоцмана. В постановлении говорилось, что они нарушили Правила предупреждения столкновения судов в море. Суд требовал уголовного наказания лоцмана, рекомендовал французским властям лишить капитана Ле Медэка судоводительских прав и судить его по законам его страны.Ле Медэк, Маккей и капитан третьего ранга Виятт, которого обвинили в том, что он поздно предупредил жителей города о возможном взрыве, были арестованы.

отрывок из книги Тайны морских катастроф, Лев Скрягин

Отчасти данное решение было вызвано предвзятым отношением к французам в Канаде. Французов, проживающих в канадской провинции Квебек, считали чуть ли не предателями.

Март 1918 года

В марте 1918 г. дело снова слушалось в Верховном суде Канады. Синдикат капитанов дальнего плавания Франции подал прошение морскому министру страны о защите капитана Ле Медэка. Через год он и лоцман Маккей были освобождены и обоим вернули судоводительские права.

Позже международный суд, разбиравший иски двух судоходных компаний, решил, что в столкновении виновны оба судна в равной степени.

Дальнейшая судьба

В начале 1918 г. злополучный пароход Имо был снят с мели и отбуксирован в Нью‑Йорк на ремонт. Потом его переименовали в Гивернорен. В 1921 г. во время рейса из Норвегии в Антарктику он выскочил на камни и потерпел кораблекрушение.
Капитан Ле Медэк служил в фирме Компании женераль трансатлантик до 1922 г. В 1931 г. французское правительство, как бы подчеркивая невиновность своего флага в столкновении Монблана и Имо, в связи с уходом на пенсию наградило бывшего капитана парохода, погубившего город, орденом Почетного Легиона.

отрывок из книги Тайны морских катастроф, Лев Скрягин

Список использованных источников

  1. Моремход: Пароходы в огне... 2 часть [Интернет‑портал]. URL: ссылка (дата обращения: 21.05.2015).
  2. Википедия — свободная энциклопедия: Взрыв в Галифаксе. URL: ссылка (дата обращения: 21.05.2015).
  3. Мастерок.жж.рф: Самый мощный взрыв доядерной эпохи. URL: ссылка (дата обращения: 21.05.2015).