Українська   English
ДонНТУ   Портал магистров

Реферат по теме выпускной работы

Содержание

Введение

Актуальность

В рыночной экономике основным фактором успеха предприятия является конкутентоспособность, которая зависит от качества менеджмента и многих других внутренних и внешних факторов. Обострение конкурентной борьбы между предприятиями-производителями и торговыми организациями заставляет искать их новые средства влияния на решения покупателей.

Недостаточность необходимых теоретических и практических навыков обеспечения конкурентоспособности товаров и предприятия,в целом, часто приводит к серьезным просчетам при установлении цен, в ряде случаев ведёт к существенным убыткам и к банкротству предприятий [1].

Цели и задачи исследования

Целью данного исследования является дальнейшее развитие теоретических основ и разработка методических рекомендаций по совершенствованию управления конкурентоспособностью предприятия.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

Объект и предмет исследования

Объектом исследования является процесс управления конкурентоспособностью предприятия в современных условиях.

Предметом исследования являются теоретические аспекты и методические основы управления конкурентоспособностью предприятия в современных условиях.

Анализ последних исследований и публикаций

Теоретический взнос в исследование проблемы управления конкурентоспособностью предприятия внесли работи таких зарубежных и отечественных учёных: М. Портера, Г. А. Яшевой, Ф. А. Хайека, Ф. Эджуорта, А. Курно, Дж. Робинсона, Э. Чемберлина, А. Н. Захарова, Н. Л. Зайцева, Р. А. Фатхутдинова, И. У. Зулькаева, Л. Р. Ильясовой и др. В работах этих ученых определена сущность конкурентоспособности, приведенная ии классификация, разработанные показатели и факторы, от которых зависит конкурентоспособность предприятия. Но, несмотря на всестороннее рассмотрение этой темы, до сих пор отсутствует четкое определение методических подходов к оценке конкурентоспособности предприятия. В настоящее время в экономической литературе существует численное количество методов определения конкурентоспособности, но каждый из них имеет свои недостатки, поэтому возникает проблема применения этих методов на практике.

Апробация результатов работы

Основные результаты исследования докладывались на IV Международной научно-практической конференции Стратегии развития экономических систем на микро- и макроуровнях (2013 год, г. Днепропетровск); конференции Дни теории и практики инвестирования (2014 год, Донецк, ДонНТУ); I Международной научно-практической конференции Инновационные перспективы Донбасса (2015 год, Донецк, ДонНТУ); I Международной научно-практической конференции молодых учёних и студентов Актуальные проблемы экономического и социального развития Донбасса (2015 год, Донецк, ДонНТУ).

1. Сущность конкуренции в современных условиях

Конкуренция является важным атрибутом рыночной экономики. Сам рынок, механизм его действия не может нормально существовать без развитых форм конкуренции. По мнению известного английского экономиста Ф. Хайека, общества, которые полагаются на конкуренцию, успешнее других достигают своей цели. Конкуренция как категория имеет много определений. Конкуренция в более простой форме трактуется как соперничество между людьми фирмами, организациями, территориями, заинтересованными в достижении одной цели. Предметом конкуренции выступает товар или услуга через которые соперники пытаются завоевать потребителей. Объектом конкуренции является потребитель и покупатель, за получение которого соревнуются стороны.

Конкуренция является наиболее эффективным методом взаимной координации личных действий субъектов рынка без централизованного вмешательства в их деятельность. Ф. А. Хайек утверждает, что один из главных доводов в пользу конкуренции в том, что она позволяет обходиться без сознательного общественного контроля и дает человеку возможность самостоятельно решать, потенциальный доход того или иного предприятия повязкам связанные с ним неудобства и риск. При конкуренции покупатель – это хозяин, рынок – его агент, а предприятия – их слуги [13].

Конкуренция происходит от латинского соncurrentia, что означает столкновения, соревнования [14]. Согласно американскому толкователю Меrriam Webster’s Соllegiate Dictionary конкуренция означает борьбу двух или более сторон, действующих независимо друг от друга для защиты своего бизнеса путем обеспечения наиболее благоприятных условий для потребителя. Именно эта трактовка как первый подход к определению конкуренции образовалось в экономической теории. Адам Смит считал конкуренцию честным, без сговора, соперничеством, которое проводится между продавцами (или покупателями) за наиболее выгодные условия продажи товара. А. Смит впервые доказал, что конкуренция, уравнивая нормы прибыли, приводит к оптимальному распределению труда и капитала. Она должна уравновешивать личные интересы и экономическую эффективность. В этом смысле А. Смит отождествлял конкуренцию с невидимой рукой рынка.

Вопреки существующим в свое время стереотипам, согласно которым любая активность на рынке идет вразрез с интересами общества, А. Смит на примере ценовой конкуренции убедительно доказал ряд существенных положений, ставших позже постулатами доктрины максимального удовлетворения потребностей. А. Смит рассматривал и так называемый вариант чистой конкуренции, не имеющей ограничений по времени и не учитывающей обязательного наличия монопольных позиций в экономике. Со временем его последователи расширили рамки предположений, приблизило теорию к реальной жизни. Следует отметить, что по марксистской трактовке конкуренция – это антагонистическая борьба между частными производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров [15].

Другой подход к определению конкуренции – структурный. Ф. Эджуорт, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлин и другие ученые выступили учредителями теории основных типов рынка, они определили четыре типа: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия. Эта группа ученых рассматривала конкуренцию структурно. При этом акцент смещается с самой борьбы компаний друг с другом на анализ структуры рынка и условий, господствующих на нем. В курсе Economic’s К. Р. Макконнела и С. Л. Брю конкуренция предполагает наличие на рынке большого количества независимых покупателей и продавцов и возможность покупателей и продавцов выходить на рынок и покидать его [16].

Конкуренция классифицируется по многим признакам (рисунок 1).

Классификация конкуренции

Рисунок 1 – Классификация конкуренции

2. Конкурентоспособность предприятия как экономическая категория

Конкурентоспособность украинских предприятий на мировом рынке, который динамично развивается на данный момент, является ключевой проблемой вхождения предприятий в мировое экономическое сообщество. Стремление Украины присоединиться к ведущим региональным формированием пока остается только стремлением, так как на мировом рынке продукция большинства украинских производителей может быть реализована только в рамках демпинговых или нелегальных сделок. На мировом рынке конкурентоспособными признано менее 1% Украинские товаров и услуг. В то же время, экономика Украины на 70% зависит от экспорта [2]. Это подтверждает то, что экспорт Украины в среднем вдвое превышает импорт (рисунок 2).

Динамика объёмов экспорта и импорта Украины в 2010–2014 годах

Рисунок 2 – Динамика объёмов экспорта и импорта Украины в 2010–2014 годах

Понимание конкурентоспособности предприятия трактуется специалистами по-разному. В процессе исследования был выполнен анализ определений категории конкурентоспособность предприятия, проведена их классификация, выявлены преимущества и недостатки. В настоящее время есть 3 группы определений. В качестве примера рассмотрим определение которые представили Захаров А. Н. [3], Фатхутдинов Р. А. [4] Зайцев Н. Л. [5] (рисунок 3).

Классификация подходов к определению термина <q>конкурентоспособность предприятия</q>

Рисунок 3 – Классификация подходов к определению термина конкурентоспособность предприятия

М. Портер считает, что предприятия опережают своих соперников, если имеют прочное конкурентное преимущество. Он определяет конкурентоспособность предприятия как результат переплетения факторов, порожденных объективным развитием производительных сил и отражающих результаты политики крупных монополий в борьбе за качество, рынки сбыта и получения прибыли [1].

Все авторы согласны лишь в том, что конкурентоспособность – это сравнительная, а потому – относительная оценка свойств товара.

Конкурентоспособность имеет много значений и путей обоснования, а также много уровней (масштабов) или степеней (рисунок 4).

Уровни конкурентоспособности

Рисунок 4 – Уровни конкурентоспособности

В экономике еще нет четкого определения единого критерия конкурентоспособности, потому что такое сложное понятие невозможно охарактеризовать одним показателем. Поэтому конкурентоспособность можно определить путем нескольких показателей, в частности: экономические, финансовые, маркетинговые, инвестиционно-инновационные, технико-технологические, социальные, экологические [6]. Их структура представлена на рисунке 5.

Структура показателей конкурентоспособности предприятия

Рисунок 5 – Структура показателей конкурентоспособности предприятия
(анимация: 7 кадров, 6 циклов повтора, 19 килобайт)

В настоящее время существует большое количество классификаций факторов влияют на конкурентоспособность. В работах М. Портера [1] они представлены в таком виде:

Внешние факторы:

Внутренние факторы

3. Подходы к определению уровня конкурентоспособности предприятия

Несмотря на достаточно глубокий уровень разработки проблемы конкурентоспособности, единого подхода к ее количественной оценке до сих пор нет. Проблемы анализа и оценки конкурентоспособности сложны и многогранны. Свой вклад в решение этих проблем внесли такие зарубежные и отечественные ученые, как М. Портер [1], Баринов В. [10], Захаров А. Н. [3], Маракулина М. В. [11], Емельянов С В. [12] и др., которые разрабатывают теоретические и методические аспекты оценки конкурентоспособности предприятия. Однако до сих пор отсутствует четкая систематиция полученных результатов исследований. Наиболее известные на сегодняшний день модели и методы оценки товара и предприятия можно разделить на две группы: аналитические и графические методы (рисунок 6). Данное распределение методы оценки конкурентоспособности товара и методы оценки конкурентоспособности предприятия достаточно условный, поскольку они во многом совпадают, меняется только объект исследования.

Классификация подходов определения уровня конкурентоспособности

Рисунок 6 – Классификация подходов определения уровня конкурентоспособности

Таким образом, в теории и практике существует большое количество как аналитических, так и графических методов оценки конкурентоспособности предприятия. Каждый из методов имеет свои особенности, преимущества и недостатки. Например, преимуществом аналитических методов является их объективность, но недостатком может быть большой объем выходных данных. Преимуществом графических методов является их легкость в использовании на практике, но есть и недостатки, в частности, то, что результаты оценки не оказывают точного ответа на вопрос, является ли предприятие конкурентоспособным. В целом, невозможно определить какой из методов является правильным, поскольку каждый из них имеет свое применение в отдельных ситуациях.

Выводы

В данной работе было всесторонне изучено понятие конкурентоспособности предприятия и выяснено, что это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данного предприятия от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции. Изучены различные виды конкурентоспособности, методы ее расчета, показатели и факторы, влияющие на нее.

Перечень ссылок

  1. Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ. / Под ред. В.Д. Щетинина. – М.: Международные отношения, 1993.
  2. Государственный комитет статистики Украины [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.ukrstat.gov.ua/.
  3. Захаров А. Н. Конкурентоспособность предприятия: сущность, методы, оценки и механизмы роста // Бизнес и банки. – 2004.– № 1.
  4. Фатхутдинов Р. А. Управление конкурентоспособностью организации: Учеб. пособие. – М .: Ексмо, 2004.
  5. Зайцев Н. Л. Економика организации. – М .: Инфра М, 2000.
  6. Миронов М. Г. Ваша конкурентоспособность. – М .: Альфа Пресс, 2004.
  7. Философский энциклопедический словарь. – М .: ИНФРА – М, 1997.
  8. Томпсон Артур, А. Стрикленд Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа, 12-е издание: Пер. с англ. – М .: Издательский дом Вильямс, 2003.
  9. Зулькарнаев И. У., Ильясова Л. Р. Метод расчета интегральной конкурентоспособности промышленных, торговых и финансовых предприятий // Маркетинг в Росии и за границей. – 2001. – № 4.
  10. Баринов В. Розвитие организации в конкурентной среде // Менеджмент в Росии и за границей. – 2000. – № 6.
  11. Маракулин М. В. Управления компромисами как фактор конкурентоспособности компании // Менеджмент в Росии и за границей. – 2003. – № 4.
  12. Емельянов С. В. США: международная конкурентоспособность национальной промишленности. – М .: Экономика, 2001.
  13. Кузьмин О. Е, Горбаль Н. И. Управление конкурентоспособностью предприятия (організации): Уч. пособие / Национальнйй ун-т Львовськая политехника. – Л. : Издательство Национального ун-ту Львовськая политехника, 2004.
  14. Шершнёва Зоя Евгеньевна, Стратегическое управление: Учебник / Киевский национальный экономический ун-т. – 2-е изд., К. : КНЭУ, 2004.
  15. Шутов М. М. Экономика и менеджмент охраны здоровья: региональный аспект: Уч. пос. для студ. – Х. : Основа, 2000. – 367 с.
  16. Балабанова Л. В., Холод В. В. Маркетинговое управление конкурентоспособностью предприятий: стратегический подход / Донецкий гос. ун-т экономики и торговли им. М.Туган-Барановского. – Донецк: ДонГУЭТ, 2006.