ДонНТУ   Портал магистров

Пейзажная живопись

Введение

Хотелось бы начать, прежде всего, с небольших определений.

Живопись – вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на жёсткую или гибкую поверхность. Существует пять видов живописи: станковая, монументальная, декоративная, театрально-декоративная, миниатюрная. К станковой живописи относят произведения, существующие независимо от места создания. В основном это картины, созданные на мольберте (то есть на станке) художника. В станковой живописи преобладают работы, выполненные масляными красками, но могут использоваться и другие красители (темпера, акриловые краски и т. д.). Картины пишутся в основном на холсте, натянутом на раму или наклеенном на картон. В прошлом широко применялись деревянные доски, могут использоваться любые плоские материалы [1].

Но я бы хотел остановиться на пейзажной живописи, потому что занимался ею на протяжении 5 лет и она оставила замечательный след на моём восприятии окружающего мира.

Пейзаж (фр. Paysage, от pays – страна, местность) – жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа. Современные представления о пейзаже сформировались на протяжении столетий с развитием художественных приёмов для его изображения. В пейзажном произведении особое значение придаётся построению перспективы и композиции вида, передаче состояния атмосферы, воздушной и световой среды, их изменчивости [2].

История

Элементы пейзажа можно обнаружить уже в наскальной живописи. В эпоху неолита первобытные мастера схематично изображали на стенах пещер реки или озера, деревья и каменные глыбы. На плато Тассилин-Аджер в Сахаре были обнаружены рисунки со сценами охоты и перегона стад. Рядом с фигурками животных и человека древний художник схематично нарисовал простенький пейзаж, не дающий возможности конкретизировать место действия [3].

В древнеримском городе Стабии, разрушенном, как и Помпеи, во время извержения Везувия, среди других росписей, найденных в одном из патрицианских домов, выделяется фреска “Морской порт”, представляющая собой настоящий морской пейзаж.

В качестве самостоятельного жанра пейзаж появился уже в VI веке в китайском искусстве. Картины средневекового Китая очень поэтично передают окружающий мир. Одухотворенная и величественная природа в этих работах, выполненных в основном тушью на шелке, предстает как огромная вселенная, не имеющая границ.

Большую роль в формировании пейзажной живописи сыграли европейские миниатюристы. В средневековой Франции при дворах герцогов Бургундских и Беррийских в 1410-х годах работали талантливые иллюстраторы братья Лимбург – создатели очаровательных миниатюр к часослову герцога Беррийского. Эти изящные и красочные рисунки, рассказывающие о временах года и соответствующих им полевых работах и развлечениях, показывают зрителю природные ландшафты, выполненные с мастерской для того времени передачей перспективы.

Более важную роль пейзажные мотивы начали играть в эпоху Высокого Возрождения. Многие художники стали внимательно изучать натуру. Отказавшись от привычного построения пространственных планов в виде кулис, нагромождения деталей, несогласованных в масштабе, они обратились к научным разработкам в области линейной перспективы. Теперь пейзаж, представленный как цельная картина, становится важнейшим элементом художественных сюжетов. Так, в алтарных композициях, к которым чаще всего обращались живописцы, ландшафт имеет вид сцены с человеческими фигурами на первом плане.

Рисунок - Мона Лиза, Леонардо да Винчи

Мона Лиза,
Леонардо да Винчи

Несмотря на столь явный прогресс, вплоть до XVI столетия художники включали в свои произведения пейзажные детали лишь в качестве фона для религиозной сцены, жанровой композиции или портрета. Ярчайшим примером тому является знаменитый портрет Моны Лизы (ок. 1503, Лувр, Париж), написанный Леонардо да Винчи.

В XVII веке появилось множество национальных школ, сформировались новые жанры и их разновидности. Это время было весьма удачным для дальнейшего развития пейзажного жанра.

Отдельно хочется отметить голландского художника Яна ван Гойена, основоположника реалистического пейзажа в голландской живописи, который с большой достоверностью показывал вересковые дюны, берега и речные заводи, деревья, ветряные мельницы, болота, каналы, морские просторы.

Рисунок - Пейзаж, Ян ван Гойен

Пейзаж, Ян ван Гойен

В XVIII веке широкое распространение получила ведута – разновидность пейзажного жанра, сформировавшегося в венецианской живописи. Свое начало она ведет от городского, или архитектурного, пейзажа, элементы которого появились еще в искусстве Средневековья. Замечательными мастерами ведуты были Франческо Гварди, Антонио Каналетто, Бернардо Беллотто.

В XVIII веке дальнейшее развитие пейзажная живопись получила и в искусстве Франции. Антуан Ватто, которого называли живописцем галантных праздников, писал мечтательные сцены на фоне чудесных парков. Его пейзажи, выполненные нежными и трепетными красками, очень эмоциональны, они передают разнообразные оттенки настроения (Паломничество на остров Киферу, 1717, Лувр, Париж).

В XX веке к пейзажному жанру обращались представители самых различных художественных направлений. Яркие, напряженно звучные картины природы создавали фовисты: Анри Матисс, Андре Дерен, Альбер Марке, Морис Вламинк, Рауль Дюфи и др.

Кубисты (Пабло Пикассо, Жорж Брак, Робер Делоне и др.) выполняли свои пейзажи с помощью расчлененных геометрических форм. Пейзажный жанр интересовал художников-сюрреалистов (Сальвадор Дали) и абстракционистов (Василий Кандинский, Хелен Франкенталер), писавших декоративные композиции, в которых главное — впечатление непосредственной импровизации в передаче образов природы.

Особое место занимает пейзаж в русской живописи. Впервые пейзажные мотивы, переданные схематично, появились в древнерусской иконописи. Фигуры Христа, Богородицы, святых и ангелов на старинных иконах изображались на фоне условного пейзажа, где невысокие холмы обозначали скалистую местность, редкие деревца, породу которых невозможно определить, символизировали лес, а здания, лишенные иллюзорных объемов, представляли собой храмы и палаты.

Первые пейзажи, появившиеся в России в XVIII веке, являли собой топографические виды великолепных дворцов и парков. Во времена Елизаветы Петровны был издан атлас гравюр с видами Петербурга и его окрестностей, выполненный по рисункам М. И. Махаева. Но только с появлением произведений Семена Федоровича Щедрина можно говорить о том, что пейзаж как отдельный жанр сформировался в русской живописи. Свою лепту в развитие пейзажа внесли современники Щедрина — М. М. Иванов и Ф. Я. Алексеев. Живопись Алексеева оказала влияние на молодых художников — М. Н. Воробьева, С. Ф. Галактионова, А. Е. Мартынова, посвятивших свое искусство Петербургу: его дворцам, набережным, каналам, паркам.

К середине XIX века в русской пейзажной живописи сформировались определенные принципы эстетического восприятия природы и приемы ее отображения.

Во второй половине XIX века серьезный вклад в развитие русского пейзажа внесли такие известные художники, как И. И. Шишкин, Ф. А. Васильев, А. Куинджи, А. П. Боголюбов, И. И. Левитан.

Традиции лирического левитановского пейзажа были подхвачены работавшими на рубеже XIX-XX столетий живописцами И. С. Остроуховым, С. И. Светославским, Н. Н. Дубовским.

Пейзажная живопись XX века связана с именами И. Э. Грабаря, А. А. Рылова, К. Ф. Юона. В духе символистского искусства создавали свои пейзажи П. В. Кузнецов, Н. П. Крымов, М. С. Сарьян, В. Э. Борисов-Мусатов.

Личностное становление

Рисунок - Домик в деревне, Суков Александр

Домик в деревне

Я не родился со способностью точно изображать предметы, но задатки творческой натуры были с самого детства. Меня с пелёнок тянуло что-то строить (будь то замки из песка или различного рода конструктор), рисовать и всячески узнавать мир. Родители отдавали меня в разные художественные кружки, я долгое время занимался гитарой и синтезатором. Но дольше всего задержался именно на изобразительном искусстве. Как сейчас помню своего преподавателя, Севира Александровича Доренского, который научил меня пользоваться тем, что мне было дано от рождения. Я каким-то образом понимал, как будет падать тень от объекта, например, и как достоверно создать иллюзию объема на плоскости. Но на практике, я мог начертить какой-то контур, только и всего. Именно он своим профессиональным взглядом и многолетним опытом смог раскрыть мой потенциал, научить изображать свои мысли на холсте и вкладывать в каждую работу частичку собственной души.

Один известный художник и психолог (Кимон Николаидис) утверждал, что главная проблема людей, думающих, что они не умеют рисовать, в том, что они видят предметы неправильно. По мнению художника, умение рисовать не талант, а навык. Вернее, 5 навыков:

Вреж Киракосян (известный художник и мотивирующий оратор) говорит, что «абсолютно не рисующих людей нет. Есть обстоятельства – родители, учителя, общество, которые создают ситуации «неуспеха». Человек просто начинает о себе слишком плохо думать. Несомненно, существуют талантливые люди, а у всех остальных возможность рисовать есть, но желание отбито. Ко мне на занятия приходят люди, которые много лет только мечтали о живописи, но страх был слишком велик. А на занятиях наступает кайф. Сколько не бегай от мечты, она все равно настигнет».

Рисунок - Осень в лесу, Суков Александр

Осень в лесу

И я целиком с ним согласен. Большинство учеников, которые ходили в ту же студию, что и я, просто-напросто боялись, что их работы будут отвергнуты, неправильно восприняты, несмотря на то, что получалось у них очень даже хорошо. Да и если так подумать, здесь нет «хорошо» или «плохо». Рисование – это самовыражение, другая реальность. Словами описать ощущения очень сложно. Каждый человек имеет свою историю. Иногда она трагичная, иногда радостная, но самое главное– он нашёл в себе силы прийти в студию. Как ни странно, самое сложное не научиться рисовать, а начать, выйти из зоны комфорта и перестать бояться.

Рисунок - Осенняя пора, Суков Александр

Осенняя пора

Я рисовал просто потому, что мне это нравится. Кто-то рисует на продажу. Но ощущение удовольствия никак не взвесить и не измерить. Кто-то счастлив, когда танцует, кто-то – когда несется с горы на лыжах. Кто-то – когда рисует. Но удовольствие от процесса возникает, когда получается, а если учишься, то может получиться не сразу. Однако если преодолеть трудности, потом вырастают крылья. Не скажу, что это навсегда, бывают и неудачи, и разочарования. Но радость от того, что получается, стоит приложенных усилий.

Заключение

И несмотря на то, что я уже давно перестал заниматься рисованием, оно многому меня научило. Я стал более творчески подходить к решению различных задач, смотреть на мир иными, новыми глазами, начал ещё сильнее любить природу, людей и животных, искать во всём что-то по-своему прекрасное. Благодаря рисованию улучшаются восприятие, зрительная память, мелкая моторика. Оно помогает смотреть на вещи глубже, изучать предметы всесторонне. Человек духовно обогащается и растет над собой, развивается и раскрывает свои скрытые способности.

Каждому человеку рисование дает что-то свое. Кто-то в этом процессе находит умиротворение и релаксацию, а кто-то – кайф и поднятие настроения. Для третьих – это смысл жизни. Можно смело утверждать, что рисование помогает решить многие психологические вопросы: повысить самооценку, убрать напряжение в отношениях (семейных или рабочих), избавить от страхов и т. д.

Король леса, Суков Александр

Король леса

Рисовать – это наслаждение. Это самовыражение. Это выплеск эмоций и успокоение нервов. Вот идешь, бывает, по улице, и свет такой красивый, и сирень зацвела, и домики так красиво в ряд встали… И думаешь: «Эх, вот сесть бы сейчас тут и порисовать всю эту красоту!». И хорошо на душе сразу…

Мой совет: рисуйте как можно больше и чаще, узнавайте новые грани своей жизни, наполняйте творчеством каждый день!

Успехов в Ваших начинаниях!

Список использованных источников

1. Википедия – свободная энциклопедия. Живопись [Электронный ресурс]. Режим доступа: ru.wikipedia.org, свободный.
2. Википедия – свободная энциклопедия. Пейзаж [Электронный ресурс]. Режим доступа: ru.wikipedia.org, свободный.
3. Исаак Левитан. Пейзажный жанр (история) [Электронный ресурс]. Режим доступа: isaaclevitan.ru, свободный.

Список дополнительных источников

1. Сайт Алексея Петрухина, выдающегося пленэрного живописца [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.petruhyn.com, свободный.
2. Изобразительное искусство. Художники [Электронный ресурс]. Режим доступа: portret-master.com, свободный.
3. World Art. Art in all displays [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.world-art.ru, свободный.
4. Художники и скульпторы. Современные художники и скульпторы [Электронный ресурс]. Режим доступа: kievgallery.com.ua, свободный.