Українська   English
ДонНТУ   Портал магистров

Содержание

Введение

Все без исключения организации (компании) взаимодействуют со средой для достижения своих целей. Основной целью любой организации является производство и предоставление продукции и/или услуг потребителям. Для достижения этой цели руководители и сотрудники организации используют собственные знания, знания партнеров, поставщиков и потребителей в собственных бизнес-процессах, а также в процессах взаимодействия и сотрудничества. Организационные (социальные) системы адаптивны по своей природе, то есть приспосабливаются, обучаются, развиваются. Любая организация зарождается на определенном уровне знаний своих сотрудников, функционирует, используя и пополняя корпоративные знания (о продукте, о технологиях, о потребителях и рынке), являясь одновременно и получателем, и источником такого рода знаний. В организации и вне ее происходит непрерывный процесс движения информации и знаний. Знания поступают в организацию в разнообразных формах (набор персонала, повышение квалификации, изучение специальной литературы, приобретение лицензий), формируются и развиваются в процессе проектной, инженерно-технической, производственной и маркетинговой деятельности, передаются вместе с товарами и услугами.

Знания движутся в форме человеческого капитала при перемещении рабочей силы, при оказании или получении консалтинговых услуг, а также в виде интеллектуальных продуктов. К последним относятся: результаты фундаментальных исследований, результаты НИОКР, техническая документация, лицензии и т.п.Управление знанием (УЗ) – это, по сути, управление процессами, связанными со знанием, или управление процессами работы со знанием.

1. Актуальность темы

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что, с одной стороны, в современном обществе и экономике возрастает роль знаний, они становятся стратегическим ресурсом предприятий и требуют особых управленческих подходов. С другой стороны, промышленность нуждается в управлении, ориентированном на аккумулирование знаний и интеллектуальных ресурсов, на модернизацию и инновации. Это привело к появлению в теории и практике современного менеджмента концепции управления знаниями. Стремительное развитие информационного общества, появление высокотехнологичных отраслей промышленности, а также системные кризисные явления в отечественной экономике и отдельных ее важнейших направлениях обусловили необходимость качественного обновления промышленных комплексов, формирования на их базе системы управления знаниями как среды для наиболее эффективной хозяйственной деятельности и внедрения инноваций. При этом под управлением знаниями понимается процесс трансформации интеллектуальных ресурсов предприятия (полезных знаний, умений, опыта, а также внешних и внутренних социальных ресурсов) в приносящий прибыль интеллектуальный капитал.

Актуальность темы исследования определяется необходимостью разработки научных подходов и обоснованных методик создания систем управления знаниями в организациях, так как в стратегии социально-экономического развития государства намечены пути формирования новой или инновационной экономики, в которой знания становятся одним из ключевых факторов конкурентоспособности, повышения эффективности деятельности и источником экономического роста. В этой ситуации основные ориентиры инновационного развития нашего государства, требуют формирования специфических подходов к управлению, способствующих созданию, распространению и продуктивному применению знаний.

2. Цель и задачи исследования

Целью исследования является разработка процедуры внедрения системы управления знаниями в организацию.

Основные задачи исследования:

  1. Анализ методов внедрения системы управления знаниями.
  2. Оценка способов уменьшения затрат путем создания оптимальных платформ для накопления баз знаний.
  3. Поиск и выявление характеристик существующих методов управления знаниями в организации и оценка возможностей их применения.
  4. Разработка альтернативных вариантов основных этапов внедрения системы управления знаниями.

Объект исследования: методы внедрения системы управления знаниями в организацию.

Предмет исследования: объединение методов для уменьшения затрат при реализации проекта по внедрению системы управления знаниями в организацию.

3. Обзор исследований и разработок

Поскольку система управления знаниями являются важной частью всеобщей системы управления качеством, то проблемы её внедрения, анализа, минимизации и реализации были широко исследованы как американскими, европейскими, японскими учеными, так и отечественными специалистами. Вопросам системы управления знаниями также посвящен ряд работ, в основном, исследователей западной школы.

3.1 Обзор международных источников

Теория нового общества получает своё развитие в работах Э. Тоффлера, где в качестве символической даты начала новой цивилизации — Третьей Волны, главными ценностями которой являются знания и информация, автор указывает 1956 год . [1]. Данной проблеме посвящается также ряд работ Д. Белла, М. Маклюэна. [2-3]А на рубеже 1980—1990-х годов в Швеции, США и Японии практически одновременно зарождаются три разных подхода к концепции «управления знаниями», получившие в дальнейшем соответствующие названия. Скандинавский, или европейский, американский и японский. В этот период появляются первые монографии и публикации в средствах массовой информации, посвященные данному вопросу, а в 1986 году Карл Вииг [4] вводит понятие управления знаниям. Нельзя также не отметить всевозрастающий интерес со стороны организаций к управлению знаниями и факт организации первых, пока еще немногочисленных, конференций, посвященных изучаемой проблеме.

В 1990 году в книге «Пятая дисциплина: Искусство и практика самообучающейся организации» Питер Сенге представляет концепцию обучающейся организации — компании, способной к непрерывному самообучению. Управление знаниями выходит на практический уровень: в 1991 году в шведской страховой компании «Скандия» официально утверждается пост директора по управлению знаниями (англ. Chief Knowledge Officer). Большой вклад в развитие концепции управления знаниями в 1995 году вносит работа И. Нонаки и Х. Такэути «Компания-создатель знания: Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах».

В 1990-х годах появляются многочисленные публикации об управлении знаниями в сети Интернет, создаются специализированные сайты и журналы. В зарубежных вузах впервые становится возможной специализация по управлению знаниями (Harvard Business School, George Mason University, the University of California-Berkeley’s School of Information Management Systems), а в Бизнес-школе Хаас Университета Калифорнии происходит учреждение первой кафедры по знанию, первым профессором которой назначается Икуджиро Нонаки. В 1998 году выходит книга Т. Давенпорта и Л. Прусака «Рабочее знание: Как организации управляют тем, что они знают» . В это же время в Парламенте Швейцарии происходит запуск проекта по управлению знаниями, целью которого является создание системы управления знаниями и её использования на уровне правительственных учреждений.

В 1999 году возникает Институт управления знаниями — коммерческий исследовательский консорциум, в состав руководящих сотрудников которого входят такие специалисты как Крис Ньюэлл, Лоуренс Прусак, а также Дэвид Смит, консультант по вопросам управления знаниями в IBM Global Services. Повсеместно увеличивается количество проводимых конференций, посвященных управлению знаниями. В России в этот период выходит сборник «Новая постиндустриальная волна на Западе» под редакцией В. Л. Иноземцева, а чуть позже в журнале «Вопросы экономики» публикуется статья первого заместителя Института экономики РАН, доктора экономических наук Б. Мильнера.

Термин “управление знаниями” впервые запустила консалтинговая компания McKinsey. Они быстро поняли, что создали отличный новый продукт, и в 1992 году Эрнст и Янг организовали первую конференцию по управлению знаниями в Бостоне. Главным результатом первой стадии развития систем управления знаниями стало то, что для повышения эффективности обмена знаниями и информацией стали использоваться новые технологии. Первую стадию развития систем управления знаниями хорошо характеризует известное высказывание бывшего генерального директора Texas Instruments: “Если бы мы только знали, что мы знаем!» Именно на первой стадии в системах управления знаниями появились “лучшие практики” и “извлеченные уроки”.

На второй стадии в системах управления знаниями появляются “сообщества специалистов-практиков”. Ключевым событием, ознаменовавшим переход от первой стадии ко второй, стала конференция The Conference Board 1998 года, которую посетило значительное количество специалистов из HR-подразделений. А в 1999 году количество специалистов по управлению человеческими ресурсами среди посетителей конференции впервые превысило количество IT-специалистов.

Осознание важности контента, а точнее его систематизации (то есть упорядочения, описания и структурирования) положило начало третьей стадии. Организации осознали, что в информации нет никакого толку, если нет возможности быстро отыскать нужные данные при необходимости. Так на третьей стадии в системах управления знаниями появились термины “систематика” и “управление контентом”. Тема управления контентом впервые была затронута на конференции KMWorld в 2000 году, а в 2001 на той же конференции управление контентом стало одной из самых обсуждаемых тем. В 2006 году на конференции был учрежден двухдневный мастер-класс, посвященный систематике, который проводится и в настоящее время.

3.2 Обзор национальных источников

В в 1970-х годах, начинают разрабатываться информационные основы управления знаниями в трудах В. М. Глушкова, Ю. А. Шрейдера, Р. Ф. Гиляревского, Л. С. Козачкова,[5-9].

В 2001 году происходит запуск первого российского портала по управлению знаниями и выход книги А. Л. Гапоненко «Управление знаниями».[10] 2003 год ознаменовался для России появлением монографии И. Нонаки и Х.Такеучи на русском языке, а также публикацией работы Б. З. Мильнера «Управление знаниями: эволюция и революция в организации» .

Сегодня в России и за рубежом существует достаточно большое количество различных монографий, публикаций, Интернет-порталов, посвященных в той или иной форме концепции управления знаниями. Регулярно проводятся конференции, создаются форумы для обсуждения проблем и перспектив внедрения технологии управления знаниями в организациях. Все это свидетельствует о том, что менеджмент знаний, находясь на стыке различных дисциплин, являет собой совершенно новое, очень актуальное в современных условиях направление, изучение которого является предметом работ многих исследователей по всему миру.

3.3 Обзор локальных источников

В Донецком национальном техническом университете (кафедра основы проектирования машин) разрабатываются методы реализации проекта внедрения системы управления знаниями. Разработка ведется к.х.н. Годыной Н.Ф. и ассистентом Бабенко Г.С.

Статьи А.М. Гизатулина, Е.А. Наумовой, посвящены управлению интеллектуальными ресурсами, т.е. управлению знаниями.[11-12]

4. Этапы внедрения системы управления знаниями в организацию

Выделяют четыре стандартных этапа внедрения системы управления знаниями.

Этап 1. Начальный этап. Любой проект по управлению знаниями всегда должен начинаться с постановки цели и задач внедрения новой системы, а также с формулировки концепции проекта. Затем следует объяснить сотрудникам то, зачем нужен проект и какую пользу он им принесет. В этот же период необходимо определить ключевых сотрудников, которые заинтересованы в поддержании проекта. Они сформируют «группу поддержки», которая в дальнейшем будет продвигать идеи управления знаниями в компании. [13]Иногда на первом этапе разрабатывается и реализуется «пилотный проект», обычно в тех отделах, где можно получить максимальный эффект при минимуме затрат. Часто на первом этапе проекта создается система информационной поддержки вопросов управления знаниями в компании.

Этап 2. Диагностика (аудит) знаний. Диагностика знаний позволяет получить общее представление о том, какие знания имеются в организации. Также ее можно производить для того, чтобы определить, соответствуют ли внешние источники информации реальным потребностям, насколько эффективно используются знания сотрудников, как осуществляется управление знаниями о клиентах и т.д. Подобная диагностика чаще всего проводится с помощью анкет, специально разработанных под цели проекта. [14] В ходе реализации проекта и по его завершению стоит провести повторные опросы, чтобы понять, что изменилось.

Этап 3. Разработка стратегии и тактики управления знаниями. На третьем этапе проводится анализ полученных ответов и разрабатываются стратегия и тактика управления знаниями в компании — сценарий и технологические решения; политика управления знаниями, в которой должны быть определены основные механизмы действия программы: какие именно знания особенно важны для компании, что с ними следует делать, как оценивается эффективность обмена знаниями, каковы новые должностные обязанности сотрудников в отношении управления знаниями и т.д. [15]

Этап 4. Запуск проекта. Наконец, на четвертом этапе намеченные планы осуществляются: внедряются технологические решения, вводится в действие политика управления знаниями, составляются каталоги всех ресурсов (если он не были составлены на этапе диагностики организационных знаний), реализуются обучающие программы, составляются руководства пользователей на новые источники информации и знаний и т. д. В среднем внедрение программы по управлению знаниями занимает нескольких месяцев. При этом на каждом этапе реализации проекта нужно оценивать его успешность. Все этапы отображены на рисунке 1.

Этапы внедрения СУЗ

Рисунок 1 – Этапы внедрения СУЗ
(анимация: 5 кадров, 10 повторов, 162 килобайт)

Чтобы процессы управления знаниями в организации проходили успешно и принесли реальную пользу, необходим грамотный руководитель. Исследования показывают, что часто руководителями по управлению знаниями становятся представители информационно-технологического бизнеса, осознавшие возможности использования информационных технологий для сохранения, структурирования и распределения информации с целью эффективного ее применения в бизнес-процессах. Другие раньше были заняты в процессах управления персоналом и увидели перспективы использования организационных методов и мотивационных механизмов (рис.2) для объединения людей, создания атмосферы доверия и обмена знаниями.

Мотивация участников

Рисунок 2 – Мотивация участников для вовлечения в процесс управления знаниями

Используя убеждение, общение и стимулы, руководитель по управлению знаниями увеличивает ценность организации путем привлечения разнообразных источников знаний в явной и неявной форме, используемых или не используемых организацией. Кроме того, он несет ответственность за составление схем процессов, классификаторов и набор инструментов, обеспечивающих такой доступ к данным, информации, явному и неявному знанию, который содействует обмену знаниями в любое время, в любом месте, минуя границы организаций.

Лидерство в области управления знаниями является приоритетным качеством, которым должны обладать люди, управляющие знаниями. В современных условиях лидерство в сфере знаний приобретает новые черты и содержание (рис.3). Оно особенно необходимо для достижения успеха в реализации главных инициатив по управлению знаниями, для обоснования потребных ресурсных затрат и внесения организационных изменений.

Лидерство

Рисунок 3 – Качества лидера

В центре внимания лидеров должны быть, прежде всего, нематериальные факторы, связанные с человеческими отношениями в организации, эмоциями, верованиями, социальными связями и т.п. В фокусе внимания лидеров должен находиться культурный капитал,что требует от них быть более чувствительными к человеческим, психологическим и семейным проблемам подчиненных.

Выводы

Интерес к системам СУЗ растет по следующим причинам:

  1. Работники предприятия тратят слишком много времени на поиск необходимой информации.
  2. Опыт ведущих и наиболее квалифицированных сотрудников используется только ими самими.
  3. Ценная информация захоронена в огромном количестве документов и данных, доступ к которым затруднен.
  4. Дорогостоящие ошибки повторяются из-за недостаточной информированности и игнорирования предыдущего опыта

Важность создания СУЗ обусловлена также тем, что знание, которое не описано и не тиражировано, в конечном счете становится устаревшим и бесполезным. Напротив, знание, которое распространяется, приобретается и обменивается, генерирует новое знание.

При написании данного реферата магистерская работа еще не завершена. Окончательное завершение: июнь 2018 года. Полный текст работы и материалы по теме могут быть получены у автора или его руководителя после указанной даты.

Список источников

  1. Тоффлер, Э. Третья волна. The Third Wave, 1980. — М.: АСТ, 2010. — 784 с. — (Philosophy).
  2. Белл Д. Социальные рамки информационного общества. Новая технократическая волна на Западе. Москва: Прогресс. — 1986. — 371 с.
  3. Маршалл Маклюэн. Понимание медиа: внешние расширения человека. Understanding Media: The Extensions of Man. — М.: Кучково поле, 2007.-464 с.
  4. Вииг К. Основы управления знаниями. 1986. 371 с.
  5. В.М. Глушков совм. с Валахом В. Я. Что такое ОГАС? — М.: Наука, 1981. — 160 с.
  6. Шрейдер Ю. А. Информация и метаинформация. // Научно-техническая информация (М.), 1974, № 4;
  7. Шрейдер Ю. А. Синдром освобождения. // Новый мир, 1991, № 11;
  8. Гиляревский Р. С. Информационный менеджмент: управление информацией, знанием, технологией. — СПб.: Профессия, 2009. — 304 с.
  9. Козачков Л.С. Прикладная логика информатики // Киев: Наук, думка. 1990.— 256 с
  10. Орлова Т.М., Гапоненко А.Л. Управление знаниями. Как превратить знания в капитал // Москва: Эксмо, 2008. — 550 с.
  11. Гизатулин А.М. Особенности управления знаниями в условиях инновационного развития Донбасса // ДонНТУ.-2015
  12. Наумова Е.А. Институциональный подход к управлению интеллектуальными ресурсами // ДонНТУ.- 2006
  13. Мария Мариничева, Управление знаниями на 100%. Путеводитель для практиков // Изд.: «Альпина Бизнес Букс».- 2008 г.- 522 с.
  14. И. Нонака, Х. Такеучи, Компания - создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах // Изд.: «Олимп-Бизнес».- 2003 г.-163 с.
  15. В. П. Баранчеев, Управление знаниями в инновационной сфере // Изд.: «Благовест-В».-2007 г. - 422 с.