Українська   English
ДонНТУ   Портал магистров

Реферат по теме выпускной работы

Содержание

Введение

Основой конкурентоспособности образования является качество, причем вузовский менеджмент должен быть нацелен на его планирование, обеспечение и улучшение. В настоящее время широко обсуждается вопрос о развитии систем управления качеством образования, путем внедрения различных моделей систем качества, определяемых международными стандартами ИСО 9001 и другими, применение которых привело к созданию Типовой модели системы качества образовательного учреждения (СК ОУ). Кроме того, усиление конкурентной борьбы между образовательными учреждениями требует от вузов поиска дополнительных путей улучшения деятельности.

Одним из таких направлений, исходя из предназначения образовательных учреждений как социальных институтов, может являться внедрение международных стандартов социальной ответственности, наибольшее применение из которых получили JА 8000 «Социальная ответственность» и ISO 26000 «Руководство по социальной ответственности».

Таким образом, является актуальным создание в вузе системы качества, учитывающей рекомендации Типовой модели СК ОУ и требования международных стандартов JА 8000 и ISO 26000, что позволит говорить о функционировании в нем социально-ответственной системы качества, обеспечивающей качество подготовки специалистов, выполнение социальных гарантий, повышение уровня удовлетворенности персонала условиями труда, конкурентоспособности, а также укрепление взаимоотношений со всеми заинтересованными сторонами. Но в современной научной литературе теоретические и практические основы разработки данной системы не раскрыты в связи, с чем актуальность и практическая значимость данного исследования обусловлена необходимостью разработки конкретных методических подходов и рекомендаций по ее формированию.

Вопросы создания систем качества рассматриваются в научных работах многих отечественных ученых: Ю.П. Адлера, В.Я. Белобрагина, М.Г. Круглова, М.З. Свиткина, Е.М. Карлика, В.В. Окрепилова, Б.В. Бойцова, A. В. Гличева, В.Н. Войтоловского, В.Е. Швеца, В.А. Лапидуса, Б.И. Герасимова, Н.Д. Ильенковой, И.Г. Окреииловой, О.А. Горленко и других.

Решению проблем создания систем качества образовательных учреждений посвящены труды В.П. Соловьева, Т.А. Салимовой, B. С. Соболева, И.Т. Заики, Е.А. Горбашко, Е.Б. Гаффоровой, В.И. Круглова, Н.А. Бонюшко, С.Н. Исаева, Л.Р. Ягудиной, Т.М: Полховской и других.

Значительный вклад в формирование интегрированных систем менеджмента внесли отечественные учёные Е.К. Аванесов, В.Н. Войтоловский, Н.В. Войтоловский, Е.А. Горбашко, В.А. Качалов, В.А. Лапидус, Д.С. Львов, В.Д. Мацута, В.В. Окрепилов, В.Е. Швец, М.З. Свиткин, В.Н. Трошин, Л.Г. Егорова, В.М. Ситченко, Е.А. Стоякин, а также зарубежные ученые Т. Конти, К. Исикава, Й. Кондо и другие.

Вопросы корпоративной социальной ответственности предприятия рассматривались в трудах В.Я. Белобрагина, Ю.Е. Благова, Е.Н.Скляра, И.О Зверковича, Н.Гуняева, Ж. Креймера, Н.В. Михайлова, И.Ю. Цыганова, Ю.А Гусакова и других. Вопросам управления социальной ответственностью в образовательном учреждении посвящены работы российских авторов: Л.В. Путилло, И.Н.Шапкина, М.В Ниязовой, А.В. Калачинского и других. ?

Главная задача донецкой образовательной политики — обеспечение высокого качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и республики.

1. Актуальность темы

Актуальность проблем обеспечения качества образования в Донецкой Народной Республике в настоящее время определяется рядом аспектов, основными из которых являются:

1.Реальное снижение качества подготовки специалистов в донецких вузах в 80-х–90-х годах ХХ века, обусловленное рядом известных объективных причин[1]

2.Переход к комплексной оценке деятельности образовательных учреждений (ОУ) на базе утвержденного перечня показателей, включающего, в частности, и показатели наличия внутри вузовских систем управления качеством образования.

3.Усиление конкуренции между ОУ на рынке образовательных услуг и рынке трудовых ресурсов.

4.Проведение АТО на территории Донецкой Народной республики.

При рассмотрении понятия «качество образования» следует учитывать ряд моментов. Под «качеством» в обобщенном смысле понимается степень соответствия присущих объекту (продукции или услуге) характеристик установленным требованиям [2]. Особенностью образования является более сложная структура потребления. В качестве потребителей результатов образовательного процесса выступают как сами студенты, так и их семьи, предприятия-работодатели, и, наконец, общество и государство в целом, которые будут эффективно (или неэффективно) использовать потенциал выпускников ОУ. В связи с этим качество образования можно определить как сбалансированное соответствие совокупности свойств и характеристик образовательного процесса, его результатов, и всей системы образования в целом установленным потребностям, целям, требованиям и нормам (стандартам) которые определяются отдельными гражданами, предприятиями и организациями, обществом и государством в целом.

Качество образования имеет определяющее значение для успешного развития любой республики, в особенности Донецка, в наступившем веке. Революционное изменение технологий, опирающихся на высочайший уровень интеллектуальных ресурсов и связанная с этим геополитическая конкуренция ведущих стран мира за такие ресурсы, становится важнейшим фактором, определяющим не только экономику, но и политику нового века. Безусловно, такая глобальная проблема не может решаться на уровне отдельно взятого ОУ, она требует целенаправленных и скоординированных усилий государства, общества и каждого ОУ.

Государственный контроль и надзор за качеством высшего профессионального и среднего специального образования направлен на обеспечение единой государственной политики в области образования, повышение качества подготовки специалистов, рациональное использование средств федерального бюджета, выделяемых на финансирование системы образования. Государственный контроль и надзор за качеством образования осуществляется государственными органами управления образованием в соответствии с их компетенцией, предусмотренной Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании», Федеральным Законом «О высшем и послевузовском образовании». Однако внешней оценки качества образования, как показывает мировой опыт, в настоящее время оказывается недостаточно. Требуются внутренние механизмы гарантии качества образования, обеспечиваемые самими ОУ.

Как было отмечено ранее, в системе образования осуществлен переход к комплексной оценке деятельности вузов на базе утвержденного перечня показателей аккредитации, включающего, в частности, и показатель 1.2 эффективности внутривузовской системы обеспечения качества образования или систем управления и контроля качества.

По существу, оценка этого показателя должна базироваться на анализе наличия и эффективности системы обеспечения качества или системы гарантий качества в вузе, что напрямую обязывает образовательные учреждения приступить к созданию такой системы, которую в дальнейшем будем называть системой качества (СК) образовательного учреждения. Однако сами критерии наличия и эффективности СК ОУ в настоящее время четко не определены, что существенно затрудняет проведение внешней экспертизы при аттестации и государственной аккредитации ОУ.

Основные мировые тенденции в сфере обеспечения качества сводятся к следующему:

1.Разработка единых критериев и стандартов гарантии качества образования Европейских стран в рамках Болонского процесса.

2.Создание, развитие и гармонизация национальных систем аккредитации образовательных программ Европейских стран.

3.Разработка и внедрение СК ОУ на базе различных моделей системы качества, включая требования и рекомендации международных стандартов серии ISO 9000:2000, модель Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM) и другие национальные модели управления качеством в образовании.

4.Построение систем управления качеством образовательного процесса на принципах менеджмента качества, но без непосредственной привязки к каким-либо моделям.

5.Перенос центра тяжести с процедур внешнего контроля качества образовательного процесса и его результатов на базе национальных систем аттестации и аккредитации в сторону внутренней самооценки ОУ на основе тех или иных моделей. Это обеспечивает перенос ответственности за качество и оценку качества туда, где она должна быть — в ОУ, и приводит к существенной экономии материальных и временных ресурсов, выделяемых на проведение внешней экспертизы.

Вместе с тем, многие вопросы, связанные с созданием интегрированных систем в образовательном учреждении, остаются неохваченными. Отсутствие работ, посвященных интеграции рекомендаций Типовой модели СК ОУ и требований стандартов IА 8000 и ISO 26000 обуславливает актуальность задачи формирования систем качества вуза для современной практики.

2. Цель и задачи исследования

Целью дипломной работы является разработка теоретических и методических основ, а также практических рекомендаций по созданию и реализации системы качества образовательного учреждения на основе международных стандартов социальной ответственности.

Рис.1. Поставленые задачи

Для того чтобы определить область охвата своей социальной ответственности, выявить применимые проблемы и установить свои приоритеты следует рассмотреть следующие основные темы:

Рис.2-Семь основных тем

Принципы, на которых построены упомянутых выше документы и модели имеют большую степень совпадения, взаимно дополняют друг друга и отличаются только полнотой и глубиной охвата всех рабочих процессов ОУ и степенью перекрытия системы качества с общей системой менеджмента организации.

Объектом исследования являются образовательные учреждения высшего профессионального образования всех видов и форм собственности.

Предметом исследования в работе выступают научно-методические аспекты формирования социально-ответственной системы качества.

Выводы

Анализ рынка образовательных услуг по данным различных рейтингов, несмотря на их неоднозначность, показал, что донецкие вузы уступают не только признанным образовательным державам, но и таким странам, как Тайвань, Китай, Сингапур и т.д. Поэтому для донецкого образования особое значение имеет повышение его конкурентоспособности. Как известно, главное конкурентное преимущество образовательного учреждения – высокое качество образования, одним из факторов, обеспечения которого является система качества. Однако, вуз – это и важнейший социальный институт. В связи с этим, возникает необходимость формирования в вузе социально-ответственной системы качества (СК), обеспечивающей качественное образование и успешное осуществление социальных функций.

В настоящее время донецкие вузы активно внедряют различные модели СК. Исходя из анализа донецкой практики использования данных моделей можно говорить о целесообразности использования именно Типовой модели СК ОУ, рекомендации которой учитывают как международные требования и рекомендации, так и специфику образовательной деятельности Донецкой Народной Республики.

На данный момент существует достаточно развитая нормативная база в области социальной ответственности. В мире наибольшее распространение получили следующие стандарты: стандарты отчетности серии АА 1000, Глобальная инициатива отчетности, стандарт социальной ответственности SA 8000. Для построения системы социального менеджмента и подтверждения своей социальной деятельности вузам наиболее целесообразно использовать международный стандарты SA 8000 и IS0 26000. Внедрение системы социальной ответственности в соответствии с требованиями SA 8000 позволит образовательному учреждению не только улучшить условия труда и учебы, укрепить взаимоотношения с государством, повысить имидж, но и также ее сертифицировать.

Список источников

  1. Маклаков С. В. BPWin и ERWin. CASE-средства разработки информационных систем. — 2-е изд. — М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 2001. — 304 с.
  2. ГОСТ Р ИСО 9000–2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. — М.: Изд-во стандартов, 2001. — 26 с.
  3. ГОСТ Р ИСО 9001–2001. Системы менеджмента качества. Требования. — М.: Изд-во стандартов, 2001. — 21 с.
  4. Субетто А. И. Государственная политика качества высшего образования: концепция, механизмы, перспективы // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77–6567, публ.11620, 02.11.2004 г.
  5. ГОСТ Р 6.30–2003. «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».
  6. Р 50–601–46–2004 «Рекомендации. Методика менеджмента процессов в системе качества».
  7. Р 50.1.028–2001. Рекомендации по стандартизации. Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Методология функционального моделирования. — М.: Госстандарт России, 2001. — 43 с.
  8. Шеер Август-Вильгельм. Бизнес-процессы. Основные понятия. Теория. Методы. — М.: «Весть-Метатехнология», 1999. — 175 с.
  9. European Association for Quality Assurance in Higher Education (ENQA): Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area.