< Назад в библиотеку

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ

Автор: Сенченко Ю.Р.

Источник: Материалы межвузовкой студенченской конференции "Использование современных технологий менеджмента в целях повышения эффективности деятельности предприятий" — Донецьк, ДонНТУ — 2014, с. 29.

Аннотация

Сенченко Ю.Р. В работе рассмотрены теоретические основы управления конкурентоспособности предприятия, в том числе через работу над собственной системой управления качеством предприятия

Общая постановка проблемы

В условиях рыночной экономики важнейшим условием долгосрочного успеха любого предприятия является его конкурентоспособность. Первоочередной задачей, которая стоит перед производителем, является поиск средств ее постоянного повышения, в качестве которых следует рассматривать современные технологии управления предприятием.

Анализ последних исследований

Теоретические основы управления конкурентоспособностью нашли свое отражение в научных работах многих: Адлер Ю.П., Азоев Г.Л., Горбашко Е.А., Голубков Е.П., Гличев А.В., Еленева Ю.Я., Завьялов П.С., Лапидус В.А., Липсиц И.В., Окрепилов В.В., Фатхутдинов Р.А,: Ан-софф И., У. Шухарт, Э. Деминг, Г. Тагути, Дж. Джуран, Ф. Кросби, А. Фейген-баум, К. Исикава, М. Портер, Ф. Котлер, К. Лавлок, Дж. Траут, Ж.-Ж. Ламбен.

Основная часть

Конкурентоспособность определяется способностью предприятия существовать на рынке, постоянно расширяя область сбыта продукции с целью выхода на общемировой уровень.

Существует два источника повышения конкурентоспособности: уменьшение издержек и увеличение продаж. Развитие маркетинговой конкурентоспособности в условиях рыночной экономики является наиболее перспективным направлением, что соответствует современной модели бизнеса, который ориентирован на потребителя, однако высокий уровень конкуренции стимулирует предприятия минимизировать производственные затраты. Соответственно, главными задачами производителя становятся оптимизация производства и удовлетворение потребностей потребителя. Рассмотрим методики, которые могут быть использованы для решения этих задач.

Использование стратегии голубого океана является эффективным методом повышения конкурентоспособности. Стратегия заключается в расширении рынка сбыта продукции за счет создания новых рыночных пространств – голубых океанов, где возможности роста компании значительно выше. Стратегия базируется на четырех принципах. Первый предусматривает реконструкцию границ рынка и представляет собой модель шести путей: работа в альтернативных отраслях, других стратегических группах, переориентация на другие группы покупателей (социальные, возрастные и т.д), расширения ассортимента продукции сопутствующими товарами или услугами, работа над функциональной и эмоциональной привлекательностью товара, предвосхищение потребностей потребителя. Второй принцип призывает акцентировать внимание на общей картине, а не на цифровых показателях, мыслить масштабно. Третий – выйти на пределы существующего спроса, т.е. акцентировать свое внимания, не на клиентах, а на тех, кто ими еще не является. Четвертый принцип диктует последовательность работы над голубыми океанами: полезность для покупателя, цена, издержки, внедрение. Использование стратегии позволяет уйти от конкуренции и, более того, стать лидером на вновь созданном рынке. Однако, при появлении заметной конкуренции, появляется необходимость в создании новых инновационных ценностей.

Эффективным инструментом для повышения конкурентоспособности являются интегрированные системы менеджмента качества (СМК). Наличие СМК на предприятии позволяет контролировать качество продукции, а ее сертификация послужит дополнительным рекламным средством, что позволит предприятию получить конкурентное преимущество. Ее использование поможет оптимизировать человеческие и временные ресурсы, что увеличит производительность труда и, соответственно, снизит стоимость товара. На сегодня только наличие СМК является недостаточным для успешного продвижения предприятия в конкурентной среде. В совокупности с ней целесообразно использование новых технологий управления и стратегий.

Японская система организации производства и снабжения «Канбан». Ее основное положение – «Качество прежде всего». Философия системы подразумевает, что работа цеха или целого предприятия должна быть приостановлена при обнаружении дефектов для выявления производственных проблем, допускается невыполнения плана по количеству выпущенной продукции, однако, качество продукции является приоритетом. Другие важные положения призывают отказаться от выпуска малорентабельной продукции и излишней бюрократии, обеспечить гибкость производства путем упрощения структуры.

Как способ минимизации издержек целесообразно использования концепции «Бережливое производство», которая основана на стремлении устранить все возможные виды потерь на производстве. Суть концепции заключается в устранении тех действий, которые требуют высоких затрат но не добавляют ценности для потребителя.

Увеличить производительность труда помогает система организации и рационализации рабочего места «5S». Сортировка, соблюдение порядка, содержание в чистоте, стандартизация и совершенствование – ее основные принципы. Применение системы позволит увеличить скорость работы, реорганизовать рабочее пространство и сделать его безопаснее, а также уменьшить психологическую нагрузку.

Выводы

В условиях рыночной экономики постоянное развитие предприятия является обязательным условием для его успешного существования. Использование новейших технологий управления производством – эффективный способ оптимизации работы предприятия для получения долгосрочного экономического эффекта и, как следствие, повышения его конкурентоспособности. Создание собственной интегрированной системы, которая включает в себя комплекс из нескольких различных технологий – ключ к успешному развитию предприятия.

Список использованной литературы

1. Момот, Александр Иванович, Менеджмент качества и элементы системы качества: Учебник/А.И. Момот. – 2-е изд., доп. и расш. – Донецк: Норд-Пресс, 2005. – 320 с.

2. Портер М. Конкуренция. М.: ИНФРА-М, 2002. 325 с.

3. А.Б Ступин, А.Ф. Удовиченко, Н.А. Котляр, Управление качеством: от систем управления до отбраковки продукции: Учебник/А.Ф. Удовиченко – Донецк, 2011. – 320 с.

4. Егорова Л.С. Управление конкурентоспособностью предприятия [Текст] / Л.С. Егорова Г. // Вестник Нижегородского Университета им. Н.И. Лобачевского. – 2008. - № 6. – С. 316-321.

< >