Українська   English
ДонНТУ   Портал магистров

Реферат по теме выпускной работы

Содержание

Введение

Вода – ценный природный ресурс, основа жизненных процессов на планете. Ресурс используется для удовлетворения личных и бытовых нужд человека: уборка, стирка, полив приусадебного участка. Исторически сложилось, что вокруг природных водоемов возникали города, поселки, поскольку моря и реки обуславливали развитие торговли, являлись источниками энергии.

Трудно представить современную промышленность и сельское хозяйство без воды. На предприятиях ее используют в качестве источников получения пара, для охлаждения систем, промывки и т.д. По данным статистики, промышленность и сельское хозяйство используют гораздо больше воды, чем забирают ее из водных источников, поэтому в большинстве развитых стран мира используется технология многократного применения воды после ее очередной очистки. В мировой практике неконтролируемое водопотребление приводит к серьезным экологическим проблемам.

К сожалению, в последнее время прослеживается тенденция нехватки чистой питьевой воды населению. Это связано с неблагоприятной экологической ситуацией, которая требует внедрения новых природоохранных мероприятий, среди которых – установление прибрежной защитной полосы. Первоочередная задача водоохранных зон – уменьшение антропогенного влияния на водные объекты [1].

1. Актуальность темы

Установление прибрежной защитной полосы положительно сказывается на состоянии водной среды. На территории Донецкой Народной Республики расположено Азовское море. Согласно ч.2 ст. 86 Конституции Донецкой Народной Республике, Законы и другие правовые акты, которые действовали на территории Донецкой Народной Республики до вступления в силу этой Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Донецкой Народной Республики [3]. Согласно Водного Кодекса Украины, действующего в части, не противоречащей Конституции ДНР, ширина прибрежной защитной полосы составляет не менее 2 км за пределами населенных пунктов, а в границах населенных пунктов, в соответствии с градостроительной документацией.

Однако, на сегодняшний день, основная проблема – экологическая. Загрязнение морских вод пестицидами и отходами производства оказывает негативное влияние на состояние окружающей среды.

В прибрежной защитной полосе Азовского моря, которая находится в пределах населенных пунктов, можно выделить такие проблемы:

Также одна из проблем – неконтролируемая застройка территорий. Согласно Государственных санитарных правил планирования и застройки населенных пунктов, береговая полоса шириной 100 м в населенных пунктах, расположенных в прибрежной зоне Азовского моря, должна использоваться как зона отдыха населения, все виды строительства, которые не имеют отношения к рекреационной деятельности, запрещаются [9]. Зачастую, дома на побережье возводятся без каких-либо ограничений со стороны законодательства, в обход ему. Это явление можно устранить, если грамотно подойти к установлению зоны прибрежной защитной полосы.

Согласно Водного Кодекса Украины, прибрежная защитная полоса – это часть водоохранной зоны соответствующей ширины вдоль реки, моря, вокруг водоемов, на которой установлен более строгий режим хозяйственной деятельности, чем на остальной территории водоохранной зоны. Из определения следует, что в границах зоны устанавливается специальный режим хозяйственной деятельности, который накладывает определенные ограничения в использовании [2].

Положение прибрежной защитной полосы к населенным пунктам

Рисунок 1.1 – Положение прибрежной защитной полосы к населенным пунктам

Учитывая вышеизложенное, актуальность темы магистерского исследования заключается во внесении поправок в действующее законодательство, которые будут предусматривать рациональное использование земельных ресурсов и улучшат экологическую обстановку в прибрежной защитной полосе.

2. Цели и предполагаемые результаты исследования

В ходе написания магистерской диссертации сформулированы такие цели исследования:

  1. Разработать на примере Азовского моря методы оптимизации выделения водоохранных зон и прибрежной защитной полосы;
  2. Оценить состояние водоохранных защитных мероприятий, проводимых в зоне прибрежной защитной полосы;
  3. Изучить мировой опыт в установлении ширины прибрежной защитной полосы, для выявления положительных аспектов и внедрения их на территории Донецкой Народной Республики.

Объект исследования: прибрежная защитная полоса Азовского моря.

Предмет исследования: установление прибрежной защитной полосы в пределах Азовского моря.

Предполагаемые результаты исследования: разработка поправок в водное законодательство с последующим внедрением их на практике. Также по результатам работы должна быть предоставлена графическая часть с очерченными границами прибрежной защитной полосы.

3. Законодательная база и аспекты установления прибрежной защитной полосы

При написании магистерской диссертации использовались такие нормативно-правовые акты:

В последние годы геологическая ситуация вокруг береговой полосы Азовского моря ухудшилась. Появились оползни, обвалы и размывание берега. Недостаточная охрана водных объектов приводит к ухудшению экологических условий, возникновению катастроф и аварий, вследствие чего появляются подтопления. Согласно Постановлению КМУ О порядке использования земель в зонах их возможного подтопления вследствие паводков, подтопленные земли – это прибрежная территория, которая может быть затоплена или подтоплена во время паводка. Сельскохозяйственная деятельность на подтопленных землях должна осуществляться согласно проектам землеустройства, которые разработаны в установленном законодательством порядке.

Неблагоприятная экологическая ситуация требует внедрения новых природоохранных мероприятий, среди которых – установление прибрежной защитной полосы. Её первоочередная задача – уменьшение антропогенного влияния на водные объекты. Прежде всего, необходимо вынести и закрепить в натуре водоохранные зоны вдоль водоемов, что предотвратит их загрязнение, засорение. Границы таких зон определяются специальными проектами землеустройства, где также прописывается режим хозяйственной деятельности в них.

Для реализации задуманного проекта нужно составить план по развитию прибрежной зоны и, вместе с тем, охране окружающей среды. Должен осуществляться обязательный контроль за геоморфологическими изменениями, чтобы, в случае чего, предотвратить неблагоприятные процессы. Также важен мониторинг состояния окружающей среды и объектов водоохранной зоны.

4. Суть работы

Запас воды на земле огромен. Известно, что она покрывает до 75% всей земной поверхности. Однако большинство этих вод составляют соленые воды Мирового океана. Особенно остро дефицит питьевой воды ощущается в пустынных и полупустынных регионах – Китай, Индия, Австралия, Бангладеш, Пакистан, Нигерия, Мексика и африканские страны. Примечательно, что штаты южной части США также страдают от дефицита воды. Среди них – Калифорния, Флорида, Техас. Практически отсутствуют проблемы с водоснабжением в Центральной и Восточной Европе, Канаде, Бразилии, в странах Скандинавии.

Соотношение площадей водных объектов Украины

Рисунок 4.1 – Соотношение площадей водных объектов Украины

Учеными прослеживается логическая цепочка: увеличение численности населения ведет к увеличению потребности в воде. Согласно статистическим данным, на апрель 2015 года, население планеты достигло 7 млрд. 289 млн. человек, при этом ежегодный прирост составляет 83 млн. человек. Это означает, что для обеспечения всех жителей водой потребуется около 64 млн. м3 воды. Ученые предполагают, что через 20 лет потребность в чистой воде возрастет втрое [12].

Одним из главных факторов недостатка питьевой воды является ее загрязнение. Этому способствует:

Гигиеническая оценка водных ресурсов должна играть ключевую роль при выборе территории для размещения населенного пункта. При проектировании и размещении промышленных предприятий, следует использовать малоотходные и безотходные технологии, чтоб уменьшить количество вредных веществ в воде [13].

Помимо установления прибрежной защитной полосы, необходимо рассмотреть вопрос по определению зон рекреации. Территория таких зон должна иметь подъездные пути, безопасный рельеф дна, благоприятный гидрологический режим. Зона рекреации должна быть удалена от портов, предприятий и мест, где происходит сброс сточных вод и выпас скота. Выполнение этих требований контролируется местными органами санитарно-эпидемиологической службы [11].

Одной из целей магистерской диссертации является анализ зарубежного законодательства в части установления прибрежной защитной полосы. Одной из целей магистерской диссертации является анализ зарубежного законодательства в части установления прибрежной защитной полосы. Рассмотрев опыт установления прибрежных зон зарубежом, можно сделать вывод о более строгом контроле за состоянием прибрежной защитной полосы в Украине и России. Но, несмотря на действующие ограничения и обозначенные нормы водоохранных зон, ситуация в морских акваториях этих стран оставляет желать лучшего. Вместе с тем, в Англии и США границы прибрежных зон четко не определены, но экологическая ситуация вокруг водоемов гораздо лучше. Это связано с системой жестких санкций в отношении землевладельца, который не выполняет нормы водного законодательства.

Что касается предмета законодательного регулирования, то в странах СНГ им являются только отношения, связанные с водой, находящейся в водных объектах (поверхностных и подземных).

В Великобритании главным вопросом законодательного регулирования является обеспечение питьевого водоснабжения, очистка и сброс сточных вод. В Германии в основе законодательного регулирования лежит проблема очистки и отведения сточных вод, в том числе ливневых.

Основу водного законодательства США составляет законодательство отдельных штатов, которым, главным образом, регулируются отношения в сфере использования талых и ливневых вод. В ряде стран в засушливой зоне право обладать водой, значительно повышающей ценность земли, является имущественным правом и рассматривается как принадлежность земли. Так, в ряде штатов США действует принцип старшинства (по времени) права водопользования, в связи с чем, даже при собственности штатов на воду, растущие города и промышленные предприятия вынуждены выкупать водные права у их традиционных обладателей – фермеров.

В настоящее время, практически во всех странах происходит усиление роли государства в регулировании водных отношений. Все большее значение приобретает разрешительный порядок предоставления водных объектов в пользование с учетом приоритетности водопользователей.

В странах с развитой экономикой законодательно установлена необходимость разработки долгосрочных программ комплексного использования и охраны водных объектов с целью снижения уровня их загрязнения и предотвращения истощения водных ресурсов.

Водное законодательство большинства зарубежных стран предусматривает государственное регулирование в области использования и охраны водных объектов. Практически во всех странах созданы государственные водохозяйственные органы, на которые возложены функции регулирования отношений в сфере водопользования исходя из интересов общества [14].

Выводы

Проблема установления прибрежной защитной полосы имеет актуальное значение для сегодняшних реалий. Неудовлетворительное состояние экологии, нехватка чистой воды для населения, платное водопользование и неконтролируемая застройка прибрежных зон, требует незамедлительного вмешательства государства на законодательном уровне. Исходя из этого, целью магистерской диссертации является усовершенствование существующего законодательства в вопросах установления прибрежной защитной полосы для рационального и эффективного использования прибрежных зон. Основное предназначение предлагаемых поправок – включение земельных угодий в пределах существующей прибрежной защитной полосы в хозяйственный оборот с безусловным соблюдением ограничений в их использовании, установленных экологическим, земельным, градостроительным законодательством.

Далее необходимо разработать научно-методологические подходы для создания поправок в законодательство, на чем и будет основано дальнейшее развитие научно-исследовательской работы.

При написании реферата магистерская работа еще не закончена. Окончательное завершение – июль 2018 года. Полный текст работы и материалы по теме могут быть получены у автора или его руководителя после указанной даты.

Перечень ссылок

  1. Вода и жизнь на земле. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.e-reading.club/
  2. Кодекс Украины от 06.06.95 № 214/95. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakon3.rada.gov.ua
  3. Конституция Донецкой Народной Республики от 14.05.2014. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dnr-online.ru
  4. Земельный Кодекс Украины от 25.10.2001 № 2905-III. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakon2.rada.gov.ua
  5. Закон Украины О землеустройстве от 22.05.2003 № 858-IV. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakon0.rada.gov.ua
  6. Закон Украины Об охране земель от 19.06.2003 №962-IV. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakon3.rada.gov.ua
  7. Постановление КМУ Об утверждении Порядка определения размеров и границ водоохранных зон и режима ведения хозяйственной деятельности в них от 19.06.2003 №962-IV. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakon0.rada.gov.ua
  8. Закон Донецкой Народной Республики Об особо охраняемых природных территориях 30.04.2015 № 43-IHC. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dnrsovet.su
  9. Государственные санитарные правила планирования и застройки населенных пунктов от 19.06.1996 №173. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dnaop.com/html
  10. Постановление КМУ О порядке использования земель в зонах их возможного затопления вследствие подтоплений от 31.01.2001 №87. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakon3.rada.gov.ua
  11. Гигиенические требования к зонам рекреации водных объектов от 25.12.1980 №5976. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakon2.rada.gov.ua
  12. География мирового хозяйства. Эрозионные процессы и борьба с ними. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru
  13. Запасы питьевой воды на Земле. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.voprosy-kak-i-pochemu.ru
  14. Новая редакция Водного кодекса Российской Федерации: основные направления перемен. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://iam.duma.gov.ru