Научная фантастика

Предисловие

У каждого человека есть свободное от учебы или работы время, которым он может распоряжаться по своему желанию. Круг моих увлечений крайне широк, я перепробовал много разных видов деятельности: рисование, программирование, плавание, рукоделие. Однако среди всех увлечений можно выделить одно, которое было неизменно самого детства – чтение художественной литературы. Именно книги внесли наибольший вклад в формирование моей личности, а если быть точнее книги жанра научная фантастика.

1. Что такое научная фантастика

При поиске в интернете определения этого жанра наиболее распространено следующее описание:

Sci-fi Научная фантастика – это в первую очередь литературный жанр, разновидность фантастики, который получил свое развития и в других видах искусства. Научная фантастика основывается на фантастических допущениях (вымысле, спекуляции) в области науки, включая как точные, так и естественные, и гуманитарные науки. Научная фантастика описывает вымышленные технологии и научные открытия, контакты с нечеловеческим разумом, возможное будущее или альтернативный ход истории, а также влияние этих допущений на человеческое общество и личность.

Такое определение дает достаточно общее представление и не содержит четких критериев этого жанра.

В моем понимании научная фантастика должна рассказывать о новых технологиях и научных открытиях, их возможностях и потенциале, их влияние на общество, как позитивное, так и негативное. Но более распространенной является мысль, что НФ – это фантастика без чего-либо сказочного или мистического, где любые фантастические события и явления имеют научное объяснение и не содержат в себе ничего сверхъестественного.

В настоящее время единого мнения о том, что действительно можно считать научной фантастикой, не существует. У этого жанра нет четких критериев. В связи с этим множество произведений, которые принято приписывать к этому жанру, по моему личному мнению, имеют к нему лишь отдалённое отношение.

В качестве примера, можно назвать роман Роберта Хайнлайна Звездный десант. Бесспорно, в романе присутствуют элементы научной фантастики, такие как путешествия между планетами и технологии будущего. Однако эти элементы выступают лишь в качестве фоновых атрибутов и не являются главной темой или проблематикой произведения, а само произведение, как мне кажется, ближе к боевой фантастике.

2. Классификация жанра научная фантастика

Жанр научная фантастика включает в себя большое разнообразие различных направлений. Для выбора книг именно этого жанра, которые принесут удовольствие при прочтении, необходимо различать его подвиды.

Научная фантастику условно можно разделить на две категории: твердая и мягкая. Данное деление не является общепринятым и не имеет четких критериев и в зависимости от точки зрения то или иное произведение, может классифицироваться как твердая так и мягкая научная фантастика. Однако оно может быть значительным для читателя.

Твердая НФ – старейший и первоначальный жанр научной фантастики. Его особенностью является жёсткое следование известным на момент написания произведения научным законам. В основе произведений твёрдой НФ лежит естественнонаучное допущение: например, научное открытие, изобретение, новинка науки или техники. Впоследствии развития твёрдая научная фантастика стала отличаться тем, что повествование не нарушает известных научных законов, то есть основывается только на имеющейся, на момент написания произведения естественнонаучной базе.

Мягкая НФ появилась по мере развития жанра как противопоставляемые твердой научной фантастике. Она черпает вдохновение в области гуманитарных, общественных наук, и обращает внимание в первую очередь на гуманитарные аспекты, такие, как влияние научно–технического прогресса на развитие общества, психологические и социальные проблемы, человеческие взаимоотношения, чувства и переживания персонажей, и тому подобное. Таким образом, создаются произведения социальной фантастики, утопии и антиутопии.

Проще говоря, к первым можно отнести введение в произведение новых изобретений и допущения в законах природы. Ко вторым относится введение допущений в области социологии, истории, психологии, этики, религии и даже филологии.

По мере своего развития и возрастающей популярности научная фантастика породила новые направления, заимствовав элементы более старых жанров, таких как утопия и альтернативная история. Можно выделить следующие жанры научной фантастики:

  • Твердая научная фантастика – отличительной особенностью этих книг является жёсткое следование известным на момент написания произведения научным теориям, а в основе сюжета лежит, как правило, новое открытие или изобретение. Авторы твёрдой научной совершили немало предсказаний, правильно угадав дальнейшее развитие науки и техники. (20 000 льё под водой Жуль Верн; Маракотова бездна Артур Конан Дойль; Голова профессора Доуэля Александр Беляев).
  • Социальная фантастика – поджанр научно–фантастической литературы, в котором ведущую роль играют различные описания связи технического прогресса и социального устройства общества будущего, близкого к технократии. (Основание Айзек Азимов; 451 градус по Фаренгейту Рэй Брэдбери; 1984 Джордж Оруэлл).
  • Хронофантастика, темпоральная фантастика, или хроноопера – главной особенностью этой разновидности научной фантастики является путешествие во времени. (Машина времени Герберт Уэллс; Восстание во времени Гарри Гаррисон).
  • Альтернативно-историческая – поджанр фантастики, посвящённый изображению реальности, которая могла бы быть, если бы то в прошлом произошло или не произошло какое–либо событие, и что могло бы из этого выйти. ( Трансатлантический туннель! Ура! Гарри Гаррисон; Патруль времени Пол Андерсон).
  • Апокалиптическая и постапокалиптическая фантастика – тесно связанные жанры научной фантастики, в которых рассказывается о наступлении какой–либо глобальной катастрофы или же действие которых развивается в мире, пережившем глобальную катастрофу. (Dr. Bloodmoney Филип Дик; Пикник на обочине братья Стругацкие).
  • Утопии и антиутопии – жанры, посвящённые моделированию общественного устройства. В утопиях рисуется идеальное общество, выражающее воззрения автора. В антиутопиях – полная противоположность идеалу: ужасное, обычно тоталитарное, общественное устройство. (451 градус по Фаренгейту Рэй Брэдбери; 1984 Джордж Оруэлл).
  • Космическая опера – это развлекательная приключенческая НФ. В основе сюжета лежат приключения героев, а масштабы происходящих событий ограничены лишь фантазией авторов.
  • Киберпанк – жанр научной фантастики, отражающий упадок человеческой культуры на фоне технологического прогресса в компьютерную эпоху. (Мечтают ли андроиды об электроовцах? Филип Дик; Нейромант Уильям Гибсон).

Деление книг на вышеупомянутые жанры также весьма условно. Вряд ли найдется хоть один роман, который будет соответствовать только одному из них. В каждой книге можно найти черты того или иного жанра, однако выделить ведущий все же можно.

3. Книги отпечатавшиеся в памяти

Жюль Габриэл Верн Путешествие к центру земли

Жюль Габриэл Верн <q>Путешествие к центру земли</q>

Жюль Габриэл Верн Путешествие к центру земли

Говоря о классике нельзя обойти стороной одного из основоположников научной фантастики Жюля Габриэла Верна и его роман Путешествие к центру Земли, который являться хорошим примером твердой научной фантастики.

Роман взял за основную идею теорию полой земли, которая выдвигалась и не была опровергнута на момент написания романа. В центре романа находятся три персонажа: Профессор Отто Лиденброк – ученый–фанатик, руководитель экспедиции, неукротимо следующий за своими идеями.

Аксель – племянник и помощник профессора, скептик по натуре. На протяжении всего романа ведет спор с профессором, пытаясь опровергнуть его теории.

Ганс Бьелке – молчаливый проводник сей экспедиции, который оказался, для меня, наиболее занятным персонажем, выполняющий за героев практически всю тяжелую работу.

Для меня в книге было несколько недостатков. Первый недостатком является то, что роман чересчур переполнен терминами и научными теориями из областей геологии, археологии и т.д. Второй недостаток это медленная динамика развития сюжета, и излишне затянутые диалоги. Несмотря на эти недостатки, следить за спорами путников, за тем как они выбираются из передряг и неукротимо следуют к своей цели невероятно занимательно.

Герберт Уэллс Машина Времени

Герберт Уэллс <q>Машина Времени</q>

Герберт Уэллс Машина Времени

Роман Машина Времени был первым произведением Герберта Уэллса, которое я прочитал. Приступая к нему, я ожидал несколько иного. На деле же роман оказался наполнен философскими рассуждениями на тему развития человеческого общества в будущем. Несмотря на это роман читался очень легко, заинтриговал своим сюжетом, что не позволило его забросить.

Путешествия во времени – интригующая и увлекательная тема, она содержит в себе немало пищи для размышлений. Путешествие героя в далёкое будущее описано очень ярко, и воображение рисует мрачные образы. В романе выдвигается несколько иное представление о будущем, непривычное большинству. Многие представляют себе будущее, в котором существуют летающие машины, всевозможные роботы и т.п. В романе Уэллса оно представляется совершенно иным: мир, делящийся на нижний и верхний. Общество в нем эволюционировало в несколько кардинально противоположных видов.

Примечательным для меня также было то, что автор практически не использует в повествовании, какие либо конкретные имена. В них просто нет необходимости, запоминать их не нужно, на сюжет книги это никак не влияет. большинство персонажей названы по роду деятельности или каким–либо личным особенностям: Путешественник во времени, Провинциальный Мэр, Психолог, Доктор, Очень Молодой Человек, Редактор.

Роман порадовал открытостью концовки, что оставляет читателя с огромным количеством вопросов для размышления.

Уильям Гибсон Нейромант

Уильяма Гибсона <q>Нейромант</q>

Уильям Гибсон Нейромант

Уильяма Гибсона по праву считается одним из создателей жанра киберпанк. В своем рассказе Сожжение хром он дал начало целому циклу, под названием Муравейник. Примечательно, что именно в этом рассказе впервые было употреблено слово Киберпространство, после чего оно вошло во всеобщий обиход.

Наибольшее впечатление на меня произвел первый роман этого цикла Нейромант. Именно он задал эстетику классического киберпанка. За основу была взята стилистика антиутопий, но обыграна она была по своему: общество находится в упадке, налицо классовое неравенство, а миром правят гигантские корпорации, соперничающие друг с другом.

Для понимания того, что происходит в книге, желательно для начала ознакомится с рассказами из этого цикла. Автор не нежится с читателями, сразу же погружает нас в новый мир, не давая особо каких либо объяснений.

Сюжет Нейроманта крайне динамичен, персонажи перемещаются на множество разных локациях, непохожих друг на друга.

Главные герои абсолютно не похожи друг на друга: хакер, военный, наёмница. Не смотря на это, они показали себя слаженной командой и отличными напарниками.

Отдельное стоит отметить представление Гибсона о самом киберпространстве, погружении в него, его устройстве, системе. Удивительным также является то, что этим описанием он, по сути, предрёк появление всемирной паутины и защитных программ (антивирусов), которым он дал название Лёд.

Несмотря на множество негативных отзывов, эта книга определённо стоит прочтения любителями Киберпанка, хотя бы для понимания истоков жанра.

Список источников

1. Ежемесячный российский журнал и сайт о фэнтези и фантастике во всех их проявлениях [Электронный ресурс] – режим доступа: https://www.mirf.ru/.
2. Фестиваль фантастики в Донецке [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.terri–con.ru/.