ДонНТУ   Портал магистров

О ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РИСОВАНИЕ

История рисования

Рисунок – это основа и графики, и живописи, и скульптуры, и архитектуры, и декоративно-прикладного искусства. Рисунок представляет собой своеобразный стержень, на котором держится все изобразительное искусство. Искусство рисования и живописи - необъяснимая магия творчества и ее воздействие на человечество [1].

История живописи насчитывает тысячелетия, а история цивилизации читается по полотнам великих художников. Вечный поиск, вечная борьба противоположных направлений и течений, различных школ и подходов. Движение человечества к идеалу отображения – вот настоящее призвание живописи и многие исследователи внесли достойный вклад в раскрытие тайного смысла и очарования великих творцов.

С давних времен человек стремился запечатлеть увиденные очертания или придуманные образы на бумаге, холсте, камне. Как известно, живопись картины – вид изобразительного искусства, который передаёт различные зрительные образы. Чарующая живопись акварелью, неуловимая скульптура живопись, различная по образности и содержанию настенная живопись, от примитивных фигур и обозначений на стенах в пещерах до многообразных творений арт-графики - в наши дни виды живописи так различны, что изучить все школы и направления представляется весьма сложной задачей.

Известно, что самые первые попытки рисования - это наскальная живопись. Различные сцены охоты выполнены черным пигментом и красной охрой. Пещерные картины есть по всей планете: в Европе и Африке, Северной и Южной Америке, Китае и Японии.

Наскальные рисунки Наскальные рисунки Наскальные рисунки Наскальные рисунки

Наскальные рисунки [2]

Волшебное искусство рисования и живописи продолжает волновать сердца современников, поэтому постараемся приоткрыть завесу этого великого таинства создания образов на гибких или твердых поверхностях.

Культура живопись – как многообразен мир вокруг, так и разнообразны средства, при помощи которых создается живопись картины: масло и живопись гуашью, акварель, тушь. Существует также великое множество методов и направлений живописи.


Живопись маслом и гуашью

Живопись маслом картины создаётся масляными художественными красками, картины могут быть покрыты специальными лаками. Игра цветовых оттенков на таких произведениях впечатляет силой визуального воздействия. Маслом написаны многие шедевры мирового искусства: исторический жанр живописи был чудесно воплощен в картине Брюллова Последний день Помпеи, историческая живопись Преображение Христово Рафаэля Санти, в знаменитых Запорожцах Репина.

К.П. Брюллов – <q>Последний день Помпеи</q>, 1833 г. Рафаэль Санти – <q>Преображение Христово</q>, 1520 г. И.Е. Репин – <q>Запорожцы пишут письмо турецкому султану</q>, 1891 г.

Картины написанные маслом [3][4][5]

Масляная живопись 19 века 20 начала стала создаваться при помощи многослойного нанесения масла с добавлением части лака и последующей обязательной лакировкой полотна. Основы живописи гуашью составляет техника нанесения на полотно непрозрачных красок, а также кроющих красок, которые содержат в своем составе белила. Эпоха Возрождения стала для гуаши эпохой совершенства техники: живопись картины подсвечивались при помощи гуаши, гуашью расписывались табакерки и другие элементы декоративного творчества, мастера живописи стали пользоваться гуашью для иллюстраций и декоративных эскизов.


Живопись акварель: тончайшее искусство совершенства

Альбрехт Дюрер – <q>Заяц</q>, 1502 г.

Картины живописи, выполненные акварелью, поражают тонкостью и лиризмом. Живопись акварель отличается богатством тона, эффектом легкости и пронзительности. Интересно, что свою историю акварельная живопись начала с Китая, где декоративная живопись акварелью начала использоваться после изобретения бумаги еще во ii веке до н.э. Жанры китайской живописи отличались многообразием, что не могло не заинтересовать европейцев, и художественная живопись акварелью наиболее ощутимое развитие приобрела в эпоху романтического Ренессанса. Классической работой считается произведение «Заяц» Дюрера, который был создан в 1502 году и отражал все прелести и тончайшие нюансы письма акварелью. Техника акварельной живописи позволяла художникам раскрашивать и растушевывать тончайшие объекты даже на топографических картах и участники научных, а также военных экспедиций использовали живопись 20 века акварелью для создания иллюстраций и зарисовок исторических экспедиций. Акварель стала основным видом живописи при создании портретной миниатюры, так называемой портрет жанр живописи.


Согласитесь, что живописи настолько многообразны, что изучению направлений и видов посвящены монументальные труды известных искусствоведов. Проходят года, пролетают столетия, наступило новое тысячелетие, а древнее, но такое современное искусство живопись – вечно, как вечен мир. Журнал искусство рисования и живописи всегда пестрит новинками, а работы художников классиков и новичков-новаторов интересны нам, ценителям и любителям: ведь с их помощью, благодаря великой силе искусства мы приобщаемся к прекрасному. Живописью, этим волшебством и совершенством, чарующим восприятием и умением передать часть души на холсте, будут восхищаться и наши потомки.


Цифровое рисование

С совершенствованием технологий возникло новое направление, называемой компьютерной графикой [6]. Компьютерная графика (также машинная графика) – область деятельности, в которой компьютеры наряду со специальным программным обеспечением используются в качестве инструмента, как для создания (синтеза) и редактирования изображений, так и для оцифровки визуальной информации, полученной из реального мира, с целью дальнейшей её обработки и хранения.


История пояления

Вычислительная машина - <q>Вихрь</q>
Первое цифровое изображение

Первые вычислительные машины не имели отдельных средств для работы с графикой, однако уже использовались для получения и обработки изображений. Программируя память первых электронных машин, построенную на основе матрицы ламп, можно было получать узоры. В 1950 году в военном компьютере Whirlwind-i (на русс. Вихрь), встроенный в систему SAGE противовоздушной обороны США, впервые был применён монитор – как средство отображения визуальной и графической информации. В 1957 году Рассел Кирш создал первый сканер для компьютера и получил на нём первое цифровое изображение – маленького сына Уолдена.


В 1961 году программист С. Рассел возглавил проект по созданию первой компьютерной игры с графикой. Создание игры («Spacewar!») заняло около 200 человеко-часов. Игра была создана на машине PDP-1. В 1963 году американский учёный Айвен Сазерленд создал программно-аппаратный комплекс Sketchpad, который позволял рисовать точки, линии и окружности на трубке цифровым пером. Поддерживались базовые действия с примитивами: перемещение, копирование и др. По сути, это был первый векторный редактор, реализованный на компьютере. Также программу можно назвать первым графическим интерфейсом, причём она являлась таковой ещё до появления самого термина. Айвен Сазерленд также в 1966 и 1968 годах создал первые компьютерные стереоскопические очки и шлем виртуальной реальности.

В середине 1960-х гг. появились разработки в промышленных приложениях компьютерной графики. Так, под руководством Т. Мофетта и Н. Тейлора фирма itek разработала цифровую электронную чертёжную машину. В 1964 году General Motors представила систему автоматизированного проектирования DAC-1, разработанную совместно с IBM. В 1964 году Эдвард Зейджек (Edward E. Zajac), программист из Bell Labs, сделал первую компьютерную анимацию – движение спутника вокруг Земли. Анимация демонстрировала теоретический спутник, который использовал гироскопы, чтобы поддерживать свою ориентацию относительно Земли. Вся компьютерная обработка была сделана на компьютерах iBM серий 7090 или 7094 с использование программы ORBiT. В 1968 году группой под руководством Н. Н. Константинова была создана компьютерная математическая модель движения кошки. Машина БЭСМ-4, выполняя написанную программу решения дифференциальных уравнений, рисовала мультфильм «Кошечка», который для своего времени являлся прорывом. Для визуализации использовался алфавитно-цифровой принтер. В 1968 году существенный прогресс компьютерная графика испытала с появлением возможности запоминать изображения и выводить их на компьютерном дисплее, электронно-лучевой трубке.


Основные области применения

Научная графика – первые компьютеры использовались лишь для решения научных и производственных задач. Чтобы лучше понять полученные результаты, производили их графическую обработку, строили графики, диаграммы, чертежи рассчитанных конструкций. Первые графики на машине получали в режиме символьной печати. Затем появились специальные устройства – графопостроители (плоттеры) для вычерчивания чертежей и графиков чернильным пером на бумаге. Современная научная компьютерная графика дает возможность проводить вычислительные эксперименты с наглядным представлением их результатов.

Деловая графика – область компьютерной графики, предназначенная для наглядного представления различных показателей работы учреждений. Плановые показатели, отчётная документация, статистические сводки – вот объекты, для которых с помощью деловой графики создаются иллюстративные материалы. Программные средства деловой графики включаются в состав электронных таблиц.

Конструкторская графика используется в работе инженеров-конструкторов, архитекторов, изобретателей новой техники. Этот вид компьютерной графики является обязательным элементом САПР (систем автоматизации проектирования). Средствами конструкторской графики можно получать как плоские изображения (проекции, сечения), так и пространственные трёхмерные изображения.

Иллюстративная графика – это произвольное рисование и черчение на экране монитора. Пакеты иллюстративной графики относятся к прикладному программному обеспечению общего назначения. Простейшие программные средства иллюстративной графики называются графическими редакторами.

Художественная и рекламная графика – ставшая популярной во многом благодаря телевидению. С помощью компьютера создаются рекламные ролики, мультфильмы, компьютерные игры, видеоуроки, видеопрезентации. Графические пакеты для этих целей требуют больших ресурсов компьютера по быстродействию и памяти. Отличительной особенностью этих графических пакетов является возможность создания реалистических изображений и движущихся картинок. Получение рисунков трёхмерных объектов, их повороты, приближения, удаления, деформации связано с большим объёмом вычислений. Передача освещённости объекта в зависимости от положения источника света, от расположения теней, от фактуры поверхности, требует расчётов, учитывающих законы оптики.


Компьютерная анимация

Компьютерная анимация – это получение движущихся изображений на экране дисплея. Художник создает на экране рисунки начального и конечного положения движущихся объектов, все промежуточные состояния рассчитывает и изображает компьютер. Полученные рисунки, выводимые последовательно на экран с определённой частотой, создают иллюзию движения. Отсюда появляется мультимедиа – это объединение высококачественного изображения на экране компьютера со звуковым сопровождением. Наибольшее распространение системы мультимедиа получили в области обучения, рекламы, развлечений.


Мое умение и примеры работ

Мое умение - это рисование техникой карандаша [7] . Так же есть опыт рисование в Adobe Photoshop CS и Adobe After Effects.

Пример рисовки карандашом: растушевка и штриховка

Есть две основные техники рисования – это растушевка и штриховка карандашом. С помощью штрихов (коротких линий) можно очень удачно передать тон предмета. В зависимости от количества рисуемых штрихов можно получить разные уровни насыщенности тона (чем меньшее штрихов – тем тон светлее, чем больше штрихов, тем темнее). Направлением штрихов вы можете передать фактуру поверхности фигуры. Например, горизонтальные штрихи хорошо передадут поверхность воды, а вертикальные штрихи – траву. В основном, штриховка выполняется короткими прямыми штрихами с примерно одинаковым расстоянием между ними. Штрихи накладываются на бумагу с отрывом карандаша. Сначала делается одна тонкая линия, потом карандаш возвращается на линию начала, и таким образом наносятся все остальные штрихи. Для усиления глубины тона можно применить перекрёстную штриховку.

Например, на косую штриховку накладывают горизонтальную, затемняя тон, затем на то, что вышло, можно наложить косую штриховку в направлении обратном первому – это затемнит еще больше. Самым темным в этом случае окажется тон, где сочетаются штриховки всех направлений.

Растушёвка – один из основных приемов, который можно применить при выполнении рисунка начинающим художникам. С помощью градации тона можно придать фигуре объема. Вообще, растушёвка – это частный случай штриховки. После нанесения штрихов, используя свойства графита карандаша и специальный инструмент-растушевку, их растушёвывают (размазывают) до получения однородного тона. Однако, и выполнение самой растушёвки имеет ряд особенностей. Растушёвку штрихов необходимо выполнять вдоль штрихов, но не поперёк. Выполняя растушёвку вдоль штрихов, вы добьетесь тем самым более естественного тонирования. Для растушёвки используют не только простую штриховку, но и зигзагообразные штрихи.



Примеры моих работ


Пример рисунка карандашом Пример рисунка карандашом Пример рисунка карандашом
Пример рисовки подарочного кота Пример рисовки скоросного катера
Пример рисовки усталого щеночка


Пример рисунка карандашом Пример рисунка Adobe Photoshop CS Пример рисунка Adobe After Effects
Пример рисовки военного истребителя Пример рисовки девушки Пример рисовки рыцаря


Рисование – сложная наука, требующая постоянной практики, на которую порой не хватает времени. Но останавливаться на достигнутом я не собираюсь, а планирую совершенствоваться и дальше.

В завершении моего индивидуального раздела хотелось бы процитировать художника Карла Глассфорда: Искусство, творчество – тот вид деятельности, в котором все, что предстоит узнать, всегда ценнее уже известного. В истинном искусстве не существует званий и степеней, значение имеют только расстояния, пройденные по пути к совершенству. Между прочим, знаете, какой вопрос чаще всего задают художнику? Сколько времени вы потратили на эту работу? Иногда я называю свой возраст, иногда рисую квадрат стороной в дюйм, делю его на четыре части для обозначения времени. Теперь же я могу ответить так: Это заняло столько времени, сколько заняло». Каким бы ни был вопрос, отвечайте с улыбкой.

Использованная литература

  1. Берт Додсон – Ключи к искусству рисунка 2000. – 216 с.: ил.
  2. Наскальные рисунки: Интернет проект Novate.Ru: новости и статьи
  3. Последний день Помпеи (картина): Материалы свободной энциклопедии Википедия
  4. Преображение (картина): Материалы свободной энциклопедии Википедия
  5. Запорожцы (картина): Материалы свободной энциклопедии Википедия
  6. Компьютерная графика: Материалы свободной энциклопедии Википедия
  7. Основы рисования. Техника рисования карандашом: Современное интернет издание о творчестве Сей-Хай
  8. Графика, история искусства, уроки рисунка, статьи об искусстве с иллюстрациями: Сайт График.