ДонНТУ   Портал магистров

Вопросы конфиденциальности

Если у вас нет паранойи, то это ещё не значит, что за вами не следят[1]

Каждому времени – свои ценности. Когда-то самым важным ресурсом было золото, чуть позже – нефть, а уже в 21 веке прямо на наших глазах пальму первенства перехватил такой ресурс, как информация. Причем объектом интереса теперь выступают не члены королевской семьи, не президенты и не министры, а ты, дорогой читатель. Кое-кто знает, в какие магазины ты ходишь, какую музыку ты слушаешь и на какую тему пишешь диплом. За каждым человеком, имеющим выход в Интернет, тянется цифровой след, позволяющий составить полный портрет личности, узнать о привычках, предпочтениях, вкусах. На рисунке ниже представлена схема, на которой изображена вся значимая информация о человеке. Лично у меня все элементы схемы так или иначе присутствуют в Интернете, разве что тяжело найти будет что-либо из группы Документы.

Схема данных о человеке

Мы разбрасываем по сети крупицы своей жизни, а собирают эти крошки все, кому не лень: Windows, Google, Facebook, ВКонтакте, операторы мобильной связи, банковские системы, государственные структуры. Старожилы еще могут помнить продающиеся на радиорынках диски со слитыми базами данных различных банков или пенсионных фондов.

Теперь же нет нужды даже ходить на радиорынок – всё можно найти, не вставая с дивана. В тёмных закоулках интернетов можно недорого приобрести утёкшие базы данных, содержащие номера телефонов, паспортные данные, номера кредитных карт. Этот факт – самый красноречивый ответ тем людям, которые говорят: Пускай хранят мои данные, мне нечего скрывать, кому я нужен. То, что вы не занимаете важный государственный пост, вовсе не означает, что мошенники побрезгуют взять микрозайм на ваши паспортные данные, или зарегистрировать аккаунт в соцсети, привязанный к номеру вашего мобильного телефона, и распространять с него детскую порнографию. Если у злоумышленника есть любая ваша персональная информация, то её использование в преступных целях – лишь вопрос фантазии.

Человеческий фактор – тот момент, на котором даёт сбой любая система. Даже если оставить за скобками возможность того, что информацию может явным образом сливать сам работник организации, то всё равно останутся люди, недостаточно трепетно относящиеся к чужой приватности. В паспортных столах папки с документами лежат в незапертых помещениях, бухгалтера носят домой на флешках рабочие отчётности – на фоне этого говорить о какой-то защите информации даже немного нелепо.

Впрочем, всё вышеперечисленное всё еще звучит недостаточно убедительно. Дотошный читатель скажет, что я преувеличиваю возможность слива персональных данных, и будет прав. Меня тоже сильно удивляет, что за 20 лет жизни никто ни разу не додумался похитить мои паспортные данные и использовать их в своих мерзких преступных целях. Однако, это даже не так и важно, потому что любая теоретическая опасность несанкционированного доступа к личной информации меркнет перед опасностью доступа санкционированного – вот уж где настоящий киберпанк и антиутопия.

Я знаю, что половина моего рекламного бюджета расходуется впустую, проблема в том, что я не знаю, какая именно[2]. Джон Ванамейкер произнес эти слова в 19 веке. Если бы у него была возможность увидеть, на что похожа реклама в 21 веке, он бы плакал от счастья. Сегодня реклама эффективна как никогда ранее в истории человечества. Таргетинг в связке с различными методами обработки информации предоставляет в этом смысле невиданные перспективы. Например, было бы логично прислать сообщение с рекламой средства от простуды человеку, который каждый будний день в 7 часов перемещается из точки А в точку В, а в 17 часов – обратно, а сегодня вдруг остался в точке А – вполне вероятно, что человек простудился и не пошёл на работу. Или я как владелец детского магазина могу захотеть показать рекламу мужчинам, проживающим неподалеку от места N и имеющим детей в возрасте до 6 лет, эту группу людей можно обозначить как телефон регулярно бывает в зоне покрытия таких-то базовых станций и с кредитной карты 6 лет назад начали производиться оплаты детских товаров. За примером реализации подобного не нужно далеко ходить, практически все операторы сотовой связи в мире предлагают такую услугу (данный конкретный оператор взят лишь для большей наглядности, вообще у всех всё примерно одинаково):

Пример таргетирования рекламы Мегафона по географии
Пример таргетирования рекламы Мегафона по интересам
Пример таргетирования рекламы Мегафона по социально-демографическим параметрам

Даже если оставить в стороне более технически развитую Россию, то наши донецкие рекламодатели тоже не пасут задних, я иногда на просторах интернета вижу подобное:

Пример таргетированной рекламы

И да, я действительно живу на Мирном.

В целом, подобные технологии не могут не вызывать восторг, однако пугает именно возможность сбора и хранения сколь угодно подробной информации о человеке вкупе с безответственным отношением собирающих к собираемому:

Пример результата безответственного отношения к информации

Скептически настроенный читатель спросит: А что ты, собственно, предлагаешь? Выбросить телефон и кредитку, заклеить веб-камеру, надеть шапочку из фольги?. Нет, я этого не предлагаю. В это может быть непросто поверить, но я не дурак. Смысл данного текста состоит в том, чтобы осветить проблему, показать важность бережного отношения к информации. Правовое регулирование – это замечательно, но изменения должны произойти прежде всего в головах, каждый должен осознать свою ответственность за информацию о себе и о своих близких.

Я уверен, что настанет время, когда необходимость в какой-либо приватности отпадет. Также я уверен, что до этого времени не доживу. Но чтобы будущее человечества было таким будущим, в котором хотелось бы жить, помимо всего остального необходимо решить также и вопрос конфиденциальности.

Список источников

  1. Интернет ресурс: www.inpearls.ru
  2. Интернет ресурс: marketing.wikireading.ru