Магистр ДонНТУ Столбунская Анастасия Сергеевна

Столбунская
Анастасия Сергеевна

Факультет компьютерных наук и технологий

Кафедра искусстенного интеллекта и системного анализа

Специальность Системы искусственного интеллекта

Создание интеллектуальной системы стилистической оценки текста

Научный руководитель: доц. Кравец Татьяна Николаевна

Компьютерная графика как искусство

  • Введение

    Компьютерная графика — одно из направлений искусства постмодернизма. Компьютер — это средство моделирования и демон–страции законов, лежащих в основе художественного, научного и технического творчества как средство создания новых произведений искусства.

    Компьютер позволяет быстро:

    • трансформировать форму объекта;
    • подбирать цвет и множество оттенков;
    • выполнять сложные графические построения;
    • имитировать различные визуальные эффекты;
    • анимировать изображение.

    Под компьютерной графикой понимается совокупность методов и приемов преобразования при помощи ЭВМ данных в графическое представление или графического представления в данные. Под графическим представлением понимается изображение либо комплекс изображений.

    Изображение может быть черно–белым или цветным, с эффектом освещенности (наличие теней, бликов, полутонов) либо без него. Первоначально термин компьютерная графика обозначал наглядную форму отображения результатов математических вычислений, однако постепенно его значение существенно расширилось. Теперь с ним ассоциируются не только научная, инженерная и деловая графика, но и весь арсенал компьютерных средств изобразительного искусства.

    Важнейшими качествами искусства графики являются массовость, быстрота реакции на требования, выдвигаемые жизнью. Ясность, лаконизм и выразительность художественного языка, доступность, простота материалов, небольшие размеры требуют относительно меньше времени и сил на создание художественного графического произведения по сравнению с другими видами изобразительного искусства. С другой стороны, можно найти еще одно объяснение возникновению термина графика применительно к работе художника–компьютерщика.

  • Поп–арта и элементы китча в искусстве

    Понятие художественная компьютерная графика условно: кроме классической графики, компьютерная графика охватывает живопись, графический дизайн, фотоискусство, компьютерная графика является одной из составных частей медиаискусства, мультимедиа, интерактивного искусства. Другая особенность постмодернистского искусства — онтологическая трактовка искусства, отличающаяся от классической неправильностью, непосредственностью, условностью, примитивизмом. Художник в компьютерном искусстве не тешит себя и других надеждой на то, что он способен творить прекрасное и вечное.

    Классический китч (в западноевропейском и американском понимании как производное популярной культуры) есть результат коммуникации художественного аутентичного произведения, свежего, высокооцененного элитарной культурой, и потребителя – представителя массовой культуры. Эта коммуникация происходит в условиях развитого художественного рынка через посредника: производителя китча или СМИ как тиражирующую инстанцию. До возникновения современного варианта СМИ роль последних мог выполнять, например, художник–копировальщик или ремесленник, производитель товаров народного потребления. Изменился статус современного искусства, современный компьютерный художник не имеет дело с чистым материалом. Его произведение никогда не является первичным, существуя лишь как сеть аллюзий на другие произведения, а, значит, как совокупность цитат.

    В изобразительном искусстве интертекстуальность характеризует творчество художников, принадлежащих направлению неоакадемизма. Они использовали фотографии и коллажи, комбинировали приемы позднеакадемической живописи с возможностями компьютерной графики, художники создавали картины, где постмодернистское отношение к арсеналу прошлого, исключающее самостоятельность, и полная узнаваемость изображенного мотива вызывали у зрителя целый ряд культурных ассоциаций, что и было основной задачей художников. Эволюция постмодернизма заключается в следующем: во–первых, происходит изменение статуса массовой культуры и проявление интереса к ней со стороны элитарных авторов. Это приводит к проявлению и усилению поп–арта и элементов китча в искусстве. Во–вторых, в 90–х годах появляются новые направления в искусстве медиа–арт (искусство в контексте современных технологий, коммуникаций и медиа) и Нет–арт.

    Нет–арт — новейший вид искусства, суть которого — не репрезентация, а коммуникация, и своеобразной арт–единицей его является электронное послание.

    Различают три этапа развития Нет–арта. Первый этап, когда начинающие художники Сети создавали картинки из букв и значков, имеющихся на клавиатуре компьютера. Второй этап начался, когда в Интернет пришли художники андеграунда и просто все желающие показать нечто из своего творчества. Появилась масса электронных галерей, салонов, кинотеатров, которые внесли в Сеть продукцию внешнего мира, не органичную Сети, использовали ее как посредника. Следующий этап состоял в освоении специальными сетевыми художниками собственно выразительных воз–можностей сети как виртуальной реальности, внутри которой необходимо творить так, как невозможно работать в реальном мире. Компьютерные игры также представляют собой один из аспектов Нет–арта. Главной особенностью Нет–арта как пост–культуры в целом является принципиальное отсутствие четкого разграничения искусства и неискусства.

  • Понятия художественности и инновационные компьютерные технологии

    Во второй половине XX и начала XXI века реальная практика искусства выступила свидетельством принципиально новой ситуации в художественной жизни искусства постмодернизма и изменила понятия художественности, относящиеся к произведениям современного изобразительного искусства, созданные инновационными компьютерными технологиями. Рассмотрим сначала понятие художественности традиционного искусства.

    Художественность – одна из важнейших коммуникативных стратегий культуры, родовая характеристика специфики явлений искусства, выступающая одновременно фундаментальным критерием их оценки.

    Художественность произведения искусства проявляется в полноте реализации замысла, кристаллизации его эстетической выразительности, в содержательности формы, адекватной общей авторской концепции и отдельным нюансам образной мысли, в целостности, которая выражается в соразмерности, отвечающей принципу единства в многообразии, либо в акцентировании в сторону или единства, или многообразия. Во всех случаях подлинное художественное произведение есть определенная организованность, упорядоченность, сопряжение в целое эстетических идей(с) Турлюн Л.Н.

    Художественное своеобразие современного искусства, заявлявшего о себе как об антиискусстве, могло коррелировать только с нетрадиционными представлениями о художественности, при этом не отменяя самой художественности. Выше – обозначенная тенденция рассмотрения художественности приводит к признанию значимости парадигмального подхода к искусству. Развитие искусства представляет собой не постепенный переход от примитивной первобытности к более совершенным формам, а взаимодействие ценностно–равных парадигм, понимаемых как некая сложившаяся территория, в рамках которых становится возможным признание каких–либо объектов художественности.

    Выделано несколько парадигм искусства. Эти парадигмы обозначены как внеэстетическая, эстетическая, художественная и постхудожественная. В рамках каждой парадигмы искусство существует как своеобразное понимание художественности.

    Эстетическая парадигма, эстетизируя искусство, трактует его как созидание прекрасного. Художественная парадигма предлагает, теорию искусства для искусства, исходит из потребностей для художественного искусства. Каждая парадигма вырабатывает собственные доминантные признаки художественности, позволяющие обществу принимать или не принимать оцениваемые объекты в качестве художественных в том или ином социокультурном контексте. Обозначение современной парадигмы как постхудожественной обусловлено, с одной стороны, декларируемым отказом самого искусства творить произведение как замкнутые вещи в себе, компьютерное искусство провозглашает собственную открытость миру, используя все объекты и процессы этого мира в качестве материала для творчества. Провокативность художественности связана с измененной тенденцией отказа от нормативности нарушением общепринятых табу, как социальных, так и художественных. Парадоксальность проявляется в непредсказуемости как самих элементов художественного произведения, так и их связей, использование таких неклассических приемов для творчества, как случайность, пустота, коллаж, что ярко выражено в компьютерной графике.

    В 60 е годы в прессе появилось сообщение о том, что один предприимчивый художник для создания абстрактных произведений живописи использовал осла. Привязав к его хвосту кисть, он окунул ее в краску и поставил осла задом к холсту. Осел размахивал хвостом, кисть оставляла на полотне разноцветные полосы, таким образом, художник создал в своих произведениях элементы случайности. При использовании вычислительной техники можно было обойтись и без осла, достаточно в компьютер ввести программу описывающею траекторию размахивания хвостом и добавить к ней элементы случайности.

  • Знакомство с компьютерной графикой

    Особую роль в моей жизни занимает творчество. И как хорошо, что в наше время можно объединить высокие технологии и искусство рисования.

    Мое первое знакомство с кистью произошло, когда я была совсем маленькой. Перерисовывая картинки из книг, я и не могла представить, что в бедующем буду создавать изображения уже с помощью компьютера.

    Когда я училась в средней школе, часто обрабатывала фотографии себе и своим друзьям с помощью программы Adobe Photoshop. Но мне всегда хотелось чего–то большего и тогда я стала изучать Adobe Illustrator, чтобы воплощать в реальность свои идеи в формате векторной графики.

    Моя работа в Adobe Photoshop

    Рисунок 1 — Моя работа в Adobe Photoshop

    Моя работа в Adobe Illustrator

    Рисунок 2 — Моя работа в Adobe Illustrator

    Моя работа в Adobe Illustrator

    Рисунок 3 — Моя работа в Adobe Illustrator