Українська   English
 

Реферат по теме выпускной работы Анализ мотивации работников ПАО АВТОВАЗ в условиях осуществления внешнеэкономической деятельности

Содержание

Введение

В современных условиях повышение эффективности внешнеэкономической деятельности предприятий автомобильной промышленности в значительной мере обеспечивается развитием человеческого капитала и формированием системы мотивации, способной максимально задействовать потенциал сотрудников.

Однако в практике функционирования предприятий отечественной автомобильной промышленности компетенции и уникальные способности персонала задействованы слабо. Вместе с тем, в обществе и бизнесе активно используются идеи рестрикционизма – минимизации усилий при сохранении цели максимизации получения благ. Это вызвало распространение дисфункциональных систем мотивации персонала, характеризующихся дисгармоничностью способов стимулирования сотрудников.

Такое отношение к труду и, в частности, к процессам мотивации, имеет целый спектр негативных последствий для предприятий автомобильной промышленности, а именно: дисбалансы в подготовке кадров в виде нехватки квалифицированных технических специалистов и специалистов, обладающих навыками работы в цифровом пространстве; сокращение методов мотивации персонала, которые стали сводиться, преимущественно, лишь к денежному стимулированию и привели к низкой приверженности, вовлеченности и лояльности сотрудников; отсутствие механизмов продуцирования инноваций. Эти процессы снижают экономическую устойчивость предприятий автомобильной промышленности, их способность расширять рынки сбыта и конкурентоспособность в условиях глобальной экономики.

Решение указанных проблем лежит на путях комплексного анализа подходов к мотивации работников предприятий автомобильной промышленности Российской Федерации в условиях современной конъюнктуры внешних рынков.

1. Цель и задачи исследования

Целью работы является анализ мотивации работников ПАО АВТОВАЗ в условиях осуществления внешнеэкономической деятельности.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

– изучить характеристику ПАО АВТОВАЗ и провести анализ экспортной политики предприятия;

– провести анализ требований к мотивации работников машиностроительного предприятия в условиях осуществления внешнеэкономической деятельности;

– рассмотреть систему мотивации персонала ПАО АВТОВАЗ.

Объектом исследования являются процессы управления мотивацией персонала на предприятиях автомобильной промышленности.

Предмет исследования – методы мотивации персонала предприятий автомобильной промышленности в условиях современной конъюнктуры внешних рынков.

Информационную базу работы составили отчеты и документы Публичного акционерного общества АВТОВАЗ, его конкурентов на мировом рынке, а также данные международных информационных агентств.

2. Характеристика Публичного акционерного общества АВТОВАЗ

ПАО АВТОВАЗ является уникальным предприятием, это крупнейший производитель Альянса Renault-Nissan в России и его завод в г. Тольятти является одним из крупнейших автозаводов в мире. Завод в г. Тольятти – единственный из заводов Альянса Renault-Nissan, который выпускает по полному циклу автомобили под четырьмя брендами (LADA, Renault, Nissan и Datsun). Помимо основной производственной площадки в г. Тольятти, в группе АВТОВАЗ имеется производственная площадка в г. Ижевске. С 1970 года завод произвел более 28,5 млн автомобилей LADA 40 различных моделей.

Целью ПАО АВТОВАЗ является извлечение прибыли.

ПАО АВТОВАЗ осуществляет следующие основные виды деятельности [5]:

– производство автомобилей, запасных частей, продукции станкостроения, инструмента, в том числе режущего, товаров народного потребления и оказание услуг населению;

– проектная, научно-исследовательская, проведение технических, технико-экономических и иных экспертиз и консультаций;

– строительные, монтажные, пусконаладочные и отделочные работы;

– производство продукции производственно-технического назначения;

– информационное обслуживание, связь;

– защита сведений, составляющих коммерческую тайну и иную конфиденциальную информацию;

– защита сведений, составляющих государственную тайну Российской Федерации;

– оказание услуг в области защиты государственной тайны Российской Федерации;

– торговая, торгово

– посредническая, закупочная, сбытовая;

– организация и проведение выставок, выставок

– продаж, ярмарок, аукционов, торгов как в Российской Федерации, так и за ее пределами, в том числе в иностранных государствах;

– транспортирование грузов на всех видах транспорта;

– экспортно

– импортные операции и иная внешнеэкономическую деятельность в соответствии с действующим законодательством. Реализацией автомобилей марки LADA занимается около 330 официальных дилеров во всех субъектах Российской Федерации и более чем в 30 странах по всему миру. Модельный ряд LADA представлен семью семействами автомобилей:

– LADA Vesta (седан – выпускается с 2015 года);

– LADA XRAY (компактный кроссовер – выпускается с 2015 года);

– LADA Largus (пяти

– и семиместный универсал, фургон – выпускается с 2012 года, LADA Largus Cross – c 2015 года);

– LADA Granta (седан – выпускается с 2011 года, LADA Granta Sport – с 2013 года, лифтбек – с 2014 года);

– семейство LADA Priora (седан – выпускается с 2007 года, рестайлинг в 2013 году);

– семейство LADA Kalina (хэтчбек, универсал – новое поколение выпускается с 2013 года, LADA Kalina Sport – с 2014 года, LADA Kalina Сross – с 2014 года);

– семейство LADA 4х4 (трехдверный универсал в производстве с 1977 года, пятидверный универсал – рестайлинг 1993 года, модернизация 2009 года и 2013 года, LADA 4х4 Urban – c 2014 года).

Все автомобили ПАО АВТОВАЗ соответствуют международным нормам Евро 5, а экспортируемые в страны ЕС – Евро 6 [2]. Последние несколько лет стали очень продуктивным для развития ПАО АВТОВАЗ и укрепления позиций на российском рынке. В первую очередь – за счет успешных продаж автомобилей LADA нового поколения – Vesta и XRAY. Однако деятельность на внешнем рынке усложняется недостаточной конкурентоспособностью ПАО АВТОВАЗ по сравнению с ключевыми игроками мирового рынка автомобилей.

3. Анализ мотивации на предприятиях машиностроительной отрасли: бенчмаркинговый подход

Индустрия машиностроения в настоящий момент характеризуется быстрыми преобразованиями, которые затрагивают все аспекты внешнеэкономической деятельности предприятий. Эти изменения касаются предпочтений клиентов, способов проектирования и совершенствования производимой техники, внедрения новых инноваций и технологий.

Рост мирового спроса на новые транспортные средства, медленнее, чем в 2017 г. Ожидается, что спрос на легковые автомобили значительно превысит показатели за предыдущий год на рынках Центральной и Восточной Европы. Объем спроса на рынках легковых автомобилей и легких коммерческих автомобилей в Северной Америке, вероятно, будет несколько ниже, чем в предыдущем году. Рынки легковых автомобилей в Азиатско-Тихоокеанском регионе, скорее всего, будут продолжать свою траекторию роста в 2019-2020 гг.

По мнению старшего вице-президента компании General Motors, достижение лидерства на мировом рынке автомобилестроения возможно только путем создания и консолидации трудовых ресурсов по всему миру, которые обеспечивают связь с клиентами и разработку современных технологических решений [6].

Для более подробного анализа современных требований к персоналу и особенностей его мотивации в условиях осуществления внешнеэкономической деятельности воспользуемся сравнительным анализом. Основу данного выбора составили такие предположения: бенчмаркиговый подход позволит провести сопоставительный анализ на основе «эталонных» и хорошо зарекомендовавших себя практик успешного развития и мотивации, и в результате выявить эффективные подходы к обеспечению роста для отечественных предприятий по производству автомобилей на основе стимулирования человеческих ресурсов.

Для проведения анализа выбраны лидеры мирового рынка автомобилестроения – это компании Volkswagen, Ford Motor и General Motors. Их суммарная доля на мировом рынке составляет более 40% в 2017 г.[3]

Volkswagen, Ford Motor и General Motors придерживаются стратегии расширения присутствия на мировом рынке путем создания моделей, отвечающих современным требованиям клиентов и безопасности. Ключевое звено в этой стратегии – это персонал, способный использовать уникальные перспективы для создания инноваций. Компании стремится к разнообразию и повышению уровня вовлеченности сотрудников. Основные компетенции, которые приносят компаниям успех на мировом рынке, являются: креативность, умение работать в проектной команде, стратегический стиль мышления, знание отрасли. В компаниях отмечают, что основной стержень построения мотивационных программ – это забота о благополучии сотрудников. В связи с чем, система мотивации включает [11]:

– заботу о здоровье персонала (медицинские плановые обследования, стоматологический план, компенсацию затрат на отдых в зависимости от вклада сотрудника в развитие организации, страхование жизни, пособия по инвалидности);

– заботу об отдыхе (оплачиваемый отпуск от 3-х до 6-ти недель и оплачиваемые праздничные дни (каникулы), дополнительный отпуск для родителей, отцов и усыновителей и т.д.;

– заботу о передвижении сотрудников (скидки на приобретение автомобилей компании);

– заботу об обучении (предоставление возможности обучаться без отрыва от производства, проходить стажировки в разных частях света, где расположены подразделения компании и т.д.).

В последнее время для повышения вовлеченности и слаженности огромного коллектива компания активно использует специальные виртуальные группы общения сотрудников, где каждый может поделиться опытом и знаниями. В настоящий момент функционирует 13-ть таких групп (Африканская сеть предков, Азиатско-индийская группа сотрудников, группа китайского персонала, группа ветеранов General Motors и т.д.). Каждая группа имеет определенный план по привлечению новых талантов в нашу компанию и предлагает сотрудникам возможность поддерживать инициативы сообщества General Motors[12].

В результате эффективности систем мотивации лидеров мирового автомобилестроения, в их структурах наблюдается меньшая текучесть кадров, чем в ПАО АВТОВАЗ и более длительная трудовая активность в рамках компании (таблица 1).

Таблица 1 – Сравнение отдельных показателей результативности систем мотивации

В целом, проведенный анализ особенностей внешнеэкономической деятельности предприятий машиностроения позволил выделить ряд требований к построению систем мотивации персонала:

1. Система мотивации персонала должна быть направлена на стимулирование новаторства, творческих идей, позволяющих предприятию машиностроения непрерывно совершенствовать различные характеристики своей продукции: экономичность, функциональность, дизайн, чем и обеспечивается рост доли на внешних рынках.

2 Система мотивации должна быть направлена на повышение приверженности, вовлеченности и лояльности персонала. Приверженность персонала формирует положительное отношение работника к расширению внешнеэкономической деятельности, высокую готовность идентифицировать цели на рынках сбыта как свои собственные и напряженно трудится для их достижения. Вовлеченность сотрудников способствует стремлению повысить продуктивность своего труда, предложить новые решения в условиях совершенствования производственных и других процессов. Именно в вовлеченности кроются резервы повышения производительности. Лояльность персонала способствует осознанному выполнению сотрудником своей работы в соответствии с целями и задачами компании, которые предусмотрены в стратегии внешнеэкономической деятельности.

3 В условиях повсеместной информатизации, распространения цифровых технологий, мгновенного устаревания знаний и навыков, система мотивации компании, которая планирует расширять свое присутствие на внешних рынках, в обязательном порядке должна включать непрерывное обучение сотрудников и приращение талантов.

4. Оценка системы мотивации персонала ПАО АВТОВАЗ

Среднесписочная численность работников ПАО АВТОВАЗ в 2016 году составила 50 046 человек, в 2015 году 58 023 человека. Текучесть кадров за отчётный период 19,2%, а рост производительности труда – 9,6%.

Система мотивации персонала ПАО АВТОВАЗ основана на материальном и нематериальном стимулировании.

К методам материального стимулирования сотрудников относится заработная плата, возможность льготного приобретения автомобиля компании, оплата питания в рабочее время. Средняя заработная плата персонала за 2016 год составила 28939 руб. (рисунок 1).

Рисунок 1 - Динамика средней заработной платы в ПАО <q>АВТОВАЗ</q>

Рисунок 1 – Динамика средней заработной платы в ПАО АВТОВАЗ

Снижение заработной платы 2016 года по сравнению с 2015 годом обусловлено введением режима четырехдневной рабочей недели в период с 15 февраля по 15 августа и с 17 октября по 31 декабря.

Для усиления материальной заинтересованности работников в выполнении установленных заданий, повышении эффективности производства системами оплаты труда предусматривается стимулирование квалификации, объемов и качества продукции, работ, специальных направлений хозяйственной деятельности.

Для оценки удовлетворенности сотрудников применяемой в ПАО АВТОВАЗ системой мотивации проведены опросы, результаты которого представлены на рисунке 2 [7].

Рисунок 2 - Удовлетворенность сотрудников действующей системой мотивации в ПАО <q>АВТОВАЗ</q>, %

Рисунок 2 – Удовлетворенность сотрудников действующей системой мотивации в ПАО АВТОВАЗ, %

Среди наиболее привлекательных инструментов мотивации для персонала ПАО АВТОВАЗ существует значительный перевес в сторону материальной мотивации: 57 % сотрудников полагают, что материальная премия могла бы оказать на них наибольшее стимулирующее воздействие, 32 % сотрудников утверждают, что для них важны такие инструменты мотивации, как похвала, грамоты, звания, 9% опрошенных ответили, что для них важны условия труда и морально-психологический климат в коллективе, который в настоящий момент деструктивный характер.

Преобладание материальной мотивации в качестве желаемых инструментов мотивации связано с низкой заработной платой работников ПАО АВТОВАЗ, которая еще и снижается за счет вынужденного сокращения рабочего дня в результате нехватки заказов у предприятия.

Многие сотрудники в результате опроса утверждали, что низкая заработная плата не раз заставляла их задуматься о смене работы. Отсюда – высокий уровень текучести кадров на промышленном предприятии, более низкий, чем у конкурентов период трудовой деятельности в компании. Это подтверждает и анализ причин увольнения сотрудников, представленный на рисунке 3.

Рисунок 3 -  Карта распределения основных причин увольнения сотрудников ПАО <q>АВТОВАЗ</q>

Рисунок 3 – Карта распределения основных причин увольнения сотрудников ПАО АВТОВАЗ
(анимация: 6 кадров, бесконечное число повторений, 103 килобайта)

В тоже время, для работников ПАО АВТОВАЗ особое значение имеет нематериальное стимулирование. Устный опрос показал, что в качестве моральных стимулов 63% сотрудников предприятия хотят получать возможность развития своих компетенций и навыков, 24% – говорят, что значительным стимулом к продуктивной работе для них выступает признание их заслуг со стороны руководства, 9% сотрудников отмечают, что морально-психологический климат является для них очень важным стимулирующим нематериальным фактором, 6% сотрудников полагают, что для них организация эффективной системы обучения и наставничества является значительным стимулом к работе в этой организации.

Выводы

Современное развитие предприятий автомобильной промышленности характеризуется усложнением внешних условий ведения бизнеса, изменениями потребительских предпочтений, повышением конкуренции на внешних рынках, быстрыми темпами обновления знаний и технологий в области машиностроения. В таких условиях успех все больше зависит от проактивности выбранной стратегии бизнеса, возможности и умения использовать стратегические преимущества и человеческие ресурсы.

ПАО АВТОВАЗ реагирует на изменения конъюнктуры внешних рынков со свойственной ему инертностью, а слабо мотивированные сотрудники не заинтересованы в развитии предприятия. В результате доля мирового и отечественного рынка автопрома практически безоговорочно принадлежит иностранным компаниям, таким как Volkswagen, Ford Motor, General Motors и другим фирмам.

Указанное требуют определенной перестройки подходов к управлению со стороны субъектов хозяйствования, поиска новых методов обеспечения эффективности бизнеса. В таких условиях императивами роста становятся человеческие ресурсы, качественные характеристики которых способны снизить негативное воздействие внешних факторов, поддержать внутриорганизационную стабильность, найти уникальные технологические решения к обновлению продукции в соответствии с мировыми стандартами и изменяющимися потребительскими предпочтениями.

Оценка системы мотивации персонала ПАО АВТОВАЗ позволила установить, что она строится на материальных и нематериальных методах стимулирования.

При написании данного реферата магистерская работа еще не завершена. Окончательное завершение: июнь 2019 года. Полный текст работы и материалы по теме могут быть получены у автора или его руководителя после указанной даты.

Список источников

  1. ПАО АВТОВАЗ: Официальный сайт URL: http://info.avtovaz.ru/index.php?id=186 (дата обращения: 10.05.2018)
  2. АВТОВАЗ снизит экспорт в Европу из-за ужесточения экологических требований URL: https://asjust... (дата обращения: 18.04.2018).
  3. Бывшие работники АвтоВАЗа рассказывают о кризисе на предприятии http://vestitlt...
  4. Воронкова, О.А. Внешнеэкономическая деятельность: организация и управление: учеб. пособие / О.А. Воронкова, Е.П. Пузакова; под ред. профессора Е.П. Пузаковой. – М.: Экономистъ, 2006. – 495 с.
  5. Ершова М.В., Жариков В.В. Новые тенденции в производстве инновационной экономики // Организатор производства, 2017. № 3. С. 59-65.
  6. Коллективный договор Публичного акционерного общества АВТОВАЗ на 2017–2019 гг. URL: http://xn-... (дата обращения: 10.05.2018).
  7. Мельник О.Г., Бодарецкая О.Н. Типология технологий мотивации персонала машиностроительных предприятий // Проблемы экономики, 2015. № 3. С. 143-148.
  8. Санданова Б.Д., Подвербных О.Е. Факторы мотивации работников к инновационной деятельности // Управление человеческими ресурсами – основа развития инновационной экономики, 2017. № 7. С. 251–261.
  9. Олейник О.М. Мотивация трудового поведения как основа включения работников в активный производственный процесс // Социальные науки, 2016. № 5. С. 38-43.
  10. Volkswagen Group Capital Markets. Global economy, Car market trends & regions URL: https://www.volkswagenag... (дата обращения: 10.05.2018).
  11. Ford Motor URL:https://www.ford.com/ (дата обращения: 10.05.2018).
  12. General Motors URL:https://apps.indigotools.com/IR/IAC/?Ticker=F&Exchange=NYSE# (дата обращения: 10.05.2018).