Українська   English

Содержание

Введение

В плановой экономике отсутствовал анализ спроса и предложения, а также фактически не было оценки качества продукции. Данные понятия сводились к тому, чтобы обеспечить производство запланированного объема продукции в утвержденной номенклатуре и с заданными в проектном задании технико-экономическими характеристиками. За годы существования плановой экономики у руководителей предприятий укоренилось представление о том, что главное—произвести, а покупатель всегда найдется. Это привело к тому, что советские предприятия годами производили не востребованную населением продукцию.

Ассортиментная политика или управление продуктовым портфелем—одна из основных забот маркетологов компании. Грамотно сбалансированный продуктовый портфель включает в себя как продукты, приносящие стабильную и предсказуемую прибыль компании, так и продукты, которые пока еще не являются "распробованными" рынком, но в будущем сулят хорошие перспективы.

Компании необходимо регулярно обновлять свою ассортиментную матрицу, так как рынок постоянно меняется и предъявляет игрокам рынка новые требования и ожидания. Так же меняются потребительские предпочтения.

Формирование продуктового портфеля производителя —эта основа конкурентной стратегии. Сейчас у многих российских компаний –производителей продуктовые портфели пересекаются. Уникальность выпускаемых товаров—мечта каждого производителя.

1. Актуальность темы

Актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что вопрос формирования и управление продуктовым портфелем возникает довольно–таки часто. Очень важно описание той среды, в которой происходит формирование тех или иных портфелей, и выяснение ситуации, что этому способствует или препятствует. Если считать, что возможности участников рынка к формированию портфеля одинаковы, то нужно ответить на вопрос: "Почему все происходит совершенно по–разному?". Обобщенный ответ заключается в том, что этот процесс складывается из многочисленных параметров.

2. Цель и задачи исследования, планируемые результаты

Цель работы — рассмотрение теоретических и практических аспектов формирования и управления продуктовым портфелем дистрибьюторской компании ООО "ТД Магнит". Цель работы обусловила постановку и решение следующих задач:

  1. Изучить теоретические основы проведения анализа продуктового портфеля фирмы;
  2. Рассмотреть принципы и особенности формирования и управлением стратегией фирмы;
  3. Проанализировать продуктовый портфель объекта исследования;
  4. Разработать предложения по совершенствованию продуктовой стратегии фирмы.

Объект исследования: дистрибьюторская компания ликероводочных изделий ООО "ТД Магнит".

Предмет исследования: формирование и управление продуктового портфеля фирмы.

Методы исследования: обобщение теоретических положений, наблюдение, анализ, "дерево целей".

3. Теоретические основы управления продуктовым портфелем компании

Управление проектами — (в соответствии с определением национальным стандартом ANSI PMBoK)—область деятельности, в ходе которой определяются и достигаются четкие цели проекта при балансировании между объёмом работ, ресурсами (такими как деньги, труд, материалы, энергия, пространство и др.), временем, качеством и рисками. Ключевым фактором успеха проектного управления является наличие чёткого заранее определённого плана, минимизации рисков и отклонений от плана, эффективного управления изменениями (в отличие от процессного, функционального управления, управления уровнем услуг).

На ричунке 1 представлен цикл управления проектом.

Рисунок 1 — Цикл управления проектом (Анимация: размер —135 Кбайт; кадров— 6, повторений —5)

Методология управления проектами отражается в стандартах управления проектами. В настоящее время существуют следующие виды стандартов:

  1. Международные—стандарты, получившие международное значение в процессе своего развития или предназначенные для международного использования;
  2. Национальные —созданные для применения внутри одной страны или получившие общенациональный статус в процессе своего развития;
  3. Общественные—подготовленные и принятые сообществом специалистов;
  4. Частные—комплексы знаний, пропагандируемые для свободного использования частными лицами, компаниями или учреждениями;
  5. Корпоративные—разраоотанные для применения внутри одной компании или внутри группы родственных компаний [4].

Международные стандарты представляют собой полные системы, включающие, помимо описания требований к управлению проектами, обучение, тестирование, аудит консалтинг и другие элементы. Всеохватывающих международных стандартов управления проектами пока не существует, но наиболее известны следующие стандарты.

Project Management Body of Knowledge (PMBOK) Американского института управления проектами (Project Management Institute — PMI).

Этот стандарт обновляется приблизительно один раз в четыре года. Одна из наиболее распространенных редакций датируется 2000 г., а самая актуальная, четвертая, версия стандарта —The Guide to the PMBOK, 4th Edition–вышла в конце 2008 г. Стандарт был первоначально принят Американским национальным институтом стандартов (ANSI) в качестве национального стандарта в США, а в настоящее время обрел мировое признание.

4 Анализ продуктового портфеля ООО «ТД Магнит"

Организация «ТД «Магнит» реализовывает свой товар по всей территории ДНР. Перспективным так же могло быть завоевание рынка ЛНР, но это на данный момент затруднительно, потому что возникают некоторые проблемы на границе, требуются дополнительные документы. Один из каналов сбыта продукции компании "ТД Магнит» —региональные розничные сети ритейлеров. Среди партнеров компании: "Первый Республиканский", "Parus", "Сигма Ленд", "Авоська", "Обжора", "Амстор"; "Галактика", "ВАШ магазин". Также сотрудничает с ведущими ресторанами, кафе, барами и гостиницами региона. ООО "ТД Магнит" занимается продажей ликероводочных изделий на территории ДНР. В ее ассортименте насчитывается более 100 видов ликероводочных изделий, большую часть занимают товары, превышающие 40 ͦ. Самым востребованным товаром является водка "Пять озер", которая в закупке составляет 120 рублей за 0,5 литра. Она чаще всего покупаемая, потому что соответствует критерию цена-качество. Цена является приемлемой для покупателя, качество также соответствует стандартам. Данная водка завозится из России, "Пять Озер»—уникальная сибирская водка на основе воды таежных озер. Она производится на единственном заводе "Омсквинпром", расположенном в самом сердце Сибири.Поставки товара происходят преимущественно 1 раз в неделю. Основную прибыль при продаже ликероводочных изделий приносит именно водка «Пять озер».

Несмотря на активную деятельность продажи алкогольных товаров, существует определённая конкуренция на рынке сбыта. По этой причине было проведено маркетинговое исследование, целью которого было выявить отношение потребителей к данной организации и выявить основных конкурентов и их преимуществ. Данное исследование даст возможность проследить приверженность потребителей ликероводочных изделий, и принять решение в усовершенствовании выявленных недостатков.

5. Повышение конкурентоспособности товаров потребительского назначения в условиях нестабильности и неопределенности

В конкурентной политике относительно товара принимаются во внимание, прежде всего, его функциональное назначение, надежность, долговечность, удобство использования, эстетичность внешнего вида, и другие характеристики, т.е. способность товара удовлетворять совокупные потребности покупателя лучше, чем товары–конкуренты. Создание такой потребительской ценности товара, которая включала бы в себя всю совокупность свойства данного товара, а также сопутствующих ему, является важнейшим условием выживания на рынке. Так, прекрасный дизайн легкового автомобиля при плохом техническом обслуживании не спасет новую марку автомобиля от провала на рынке.

Производитель, создавая конкурентоспособный товар, применяет различные стратегии. Он, например, может:

  • Добиться отличия товаров предприятия в глазах покупателей от товаров конкурентов;
  • Выбрать из намеченных к производству товаров один, являющийся наиболее привлекательным для всех покупателей, и осуществить на этой основе прорыв на рынке;
  • Отыскать новое применение выпускаемым товарам;
  • Своевременно изъять экономически неэффективный товар из сбытовой программы предприятия;
  • Найти выход на новые рынки, как со старыми, так и с новыми товарами;
  • Осуществлять модификацию выпускаемых товаров в соответствии с новыми вкусами и потребностями покупателей;
  • Регулярно развивать и совершенствовать систему сервисного обслуживания реализуемых товаров и систему стимулирования сбыта в целом.

Широкое распространение конкуренции под воздействием международного разделения труда и научно–технического прогресса подталкивает производителей к усиленному поиску новых конкурентоспособных товаров и новых рынков их сбыта.

В международной практике считается целесообразным выпускать не одно изделие, а их достаточно широкий параметрический ряд, образующий ассортиментный набор.

Чем обширнее параметрические ряды и ассортиментные наборы, тем выше вероятность того, что покупатель найдет для себя оптимальный вариант закупки. Например, выпускают автопогрузчики одного и того же типа, но отличающиеся друг от друга грузоподъемностью, скоростью, радиусом разворота и т.п. Каждому потребителю с учетом конкретных условий его работы необходимы определенные эксплуатационные параметры покупаемых автопогрузчиков. Если продавец способен их обеспечить, покупка состоится, если нет—покупатель будет искать другого продавца.

Выводы

В настоящее время проведение маркетинговых мероприятий позволяет предприятиям выжить в условиях сложной экономической обстановки. Однако не все предприятия в состоянии применять весь комплекс маркетинговых исследований.

В условиях достаточности товаров и услуг на рынке, превышения в целом их предложения над спросом покупатель в полной мере реализует свое право выбора, предпочитая тот товар, который с его точки зрения обладает наилучшим соотношением потребительских качеств и цены в тот или иной момент. Правильно сбалансированный продуктовый портфель фирмы ООО "ТД Магнит" включает в себя товары, находящиеся на разных стадиях жизненного цикла, что обеспечивает преемственность сбытовой деятельности организации, постоянное получение прибыли, снижает риск неполучения ожидаемой величины прибыли от реализации продуктов, находящихся на начальных стадиях жизненного цикла. Время от времени компании имеет смысл пересматривать свой продуктовый портфель. Такой пересмотр полезно проводить один–два раза в год. Эта ситуация и является основной проблемой организации.

Более эффективными методами оценки конкурентоспособности товара являются те, которые основаны на цифрах и расчетах такими же являются аналитические методы. С помощь их можно сделать более точные выводы об эффективности оценки и какие факторы имеют большее влияние на степень конкурентоспособности товара. Графические методы наоборот, показывают более абстрактную картину положения товара на рынке. Они определяют стадию жизненного цикла товара, но не дают точных цифр и определений. Для анализа конкурентоспособности товара потребительского назначения более всего подходит метод "модель с идеальной точкой".

Список источников

  1. Белялов А.З. Как убыточному предприятию выйти из кризиса и стать прибыльным. — М: МВЦ "Айтолан", 1998.
  2. Семочкин В. Н. Гибкое развитие предприятия: Анализ и планирование. — 2–е изд., испр. и доп. —М.: Дело, 2000.
  3. Крейнина М.Ф. Финансовый менеджмент. Учеб. Пособие, —2-е изд., перераб. и доп. —М.: Деловой сервис, 2001.
  4. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник./ Под ред. Е.С. Стояновой. — 2–е изд., перераб. и доп. — М.: Изд. Перспектива, 2004.
  5. Хаммер, М. Реинжиниринг корпорации. Манифест революции в бизнесе. / М. Хаммер, Дж. Чампи ; пер. с англ. — Санкт–Петербург : Изд-во Санкт-Петербургского ун–та, 1997. —332 с.
  6. Хан, Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга / Д. Хан ; пер. с нем. / Под ред. и с предисл. А. А. Турчака, Л. Г. Головача, М. Л. Лукашевича.— Москва : Финансы и статистика, 1997. — 800 с.
  7. Адиев, Р. В. Стратегическое планирование на предприятии / Р. В. Адиев. — Москва : Деньги и кредит, 2009. — 175 с.
  8. Маренкова, Н.Л. Управление обеспечением качества и конкурентоспособности продукции: учебное пособие/ В.П. Мельникова, В.П. Смоленцева.— М.: Эксмо, 2010.—390 с.
  9. Яшева Г.А. Как оценить конкурентоспособность товара. // Маркетинговое образование. — 2004. – №1
  10. Магомедов Ш. Ш. Конкурентоспособность товаров: теория, оценка / Ш. Ш. Магомедов, Г. Е. Беспалова / / Методы менеджмента качества.— 2012.—N9. — С. 30–33.
  11. Захаров А. Н., Зокин А. А. Конкурентоспособность предприятия: сущность, методы оценки и механизмы увеличения // Бизнес и банки. —2013. — № 1–2.
  12. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. Прогнозирование. Реинжиниринг. Бенчмаркинг: [Учебник для вузов ] / И.Т. Балабанов.—Питер, 2001. — 304 с.