Українська   English

Реферат по теме выпускной работы

Содержание

1. Анализ существующей нормативно-правовой базы изучаемой темы

1.1 Нормативно правовая база земельного кадастра

Земельный Кодекс Украины является главным нормативно-правовым актом, регулирующим вопросы в сфере земельных отношений, который согласно ст.86 Конституции Донецкой Народной Республики применяется на территории ДНР в части, не противоречащей Конституции Донецкой Народной Республики [1]. В Земельном кодексе Украины определено понятие, назначение, задания и состав сведений Государственного земельного кадастра.

Рисунок 1 – Схема государственного земельного кадастра
(анимация состоит из 7 кадров с задержкой 500 мс между кадрами, количество циклов воспроизведения – 3, размер – 86 килобайт)

Правовые, экономические и организационные основы деятельности в сфере Государственного земельного кадастра регулируются Законом Украины № 3613-VI от 07.07.2011 О Государственном земельном кадастре.

Регулирования отношений, возникающих при ведении Государственного земельного кадастра, осуществляется в соответствии с Законами Украины.

О землеустройстве, Об оценке земель, О топографо-геодезической и картографической деятельности, О защите персональных данных.

На территории Донецкой Народной Республики ведение Государственного земельного кадастра регулирует Постановление Совета Министров ДНР №17–16 от 02.09.2015 г. Об утверждении Временного порядка ведения Государственного земельного кадастра и регистрации прав пользования земельными участками. Согласно данному нормативно-правовому акту – государственный земельный кадастр – единая государственная геоинформационная система сведений о землях, расположенных в пределах границ Донецкой Народной Республики, их целевое назначение, ограничения в их использовании, а также данные о количественной и качественной характеристике земель, их оценке, о распределении земель между собственниками и землепользователями [2].

1.2 Законодательное регулирование процесса внесения, удаления и исправления сведений ГЗК

Государственный земельный кадастр содержит сведения:

  • об объектах Государственного земельного кадастра;
  • о зарегистрированных правах постоянного пользования, аренды, субаренды на земельные участки;
  • о правах пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис) и для застройки (суперфиций);
  • о зарегистрированных правах собственности на земельные участки, полученных в результате взаимодействия с органами Министерства юстиции Донецкой Народной Республики.

Сведения об объектах Государственного земельного кадастра изменяются, вносятся в Государственный земельный кадастр непрерывно [3]. Сведения и изменения вносятся одновременно в документы Государственного земельного кадастра в текстовой и графической форме.

Внесение сведений (изменений к ним) в Государственный земельный кадастр осуществляется по заявлению заказчика документации по землеустройству и оценки земель или ее разработчика от имени заказчика, если это предусмотрено договором на выполнение соответствующих работ.

После проверки должностным лицом территориального органа (структурного подразделения) предоставленной для внесения сведений документации, сведения заносятся в ГЗК или принимается решение об отказе внесения сведений [4].

1.3 Исправление ошибок, допущенных при ведении ГЗК

Ошибками в Государственном земельном кадастре являются:

  • Техническая ошибка (описка, печатная, грамматическая, арифметическая или иная ошибка), допущенная органом, осуществляющим ведение Государственного земельного кадастра.
  • Техническая ошибка (описка, печатная, грамматическая, арифметическая или иная ошибка), допущенная не по вине органа, осуществляющего ведение Государственного земельного кадастра (в том числе техническая ошибка в документах, на основании которых внесены сведения в Государственный земельный кадастр).
  • Ошибка, допущенная в сведениях Государственного земельного кадастра вследствие ошибки в документации по землеустройству и оценке земель (в том числе обнаружена после переноса информации о земельных участках из государственного реестра земель и сведений о других объектах Государственного земельного кадастра, содержащиеся в документации по землеустройству и оценке земель, утвержденной и переданной в Государственный фонд документации по землеустройству).
  • Ошибка, допущенная в сведениях Государственного земельного кадастра, внесенных в него из других кадастров и информационных систем в порядке информационного взаимодействия.

В случае выявления физическим или юридическим лицом в извлечении или справке из Государственного земельного кадастра технической ошибки заинтересованное лицо письменно сообщает об этом территориальному органу (структурному подразделению) по месторасположению земельного участка [5].

Рассмотрение заявлений осуществляется должностным лицом не позднее пяти рабочих дней после поступления такого заявления.

Если факт несоответствия сведений Государственного земельного кадастра информации, содержащейся в документах, являющихся основанием для внесения таких сведений, подтверждено, должностное лицо (без взимания платы) с помощью программного обеспечения Государственного земельного кадастра [6].

Исправляет допущенную ошибку (кроме случаев, когда техническая ошибка допущена не по вине органа, осуществляющего ведение Государственного земельного кадастра) и письменно сообщает не позднее пяти рабочих дней об исправлении ошибки заинтересованным. Если по результатам рассмотрения заявления установлено, что сведения Государственного земельного кадастра соответствуют информации, содержащейся в документах, являющихся основанием для внесения таких сведений, и не нуждаются в исправлении, должностное лицо сообщает заявителю об отказе.

Если по результатам рассмотрения заявления о выявлении технической ошибки установлено, что сведения Государственного земельного кадастра соответствуют информации, содержащейся в документах, являющихся основанием для их внесения, но требующие исправления в таких документах, должностное лицо сообщает об этом заявителю с указанием документов и технических ошибок в них, исправление которых должно предшествовать исправлению соответствующих сведений в Государственном земельном кадастре. Исправление технических ошибок, допущенных в сведениях Государственного земельного кадастра вследствие наличия технических ошибок в документах, на основании которых внесены такие сведения, осуществляется после исправления ошибок в указанных документах и по заявлению заинтересованного лица.

В случае обнаружения технической ошибки, допущенной в сведениях Государственного земельного кадастра, органом, осуществляющим его ведение, указанный орган не позднее пяти рабочих дней письменно сообщает об этом заинтересованному лицу и исправляет указанную ошибку [7]. Исправление ошибок, допущенных в сведениях Государственного земельного кадастра вследствие ошибки в документации по землеустройству и оценке земель, осуществляется после внесения изменений в такую документацию.

В случае выявления органом, осуществляющим ведение Государственного земельного кадастра, в документации по землеустройству и оценке земель ошибки, допущенной в его сведениях, указанный орган не позднее пяти рабочих дней письменно сообщает об этом заинтересованному лицу согласно и исправляет указанную ошибку. Исправление ошибок в сведениях о земельном участке может осуществляться также на основании технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельных участков в натуре (на местности), материалов инвентаризации земель или решения суда.

В случае выявления органом, осуществляющим ведение Государственного земельного кадастра, ошибки в присвоении кадастрового номера земельному участку указанный орган не позднее пяти рабочих дней с момента выявления ошибки. Исправляет ошибку в кадастровом номере путем присвоения земельному участку с помощью программного обеспечения Государственного земельного кадастра нового кадастрового номера, следующего за последним в соответствующем кадастровом квартале. Письменно сообщает об этом собственникам, землепользователям соответствующего земельного участка.

Ошибки, допущенные в сведениях Государственного земельного кадастра, перенесенные в него из других кадастров и информационных систем в порядке информационного взаимодействия, подлежат исправлению в Государственном земельном кадастре после их исправления в соответствующих кадастрах и информационных системах. Часто встречающейся проблемой является наложение участков, пересечение их. Как следствие, возникают погрешности в определении площадей участков, из-за чего возникают множество вопросов связанных с налогообложением и взымаемой арендной платы, несоответствие границ на местности с границами на картах, споры смежных землепользователей и землевладельцев.

Такая проблема стала встречаться относительно недавно – с момента вступления в силу в 2013 году Закона Украины О Государственном земельном кадастре, а так же открытие доступа к автоматизированной Публичной кадастровой карты. Согласно Закону, с 1 января 2013 года акты на право собственности на земельные участки выдавать перестали, а единственным правоустанавливающим документом стало свидетельство на право собственности. Кроме того, фактически была установлена обязанность собственников земли осуществлять государственную регистрацию и получать кадастровые номера на свои земельные участки, что в случае наложения границ земельных участков оказалось весьма затруднительным. Сложности при получении кадастрового номера в первую очередь связаны с законодательным ограничением, которое запрещает государственную регистрацию земельных участков, находящихся в границах других земельных участков или их частей (накладываются на них). Безусловно, наложение границ земельных участков – это следствие недобросовестной работы землеустроительной организации и регистратора.

В 2009 году Конституционный Суд Украины в своем решении установил, что органы местного самоуправления имеют право вносить изменения, а также отменять свои акты, что дает возможность во внесудебном порядке урегулировать проблему с наложением земельных участков путем соответствующего обращения в орган, выдавший государственный акт на землю. Такое обращение возможно только в случае, когда отсутствует спор и собственникам земли удалось достигнуть консенсуса. Ведение ГЗК прежде всего направлено на государственный учет земель, контроля за их использованием и охраной. Одним из основных принципов ГЗК является объективность, достоверность и полнота сведений в Государственном земельном кадастре. Согласно данному принципу недопустимо существование такой проблемы как наложение участков и пересечение их границ. Существование данной проблемы должно решаться законодательно на республиканском уровне.

2. Постановка проблемы и актуальность исследований

2.1 Выявление недостатков существующего законодательства

Качество кадастровой информации в автоматизированной системе Государственного земельного кадастра во многом определяет эффективность системы налогообложения, рынка недвижимости, инвестиционных процессов, принятых решений в сфере управления и развития; она является основой национальной инфраструктуры геопространственных данных. Очень важно, чтобы кадастровые данные соответствовали базовым информативным свойствам, таким как объективность, достоверность, точность, актуальность и полнота. Введение в действие единой государственной системы координат привели к тому, что на кадастровой карте расположение отдельных земельных участков не соответствует как взаимному, так и пространственному географическому положению.

Однако несовершенная организация технологического процесса исправления выявленных ошибок, отсутствие четкой понятийной аргументации в нормативно-правовых документах критериев выявления ошибок в геометрических параметрах земельного участка и в данных ГЗК. Игнорирование существования данной проблемы приводит к многочисленным судебным искам по разрешению земельных споров и значительным финансовым затратам по устранению ошибок. Исправление ошибок выявленных в государственном земельном кадастре может производиться как по заявлению лица, являющегося собственником и пользователем участка, так и органа ведения земельного кадастра. Исправление ошибок предполагает выполнение повторных геодезических и проектных работ органом, который являлся исполнителем документации, которая являлась основанием для внесения сведений в ГЗК. Но часто данная процедура вызывает затруднения, так как требует затрат со стороны землевладельцев и землепользователей, а в случае наличия споров между смежными землепользователями – судебных разбирательств. Так же необходимы дополнительные затраты на повторное внесение данных в ГЗК. Нормативно правовая база ведения ГЗК больше внимания уделяет исправления технических ошибок связанных с описками, опечатками, арифметическим и тд игнорируя при этом вопрос регулирования корректировки геопространственных данных объектов земельного кадастра.

Неурегулированность вопроса по исправлению ошибочных сведений в кадастровой базе данных является причиной дальнейшего накопления ошибок. Законодательством не урегулирован вопрос, что делать в случае уже существующего наложения участков. Отсутствуют нормы регулирующие выявление подобных проблем и их массовое решение. В связи с этим актуальным является вопрос разработки нормативно-методических рекомендаций относительно критериев выявления и классификации ошибок и совершенствование организационно-технологического процесса их устранения и недопущения в кадастровых сведениях о земельных участках.

Решение этой задачи возможно за счет коррекции границ земельных участков. Существует несколько подходов к выполнению пространственной и топологической коррекции. Одним из самых известных является модуль ArcGIS – Cadastral Editor, который позволяет построить такую модель хранения данных, которая позволяет исправлять ошибки взаимного расположения и избежать разрывов и пересечений земельных участков. Эффективной является методика, предложенная в работе Могильного С. Г. и Гавриленко Д. Ю. Топологическая и координатная коррекция границ землепользования в автоматизированных системах кадастра, которая позволяет исправить пространственное положение земельных участков при минимальной изменении площадей. При этом наличие фиксированных пунктов необязательно, что позволяет выполнять связывание при неполном заполнении блока и постепенному нахождении данных в систему.

На основании созданной модели возможна коррекция геопространственных данных объектов ГЗК таким образом, чтоб положение земельных участков соответствовало ортофотопланам, не нарушались общие границы и практически не менялись площади земельных участков [8]. Таким образом, не значительное изменение площади не будет являться основанием для внесения изменений в регистрационные данные, правоустанавливающие документы, уточнения оценочных показателей земельных участков, возмещения убытков собственникам земли и землепользователям, а так же привлечения к ответственности лиц, ранее некорректно выполнивших землеустроительные и топографо-геодезические работы, но обеспечит объективный контроль информации об объектах ГЗК.

Таким образом, исходя из вышеперечисленных проблем, можно сделать вывод об актуальности решения данного вопроса на законодательном уровне. Существуют алгоритмы и математический аппарат позволяющий устранять накладки участков, расхождения в координатах межевых знаков и т.д., но они не применяются в настоящее время как аппарат государственного регулирования. Для того чтоб предотвратить накопление неточностей в НКС, необходимо предпринять ряд мер, которые бы помогли на государственном уровне внедрить эти инструменты в ГИС системы.

3. Предложения по урегулированию проблемы

По результатам анализа нормативно правовой базы ГЗК был выявлен ряд недостатков:

  • игнорирование на государственном уровне существования наложений и пересечений границ земельных участков;
  • отсутствие критериев выявления наложений и пересечений границ земельных участков и норм по их устранению;
  • отсутствие методики корректировки геопространственных свойств данных ГЗК;
  • отсутствие поддержки решения данной проблемы массово на государственном уровне.

Прежде всего, для решения проблемы, необходим ряд мер со стороны государства и органа ведения ГЗК, которые бы способствовали обнаружению земельных участков которые пересекаются и накладываются. Данный этап может быть решен в порядке проведения инвентаризации [9]. В дальнейшем рекомендуется применение автоматических систем корректировки координат поворотных точек границ земельных участков, которые позволили бы выполнить уравнивание с минимальным изменением площадей участков. Но для выполнения данной процедуры необходима разработка соответствующей нормативно-методической базы, которая бы выполняла следующие задачи:

  • определение критериев выявления участков для корректировки;
  • применение автоматизации уравнивания координат поворотных точек границ участков;
  • порядок выполняемых действий и применяемых мер для устранения накладок и пересечений;
  • минимизация вносимых в документацию и регистрационные данные изменений;
  • финансирование проводимых мероприятий.

На данном этапе научно-исследовательской работы, в результате анализа источников выявлена ее актуальность. Решение проблемы в полном объеме предполагает разработку рекомендаций для нормативно-правового акта, который мог бы регулировать корректировку геопространственных данных объектов ГЗК. На следующем этапе планируется проведение дальнейших исследований темы, направленных на сравнение с методами устранения накладок и пересечений границ земельных участков других государств, а так же нормативно-правовое регулирование решения данного вопроса.

Список источников

  1. Варламов А. А. Кадастр недвижимости / А. А. Варламов, С. А. Гальченко. – М.: Колос, 2012, – 680 с.
  2. Волков С. Н. Землеустройство и кадастр недвижимости : учеб. пособие / С. Н. Волков, А. А. Варламов, С. А. Гальченко, – М.: ГУЗ, 2010, – 336 с.
  3. Григорьев С. А., Атаманов С. А. Введение в кадастровую деятельность: учебно-справочное пособие. / С. А. Григорьев, С. А. Атаманов – М.: Изд-во МИИГАиК, 2010, – 207 с.
  4. Даниленко Е. П. Управление муниципальной собственностью и земельными ресурсами: учебно-методические материалы / Е. П. Даниленко, – Белгород: Изд-во БГТУ им. В. Г. Шухова, 2013, – 54 с.
  5. Донцов Д. Г. Кадастровые управляющие информационные системы в градостроительной деятельности: учеб. пособие по направлению 630100 Архитектура / Д. Г. Донцов, В. А. Игнатьев, Н. Г. Юшкова, – Волгоград, 2005, – 230 с.
  6. Золотова Е. В. Градостроительный кадастр с основами геодезии: учеб. для вузов: Спец. Архитектура / Е. В. Золотова, Р. Н. Скогорева, – М.: Архитектура – 2009, – 175 с.
  7. Лесных И. В. Городской кадастр: учеб. пособие / И. В. Лесных, В. Б. Жарников, В. Н. Клюшниченко, С. Н. Ушаков, – Новосибирск: СГГА. Институт кадастра и геоинформационных систем, 2000, – 120 с.
  8. Клюшниченко В. Н. Кадастр застроенных территорий: Курс лекций / В. Н. Клюшниченко, Н. В. Тимофеева, – Новосибирск: СГГА, 2011, – 142 с.
  9. Коротеева Л. И. Земельно-кадастровые работы. Технология и организация: учеб. пособие / Л. И. Коротеева, – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007, – 158 с.