Українська   English
 

Исследование механизма влияния работодателя на образовательную программу посредством профессиональных стандартов

Содержание

Введение

Основные тренды развития большинства стран – переход экономики к постиндустриальному типу, связанному с созданием и внедрением во все сферы жизни общества новых технологий, изменением структуры занятости населения, глобализацией хозяйственных связей и ростом конкуренции.

Сегодня в мире новых информационных технологий и новых бизнес-процессов, обеспечивающих лидерство и конкурентоспособность, работникам приходится регулярно трансформировать не только область применения своих компетенций, но и сами компетенции, приобретая совершенно новые для себя знания и умения. При этом выпускникам вузов приходится переучиваться уже на рабочих местах, так как приходя на производство, они владеют заведомо непригодными для эффективной работы навыками.

Реалии таковы, что экономика изменилась технологически и структурно, начались процессы, связанные с глобализацией. В этих условиях на всех уровнях стал все заметнее дисбаланс между предъявляемыми требованиями к работникам в реальном времени и разработанными в совсем другое время квалификационными характеристиками профессий.

1. Актуальность темы

В сегодняшних условиях профессиональное образование не может развиваться как замкнутая система. Учебные заведения сталкиваются с необходимостью иметь четкий заказ от потребителей образовательных услуг с точки зрения количества (целевого заказа) и качества профессионального образования выпускников, то есть осуществление целей профессионального образования делает необходимым не только поддерживать установленные контакты образовательного учреждения и работодателей, но и их развитие.

Взаимодействие с работодателями – сложный процесс, целью которого является подготовка персонала, ориентированного на инновационную деятельность в социально-экономической сфере региона. К сожалению, существующая система подготовки специалистов не полностью отвечает требованиям работодателей и лишь частично соответствует быстро изменяющимся требованиям времени. Среди проблем, которые осложняют взаимодействие учебных заведений и работодателей, можно назвать следующие [1]:

2. Цель и задачи исследования, планируемые результаты

Целью исследования является поиск путей решения проблемы оторванности образования от работодателя, разработка инструмента влияние на содержание образовательных программ с использованием профессиональных стандартов.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. исследования перспективы взаимодействия работодателей и учебных заведений;
  2. разработать методические рекомендации для повышения качества образовательных услуг путем изменения содержания образовательных программ.

Объект исследования: качество образовательных услуг.

Предмет исследования: теоретико-методические основы обеспечения качества образовательных услуг для повышения конкурентоспособности выпускников учебных заведений.

Научная новизна представленной работы заключается в определении эффективных путей оптимизации деятельности по управлению качества с учетом современных социально-экономических условий. Выводы основаны на изучении научной и методической литературы, результатов экспертиз, авторском анализе материалов.

Практическое значение полученных результатов заключается в разработке рекомендаций и предложений по повышению эффективности совершенствования образовательной программы, написанной на основе профессионального стандарта.

3. Обзор исследований и разработок

Поиск путей взаимодействия работодателя и студента неотъемлемая часть улучшения качества образования, следовательно и проблемы их внедрения, адаптации, совершенсвования широко исследуются как американскими, европейскими, японскими учеными, так и отечественными специалистами.

В качестве теоретических оснований для проведения магистерского исследования были рассмотрены исследовательские проекты, реализованные под руководством к. соц. наук О. Я. Дымарской Перспективы развития взаимодействия работодателей и ВУЗов в контексте тенденций развития системы высшего образования в России и Направления взаимодействия ВУЗов и работодателей в представлениях заинтересованных сторон[2]. Данные исследовательские проекты содержат комплексное изучение мнений заинтересованных сторон о проблемах и тенденциях взаимодействия работодателей и ВУЗов.

Результаты, полученные в рамках проектов, использовались в качестве концептуальной и теоретической основы взаимодействия сторон, заинтересованных в развитии высшего образования в России, при проведении магистерского исследования. Данная основа позволила обеспечить единую согласованную интерпретацию перспектив сотрудничества работодателей и ВУЗов и может быть использована при формировании партнерства между ними в процессе разработки образовательных программ.

В рамках магистерского исследования был проанализирован опыт других стран в вопросе взаимодействия ВУЗов и работодателей, так как поиски и развитие новых форм взаимодействия экономики и образования необходимо вести с учетом положительного опыта зарубежных стран. Так, по мнению Г. А. Лукичева, наиболее заметных результатов в обеспечении взаимодействия образования и бизнеса добилась Великобритания (наряду с Ирландией). В этой стране ежегодно публикуется Заявление о требованиях к квалификациям высшего образования, которое разрабатывается совместно академическим сообществом, представителями работодателей и профессиональных организаций, а также соответствующих правительственных структур. В этом документе в максимальной степени учитываются изменения требований рынка труда [3].

Заявление служит ориентиром для ВУЗов при разработке и реализации стратегий пригодности выпускников к занятости. В этой связи предпринимается целый комплекс мер, направленных на преодоление имеющихся несоответствий между реальными кадровыми потребностями отраслей экономики и подготовкой в университетах по многим направлениям и на сближение деятельности бизнеса и университетов в сфере инновационной деятельности.

В качестве теоретических оснований целесообразно проанализировать российский опыт (работы О. Я. Дымарской, Г. А. Лукичева, А. Н. Лымарь, Е. М. Авраамовой, Н. И. Шевченко, М. Н. Вандышевой, Т. И. Заславской, Т. А. Бобровой[4]) и опыт других стран, добившихся значительных результатов в этом вопросе: Великобритания, Ирландия, Германия и др. (работы С. Ю. Алашеева, Г. А. Лукичева, Jay Cross, А. Lauren, материалы семинара Болонского процесса и др.). Существующие исследования в основном посвящены вопросам оценки эффективности работы ВУЗов со стороны работодателей и проблемам осуществления взаимодействия в целом, но имеющиеся материалы не раскрывают проблему взаимодействия при разработке образовательных программ.

4. Механизм влияния работодателя на образовательную программу посредством профессиональных стандартов

Модернизация системы профессионального образования вызвала необходимость формирования поля активного взаимодействия различных заинтересованных сторон в развитии образования сторон: органов власти, образовательных учреждений, студентов, работодателей, представителей общественности, бизнеса, профессиональных сообществ [5].

Участие работодателей в создании базы для производственной практики студентов и руководстве их деятельностью по-прежнему неоценимо. Проблемы в этой области заключаются в том, что зачастую схемы традиционной учебной практики не подходят им по условиям и срокам, что делает практику формальным мероприятием. Поэтому поиск гибких моделей для прохождения практики, в том числе по заявкам предприятий; а также стажировка в период обучения в образовательном учреждении весьма перспективными.

Перспективной формой диалога партнёров-работодателей в реализации образовательной программы является участие в разработке образовательной программы и ее отдельных компонентов. Главным показателем качества программы являются результаты обучения или сформированные в процессе обучения универсальные, общекультурные и профессиональные компетенции, которые определяют готовность выпускника к выполнению профессиональной деятельности и решению профессиональных задач [6].

Совместная деятельность по разработке базовых образовательных программ, которая позволит совместными усилиями определить требования к уровню образования общекультурных и профессиональных компетенций выпускников и разработать учебные планы с учетом требований регионального рынка труда и потенциала образовательного учреждения. Несомненно, работодатель, занимающийся наймом и размещением персонала, лучше, чем кто-либо еще, знает, какие кадры необходимы для осуществления определенных профессиональных функций.

При проектировании базовых образовательных программ необходимо совместно проводить функциональный анализ посредством описания рабочей деятельности, ее функций и результатов, что позволяет быстро принимать во внимание изменения в технологии и организации работы на региональных рынках труда, куда выпускники попадут в дальнейшем. Функциональный анализ начинается с установлением требований работодателей к стандартам деятельности в конкретной профессиональной области (профессии) с целью определения настоящих и будущих отраслевых требований для разных категорий персонала.

После определения функций – реальных действий, которые должен выполнять сотрудник определенной профессии различного уровня квалификации, и тех компетенций, которые необходимы для выполнения данной профессиональной деятельности, составляется функциональная карта, являющаяся основой для разработки компетентностной модели выпускника и соответствующие учебные программы [7].

Следовательно, при проектировании образовательной программы взаимодействие с работодателями предполагает согласование с ними следующих вопросов:

  1. Определение социального заказа и требований работодателей для выпускников предполагаемого профиля обучения;
  2. Формулирование цели (миссии) программы и результатов обучения по этой программе: какой конкретный продукт ожидается получить после завершения обучения;
  3. Какие виды деятельности и какие профессиональные задачи будут готовиться выпускником, какие профессиональные действия и на каком уровне он будет способен совершать;
  4. Формулирование компетенций (общекультурных и профессиональных), которые должны формироваться у учащегося в процессе обучения (включая профиль, который отражает региональные особенности);
  5. Соотнесение компетенций, сформированных в процессе подготовки с необходимым набором изучаемых дисциплин и практик, а также разработка матрицы соответствия требуемых компетенций и формирующих их составляющих образовательного стандарта (ОС).

При разработке образовательного стандарта учебное заведение с помощью анкетирования и экспертных опросов должно осуществлять формирование списка компетенций, которые, по мнению работодателей, должны иметь выпускники конкретных специальностей и учебных областей [8].

Таким образом, приоритетным партнёром образовательной организации становится работодатель, а выстраивание диалога – залог качества образовательных программ, востребованности выпускников на рынке труда.

Актуальность требований, мобильность содержания, системный характер и модульная структура отличают профессиональный стандарт от всех документов, использовавшихся в практике управления персоналом и регулирования рынка труда ранее.

Профессиональный стандарт – многофункциональные нормативный документ, определяющий в рамках конкретного вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенциям работников по различным квалификационным уровням [9].

Круг заинтересованных сторон в профессиональных стандартах, достаточно широк. Данный документ интегрирует интересы бизнеса, работника, государства и системы образования.

Обобщенная схема заинтересованных сторон в профессиональном стандарте представлена на рисунке 1.

Круг заинтересованных сторон в профессиональном стандарте

Рисунок 1 – Круг заинтересованных сторон в профессиональном стандарте
(анимация: 9 кадров, циклов повторения – 6, размер 120 Кб)

Для сферы образования профессиональные стандарты могут стать основой для формирования профессионально ориентированных компетенций в образовательных стандартах, программах, дисциплинах, оценки уровня освоения компетенций, а также для наполнения вариативной составляющей учебного плана при подготовке специалистов [10].

Новые образовательные стандарты будут содержать профессиональные и профессионально-специализированные компетенции, отражающие знания и навыки, соответствующие требованиям работодателей. То есть у выпускника учебного заведения будут сформированы нужные рынку труда и работодателю компетенции; работодатель получит работника, подготовленного по его запросу, что определяет его конкурентоспособность, а образовательное учреждение станет востребованным у абитуриентов.

4.1 Создание компетентностной модели выпускника по направлению подготовки 27.03.02 – Управление качеством


Для создания модели компетенции выпускника необходимо определиться с выбором профессионального стандарта. В настоящее время, в рамках реализации направления 27.03.02. – Управление качеством, применимыми являются два ПС:

  1. Специалист по качеству продукции;
  2. Внутренний аудитор.

Далее был проведен анализ на предмет соответствия требований профессионального стандарта требованиям образовательного и направленности программы с целью формирования модели компетенций выпускника, максимально подготовленного к профессиональной деятельности и обладающего необходимым объемом знаний в области управления качеством.

В результате сопоставления вышеперечисленных документов были выявлены трудовые функции, приобретение которых требует ПС, но не отражены в профессиональных компетенциях. В результате проведенного анализа была выявлена необходимость совершенствования основной образовательной программы в части формирования дополнительного вида деятельности, Производственно-эксплуатационная деятельность и соответствующих профессионально- специализированных компетенций (ПСК), способность выявлять и анализировать требования потребителей к продукции (услуге) – ПСК-1; способность проводить работы по обеспечению удовлетворенности потребителей – ПСК-2.

На следующем этапе работы рабочей группы была сформирована модель компетенций выпускника, представленная на рисунке 2.

Компетентностная модель выпускника по направлению подготовки 27.03.02 Управление качеством

Рисунок 2 – Компетентностная модель выпускника по направлению подготовки 27.03.02 Управление качеством

Таким образом, на данном этапе была выполнена задача: разработка модели компетенций выпускника с учетом ПС, в результате которой были сформулированы дополнительный вид деятельности и профессионально-специальные компетенции, в результате чего была сформирована модель компетенций выпускника по направлению 27.03.02 – Управление качеством.

Выводы

В ходе исследования было выявлено, что оценка работодателя служит показателем качества образовательных услуг, поэтому учебное заведение должно ориентироваться на его требования. Одним из главных объединяющим элементом при формировании перечня профессиональных компетенций, учитывающий как требования со стороны работодателей, так и требования образовательных стандартов является профессиональный стандарт.

Cоздание образовательной программы на основе профессионального стандарта приведет к повышению качества образовательных услуг при выпуске конкурентоспособных молодых специалистов с достаточным уровнем профессиональных навыков и компетенций, трудовыми функциями, которыми должен обладать выпускник своего направления.

Также данная разработка обеспечит более полное соответствие квалифицированных работников требованиям работодателей, что, в конечном счете, должно привести к повышению эффективности производства или бизнес-процесса. Повышение профессионального уровня работников оказывает существенное влияние на производительность труда, снижение издержек работодателей на адаптацию работников при трудоустройстве, а также на конкурентоспособность работников на рынке труда.

При написании данного реферата магистерская работа еще не завершена. Окончательное завершение: июль 2020 года. Полный текст работы и материалы по теме могут быть получены у автора или его руководителя после указанной даты.

Список источников

  1. Реутов Н. Н. Взаимодействие высшей школы и работодателей в современных условиях как фактор подготовки конкурентоспособного специалиста // Электр. журн. Оригинальные исследования. Вып. №3, Июнь.
  2. Дымарская О. Я. Профессиональное образование и рынок труда: опыт и перспективы взаимодействия // Россия реформирующаяся: Ежегодник 2005 / Отв. ред. Л. М. Дробижева. М.: Институт социологии РАН, 2006. – С. 174—184.
  3. Лукичев Г. А. В поисках эффективного взаимодействия высшего образования и работодателей // Экономика образования. – 2005. – № 4. – с. 5-21.
  4. Боброва Т. А. Современная система высшего образования Российской Федерации: основные проблемы и пути их решения // Молодой ученый. – 2018. – №45. – С. 127-130.
  5. Чернякова М. М. Модернизация учреждений образования как необходимое условие развития социальной политики// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. – №1 (25). Номер статьи: 2509. Дата публикации: 2013-01-08 [Электронный ресурс].  — Режим доступа: https://sovman.ru/article/2509/.
  6. Кривых С. В. Методические рекомендации по разработке учебных планов по ФГОС ВПО / С. В. Кривых, А. Н. Строганова. СПб.: НОУ Экспресс, 2011.
  7. Байденко В. И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): методическое пособие. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.
  8. Никитина Е. А. Междисциплинарные знания и формирование универсальных компетенций профессиональных кадров для наукоемких отраслей: российский технологический журнал / 2013, – с. 186-191.
  9. Олейникова О. Н., Муравьева А. А. Профессиональные стандарты: принципы формирования, назначение и структура. Методическое пособие. – М.: АНО Центр ИРПО, 2011. – 100  с.[Электронный ресурс].Режим доступа: https://www.profiz.ru/sr/4_2015/profstandarti/.
  10. Азарова Р. Н., Борисова Н. В., Кузов Б. В.// Один из подходов к проектированию основных образовательных программ вузов на основе компетентностного подхода //Материалы XVII Всероссийской научно-методической конференции Проектирование федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных программ высшего профессионального образования в контексте европейских и мировых тенденций.